Молодежь на рынке труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 11:22, курсовая работа

Описание работы

В данной работе анализируются тенденции спроса и предложения труда молодёжи в возрасте от 16 до 29 лет – именно в это время основная ее часть приобретает устойчивый профессионально – трудовой статус в общественной и социальной сфере. На молодежный возраст приходятся главные социальные и демографические события в жизненном цикле человека: завершение общего образования, выбор профессии и получение профессиональной подготовки, начало трудовой деятельности, вступление в брак, рождение детей. Эта категория населения развивается на ряд групп, определяющих их положение на рынке труда.

Содержание

1. Молодёжный рынок труда……………………………………………..............3
2. Специфика положения молодёжи на рынке труда…………………...............6
3. Сдвиги в системе профессиональной подготовки молодёжи…….................12
4. Подготовка молодёжи к выходу на рынок труда…………………..................15
5. Проблемы занятости выпускников учебных заведений…………...................17
6. Решение проблемы занятости молодёжи.
Правовое регулирование молодёжной политики…………….…................20
Программы поддержки молодёжи………………………...….…..................21
Содействие профессиональной подготовке молодёжи
и трудовой занятости…………………………………………..…......................21
7. Список литературы...............................................................................................23

Работа содержит 1 файл

КР по психологии.docx

— 69.87 Кб (Скачать)

Однако, несмотря на перестройку системы образования, спрос работодателей на подготовленных рабочих и специалистов продолжает оставаться низким: они предпочитают им опытных работников. Профессиональные учебные заведения до сих пор  слабо ориентируются на потребности  рынка труда, не изучая положение  на нем своих выпускников. В результате диспропорции между спросом и  предложением становятся настолько  привычными, что уже в ряде регионов практикуется направление только что  окончивших учебные заведения рабочих  и специалистов на переподготовку чуть ли не в те же самые учебные заведения.

Система профессионально-технического образования испытывает в настоящее  время значительные финансовые трудности. ПТУ практически лишились материально-технической  помощи со стороны предприятий. Если несколько лет назад подросток, поступая в училище, уже знал, где  он будет работать по его окончании, то теперь, в условиях, когда предприятия  не имеют возможности вкладывать средства в свои производственные базы, предоставлять места для производственной практики учащихся подшефных училищ и готовить рабочих, большинство  выпускников получают свободное  распределение. Большинство молодых  людей, имеющих среднее специальное  образование, пополняют ряды “челноков”, уличных торговцев, происходит отток  молодёжи в сферу нерегулируемой и теневой занятости. В связи  с этим реально создание парадоксальной ситуации, когда при оживлении  промышленного производства вновь  возникает потребность в высококвалифицированных  кадрах, а таковых на рынке труда  может оказаться недостаточно.

С учетом того, что  в настоящее время на рынке  труда оказалось много школьников, не достигших 15 лет, и Федеральная  служба занятости ими не занимается, встаёт проблема профессиональной адаптации  младших школьников и подростков. Для этого на базе имеющихся учебных  заведений начала создаваться сеть школ с профессионально-трудовым уклоном: аграрных, промышленных, технических, лёгкой промышленности и др. По существу, речь идёт о введение в систему  профессионального образования  нового элемента- профессиональной адаптации подростков с неполным среднем образованием.

Ключевой элемент  в системе подготовки квалифицированных  кадров- ВУЗы- страдает от бюджетного недофинансирования, что не позволяет обновлять опытно-экспериментальную базу, проводить научно-практические конференции и семинары. Но следует отметить, что большинство ВУЗов слабо ориентировано на новые специальности, востребованные рынком. Необходимо ввести изменения в учебный процесс для того, чтобы адаптировать его к конъюнктуре рынка труда, но в тоже время система вузовского образования должна быть ограждена от давления сиюминутных интересов. Она обязана сохранить свою главную функцию- воспроизводство высокоинтеллектуального профессионального потенциала общества.

Необходимы меры, направленные на снижение напряжённости  на рынке труда молодёжи, так как  в настоящее время продолжительная  безработица наиболее велика у выпускников  учебных заведений (см. табл. 2).  

Таблица 2

Распределение численности безработных в 1999г.

(на конец  ноября; в процентах к итогу)

      Всего В том  числе
    мужчины женщины
    Безработные всего 100 100 100
    В том числе в возрасте лет:

    До 20

     
    7,4
     
    6,4
     
    8,5
    20-24 15,9 16,2 15,5
    25-29 12,8 13,8 11,8
    30-34 13,4 13,2 13,6
    35-39 15,4 16,0 14,7
    40-44 12,3 11,5 13,2
    45-49 10,2 8,9 11,5
    50-54 4,5 4,6 4,3
    55-59 5,4 6,6 4,1
    60-72 2,8 2,8 2,7

 

Среди них 40,5% не работают от 6 месяцев до года, а 33,3%- больше года. Около 40% безработных имеют  высшее и среднее специальное  образование.  Уровень образования  влияет на способ поиска работы. Так, безработные, имеющие высшее образование, ищут работу самостоятельно, используя личные связи, а безработные с более низким уровнем подготовки чаще обращаются в службы занятости.

Накопившиеся  проблемы подготовки и переподготовки специалистов и их дальнейшего трудоустройства  можно решить лишь в комплексе. В  федеральном бюджете должны быть зарезервированы средства на эти  цели. Государственная политика занятости  нуждается в более точной корректировке  и увязке с реальной действительностью, она должна базироваться на содействии малому бизнесу, само занятости граждан. Особенно такая политика необходима в трудоизбыточных, монокультурных регионах, где следует стимулировать  создание и преобразование новых  рабочих мест с учётом выхода на рынок труда новых поколений.

Только комплексными, целенаправленными мерами можно  поддержать систему образования  и снять напряжение на молодёжном рынке труда. Нельзя допустить, чтобы  прекратились воспроизводство и  поддержка интеллектуального потенциала общества, началась обвальная безработица  среди молодёжи. Государственные  и федеральные программы должны стимулировать создание и преобразование рабочих мест в более перспективных  и развитых отраслях экономики, привлекая  для этого не только бюджетные  средства, но и средства частных  предприятий, инвесторов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Подготовка  молодежи к выходу на рынок труда. 

Рыночная трансформация  казахстанской экономики приводит к изменению положения личности в сфере занятости. Личность становится субъектом рыночных отношений, осуществляет самостоятельный профессиональный и экономический выбор, несет  ответственность за его последствия  в виде: размеров заработной платы, условий труда, возможностей для  развития своих способностей и профессиональной карьеры.

На основе комплексного исследования  выявлены проблемы занятости  молодежи:

диспропорциональность на молодежном сегменте рынка труда,

причины не занятости  безработной молодежи,

конкурентоспособность основных потоков учащейся молодежи (учащиеся школ, школ-интернатов, учебно-производственных центров и детских домов, учащиеся ПТУ, техникумов, вузов ) при первичном  выходе на рынок труда с точки  зрения профессионально-квалификационной подготовки , ценностных ориентаций в сфере труда и социально-психологической ориентации на рынке труда города,

 факторы успешной  профессиональной карьеры, 

проблема координации  деятельности социальных подготовки).

В современных  социально-экономических условиях рациональный путь решения проблемы подготовки специалистов в области  профессиональной ориентации - это  подготовка данных специалистов из числа  безработных граждан, имеющих высшее образование, но чьи профессии устарели или существует избыток данных профессий  на рынке труда города, района. институтов, решающих задачи профессионального самоопределения и занятости молодежи,

несоответствие  действующей в городе системы  психолого-профориетационной работы новым экономическим реалиям  и другие особенности молодежного  сегмента рынка труда.

Как показало  исследование, молодежь не получает знаний о современном рынке труда, о  правилах поведения на рынке труда, слагаемых построения успешной профессиональной карьеры о своих правах и обязанностях в сфере трудовых отношений. Молодежь не готова конкурировать и быть субъектом  на рынке труда.  
При первичном выходе на рынок труда у молодежи преобладают идеалистические представления о будущей профессии, трудовой и профессиональной карьере, которые с первых шагов на рынке труда разрушаются и приводят к возникновению сложных социально- психических состояний (тревога; состояние депрессии, влияющее на коммуникативную сферу и сопровождаемое ощущением безысходности, комплексом вины ) в условиях невозможности трудоустройства. Столкновение с трудовой реальностью приводит к переориентации либо деградации трудовых ценностей. Таким образом, безработица негативно влияет на социально-психологическое развитие молодых людей и часто приводит к исчезновению взгляда на труд как средство личной самореализации, а сам процесс нормальной социализации оказывается нарушенным.  
Вместе с тем, положение молодежи на рынке труда определяется и деятельностью образовательных учреждений города, которые через процесс подготовки и воспитания задают профессионально-квалификационный уровень подготовки своих выпускников, формируют ценностные ориентации на труд, модель поведения на рынке труда и в сфере трудовых отношений.

 В настоящее  время в системе непрерывного  образования молодежи отсутствует  целенаправленная, систематическая  психолого-профориентационная работа, которая должна содействовать  личности в профессиональном  самоопределении с учетом не  только потребностей и возможностей, но и с учетом ситуации на  рынке труда; отсутствует система  комплексного взаимодействия социальных  институтов, призванных решать задачи  профессионального самоопределения  и занятости; отсутствует подготовка  специалистов для оказания качественных  психолого-профориентационных услуг  молодежи с учетом специфики образовательного учреждения (школа, детские дома, школы-интернаты, профессиональные учебные заведения разного уровня) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Проблемы  занятости выпускников

учебных заведений. 

Жизненные планы  выпускников не полной и полной средней  школы характеризуются явным  преобладанием ориентации на продолжение  образования. Однако определённая доля учащихся, закончивших школу, связывает  свои жизненные планы с решением пойти работать в ближайшее время. Сюда следует отнести: тех, кто намерен  сразу пойти работать (1 % от выпуска); тех, кто собирается работать после  окончания краткосрочных курсов (3%); тех, кто пойдёт работать, если не осуществляться планы на продолжение  образования (11%).

 В среднем  15% выпускников школ планируют,  по возможности, найти работу  или устроиться на краткосрочные  курсы. Причины снижения ориентаций  на трудовую деятельность вчерашних  школьников кроются в экономической  нестабильности и неопределённости  перспектив. Поэтому значительно  чаще выпускники школ в случае  неосуществления первоначальных  планов продолжения образования  намереваются поступать в любое  другое учебное заведение.

Жизненные планы  молодых людей, закончивших профессиональные учебные заведения, различны в каждой социальной группе молодых специалистов.

Преобладающей ориентацией является намерение  пойти работать. Как видно из таблицы 3 его разделяют в среднем три  четверти молодых специалистов: 90%- выпускники вузов; около 80%- выпускников  профтехучилищ; 69%- специалистов со среднем специальным образованием. Часть выпускников- в среднем каждый четвёртый- ориентируется на продолжение образования. Следует обратить внимание на образовательные ориентации выпускников средних специальных учебных заведений (ССУЗ). Они представляют интерес не только как фактор, влияющий на рынок образовательных услуг, но и как объект самостоятельного изучения. Социальная категория выпускников техникумов обладает по сравнению с выпускниками других профессиональных учебных заведений самым высоким потенциалом образовательных намерений. Связано это прежде всего с коммерциализацией высшего образования. Четвёртая часть выпускников техникумов изначально ориентирована на поступление в вуз- так надёжнее и дешевле. 

Таблица3

Жизненные планы  выпускников профессиональных учебных  заведений

(в % от числа  опрошенных )

Планы по окончании учебного заведения Категории выпускников всего
профтехучилищ техникумов вузов
Пойти работать 79 69 90 76
Продолжить  учёбу в:

ССУЗе

 
11
 
3
 
-
 
5
ВУЗе 6 25 1 13
Аспирантуре - - 6 2
Другом  месте 4 3 3 4

Информация о работе Молодежь на рынке труда