Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:11, курсовая работа
Актуальность: Проблема межнационального общения всегда была и будет актуальной, ею всегда интересовались ученые многих стран. Вопрос межнационального общения является сложным и многогранным. Образование, начиная с дошкольного, должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, ребенок осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой- привить ему уважение к другим культурам.
Введение
Актуальность: Проблема межнационального общения всегда была и будет актуальной, ею всегда интересовались ученые многих стран. Вопрос межнационального общения является сложным и многогранным. Образование, начиная с дошкольного, должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, ребенок осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой- привить ему уважение к другим культурам.
Межнациональное общение- это
вид социального общения, обусловленный
основными сферами
Этика межнациональных отношений
есть не что иное, как высокая
степень совершенства и развития
этих отношений, которые проявляются
в межнациональных и духовных
связях разных народов, в соблюдении
определенного нравственного
Ребенок должен постепенно в практике реального общения открывать для себя сходства и различия с другими людьми. Поэтому цель всех образовательных учреждений- не только ознакомить детей с разными этнокультурами, но научить их жить в сообществе, где образуются новые сложные культурные конгломераты.
Все это обусловило актуальность темы исследования.
Объект исследования: процесс межнационального общения детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: средства воспитания этики межнационального общения.
Цель исследования: теоретически выявить эффективность средств воспитания этики межнационального общения.
Гипотеза исследования: предполагается, что воспитание этики межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста будет успешно в игровой деятельности старших дошкольников.
Задачи:
Теоретико- методологическое основа исследования: общетеоретические основы межнациональных отношений изложены в трудах Ж.Г. Головина, О.А. Дмитриева, Л.М. Дробижевой, А.Н. Некрасовой, Е.А. Троицкого и др.; психологические аспекты развития межнационального восприятия Л.И. Алексеев, В.Ю. Хотинец.
Методы исследования: изучение и анализ психолого- педагогической, методической и учебной литературы по проблематике исследования; педагогические наблюдения. Беседы, количественная обработка и качественная интерпретация экспериментальных данных.
Опытно- экспериментальная база исследования: детский сад «Алёнушка» сумонаБижиктиг-Хая Барун-Хемчикского района. В эксперименте воспитанники детского сада в количестве 20 человек.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Глава 1. Теоретические
основы воспитания этики межнационального
общения детей дошкольного
В психолого-педагогической литературе существует много определений деятельности общения.
Общение- это взаимодействие двух ( или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Общение есть взаимодействие людей, вступающих в него как субъекты.
Для общения необходимы, по крайней мере, два человека, каждый из которых выступает именно как субъект. Общение есть не просто действие, а именно взаимодействие- оно осуществляется между участниками, каждый из которых равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах [1, с. 136].
Общение- взаимодействие между
людьми, главным образом
Этика межнационального общения- это органическая составная часть духовной жизни общения, его культуры, в частности, культуры человеческих отношений. Понятие «этики межнационального общения» вошло в научный оборот в начале 80-х гг. И теоретическая, и практическая функции этики межнационального общения- способствовать интеграции наций, народностей страны. Укреплению их дружбы и сотрудничества, воспитывая такт и взаимоуважение людей разных национальностей.
Основными чертами и критериями этики межнационального общения являются:
Способность к межнациональному
общению можно считать
Таким образом, содержание понятия «этика межнационального общения» включает: симпатию, дружелюбие и уважение к свестникам и взрослым различных национальностей, понимание и принятие этнической самобытности, обычаев и традиций разных народов, их функциональной значимости; проявление заинтересованного отношения к жизни, культуре представителей иных этнических коллективов; отражение эмоционально- положительного к ним в собственном поведении при непосредственном и опосредованном общении.
В дошкольном возрасте в
жизнь ребенка прочно и уже
навсегда входят другие дети- сверстники.
Между дошкольниками
Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором сроится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда он складывается удачно. У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемные формы отношения ребенка к сверстникам и помочь преодолеть их – важнейшая задача родителей. Для этого необходимо знать возрастные особенности общения детей, нормальный ход развития общения со сверстниками.
Общение младших дошкольником совершенно не похоже на их общение со взрослыми. Они по- другому разговаривают, смотрят друг на друга, иначе ведут себя [5, с.205].
Первое, что бросается в глаза, - это чрезвычайно яркая эмоциональная насыщенность общения детей. Они буквально не могут разговаривать спокойно – кричат, визжат, хохочут, носятся, пугают друг друга и при этом захлебываются от восторга. Повышенная эмоциональность и раскованность существенно отличает контакты малышей от их взаимодействия со взрослыми. В общении сверстников наблюдается примерно в 10 раз больше ярких экспрессивно- мимических проявлений, выражающих самые разные эмоциональные состояния: от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки.
Еще одна важная особенность
контактов детей заключается
в нестандартности их поведения
и в отсутствии всяких правил и
приличий. Если в общении со взрослыми
даже самые маленькие дети придерживаются
определенных норм поведения, то при
взаимодействии со сверстниками малыши
используют самые неожиданные и
непредсказуемые звуки и
Информация о работе Межнациональное общение с детьми дошкольного возраста