Межличностные отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 18:23, курсовая работа

Описание работы

В социальной психологии общение является одним из важнейших понятий, поскольку порождает такие феномены, как обмен информацией, восприятие людьми друг друга, руководство и лидерство, сплоченность и конфликтность, симпатия и антипатия и т.д. Психологическая наука имеет давние традиции относительно исследования категории «общение» и выявления ее специфически-психологического аспекта.

Работа содержит 1 файл

Курсовая Т ЛИРИ.docx

— 63.55 Кб (Скачать)

Введение.

      В социальной психологии общение является одним из важнейших понятий, поскольку порождает такие феномены, как обмен информацией, восприятие людьми друг друга, руководство и лидерство, сплоченность и конфликтность, симпатия и антипатия и т.д. Психологическая наука имеет давние традиции относительно исследования категории «общение» и выявления ее специфически-психологического аспекта.

 Общение является социальным явлением, природа которого проявляется в социуме, в среде людей во время передачи социального опыта, норм поведения, традиций и др. Оно способствует обогащению знаний, умений и навыков участников совместной деятельности, удовлетворяющей потребность в психологическом контакте, является механизмом воспроизведения событий, настроений, координирует усилия людей, помогает объективному выявлению особенностей поведения партнеров, их манер, черт характера, эмоций волевой и мотивационной сферы.

      В результате общения происходят определенные контакты, межличностные отношения, осуществляется объединение (или размежевания) людей, вырабатываются правила и  нормы поведения. Успешность любых  контактов зависит от налаживания  взаимопонимания между партнерами по общению. В реальных межличностных  контактах раскрывается весь спектр качеств личности, ее коммуникативный  потенциал, социальная значимость, оказываются  человеческие симпатии и антипатии, любовь и дружба, совместимость и  несовместимость, привлекательность  и вражда.

        В связи с этим чрезвычайно  важно знать те взаимоотношения,  которые сложились между членами  контактной группы, ведь от них,  в конечном итоге, зависит вся  система общения отдельной личности, развитие ее коммуникативного  потенциала, средства, используемые  в процессе взаимодействия. Итак, специфика общения заключается  в том, что в процессе взаимодействия  субъективный мир одного индивида  раскрывается для другого, происходит  взаимный обмен мнениями, информацией,  интересами, чувствами, деятельностью  и т. д. 

  При исследовании межличностных отношений наиболее часто выделяются два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия.  Методика, созданная Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г., предназначена для исследования представлений субъекта о себе реальном и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах, в т.ч. в семьях и супружеских парах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.

Глава 1. Теоретический анализ системы межличностных отношений.

Межличностные отношения - система установок, ожиданий, стереотипов, ориентации, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга.
Межличностные отношения - субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.
 

1.1 Социально-психологические качества личности

Для того чтобы  наиболее ясно представить себе за счет чего строятся отношения в обществе следует рассмотреть психологические  качества которые напрямую влияют на них.

      Если  сравнивать людей между собой  по присущим им социально-психологическим  характеристикам, то они отличаются друг от друга степенью осознания  своих отношений сторонам действительности, а также глубиной и правильностью  понимания причин, которые эти  отношения вызывают. Эти факторы  зависят от определенных черт характера, под которым в психологии понимается свойство личности человека, проявляющееся  в ее отношениях к окружающему  миру, труду, другим людям, к самому себе.

При этом совершенно очевидно, что многие черты характера, например «общительность - замкнутость», «альтруизм - эгоизм», «бесконфликтность - конфликтность» по своему происхождению  и содержанию являются социально-психологическими характеристиками отношений личности. Естественно, что все они в  различной степени представлены и неодинаково взаимопроникают  друг в друга у разных людей. Вместе с тем их различное сочетание  обусловливает существование определенных социально-психологических типов  людей. Сравнение последних между  собой показывает, что одни люди широко открыты окружающим людям  и социуму, другие слишком замкнуты в узком кругу своего миросозерцания, в личных устойчивых отношениях к  ближайшей к ним общности людей.

Любое качество характера, даже самое замечательное, когда получает чрезмерное развитие, начинает приобретать некий негативный оттенок, усложнять жизнь самому человеку и его окружению, обусловливать  «трудный», «тяжелый» характер. Так, даже такие чудесные качества, как  жизнерадостность, активность, при  своем переизбытке обусловливают  «трудный характер». Это постоянно веселые, беспечные, жизнерадостные люди, у которых всегда хорошее настроение, независимо от обстоятельств жизни, повышенная активность, энергичность, но направленная часто на неадекватные цели (алкоголизм, наркотики, беспорядочные сексуальные связи, хулиганство). Деловые отношения с такими людьми поддерживать очень трудно, так как они не выполняют замечаний, критики, не ощущают границ между дозволенным и недозволенным.

Поскольку многие из вышеперечисленных социально-психологических  качеств, с одной стороны, являются общечеловеческими, а с другой - в  большей или меньшей степени  присущи определенным типам людей, важно определить критерий, по которому их можно оценивать у конкретных личностей. Таким критерием может  выступать стремление человека по-разному  их использовать. Вот почему Э. Шостром выделяет в соответствии с этим критерием два типа личности - манипулятор и актуализатор.

      Для манипуляторов характерны тщательно  маскируемая фальшь при контактах  с людьми; стремление фальсифицировать личные переживания при фактическом  равнодушии к окружающим; намеренная расчетливость в подборе средств  воздействия на последних; тщательно  скрываемый цинизм по отношению к  основным ценностям межличностного взаимодействия. Необходимо следить за таким человеком. Ему надо во что бы то ни стало владеть ситуацией: он навязывает свою волю во всем, пытается манипулировать любой фразой, любой ситуацией. Человек не рождается манипулятором. Он развивает способность манипулировать другими людьми, чтобы избегать неприятностей и добиваться желаемого, причем развивает бессознательно. Сокрытие своих истинных эмоций - таков удел манипулятора. Основную свою задачу манипулятор видит в том, чтобы производить некоторое «должное впечатление». Наряду с потребностью управлять манипулятор испытывает потребность в руководстве свыше.

Манипуляция не является необходимым отношением к  жизни и не приносит никакой действительной пользы. Слишком часто манипулятор  использует свое знание психологии других людей в качестве рациональных объяснений для своего неблагополучного поведения, оправдывая свои текущие несчастья  ссылками на прошлый опыт и прошлые  неудачи.

Манипулятор - это  личность, вставшая на путь самоуничтожения, которая использует или контролирует себя и других людей в качестве «вещей».

Манипулятор относится  сам к себе и к другим людям, как к неодушевленным предметам. Он никогда не бывает самим собой, он даже не может расслабиться, поскольку  его система игр и маневров требует, чтобы он постоянно играл  надлежащую роль. Стиль жизни манипулятора включает в себя четыре основные характеристики: ложь, неосознанность, контроль и цинизм.

      Для актуализатора характерны такие социально-психологические качества, как честность и искренностью во взаимоотношения с другими людьми, устойчиво проявляемый интерес к последним, самостоятельность и открытость в выражении своих мнений, вера в собственные силы и в разум тех, с кем вступает в общение. 

1.2 Место и природа межличностных отношений

      Личность  в группе, коллективе вступает в  отношения, которые могут быть деловыми и личными, и эти отношения  составляют систему межличностных отношений. Пожизненная зависимость людей друг от друга помещает проблему человеческих взаимоотношений в самую сердцевину существования человека. Люди имеют сильнейшую потребность в присоединенности: входить с другими людьми в продолжительные тесные взаимоотношения, гарантирующие позитивные переживания и результаты.                                            Эта потребность, будучи обусловлена биологически-социальными причинами, способствует выживанию человека:         - наши предки были связаны круговой порукой, обеспечивавшей групповое выживание (и на охоте, и при возведении жилищ десять рук лучше одной);    - социальная связанность детей и воспитывающих их взрослых обоюдно повышает их жизнеспособность;           - найдя родственную душу – человека, который поддерживает нас и  которому мы можем довериться, мы чувствуем себя счастливыми, защищенными, жизнестойкими;  - потеряв родственную душу, взрослые чувствуют ревность, одиночество, отчаяние, боль, гнев, замкнутость в себе, обездоленность.     Человек – в самом деле, общественное, социальное существо, живущее в условиях взаимодействия и общения с людьми.        Теперь принципиально важно уяснить себе место этих межличностных отношений в реальной системе жизнедеятельности людей. В социально-психологической литературе высказываются различные точки зрения на вопрос о том, где “расположены” межличностные отношения, прежде всего относительно системы общественных отношений.             Иногда их рассматривают в одном ряду с общественными отношениями, в основании их, или, напротив, на самом верхнем уровне (Кузьмин Е. С. Основы социальной психологии. Л., ЛГУ, 1967. С. 146), в других случаях — как отражение в сознании общественных отношений (Платонов К, К. О системе психологии. М., 1974. С. 30) и т. д. Нам представляется (и это подтверждается многочисленными исследованиями), что природа межличностных отношений может быть правильно понята, если их не ставить в один ряд с общественными отношениями, а увидеть в них особый ряд отношений, возникающий внутри каждого вида общественных отношений, не вне их (будь то “ниже”, “выше”, “сбоку” или как-либо еще).       Схематически это можно представить как сечение особой плоскостью системы общественных отношений: то, что обнаруживается в этом “сечении” экономических, социальных, политических и иных разновидностей общественных отношений, и есть межличностные отношения. При таком понимании становится ясным, почему межличностные отношения как бы “опосредствуют” воздействие на личность более широкого социального целого. В конечном счете межличностные отношения обусловлены объективными общественными отношениями, но именно в конечном счете. Практически оба ряда отношений даны вместе, и недооценка второго ряда препятствует подлинно глубокому анализу отношений и первого ряда.

      Существование межличностных отношений внутри различных форм общественных отношений  есть как бы реализация безличных  отношений в деятельности конкретных личностей, в актах их общения  и взаимодействия.

Вместе с тем  в ходе этой реализации отношения  между людьми (в том числе общественные) вновь воспроизводятся. Иными словами, это означает, что в объективной  ткани общественных отношений присутствуют моменты, исходящие из сознательной воли и особых целей индивидов. Именно здесь и сталкиваются непосредственно  социальное и психологическое. Поэтому  для социальной психологии постановка этой проблемы имеет первостепенное значение.

      Предложенная  структура отношений порождает  важнейшее следствие. Для каждого  участника межличностных отношений  эти отношения могут представляться единственной реальностью вообще каких бы то ни было отношений. Хотя в действительности содержанием межличностных отношений в конечном счете является тот или иной вид общественных отношений, т. е. определенная социальная деятельность, но содержание и тем более их сущность остаются в большой мере скрытыми. Несмотря на то что в процессе межличностных, а значит, и общественных отношений люди обмениваются мыслями, сознают свои отношения, это осознание часто не идет далее знания того, что люди вступили в межличностные отношения.

Отдельные моменты  общественных отношений представляются их участникам лишь как их межличностные  взаимоотношения: кто-то воспринимается как “злой преподаватель”, как  “хитрый торговец” и т. д. На уровне обыденного сознания, без специального теоретического анализа дело обстоит  именно таким образом. Поэтому и  мотивы поведения часто объясняются  этой, данной на поверхности, картиной отношений, а вовсе не действительными  объективными отношениями, стоящими за этой картиной.  Все усложняется еще и тем, что межличностные отношения есть действительная реальность общественных отношений: вне их нет где-то “чистых” общественных отношений. Поэтому практически во всех групповых действиях участники их выступают как бы в двух качествах: как исполнители безличной социальной роли и как неповторимые человеческие личности. Это дает основание ввести понятие “межличностная роль” как фиксацию положения человека не в системе общественных отношений, а в системе лишь групповых связей, причем не на основе его объективного места в этой системе, а на основе индивидуальных психологических особенностей личности. Примеры таких межличностных ролей хорошо известны из обыденной жизни: про отдельных людей в группе говорят, что он “рубаха-парень”, “свой в доску”, “козел отпущения” и т. д. Обнаружение личностных черт в стиле исполнения социальной роли вызывает в других членах группы ответные реакции, и, таким образом, в группе возникает целая система межличностных отношений (Шибутани, 1968).

Информация о работе Межличностные отношения