Межличностные отношения в трудовом коллективе

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2010 в 15:31, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, объектом нашего исследования явились межличностные отношения.
Предметом исследования – межличностные отношения сотрудников в трудовом коллективе МДОУ №137.
[+-+-+]
Цель исследования – изучить специфику межличностных отношений в коллективе.
На основе этого была сформулирована следующая гипотеза: психологическая атмосфера в коллективе, а также его структурный аспект, связаны с преобладающим типом межличностных отношений.
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть теоретические основы проблемы изучения межличностных отношений;
2. организовать эмпирическое исследование межличностных отношений в трудовом коллективе;
3. выявить связь между социометрическим статусом испытуемых, психологической атмосферой в коллективе и преобладающим типом межличностных отношений.
В ходе проведения эмпирического исследования планируется использовать следующие методы исследования:
1. Теоретический: изучение и анализ научной литературы в сфере социальной и организационной психологии, социологии, психологии менеджмента и управления персоналом по исследуемой проблеме.
2. Эмпирический: социометрия; тестирование.
3. Статистический: количественный и качественный анализ данных эмпирического исследования.
При проведении эмпирического исследования мы использовали такие методики, как: методика социометрического измерения Дж. Морено, методики оценки психологической атмосферы в коллективе Ф. Фидлера, методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.
Выборку испытуемых составили 35 сотрудников коллектива МДОУ №137 Д/C «Ивушка».

Работа содержит 1 файл

межличностные отношения в трудовом коллективе (с практикой).docx

— 109.25 Кб (Скачать)

       Анализ  результатов эмпирического исследования позволил сделать следующие выводы. В результате социометрического измерения были выявлены следующие особенности. Из сделанных 204 выборов – 66 взаимовыборов. Таким образом, 32,3% респондентов хотели бы проводить свободное время (а тем более праздное время) со своими коллегами. Взаимовыбирали друг друга люди, которые относительно долгое время знакомы и (или) работают вместе.

       Количество  человек в каждом социометрическом статусе почти одинаковое. Наименьший процент принадлежит «лидерам»  и «популярным»- это администрация  детского сада. К «менее популярным»  относятся представители пед.коллектива. и, соответственно, к «отверженным» - остальные работники. Естественно, что отношения между представителями  различных статусов абсолютно разные.

       Далее, все испытуемые были отнесены к двум уровням оценки социально-психологического климата. Испытуемые «первого уровня»  оценили   психологический климат в коллективе как благоприятный, таких испытуемых в коллективе 22 человек. Другие,  отнесенные  ко  второму  уровню, - как  неблагоприятный– их 13 человек.

       В коллективе преобладают в основном дружелюбные отношения. Следовательно, в коллективе преобладает стиль  межличностных отношений, свойственный лицам, стремящимся к тесному сотрудничеству, к дружелюбным отношениям с окружающими. Характеризуется он также и готовностью помогать окружающим, преобладанием чувства ответственности. Высокие средние баллы в секторе «доминирование-дружелюбие» позволило судить нам о возможности характеризовать межличностные отношения в коллективе как достаточно доброжелательные, теплые, тесные.

       Статистический  анализ достоверности полученных данных производился в программе Statistika, при помощи «хи»-критерия Пирсона. Который показал, что связи между социометрическим статусом испытуемых, оценкой психологической атмосферы в коллективе и типом межличностных отношений нет. Следовательно, гипотеза не доказана.

       Тем не менее, при сравнении итоговых данных тестов Морено и Фридмана была выявлена следующая связь: члены  коллектива, относящиеся к «менее популярным» оценивают психологическую  атмосферу в коллективе как благоприятную; также «отвергаемые» члены коллектива оценивают психологическую атмосферу  как неблагоприятную. А учитывая, что это значительный процент  испытуемых (39,4% и 48,8%), можно смело  сказать: «существует связь между  социометрическим статусом испытуемых и оценкой психологической атмосферы». Получается, что гипотеза частично доказана.

       Таким образом, чтобы доказать гипотезу, нам  понадобиться либо другая выборка, либо провести повторное исследование на данной выборке. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Список  литературы 

  1. Андреева  Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект-Пресс, 2002. –376с.
  2. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. – С-Пб.: Феникс, 2007. –241с.
  3. Бодалев А.А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопросы психологии.-2006.-№ 1.-С. 122-127.
  4. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. М:ИДА- пресс , 2003. –199с.
  5. Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. – С-Пб.: ПГУ, 2004. –204с.
  6. Глуханюк Н.С. Практикум По психодиагностике: Учебное пособие. – М.: изд-во МПСИ, 2003. – 192 с.
  7. Гришина Н.В. Я и другие. Общение в трудовом коллективе.– С-Пб.:ПГУ, 2007.-120 с.
  8. Донцов А.И. Психология коллектива. –М.: Изд-во МГУ, 2000. –168с
  9. Еникеев М.И. Социальная психология: Учебник для вузов. –М.: «Издательство ПРИОР», 2000. –160с
  10. Занковский А.Н. Организационная психология: Учеб. пособие для вузов по специальности «Организационная психология». –М.: Флинта: МПСИ, 2000. –648с.
  11. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. –Минск, Изд-во БГУ, 2001. –284с.
  12. Комисарова Т.А. Управление человеческими ресурсами. –М.: Изд-во «Аспект-Пресс», 2002. –310с.
  13. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы: Учеб. пособие для вузов. –М.: Издательство «Аспект-Пресс», 2001. –318с.
  14. Крысько В.Г. Социальная психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. –М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. –448с
  15. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. –С-Пб.: Питер, 2000. –269с.
  16. Морено Я.Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / Пер. с англ. –М.: Академический Проект, 2004. –320с.
  17. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избр. психол. труды.-М.-Воронеж:МОДЭК,2000.-400 с.
  18. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. – М.: Феникс, 2006. –191с.
  19. Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г.М.Андреевой, Я.Яноушек.–М.:МГУ,2007.–320 с.
  20. Описание психологических тестов: www.azps.ru
  21. Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива. Пути и методы изучения. – С-Пб: Нева, 2006 –370с.
  22. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. –М.: МОДЭК.2007 –384с.
  23. Петровский А.В, Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива.-М.:Просвещение,2007.-320 с.
  24. Плотинский Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. –М.: ВЛАДОС, 2000. –362с.
  25. Психологический словарь /Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. –М.: Просвещение, 1999. –440с.
  26. Психология в сети: www.psynet.carfax.ru
  27. Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под ред. А.А. Бодалева, А.А. Деркача, А.Г. Лаптева. –М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. –640с
  28. Робер М.А, Тильман Ф. Психология индивида и группы.–М.: Педагогика,2002.-112с.
  29. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. –

    С-Пб.: РЕЧЬ, 2001.-350с

  1. Уманский Л.И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов // Методология и методы социальной психологии / Под ред. Е.В. Шорохова. –М.: Наука, 1996. –С.180

Информация о работе Межличностные отношения в трудовом коллективе