Межличностные отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 18:23, курсовая работа

Описание работы

В социальной психологии общение является одним из важнейших понятий, поскольку порождает такие феномены, как обмен информацией, восприятие людьми друг друга, руководство и лидерство, сплоченность и конфликтность, симпатия и антипатия и т.д. Психологическая наука имеет давние традиции относительно исследования категории «общение» и выявления ее специфически-психологического аспекта.

Работа содержит 1 файл

Курсовая Т ЛИРИ.docx

— 63.55 Кб (Скачать)

      Природа межличностных отношений существенно  отличается от природы общественных отношений: их важнейшая специфическая  черта — эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения  можно рассматривать как фактор психологического “климата” группы. Эмоциональная основа межличностных  отношений означает, что они возникают  и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. В отечественной  школе психологии различаются три  вида, или уровня эмоциональных проявлений личности: аффекты, эмоции и чувства. Эмоциональная основа межличностных  отношений включает все виды этих эмоциональных проявлений.

Однако в социальной психологии обычно характеризуется  именно третий компонент этой схемы  — чувства, причем термин употребляется  не в самом строгом смысле. Естественно, что “набор” этих чувств безграничен. Однако все их можно свести в две  большие группы:

1) конъюнктивные сюда относятся разного рода сближающие людей, объединяющие их чувства. В каждом случае такого отношения другая сторона выступает как желаемый объект, по отношению к которому демонстрируется готовность к сотрудничеству, к совместным действиям и т.д.;

2) дизъюнктивные чувства сюда относятся разъединяющие людей чувства, когда другая сторона выступает как неприемлемая, может быть, даже как фрустрирующий объект, по отношению к которому не возникает желания к сотрудничеству и т. д. Интенсивность того и другого рода чувств может быть весьма различной. Конкретный уровень их развития, естественно, не может быть безразличным для деятельности групп.

Вместе с тем  анализ лишь этих межличностных отношений  не может считаться достаточным  для характеристики группы: практически  отношения между людьми не складываются лишь на основе непосредственных эмоциональных  контактов. Сама деятельность задает и  другой ряд отношений, опосредованных ею. Поэтому-то и является чрезвычайно  важной и трудной задачей социальной психологии одновременный анализ двух рядов отношений в группе: как  межличностных, так и опосредованных совместной деятельностью, т. е., в конечном счете, стоящих за ними общественных отношений.  

1.3 Общение в системе межличностных и общественных отношений

      Анализ  связи общественных и межличностных  отношений позволяет расставить правильные акценты в вопросе  о месте общения во всей сложной  системе связей человека с внешним  миром. Однако прежде необходимо сказать  несколько слов о проблеме общения  в целом. Решение этой проблемы является весьма специфичным в рамках отечественной  социальной психологии.

      Сам термин “общение” не имеет точного  аналога в традиционной социальной психологии не только потому, что не вполне эквивалентен обычно употребляемому английскому термину “коммуникация”, но и потому, что содержание его  может быть рассмотрено лишь в  понятийном словаре особой психологической  теории, а именно теории деятельности. Конечно, в структуре общения, которая  будет рассмотрена ниже, могут  быть выделены такие его стороны, которые описаны или исследованы  в других системах социально-психологического знания. Однако суть проблемы, как она  ставится в отечественной социальной психологии, принципиально отлична.

      Оба ряда отношений человека — и общественные, и межличностные, — раскрываются, реализуются именно в общении. Таким  образом, корни общения — в  самой материальной жизнедеятельности  индивидов. Общение же и есть реализация всей системы отношений человека. “В нормальных обстоятельствах отношения человека к окружающему его предметному миру всегда опосредованы его отношением к людям, к обществу” (Леонтьев А. А. Общение как объект психологического исследования Методологические проблемы социальной психологии, 1975. С. 289), т. е. включены в общение.

      Здесь особенно важно подчеркнуть ту мысль, что в реальном общении даны не только межличностные отношения  людей, т. е. выявляются не только их эмоциональные  привязанности, неприязнь и прочее, но в ткань общения воплощаются  и общественные, т. е. безличные по своей природе отношения.

      Многообразные отношения человека не охватываются только межличностным контактом: положение  человека за узкими рамками межличностных  связей, в более широкой социальной системе, где его место определяется не ожиданиями взаимодействующих с  ним индивидов, также требует  определенного построения системы  его связей, а этот процесс может  быть реализован тоже только в общении.

Вне общения  просто немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как  способ цементирования индивидов и  вместе с тем как способ развития самих этих индивидов.

        Именно отсюда и вытекает существование  общения одновременно и как  реальности общественных отношений,  и как реальности межличностных  отношений. По-видимому, это и  дало возможность Сент-Экзюпери  нарисовать поэтический образ  общения как “единственной роскоши,  которая есть у человека”.

      Естественно, что каждый ряд отношений реализуется  в специфических формах общения. Общение как реализация межличностных  отношений — процесс, более изученный  в социальной психологии, в то время  как общение между группами скорее исследуется в социологии. Общение, в том числе в системе межличностных отношений, вынуждено совместной жизнедеятельностью людей, поэтому оно необходимо осуществляется при самых разнообразных межличностных отношениях, т. е. дано и в случае положительного, и в случае отрицательного отношения одного человека к другому.  Тип межличностных отношений не безразличен к тому, как будет построено общение, но оно существует в специфических формах, даже когда отношения крайне обострены. То же относится и к характеристике общения на макроуровне как реализации общественных отношений. И в этом случае, общаются ли между собой группы или индивиды как представители социальных групп, акт общения неизбежно должен состояться, вынужден состояться, даже если группы антагонистичны.

      Такое двойственное понимание общения  — в широком и узком смысле слова — вытекает из самой логики понимания связи межличностных  и общественных отношений. В данном случае уместно апеллировать к идее Маркса о том, что общение — безусловный спутник человеческой истории (в этом смысле можно говорить о значении общения в “филогенезе” общества) и вместе с тем безусловный спутник в повседневной деятельности, в повседневных контактах людей (см. А. А. Леонтьев. Психология общения. Тарту, 1973). В первом плане можно проследить историческое изменение форм общения, т. е. изменение их по мере развития общества вместе с развитием экономических, социальных и прочих общественных отношений.

      Здесь решается труднейший методологический вопрос: каким образом в системе безличных отношений фигурирует процесс, по своей природе требующий участия личностей? Выступая представителем некоторой социальной группы, человек общается с другим представителем другой социальной группы и одновременно реализует два рода отношений: и безличные, и личностные.

      Крестьянин, продавая товар на рынке, получает за него определенную сумму денег, и  деньги здесь выступают важнейшим  средством общения в системе  общественных отношений. Вместе с тем  этот же крестьянин торгуется с покупателем  и тем самым “личностно” общается с ним, причем средством этого  общения выступает человеческая речь.

      На  поверхности явлений дана форма  непосредственного общения —  коммуникация, но за ней стоит общение, вынуждаемое самой системой общественных отношений, в данном случае отношениями  товарного производства.

        При социально-психологическом анализе  можно абстрагироваться от “второго  плана”, но в реальной жизни  этот “второй план” общения  всегда присутствует. Хотя сам по себе он и является предметом исследования главным образом социологии, и в социально-психологическом подходе он также должен быть принят в соображение.  

1.4 Негативные формы межличностных отношений

Полнота анализа  межличностных отношений требует  исследования их негативных форм. Негативная форма дружеских взаимоотношений - вражда. Она предполагает негативные эмоциональные установки по отношению  к партнеру: ненависть, антипатию, неприятие. Отношения вражды проявляются в  отсутствии доверия, скупости в контактах  и передаче информации партнеру: нарушение  его планов, препятствие в деятельности, намеренное занижение его самооценки, статуса, намеренная дезорганизация сознания и самосознания партнера. В целом  отношения вражды проявляются во всевозможных попытках дестабилизации, разрушения, нивелировки личности партнера и его жизнедеятельности.

Следует отметить, что отношения вражды, как и  дружбы, возникают при условии  взаимного отношения друг к другу  равных партнеров. В случае превосходства  одного из них или при односторонней  неприязни не отмечается типично  враждебного поведения, стремления нанести партнеру ощутимый вред.

Основная функция  деструктивных отношений - культивирование, поддержание, удовлетворение аномальных потребностей и личностных черт (стяжательство, агрессия, хулиганство и пр.). Этой функцией обусловлено и число  входящих в группу лиц. Обычно оно  невелико, не превышает размеров малой  группы. Численность группировки  зависит от возможностей удовлетворения аномальных потребностей. Взаимная заинтересованность в удовлетворении аномальных потребностей сужает взаимодействие членов группировки рамками взаимодействия, сотрудничества в удовлетворении данной потребности. Как правило, в контакт вовлечена вся структура личности, а лишь те ее стороны, которые связаны с аномальными потребностями.

Проявление данного  вида отношений взаимное участие, помощь в удовлетворении аномальных потребностей при поиске объектов потребности, взаимная стимуляция потребности. Членство в  группировке, время ее существования, характер взаимоотношений всецело  обусловлены возможностями и  желанием удовлетворить общую для  данных партнеров потребность. 

3. Трудности общения  как фактор человеческой  несовместимости

Трудности общения  могут быть рассмотрены с позиций  различных отраслей психологии: общей, возрастной и педагогической, социальной, психологии труда, юридической и  медицинской психологии индивидуальных различий.

Во время общения  у его участников наблюдаются  различные состояния, у каждого  проявляются те или иные психические  свойства личности.

Поскольку общение - это взаимодействие по крайней мере двух людей, то трудности при его протекании (имеются в виду субъективные) могут быть порождены одним участником или сразу обоими. И следствием их обычно оказывается полное или частичное недостижение цели, неудовлетворение побуждающего мотива или же неполучение желаемого результата в той деятельности, которую общение обслуживало.

Психологическими  причинами этого могут быть: нереальные цели, неадекватные оценка партнера, его  способностей и интересов, неверное представление своих собственных  возможностей и непонимание характера  оценки и отношения партнера, употребление не подходящих к данному случаю способов обращения с партнером.

Анализируя трудности, связанные с возрастом обобщающихся, надо обязательно учитывать психологические  характеристики каждой возрастной группы и делать поправку на то, как они  проявляются у ребенка, подростка, юноши, девочки, девушки, взрослых мужчины  и женщины, у пожилых и стариков. Особое внимание надо обращать на зависимость  между типичным для каждого возраста уровнем развития психических процессов  и свойств личности и такими специфическими для взаимодействующих людей  характеристиками, как их способности  к эмпатии, децентрации, рефлексии, идентификации, к постижению другого человека с помощью интуиции.

С позиций педагогической психологии выделяются иные трудности  общения. Трудности педагогического  общения можно объединить в три  основные группы: информационные, регуляционные, аффективные.

Информационные  трудности проявляются в неумении сообщить что-либо, выразить свое мнение, уточнить, добавить, продолжить ответ, завершить мысль, дать начало предложения, помочь начать говорить, «задать тон», формулировать «узкие» вопросы, требующие односложных, предсказуемых  ответов, и «широкие», проблемные творческие вопросы.

Регуляционные трудности связаны с неумением  стимулировать активность воспитанников.

Трудности реализации аффективных функций проявляются  в неумении одобрять высказывания учащихся, соглашаться с ними, подчеркивать правильность языкового оформления, безошибочность высказываний, похвалить  за хорошее поведение, активную работу, выразить несогласие с отдельными мнением, недовольство по поводу допущенной ошибки, отрицательно реагировать на нарушение  дисциплины.

В отдельную  группу можно выделить трудности  общения, в которых преобладает  социально-психологический фактор.

Социально-психологические  трудности общения часто испытывают руководители. В качестве ключевых выделяются три группы трудностей общения  в управленческой среде.

Первую группу составляют трудности, связанные с  процессом вхождения личности в  группу. Они могут характеризоваться  следующими личностными особенностями  руководителей: неприятие другого  человека, отсутствие интереса к нему, замкнутость, внутренняя скованность, несдержанность.

Во вторую группу входят трудности общения, связанные  с развитием отношений, групповых  процессов, с группообразованием, сохранением  группового единства. Для руководителей  характерно: стремление занять во взаимодействии позицию эксперта, судьи; негибкость ролевого поведения; неприятие помощи со стороны партнеров; стремление помогать партнеру без «запроса» с его  стороны; центрация на содержание собственного «Я»; отношение к другому человеку в рамках «должного», а не реального; декларация псевдообщности: партнерам приписываются позиции, цели на основе переноса прежнего опыта взаимодействия, нормативных предписаний и т.п., в результате чего понятие «Мы» используется не как результат формирования психологической общности, а декларативно, в чем проявляется отсутствие отношения к партнерам в целом к группе как к реальным субъектам.

Информация о работе Межличностные отношения