Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 18:23, курсовая работа
В социальной психологии общение является одним из важнейших понятий, поскольку порождает такие феномены, как обмен информацией, восприятие людьми друг друга, руководство и лидерство, сплоченность и конфликтность, симпатия и антипатия и т.д. Психологическая наука имеет давние традиции относительно исследования категории «общение» и выявления ее специфически-психологического аспекта.
Введение.
В социальной психологии общение является одним из важнейших понятий, поскольку порождает такие феномены, как обмен информацией, восприятие людьми друг друга, руководство и лидерство, сплоченность и конфликтность, симпатия и антипатия и т.д. Психологическая наука имеет давние традиции относительно исследования категории «общение» и выявления ее специфически-психологического аспекта.
Общение является социальным явлением, природа которого проявляется в социуме, в среде людей во время передачи социального опыта, норм поведения, традиций и др. Оно способствует обогащению знаний, умений и навыков участников совместной деятельности, удовлетворяющей потребность в психологическом контакте, является механизмом воспроизведения событий, настроений, координирует усилия людей, помогает объективному выявлению особенностей поведения партнеров, их манер, черт характера, эмоций волевой и мотивационной сферы.
В
результате общения происходят определенные
контакты, межличностные отношения,
осуществляется объединение (или размежевания)
людей, вырабатываются правила и
нормы поведения. Успешность любых
контактов зависит от налаживания
взаимопонимания между
В связи с этим чрезвычайно
важно знать те
При исследовании межличностных отношений наиболее часто выделяются два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. Методика, созданная Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г., предназначена для исследования представлений субъекта о себе реальном и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах, в т.ч. в семьях и супружеских парах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.
Глава 1. Теоретический анализ системы межличностных отношений.
1.1 Социально-психологические качества личности
Для того чтобы
наиболее ясно представить себе за
счет чего строятся отношения в обществе
следует рассмотреть
Если сравнивать людей между собой по присущим им социально-психологическим характеристикам, то они отличаются друг от друга степенью осознания своих отношений сторонам действительности, а также глубиной и правильностью понимания причин, которые эти отношения вызывают. Эти факторы зависят от определенных черт характера, под которым в психологии понимается свойство личности человека, проявляющееся в ее отношениях к окружающему миру, труду, другим людям, к самому себе.
При этом совершенно
очевидно, что многие черты характера,
например «общительность - замкнутость»,
«альтруизм - эгоизм», «бесконфликтность
- конфликтность» по своему происхождению
и содержанию являются социально-психологическими
характеристиками отношений личности.
Естественно, что все они в
различной степени представлены
и неодинаково взаимопроникают
друг в друга у разных людей. Вместе
с тем их различное сочетание
обусловливает существование
Любое качество
характера, даже самое замечательное,
когда получает чрезмерное развитие,
начинает приобретать некий негативный
оттенок, усложнять жизнь самому
человеку и его окружению, обусловливать
«трудный», «тяжелый» характер. Так,
даже такие чудесные качества, как
жизнерадостность, активность, при
своем переизбытке
Поскольку многие
из вышеперечисленных социально-
Для
манипуляторов характерны тщательно
маскируемая фальшь при контактах
с людьми; стремление фальсифицировать
личные переживания при фактическом
равнодушии к окружающим; намеренная
расчетливость в подборе
Манипуляция не является необходимым отношением к жизни и не приносит никакой действительной пользы. Слишком часто манипулятор использует свое знание психологии других людей в качестве рациональных объяснений для своего неблагополучного поведения, оправдывая свои текущие несчастья ссылками на прошлый опыт и прошлые неудачи.
Манипулятор - это личность, вставшая на путь самоуничтожения, которая использует или контролирует себя и других людей в качестве «вещей».
Манипулятор относится сам к себе и к другим людям, как к неодушевленным предметам. Он никогда не бывает самим собой, он даже не может расслабиться, поскольку его система игр и маневров требует, чтобы он постоянно играл надлежащую роль. Стиль жизни манипулятора включает в себя четыре основные характеристики: ложь, неосознанность, контроль и цинизм.
Для
актуализатора характерны такие социально-психологические
качества, как честность и искренностью
во взаимоотношения с другими людьми,
устойчиво проявляемый интерес к последним,
самостоятельность и открытость в выражении
своих мнений, вера в собственные силы
и в разум тех, с кем вступает в общение.
1.2 Место и природа межличностных отношений
Личность
в группе, коллективе вступает в
отношения, которые могут быть деловыми
и личными, и эти отношения
составляют систему межличностных отношений.
Пожизненная зависимость людей друг от
друга помещает проблему человеческих
взаимоотношений в самую сердцевину существования
человека. Люди имеют сильнейшую потребность
в присоединенности: входить с другими
людьми в продолжительные тесные взаимоотношения,
гарантирующие позитивные переживания
и результаты.
Существование межличностных отношений внутри различных форм общественных отношений есть как бы реализация безличных отношений в деятельности конкретных личностей, в актах их общения и взаимодействия.
Вместе с тем в ходе этой реализации отношения между людьми (в том числе общественные) вновь воспроизводятся. Иными словами, это означает, что в объективной ткани общественных отношений присутствуют моменты, исходящие из сознательной воли и особых целей индивидов. Именно здесь и сталкиваются непосредственно социальное и психологическое. Поэтому для социальной психологии постановка этой проблемы имеет первостепенное значение.
Предложенная
структура отношений порождает
важнейшее следствие. Для каждого
участника межличностных
Отдельные моменты общественных отношений представляются их участникам лишь как их межличностные взаимоотношения: кто-то воспринимается как “злой преподаватель”, как “хитрый торговец” и т. д. На уровне обыденного сознания, без специального теоретического анализа дело обстоит именно таким образом. Поэтому и мотивы поведения часто объясняются этой, данной на поверхности, картиной отношений, а вовсе не действительными объективными отношениями, стоящими за этой картиной. Все усложняется еще и тем, что межличностные отношения есть действительная реальность общественных отношений: вне их нет где-то “чистых” общественных отношений. Поэтому практически во всех групповых действиях участники их выступают как бы в двух качествах: как исполнители безличной социальной роли и как неповторимые человеческие личности. Это дает основание ввести понятие “межличностная роль” как фиксацию положения человека не в системе общественных отношений, а в системе лишь групповых связей, причем не на основе его объективного места в этой системе, а на основе индивидуальных психологических особенностей личности. Примеры таких межличностных ролей хорошо известны из обыденной жизни: про отдельных людей в группе говорят, что он “рубаха-парень”, “свой в доску”, “козел отпущения” и т. д. Обнаружение личностных черт в стиле исполнения социальной роли вызывает в других членах группы ответные реакции, и, таким образом, в группе возникает целая система межличностных отношений (Шибутани, 1968).