Межнациональное общение с детьми дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:11, курсовая работа

Описание работы

Актуальность: Проблема межнационального общения всегда была и будет актуальной, ею всегда интересовались ученые многих стран. Вопрос межнационального общения является сложным и многогранным. Образование, начиная с дошкольного, должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, ребенок осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой- привить ему уважение к другим культурам.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 75.39 Кб (Скачать)

Введение

Актуальность: Проблема межнационального общения всегда была и будет актуальной, ею всегда интересовались ученые многих стран. Вопрос межнационального общения является сложным и многогранным. Образование, начиная с дошкольного, должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, ребенок осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой- привить ему уважение к другим культурам.

Межнациональное общение- это  вид социального общения, обусловленный  основными сферами взаимодействия народов- экономикой, политикой, наукой, культурой, языком.

Этика межнациональных отношений  есть не что иное, как высокая  степень совершенства и развития этих отношений, которые проявляются  в межнациональных и духовных связях разных народов, в соблюдении определенного нравственного такта  и взаимной уважительности людей  различных национальностей друг к другу, в их общении и недопустимости кого- либо пренебрежения к языку, национальным обычаям и традициям  других народов. Воспитание этике межнационального общения необходимо начинать у детей  уже в дошкольном возрасте.

Ребенок должен постепенно в практике реального общения  открывать для себя сходства и  различия с другими людьми. Поэтому  цель всех образовательных учреждений- не только ознакомить детей с разными этнокультурами, но научить их жить в сообществе, где образуются новые сложные культурные конгломераты.

Все это обусловило актуальность темы исследования.

Объект исследования: процесс межнационального общения детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: средства воспитания этики межнационального общения.

Цель исследования: теоретически выявить эффективность средств воспитания этики межнационального общения.

Гипотеза исследования: предполагается, что воспитание этики межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста будет успешно в игровой деятельности старших дошкольников.

Задачи:

  1. Проанализировать психолого- педагогическую литературу по проблеме исследования.
  2. Рассмотреть понятие « межнационального общения» и определить особенности общения у детей старшего дошкольного возраста.
  3. Выявить средства воспитания этики межнационального общения.
  4. Проводить опрос в детском саду «Алёнушка» сумонаБижиктиг-Хая Барун-Хемчикского района.

Теоретико- методологическое основа исследования: общетеоретические основы межнациональных отношений изложены в трудах Ж.Г. Головина, О.А. Дмитриева, Л.М. Дробижевой, А.Н. Некрасовой, Е.А. Троицкого и др.; психологические аспекты развития межнационального восприятия Л.И. Алексеев, В.Ю. Хотинец.

Методы исследования: изучение и анализ психолого- педагогической, методической и учебной литературы по проблематике исследования; педагогические наблюдения. Беседы, количественная обработка и качественная интерпретация экспериментальных данных.

Опытно- экспериментальная  база исследования: детский сад «Алёнушка» сумонаБижиктиг-Хая Барун-Хемчикского района. В эксперименте воспитанники детского сада в количестве 20 человек.

Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  основы воспитания этики межнационального общения детей дошкольного возраста

    1. Понятие «межнациональное общение» в психолого- педагогической литературе

В психолого-педагогической литературе существует много определений деятельности общения.

Общение- это взаимодействие двух ( или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений  и достижения общего результата. Общение  есть взаимодействие людей, вступающих в него как субъекты.

Для общения необходимы, по крайней мере, два человека, каждый из которых выступает именно как  субъект. Общение есть не просто действие, а именно взаимодействие- оно осуществляется между участниками, каждый из которых  равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах  [1, с. 136].

Общение- взаимодействие между  людьми, главным образом непосредственные. В трактовке общественных отношений  общение- форма их реализации, обеспечивающая- наряду с предметными опосредствованиями- воспроизводство и накопление человеческого  опыта, кооперацию и разделение человеческой деятельности. Понятие «общение»  используется и для характеристики взаимодействий между различными социальными  и культурными системами («межнациональное общение», «общение культур»), т.е. в  плане более широком, нежели межличностная  связь между людьми. В любом  случае общение не может осуществиться, минуя межиндивидуальные контакты [1, с. 38].

Этика межнационального общения- это органическая составная часть  духовной жизни общения, его культуры, в частности, культуры человеческих отношений. Понятие «этики межнационального общения» вошло в научный оборот в начале 80-х гг. И теоретическая, и практическая функции этики  межнационального общения- способствовать интеграции наций, народностей страны. Укреплению их дружбы и сотрудничества, воспитывая такт и взаимоуважение людей  разных национальностей.

 

 

Основными чертами  и критериями этики межнационального общения являются:

  • осознание и признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми и групповыми, понимание необходимости достижения баланса межнациональных интересов, гармонизации общечеловеческих и национальных интересов;
  • нераздельное чувство национальной и общенародной ( народов страны проживания) гордости, принадлежности к роду человеческому;
  • чувство дружбы между народами страны проживания, единства семьи человеческой;
  • забота о судьбах «малой родины», «большой родины», всей планеты Земля;
  • понимание необходимости трудиться на благо своей нации, народов страны проживания, во имя сохранения человечества;
  • стремление и содействие расширению взаимосвязей своей нации с народами страны проживания и всего мира;
  • неразрывный и постоянный интерес к культуре своего народа, народов страны проживания, мировой демократической культуре;
  • знание родного языка, языка страны проживания, языков других народов;
  • национальная скромность и забота о достоинстве своей нации, народов стран проживания, всего человечества;
  • глубокое уважение к национальному достоинству граждан своей национальности и любой другой, доброжелательность и такт по их национальному и расовому происхождению;
  • правильное понимание национализма как исключительно сложного, неоднозначного и противоречивого феномена;
  • нетерпимость к проявлениям шовинизма и расизма, стремление к овладению и повышению этики межнационального общения [13, c.219]. Человеку с развитой этикой межнационального общения присущи следующие наиболее типичные черты личности:
  • навыки общения в многонациональном трудовом коллективе, умение пользоваться ими в своей практической деятельности;
  • уважительное отношение к национальному достоинству других людей, к национальным культурам, к прогрессивным национальным традициям, национальным обычаям;
  • непримиримое отношение к проявлениям национального эгоизма и национального тщеславия, национального нигилизма;
  • умение освобождаться от предрассудков прошлого не только в мировоззрении, но и в чувствах;
  • уважительное к языку народа, на территории которого он проживает.

Способность к межнациональному общению можно считать врожденной, но и как другие способности ее надо развивать в процессе воспитания [10, с.70]. Сегодня можно говорить о двух источниках, питающих национализм: национальная ограниченность, эгоцентризм. Первый связан с культурным консерватизмом, недостатком знаний о других народах, отсутствием опыта межнационального общения. Второй исходит из конкретных социальных ситуаций, вызывающих психологическую неудовлетворенность людей, которая переносится на национальную почву. Зачастую второй источник определяется первым, который можно нейтрализовать путем эффективного воспитания, профилактики и перевоспитания. Задача состоит в том, чтобы с малолетства открыть нравственно- эстетическое, национальные черты представлений разных народов, преодолеть их взаимное отчуждение. Повсеместное стремление к национальному возрождению создает благоприятную почву для диалога культур, для воспитания молодых в духе национально- религиозных ценностей. Формированию этики межнационального общения препятствует старая антитеза «Восток – Запад», отождествляемая с противопоставлением ислама христианству. Путь к взаимопониманию проходит не только через знания, представления, но и через чувства, стремление видеть прекрасное в инонациональном, инорелигиозном [1, с.312]. В обществоведческой литературе понятия «этика межнационального общения», «межкультурная коммуникация» в основном стали употребляться, как сказано выше, с начала 80-х годов XXвека. Так, например, проблема общения в этнической сфере и попытка определения критериев этики межнационального общения, а также типология межнационального общения в условиях различных социально- политических систем находит отражение в работах Авксентьева А.В., Л.М. Дробижевой. Так, Дробижева Л.М. анализирует роль социально- психологических аспектов межнационального общения, рассматривая при этом структуру общения в целом. А в работах Бурмистровой Т.Ю. и Дмитриева О.А. выявляется сущность и сам процесс воспитание и функционирования этики межнационального общения в различных сферах общественной жизни [3, с.116]. Исходной методологией для анализа статей по воспитанию этики межнациональных отношений и этнической толерантности личности является культурно- историческая концепция изучения психических явлений Л.Выготского, А.Леонтьева и А.Лурия и историко- эволюционный подход к изучению личности, разрабатываемый А.Асмоловым[2, с.53].

Таким образом, содержание понятия  «этика межнационального общения» включает: симпатию, дружелюбие и уважение к  свестникам и взрослым различных  национальностей, понимание и принятие этнической самобытности, обычаев и  традиций разных народов, их функциональной значимости; проявление заинтересованного  отношения к жизни, культуре представителей иных этнических коллективов; отражение  эмоционально- положительного к ним в собственном поведении при непосредственном и опосредованном общении.

    1. Особенности общения детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте в  жизнь ребенка прочно и уже  навсегда входят другие дети- сверстники. Между дошкольниками разворачивается  сложная и порой драматичная  картина отношений. Они дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие «пакости». Все эти отношения  остро переживаются и несут массу  разнообразных эмоций. Эмоциональная  напряженность и конфликтность  в сфере детских отношений  значительно выше, чем в сфере  общения со взрослыми. Родители иногда не подозревают о той широкой  гамме чувств и отношений, которую  переживают их дети, и, естественно, не придают особого значения детской  дружбе, ссорам, обидам.

Между тем опыт первых отношений  со сверстниками является тем фундаментом, на котором сроится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения  человека к себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда он складывается удачно. У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемные формы отношения ребенка к сверстникам и помочь преодолеть их – важнейшая задача родителей. Для этого необходимо знать возрастные особенности общения детей, нормальный ход развития общения со сверстниками.

Общение младших дошкольником совершенно не похоже на их общение  со взрослыми. Они по- другому разговаривают, смотрят друг на друга, иначе ведут  себя [5, с.205].

Первое, что бросается  в глаза, - это чрезвычайно яркая  эмоциональная насыщенность общения  детей. Они буквально не могут  разговаривать спокойно – кричат, визжат, хохочут, носятся, пугают друг друга и при этом захлебываются  от восторга. Повышенная эмоциональность  и раскованность существенно  отличает контакты малышей от их взаимодействия со взрослыми. В общении сверстников  наблюдается примерно в 10 раз больше ярких экспрессивно- мимических проявлений, выражающих самые разные эмоциональные состояния: от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки.

Еще одна важная особенность  контактов детей заключается  в нестандартности их поведения  и в отсутствии всяких правил и  приличий. Если в общении со взрослыми  даже самые маленькие дети придерживаются определенных норм поведения, то при  взаимодействии со сверстниками малыши используют самые неожиданные и  непредсказуемые звуки и движения. Они прыгают, принимают причудливые  позы, кривляются, передразнивают друг друга, трещат, квакают и гавкают, придумывают невообразимые звуки, слова, небылицы и т.п. Такие чудачества приносят им необузданную веселость  – чем чуднее, тем веселее [12, с.144].

Информация о работе Межнациональное общение с детьми дошкольного возраста