Межнациональное общение с детьми дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:11, курсовая работа

Описание работы

Актуальность: Проблема межнационального общения всегда была и будет актуальной, ею всегда интересовались ученые многих стран. Вопрос межнационального общения является сложным и многогранным. Образование, начиная с дошкольного, должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, ребенок осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой- привить ему уважение к другим культурам.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 75.39 Кб (Скачать)

Рассматривание иллюстраций, отражающих содержание о людях различных  национальностей, развивают мышление, речь ребенка, обостряется внимание и наблюдательность, расширяется  круг интересов, пробуждает творческую активность. Выразительная иллюстрация  помогает понять поступки героев, вызывает интерес у детей, стремление познать  другие культуры.

Большую роль в воспитании этики межнационального общения  у детей дошкольного возраста оказывают пословицы и поговорки. Несмотря на их краткость, в них четко  прослеживаются довольно полные рекомендации к поведению в кругу "чужих". Причем эти рекомендации призывают  к осторожности, деликатности, такту  и в какой-то степени к подавлению своего "Я": Не стучи в чужие  ворота, и в твои стучаться не будут (татарская). Постоянное обращение  к русскому фольклору делает речь детей богаче, образнее. Через знакомство с фольклором дети видят разнообразие существующего мира, принимают его  многогранность и не боятся быть отличными  от других.

Эффективным средством воспитания этики межнационального общения  у детей дошкольного возраста также являются сказки, которые знакомят детей не только с фольклором, но и дают представления о добре  и зле, в какой-то степени соотносимые  мировоззрением этносов.

Можно быть уверенным, что  через знакомство с фольклором разных национальностей, через познание внутреннего  мира различных народов будет  происходить постепенное сближение, основанное на терпимости. И очень  важно, что бы дети почувствовали, что  дружеский настрой к другому  народу, партнерские отношения делают собственный мир богаче, а жизнь полнее и интереснее [7, с.216].

За сказочными образами стоят  символы коллективного бессознательного. Эти же символы встречаются в  мифах, религиях, иногда во снах. Язык символов не является "мифом" или "маскировкой" - это естественный язык нашего бессознательного, тогда как слова - язык нашего сознания.

Таким образом, рассмотрев теоретические  основы воспитания этики межнационального общения у детей старшего дошкольного  возраста, мы пришли к выводам:

1. Этика межнационального  общения – чувство симпатии, дружелюбия  и уважения к людям других  национальностей, принятие и понимание  их этнической самобытности, обычаев  и традиций.

2. В старшем дошкольном  возрасте возрастает дружелюбность  и эмоциональная вовлеченность  ребенка в деятельность и переживания  сверстников. Часто старшие дошкольники  внимательно наблюдают за действиями  ровесников и эмоционально включены  в них. Достаточно часто даже  вопреки правилам игры они  стремятся помочь одногодку, подсказать  ему правильный ход. Если четырех-пятилетние  дети вслед за взрослым охотно  осуждают действия сверстников,  то шестилетние, напротив, защищают  товарища или даже могут поддержать  его "противостояние" взрослому.  При этом конкурентное, соревновательное  начало в общении детей сохраняется.  Однако наряду с этим у старших  дошкольников появляется умение  видеть в партнере не только  его игрушки, промахи или успехи, но и его желания, предпочтения, настроения.

3. Эффективными средствами  воспитания этики межнационального  общения являются: традиции, общение,  художественная литература, сказки, пословицы и поговорки, национальные  куклы, подвижные игры, с использование  национальных атрибутов, произведения  искусства и др. Главным из  перечисленных средств, на наш  взгляд, является игра, как ведущая  деятельность в старшем дошкольном  возрасте.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Опытно-экспериментальная  работа по воспитанию этики межнационального общения детей старшего дошкольного  возраста

2.1 Диагностика  уровней сформированности межнационального  общения детей старшего дошкольного  возраста

Опытно-экспериментальная  работа по воспитанию этики межнационального общения проводилась на базе детского сада «Аленушка» с. Бижиктиг-Хая Барун-Хемчикского  района с детьми старшего дошкольного  возраста.

Была определена цель констатирующего  эксперимента: Выявить уровень знаний у детей старшего дошкольного  возраста о представлениях других народов  и национальностей, как важного  показателя этики межнационального общения:

  1. Уважения;

 

  1. принятия и понимания богатого многообразия культур нашего мира;

 

 

  1.  определение уровня воспитанности межнационального общения.

В эксперименте приняли участие  дети старшей группы в количестве 20 человек. Они были поделены на две  группы: экспериментальную и контрольную (по 10 человек в каждой).

Для выявления уровня воспитанности  межнационального общения на констатирующем этапе использовались следующие  критерии и показатели:

1.Критерий достаточности  знаний о других нациях и  народностях;

2.Сформированность эмоциональных  проявлений (способность к сочувствию, сопереживанию, наличие (отсутствие) положительно окрашенных эмоций  при общении со сверстниками), независимо от их пола, расы, национальности;

3.Позитивные действия, как  в реальной, так и вербальной  ситуации (активность в решении  проблемных ситуаций), а также  позитивная лексика в отношении  детей друг к другу.

На основе выделенных критериев  и показателей были определены следующие  уровни воспитанности межнационального общения у детей старшего дошкольного  возраста: высокий, средний, низкий.

  • Высокий уровень: к этому уровню относятся дети, у которых полные, существенные, конкретные знания о других нациях и народностях. Ребенок умеет общаться с другими людьми и поддерживать хорошие взаимоотношения. Проявляется способность к сочувствию, положительно окрашенные эмоции при общении со сверстниками других национальностей и другого пола.

 

  • Средний уровень: к этому уровню относятся дети, у которых полные, существенные, конкретные знания о других нациях и народностях. Однако ребенок не всегда может общаться с другими людьми и поддерживать хорошие взаимоотношения. Редко проявляется способность к сочувствию, положительно окрашенные эмоции при общении со сверстниками других национальностей и другого пола.

 

  • Низкий уровень: к этому уровню относятся дети, у которых отсутствуют знания о других нациях и народностях. Способность к сочувствию не проявляется.

 

Мы проводили контрольный  опрос для определения уровня знаний о других нациях и народностях.

Этот метод, который нами был использован, представлял собой  индивидуальной беседы с детьми экспериментальной  группы.

Беседа проводилась по следующим вопросам:

1.Это красивая кукла  – русская, а этот нарядно  одетый мальчик – татарин.  А ты кто?

2.На каком языке мы  с тобой разговариваем?

3.Какие народы и национальности  живут в нашей стране?

4.Как ты думаешь, чем  они отличаются?

5.А что у них общего, чем они похожи друг на друга?

6.Хорошо это или плохо,  что в России живут представители  разных народов: русские, белорусы, молдаване, украинцы, цыгане, татары, грузины, немцы…? Почему ты так  думаешь?

7.Какие страны ты можешь  назвать?

Ответы каждого ребенка  фиксировались нами на отдельных  карточках. У детей нашей экспериментальной  группы не вызвали затруднений такие  вопросы как: "На каком языке мы с тобой разговариваем?". Так же без затруднения дети ответили на вопрос: "Хорошо это или плохо, что в России живут представители разных народов: русские, белорусы, молдаване, украинцы, цыгане, татары, грузины, немцы…?" Однако мотивировать свой ответ они не смогли.

Наибольшие затруднения  дети испытывали при ответе на вопросы: "Какие народы и национальности живут в нашей стране, чем они  отличаются, а чем похожи?". Протоколы  беседы представлены в приложении 4.

В результате проведенной  работы выяснилось, что о своей  этнической принадлежности знают 30% детей, о том, насколько дети осведомлены  о представителях разнонационального окружения свидетельствуют ответы на вопрос "Какие народности национальности ты знаешь?". Полученные в ходе исследования данные также показывают, что дети знают лишь ближайшие национальные группы, но сведения о них весьма ограничены, а в процессе опроса дети, как правило, передают информацию, которую они слышат от окружающих. Отрицательное отношение к отдельным  национальностям обусловлено родительским влиянием.

Результаты проведения констатирующего  эксперимента.

Контрольная группа:

37% - количество детей,  имеющих высокий уровень межнационального  общения;

50% - количество детей,  имеющих средний уровень межнационального  общения;

13% - количество детей,  имеющих низкий уровень межнационального  общения;

Экспериментальная группа:

32% - количество детей,  имеющих высокий уровень межнационального  общения;

45% - количество детей,  имеющих средний уровень межнационального  общения;

23% - количество детей,  имеющих низкий уровень межнационального  общения;

 

Графически это выглядит так:

Рис. 1 Результаты констатирующего  этапа эксперимента

Таким образом, мы видим, что  уровень межнационального общения  в контрольной группе явно выше, чем в экспериментальной, но следует  учитывать тот факт, что опрос  проводился в начале эксперимента.

При анализе результатов  опроса, выяснилось, что дети не в  полной мере знакомы с существованием множества наций и народностей, недостаточно владеют информацией  в данном направление, толерантность  не достаточно развита.

Таким образом, определилась главная цель, которой нужно достигнуть при проведении формирующего эксперимента – это познакомить детей с  особенностями, обычаями и традициями разных национальностей, что поможет  воспитанию этики межнационального общения, как одного из необходимых  моральных качеств личности.

 

 

 

 

Заключение

В последнее время проблема воспитания этики межнационального общения стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном  уровне. Это связано с учащающимися случаями нетерпимости по отношению  к инакомыслящим людям со стороны  враждебно настроенных оппонентов. При этом нередки случаи откровенных  конфликтов, выливающихся в жестокие и кровавые столкновения. По мнению большинства аналитиков, подобная тенденция  связана с уменьшением уровня терпимости к людям, жесткостью в  отношениях, неумением тактично и  грамотно излагать свою позицию, не задевая  значимые аспекты жизни других людей.

Нам кажется, что наибольший акцент следует сделать на дошкольном возрасте, так как именно в этот период человек обретает пути и способы  грамотной адаптации во взрослом мире. Мышление ребенка еще впитывает  в себя все с детской непосредственностью, но уже способно к грамотному анализу  ситуаций и вынесению соответствующих  выводов из нее. В этом возрасте формируется  мировоззренческая картина ребенка  и все, что он впитает в себя, будет в будущем определять его  жизненную позицию и способы  поведения в обществе. Актуальность нашей работы мы видим в необходимости  воспитания у дошкольников этики  межнационального общения.

В результате нашей работы мы рассмотрели понятие "этика  межнационального общения" в психолого-педагогической литературе, определили особенности  общения детей дошкольного возраста, выявили средства воспитания этики  межнационального общения. Для проверки эффективности средств мы провели  экспериментальное исследование.

Исходя из того, что объектом нашего исследования является процесс  воспитания этики межнационального общения у детей старшего дошкольного  возраста, то основное внимание мы уделяем  рассмотрению процессуального компонента, средствам воспитания этики межнационального общения в период дошкольного  детства, к которым мы отнесли:

·          включение детей в специальные занятия по овладению знаниями о других нациях и народностях, традициях и обычаях людей разных национальностей;

·          использование занятий с применением игры как средства воспитания толерантности;

·          широкое применение методов эмоционального воздействия.

Исследование проводилось  на базе детского сада «Аленушка» с. Бижиктиг-Хая Барун-Хемчикского района.  Исследованием было охвачено 20 детей.

Для выявления уровня воспитанности  этики межнационального общения  на констатирующем этапе использовались следующие критерии и показатели:

1.Критерий достаточности  знаний о других нациях и  народностях;

2.Сформированность эмоциональных  проявлений (способность к сочувствию, сопереживанию, наличие (отсутствие) положительно окрашенных эмоций  при общении со сверстниками), независимо от их пола, расы, национальности;

3.Позитивные действия, как  в реальной, так и вербальной  ситуации (активность в решении  проблемных ситуаций), а также  позитивная лексика в отношении  детей друг к другу.

Диагностика исходного уровня этики межнационального общения  дошкольников на констатирующем этапе  исследования показала, что дети не в полной мере знакомы с существованием множества наций и народностей, недостаточно владеют информацией  в данном направление, уважение к  детям другой национальности не достаточно развита.

Информация о работе Межнациональное общение с детьми дошкольного возраста