Межличностные отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 18:23, курсовая работа

Описание работы

В социальной психологии общение является одним из важнейших понятий, поскольку порождает такие феномены, как обмен информацией, восприятие людьми друг друга, руководство и лидерство, сплоченность и конфликтность, симпатия и антипатия и т.д. Психологическая наука имеет давние традиции относительно исследования категории «общение» и выявления ее специфически-психологического аспекта.

Работа содержит 1 файл

Курсовая Т ЛИРИ.docx

— 63.55 Кб (Скачать)

В третью группу включаются трудности общения, связанные  с отсутствием, несформированностью средств групповой деятельности: неумение точно и ясно выразить свои мысли, трудности в аргументировании, неумении вести обсуждение, дискуссию и т.п.

К трудностям, имеющим  социально-психологическое происхождение, относятся и возникающие между  взаимодействующими людьми барьеры, связанные  с различной социальной и этнической принадлежностью, членством во враждующих группировках или в группах, значительно  различающихся по своей направленности.

Одна из трудностей рассматриваемого вида может возникать  из-за плохого владения специфическим  языком, характерным для общности, с представителем которой приходится вступать в контакты. Имеется в  виду не разговорный язык, а язык давно работающих вместе профессионалов, или язык, сложившийся в данной общности, и т.п.

Особый вид  трудностей общения может быть проанализирован  с позиций психологии труда. Как  известно, во многих видах деятельности не обойтись без межлюдского взаимодействия. И чтобы эти виды деятельности успешно выполнялись, их исполнителям необходимо по-настоящему сотрудничать. А для этого должны знать права и обязанности друг друга, причем знание, имеющееся у одного участника, не должно чрезмерно отличаться от знаний других участников деятельности.

Особый интерес  представляют трудности, рассматриваемые  в свете индивидуально-личностных различий.

Исследования  показали, что общение по-разному  деформируется личностными особенностями  его участников. К этим личностным особенностям относится, в частности, эгоцентризм. Из-за сильной центрированности на себе, своей персоне, точке зрения, мыслях, целях, переживаниях индивид оказывается не способным воспринимать другого субъекта, его мнение и представление. Эгоцентрическая направленность личности проявляется и в эмоциональном, и в поведенческом плане.

Установлено, что  в характерах людей, испытывающих трудности  в общении, обнаруживается комплекс лабильных, сенситивных, астеноневротических черт, что свидетельствует о присущей им чрезмерной впечатлительности. Имея потребность в дружеском общении, они не могут реализовать ее вследствие своей исключительной робости и застенчивости.

Специфические трудности общения характерны для  лиц с ярко выраженной тревожностью. Еще один вид трудностей общения  связан с застенчивостью - личностным свойством, возникающим в определенных ситуациях межличностного неформального  общения и проявляющимися в нервно-психическом напряжении и психологическом дискомфорте.

К свойствам, вызывающим трудности общения, относятся кроме  застенчивости отчужденность, одиночество, чрезмерная сенситивность, истероидность, невротизация.

Трудности общения  могут быть рассмотрены и с  позиций медицинской психологии. Особую форму трудностей при общении  с окружающими испытывают люди, страдающие логоневрозами. Исследования показали, что у каждого из них свой комплекс неполноценности, который, начинаясь с глубокой неудовлетворенности притязаний в сфере коммуникаций, деформирует отношение личности логоневротика к другим сторонам его бытия. Свои специфические трудности общения есть и у больных с другими нарушениями в психике, а также страдающих различными соматическими заболеваниями. 
 

1.4 Исследования межличностных отношений

При исследовании межличностных отношений наиболее часто выделяются два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее  впечатление о человеке в процессах  межличностного восприятия. Они названы  М. Аргайлом в числе главных компонентов при анализе стиля межличностного поведения и по содержанию могут быть соотнесены с двумя из трех главных осей семантического дифференциала Ч. Осгуда: оценка и сила. В многолетнем исследовании, проводимом американскими психологами под руководством Б. Бейлза, поведение члена группы оценивается по двум переменным, анализ которых осуществляется в трехмерном пространстве, образованном тремя осями: доминирование-подчинение, дружелюбие-агрессивность, эмоциональность-аналитичность.

          Для представления основных социальных ориентаций Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование-подчинение, дружелюбие-враждебность. В свою очередь эти секторы разделены на восемь – соответственно более частным отношениям. Для еще более тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно двух главных осей.

    Итак, рассмотрим более подробно, как выглядит методика исследования межличностных  отношений Т. Лири.  
 
 
 

Глава 2.

Эмпирическое исследования системы межличностных отношений в группе офисных сотрудников коммерческой организции 

2.1 Характеристика методики исследования и выборки

    Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе оказываются результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование-подчинение) и горизонтальная (дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.

    Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.

    Т. Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдаемого поведения людей, т.е. поведения в оценке окружающих ("со стороны"), для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального "Я". В соответствии с этими уровнями диагностики меняется инструкция для ответа.

    Разные  направления диагностики позволяют  определить тип личности, а также  сопоставлять данные по отдельным аспектам. Например, "социальное "Я", "реальное "Я"", "мои партнеры" и  т.д.

    Методика  может быть представлена респонденту  либо списком (по алфавиту или в случайном  порядке), либо на отдельных карточках. Ему предлагается указать те утверждения, которые соответствуют его представлению  о себе, относятся к другому  человеку или его идеалу.

    Максимальная  оценка уровня – 16 баллов, но она разделена  на четыре степени выраженности отношения: 
 

          0-4 балла – низкая  
          адаптивное  поведение 
          
           
          5-8 баллов – умеренная
          9-12 баллов – высокая  
          экстремальное  

          до  патологии поведение 

          
           
          13-16 баллов - экстремальная
 
 

    В результате производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью специального "ключа" к опроснику. Полученные баллы переносятся на дискограмму, при этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данной октанте (от 0 до 16). Концы векторов соединяются и образуют личностный профиль. 

      По специальным формулам определяются  показатели по основным факторам:

    доминирование и дружелюбие.

    Доминирование = (I – V) + 0,7 х (VIII + II – IV – VI)

    Дружелюбие = (VII – III) + 0,7 х (VIII – II – IV + VI)

     Качественный анализ полученных данных проводится путем сравнения дискограмм, демонстрирующих различие между представлениями разных людей. С.В. Максимовым приведены индексы точности рефлексии, дифференцированности восприятия, степени благополучности положения личности в группе, степени осознания личностью мнения группы, значимости группы для личности. 

    Текст опросника. 

    Тестируемому  необходимо поставить знак "+" против тех определений, которые  соответствуют его представлению  о себе (если нет полной уверенности, знак "+" не ставить).

    I.  1. Другие думают о нем благосклонно

          2. Производит впечатление  на окружающих

      3. Умеет распоряжаться, приказывать

         4. Умеет настоять на своем

         5. Обладает чувством собственного достоинства

         6. Независимый

II.     7. Способен сам позаботиться о себе

         8. Может проявить безразличие

         9. Способен быть суровым

         10. Строгий, но справедливый

III.    11. Может быть искренним

         12. Критичен к другим

         13. Любит поплакаться

         14. Часто печален

IV.    15. Способен проявить недоверие

         16. Часто разочаровывается

         17. Способен быть критичным к себе

         18. Способен признать свою неправоту

V.     19. Охотно подчиняется

         20. Уступчивый

         21. Благородный

         22. Восхищающийся и склонный к подражанию

VI.    23. Уважительный

         24. Ищущий одобрения

         25. Способен к сотрудничеству

         26. Стремится ужиться с другими

VII.   27. Дружелюбный, доброжелательный

         28. Внимательный и ласковый

         29. Деликатный

         30. Одобряющий

VIII.  31. Отзывчивый к призывам о помощи

         32. Бескорыстный

         33. Способен вызвать восхищение

         34. Пользуется уважением у других

I.       35. Обладает талантом руководителя

         36. Любит ответственность

         37. Уверен в себе

         38. Самоуверен и напорист

II.     39. Деловит и практичен

         40. Любит соревноваться

         41. Строгий и крутой, где надо

         42. Неумолимый, но беспристрастный.

III.    43. Раздражительный

         44. Открытый и прямолинейный

         45. Не терпит, чтобы им командовали

         46. Скептичен

IV.    47. На него трудно произвести впечатление

         48. Обидчивый, щепетильный

         49. Легко смущается

        50. Не уверен в себе

V.    51. Уступчивый

        52. Скромный

        53. Часто прибегает к помощи  других

        54. Очень почитает авторитеты

VI.   55. Охотно принимает советы

        56. Доверчив и стремится радовать других

        57. Всегда любезен в обхождении

        58. Дорожит мнением окружающих

VII.  59. Общительный и уживчивый

        60. Добросердечный

        61. Добрый, вселяющий уверенность

Информация о работе Межличностные отношения