Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:11, курсовая работа
Актуальность: Проблема межнационального общения всегда была и будет актуальной, ею всегда интересовались ученые многих стран. Вопрос межнационального общения является сложным и многогранным. Образование, начиная с дошкольного, должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, ребенок осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой- привить ему уважение к другим культурам.
Рассматривание иллюстраций, отражающих содержание о людях различных национальностей, развивают мышление, речь ребенка, обостряется внимание и наблюдательность, расширяется круг интересов, пробуждает творческую активность. Выразительная иллюстрация помогает понять поступки героев, вызывает интерес у детей, стремление познать другие культуры.
Большую роль в воспитании
этики межнационального общения
у детей дошкольного возраста
оказывают пословицы и
Эффективным средством воспитания этики межнационального общения у детей дошкольного возраста также являются сказки, которые знакомят детей не только с фольклором, но и дают представления о добре и зле, в какой-то степени соотносимые мировоззрением этносов.
Можно быть уверенным, что
через знакомство с фольклором разных
национальностей, через познание внутреннего
мира различных народов будет
происходить постепенное
За сказочными образами стоят
символы коллективного
Таким образом, рассмотрев теоретические основы воспитания этики межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста, мы пришли к выводам:
1. Этика межнационального
общения – чувство симпатии, дружелюбия
и уважения к людям других
национальностей, принятие и
2. В старшем дошкольном
возрасте возрастает
3. Эффективными средствами
воспитания этики
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию этики межнационального общения детей старшего дошкольного возраста
2.1 Диагностика
уровней сформированности
Опытно-экспериментальная
работа по воспитанию этики межнационального
общения проводилась на базе детского
сада «Аленушка» с. Бижиктиг-Хая Барун-
Была определена цель констатирующего эксперимента: Выявить уровень знаний у детей старшего дошкольного возраста о представлениях других народов и национальностей, как важного показателя этики межнационального общения:
В эксперименте приняли участие
дети старшей группы в количестве
20 человек. Они были поделены на две
группы: экспериментальную и
Для выявления уровня воспитанности межнационального общения на констатирующем этапе использовались следующие критерии и показатели:
1.Критерий достаточности знаний о других нациях и народностях;
2.Сформированность
3.Позитивные действия, как
в реальной, так и вербальной
ситуации (активность в решении
проблемных ситуаций), а также
позитивная лексика в
На основе выделенных критериев и показателей были определены следующие уровни воспитанности межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста: высокий, средний, низкий.
Мы проводили контрольный опрос для определения уровня знаний о других нациях и народностях.
Этот метод, который нами был использован, представлял собой индивидуальной беседы с детьми экспериментальной группы.
Беседа проводилась по следующим вопросам:
1.Это красивая кукла – русская, а этот нарядно одетый мальчик – татарин. А ты кто?
2.На каком языке мы с тобой разговариваем?
3.Какие народы и
4.Как ты думаешь, чем они отличаются?
5.А что у них общего, чем они похожи друг на друга?
6.Хорошо это или плохо,
что в России живут
7.Какие страны ты можешь назвать?
Ответы каждого ребенка
фиксировались нами на отдельных
карточках. У детей нашей
Наибольшие затруднения дети испытывали при ответе на вопросы: "Какие народы и национальности живут в нашей стране, чем они отличаются, а чем похожи?". Протоколы беседы представлены в приложении 4.
В результате проведенной
работы выяснилось, что о своей
этнической принадлежности знают 30% детей,
о том, насколько дети осведомлены
о представителях разнонационального
окружения свидетельствуют
Результаты проведения констатирующего эксперимента.
Контрольная группа:
37% - количество детей,
имеющих высокий уровень
50% - количество детей,
имеющих средний уровень
13% - количество детей,
имеющих низкий уровень
Экспериментальная группа:
32% - количество детей,
имеющих высокий уровень
45% - количество детей,
имеющих средний уровень
23% - количество детей,
имеющих низкий уровень
Графически это выглядит так:
Рис. 1 Результаты констатирующего этапа эксперимента
Таким образом, мы видим, что уровень межнационального общения в контрольной группе явно выше, чем в экспериментальной, но следует учитывать тот факт, что опрос проводился в начале эксперимента.
При анализе результатов опроса, выяснилось, что дети не в полной мере знакомы с существованием множества наций и народностей, недостаточно владеют информацией в данном направление, толерантность не достаточно развита.
Таким образом, определилась главная цель, которой нужно достигнуть при проведении формирующего эксперимента – это познакомить детей с особенностями, обычаями и традициями разных национальностей, что поможет воспитанию этики межнационального общения, как одного из необходимых моральных качеств личности.
Заключение
В последнее время проблема
воспитания этики межнационального
общения стала широко освещаться
в средствах массовой информации,
на государственном и
Нам кажется, что наибольший
акцент следует сделать на дошкольном
возрасте, так как именно в этот
период человек обретает пути и способы
грамотной адаптации во взрослом
мире. Мышление ребенка еще впитывает
в себя все с детской
В результате нашей работы
мы рассмотрели понятие "этика
межнационального общения" в психолого-педагогической
литературе, определили особенности
общения детей дошкольного
Исходя из того, что объектом нашего исследования является процесс воспитания этики межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста, то основное внимание мы уделяем рассмотрению процессуального компонента, средствам воспитания этики межнационального общения в период дошкольного детства, к которым мы отнесли:
· включение детей в специальные занятия по овладению знаниями о других нациях и народностях, традициях и обычаях людей разных национальностей;
· использование занятий с применением игры как средства воспитания толерантности;
· широкое применение методов эмоционального воздействия.
Исследование проводилось на базе детского сада «Аленушка» с. Бижиктиг-Хая Барун-Хемчикского района. Исследованием было охвачено 20 детей.
Для выявления уровня воспитанности этики межнационального общения на констатирующем этапе использовались следующие критерии и показатели:
1.Критерий достаточности знаний о других нациях и народностях;
2.Сформированность
3.Позитивные действия, как
в реальной, так и вербальной
ситуации (активность в решении
проблемных ситуаций), а также
позитивная лексика в
Диагностика исходного уровня этики межнационального общения дошкольников на констатирующем этапе исследования показала, что дети не в полной мере знакомы с существованием множества наций и народностей, недостаточно владеют информацией в данном направление, уважение к детям другой национальности не достаточно развита.
Информация о работе Межнациональное общение с детьми дошкольного возраста