Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 11:22, курсовая работа
В данной работе анализируются тенденции спроса и предложения труда молодёжи в возрасте от 16 до 29 лет – именно в это время основная ее часть приобретает устойчивый профессионально – трудовой статус в общественной и социальной сфере. На молодежный возраст приходятся главные социальные и демографические события в жизненном цикле человека: завершение общего образования, выбор профессии и получение профессиональной подготовки, начало трудовой деятельности, вступление в брак, рождение детей. Эта категория населения развивается на ряд групп, определяющих их положение на рынке труда.
1. Молодёжный рынок труда……………………………………………..............3
2. Специфика положения молодёжи на рынке труда…………………...............6
3. Сдвиги в системе профессиональной подготовки молодёжи…….................12
4. Подготовка молодёжи к выходу на рынок труда…………………..................15
5. Проблемы занятости выпускников учебных заведений…………...................17
6. Решение проблемы занятости молодёжи.
Правовое регулирование молодёжной политики…………….…................20
Программы поддержки молодёжи………………………...….…..................21
Содействие профессиональной подготовке молодёжи
и трудовой занятости…………………………………………..…......................21
7. Список литературы...............................................................................................23
Однако, несмотря
на перестройку системы
Система профессионально-технического
образования испытывает в настоящее
время значительные финансовые трудности.
ПТУ практически лишились материально-технической
помощи со стороны предприятий. Если
несколько лет назад подросток,
поступая в училище, уже знал, где
он будет работать по его окончании,
то теперь, в условиях, когда предприятия
не имеют возможности вкладывать
средства в свои производственные базы,
предоставлять места для
С учетом того, что
в настоящее время на рынке
труда оказалось много
Ключевой элемент в системе подготовки квалифицированных кадров- ВУЗы- страдает от бюджетного недофинансирования, что не позволяет обновлять опытно-экспериментальную базу, проводить научно-практические конференции и семинары. Но следует отметить, что большинство ВУЗов слабо ориентировано на новые специальности, востребованные рынком. Необходимо ввести изменения в учебный процесс для того, чтобы адаптировать его к конъюнктуре рынка труда, но в тоже время система вузовского образования должна быть ограждена от давления сиюминутных интересов. Она обязана сохранить свою главную функцию- воспроизводство высокоинтеллектуального профессионального потенциала общества.
Необходимы меры,
направленные на снижение напряжённости
на рынке труда молодёжи, так как
в настоящее время
Таблица 2
Распределение численности безработных в 1999г.
(на конец ноября; в процентах к итогу)
Всего | В том числе | ||
мужчины | женщины | ||
Безработные всего | 100 | 100 | 100 |
В
том числе в возрасте лет:
До 20 |
7,4 |
6,4 |
8,5 |
20-24 | 15,9 | 16,2 | 15,5 |
25-29 | 12,8 | 13,8 | 11,8 |
30-34 | 13,4 | 13,2 | 13,6 |
35-39 | 15,4 | 16,0 | 14,7 |
40-44 | 12,3 | 11,5 | 13,2 |
45-49 | 10,2 | 8,9 | 11,5 |
50-54 | 4,5 | 4,6 | 4,3 |
55-59 | 5,4 | 6,6 | 4,1 |
60-72 | 2,8 | 2,8 | 2,7 |
Среди них 40,5% не работают от 6 месяцев до года, а 33,3%- больше года. Около 40% безработных имеют высшее и среднее специальное образование. Уровень образования влияет на способ поиска работы. Так, безработные, имеющие высшее образование, ищут работу самостоятельно, используя личные связи, а безработные с более низким уровнем подготовки чаще обращаются в службы занятости.
Накопившиеся проблемы подготовки и переподготовки специалистов и их дальнейшего трудоустройства можно решить лишь в комплексе. В федеральном бюджете должны быть зарезервированы средства на эти цели. Государственная политика занятости нуждается в более точной корректировке и увязке с реальной действительностью, она должна базироваться на содействии малому бизнесу, само занятости граждан. Особенно такая политика необходима в трудоизбыточных, монокультурных регионах, где следует стимулировать создание и преобразование новых рабочих мест с учётом выхода на рынок труда новых поколений.
Только комплексными,
целенаправленными мерами можно
поддержать систему образования
и снять напряжение на молодёжном
рынке труда. Нельзя допустить, чтобы
прекратились воспроизводство и
поддержка интеллектуального
Подготовка
молодежи к выходу
на рынок труда.
Рыночная трансформация
казахстанской экономики
На основе комплексного исследования выявлены проблемы занятости молодежи:
диспропорциональность на молодежном сегменте рынка труда,
причины не занятости безработной молодежи,
конкурентоспособность
основных потоков учащейся молодежи
(учащиеся школ, школ-интернатов, учебно-производственных
центров и детских домов, учащиеся
ПТУ, техникумов, вузов ) при первичном
выходе на рынок труда с точки
зрения профессионально-
факторы успешной профессиональной карьеры,
проблема координации деятельности социальных подготовки).
В современных
социально-экономических
несоответствие
действующей в городе системы
психолого-профориетационной
Как показало
исследование, молодежь не получает знаний
о современном рынке труда, о
правилах поведения на рынке труда,
слагаемых построения успешной профессиональной
карьеры о своих правах и обязанностях
в сфере трудовых отношений. Молодежь
не готова конкурировать и быть субъектом
на рынке труда.
При первичном выходе на рынок труда у
молодежи преобладают идеалистические
представления о будущей профессии, трудовой
и профессиональной карьере, которые с
первых шагов на рынке труда разрушаются
и приводят к возникновению сложных социально-
психических состояний (тревога; состояние
депрессии, влияющее на коммуникативную
сферу и сопровождаемое ощущением безысходности,
комплексом вины ) в условиях невозможности
трудоустройства. Столкновение с трудовой
реальностью приводит к переориентации
либо деградации трудовых ценностей. Таким
образом, безработица негативно влияет
на социально-психологическое развитие
молодых людей и часто приводит к исчезновению
взгляда на труд как средство личной самореализации,
а сам процесс нормальной социализации
оказывается нарушенным.
Вместе с тем, положение молодежи на рынке
труда определяется и деятельностью образовательных
учреждений города, которые через процесс
подготовки и воспитания задают профессионально-
В настоящее
время в системе непрерывного
образования молодежи
Проблемы занятости выпускников
учебных
заведений.
Жизненные планы выпускников не полной и полной средней школы характеризуются явным преобладанием ориентации на продолжение образования. Однако определённая доля учащихся, закончивших школу, связывает свои жизненные планы с решением пойти работать в ближайшее время. Сюда следует отнести: тех, кто намерен сразу пойти работать (1 % от выпуска); тех, кто собирается работать после окончания краткосрочных курсов (3%); тех, кто пойдёт работать, если не осуществляться планы на продолжение образования (11%).
В среднем
15% выпускников школ планируют,
по возможности, найти работу
или устроиться на
Жизненные планы молодых людей, закончивших профессиональные учебные заведения, различны в каждой социальной группе молодых специалистов.
Преобладающей
ориентацией является намерение
пойти работать. Как видно из таблицы
3 его разделяют в среднем три
четверти молодых специалистов: 90%-
выпускники вузов; около 80%- выпускников
профтехучилищ; 69%- специалистов со среднем
специальным образованием. Часть выпускников-
в среднем каждый четвёртый- ориентируется
на продолжение образования. Следует обратить
внимание на образовательные ориентации
выпускников средних специальных учебных
заведений (ССУЗ). Они представляют интерес
не только как фактор, влияющий на рынок
образовательных услуг, но и как объект
самостоятельного изучения. Социальная
категория выпускников техникумов обладает
по сравнению с выпускниками других профессиональных
учебных заведений самым высоким потенциалом
образовательных намерений. Связано это
прежде всего с коммерциализацией высшего
образования. Четвёртая часть выпускников
техникумов изначально ориентирована
на поступление в вуз- так надёжнее и дешевле.
Таблица3
Жизненные планы выпускников профессиональных учебных заведений
(в % от числа опрошенных )
Планы по окончании учебного заведения | Категории выпускников | всего | ||
профтехучилищ | техникумов | вузов | ||
Пойти работать | 79 | 69 | 90 | 76 |
Продолжить
учёбу в:
ССУЗе |
11 |
3 |
- |
5 |
ВУЗе | 6 | 25 | 1 | 13 |
Аспирантуре | - | - | 6 | 2 |
Другом месте | 4 | 3 | 3 | 4 |