Межличностные отношения в трудовом коллективе

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2010 в 15:31, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, объектом нашего исследования явились межличностные отношения.
Предметом исследования – межличностные отношения сотрудников в трудовом коллективе МДОУ №137.
[+-+-+]
Цель исследования – изучить специфику межличностных отношений в коллективе.
На основе этого была сформулирована следующая гипотеза: психологическая атмосфера в коллективе, а также его структурный аспект, связаны с преобладающим типом межличностных отношений.
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть теоретические основы проблемы изучения межличностных отношений;
2. организовать эмпирическое исследование межличностных отношений в трудовом коллективе;
3. выявить связь между социометрическим статусом испытуемых, психологической атмосферой в коллективе и преобладающим типом межличностных отношений.
В ходе проведения эмпирического исследования планируется использовать следующие методы исследования:
1. Теоретический: изучение и анализ научной литературы в сфере социальной и организационной психологии, социологии, психологии менеджмента и управления персоналом по исследуемой проблеме.
2. Эмпирический: социометрия; тестирование.
3. Статистический: количественный и качественный анализ данных эмпирического исследования.
При проведении эмпирического исследования мы использовали такие методики, как: методика социометрического измерения Дж. Морено, методики оценки психологической атмосферы в коллективе Ф. Фидлера, методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.
Выборку испытуемых составили 35 сотрудников коллектива МДОУ №137 Д/C «Ивушка».

Работа содержит 1 файл

межличностные отношения в трудовом коллективе (с практикой).docx

— 109.25 Кб (Скачать)

       Введение 

       С ходом современного научно-технического и социального прогресса, с его  противоречащими, социальными и  социально-психологическими тенденциями  и последствиями неразрывно связаны  многие острые проблемы социально-психологического климата коллектива. Гуманизация как глобальное общественное явление, присущее концу ХХ – началу ХХI века, повлияла и на трудовые отношения, в частности, на их социально-психологическую сторону. Человек в организации перестал рассматриваться лишь с точки зрения трудового ресурса. Современная политика в сфере труда рассматривает сотрудника как личность с ее разносторонним, в том числе психологическим, потенциалом. Формирование благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качество выпускаемой продукции.

       Однако, климат это не только проблема сегодняшних  социально-психологических сложностей социального и научно-технического прогресса, но одновременно и проблема решения завтрашних перспективных  задач, связанных с моделированием новых, более совершенных, чем прежде, человеческих отношений и человеческих общностей. Тем не менее, несмотря на свою актуальность, эта проблема остается изученной недостаточно, хотя в смежных областях проведены некоторые исследования. Данная проблема изучается как отечественными, так и зарубежными авторами. В частности, среди отечественных авторов, разрабатывающих проблему межличностных отношений, можно назвать Б.Д. Парыгина, Н.Н. Обозова, Р.Л. Кричевского, Е.М. Дубовскую. Среди зарубежных авторов интересны работы Я.Л. Морено, Л. Фестингера, Ф. Фидлера и др.

       К одному из важнейших факторов организационных  изменений относятся межличностные  отношения сотрудников в организации. В пользу научной актуальности проблемы особенностей межличностных отношений  в трудовом коллективе говорит то, что данное проблемное поле остается на сегодняшний момент мало изученным современными авторами.

       Практическая  актуальность изучаемого нами вопроса  заключается в том, что проблемы в межличностных отношениях в  трудовом коллективе снижают показатели результатов труда.

       Таким образом, объектом нашего исследования явились межличностные отношения.

       Предметом исследования – межличностные отношения сотрудников в трудовом коллективе МДОУ №137.

         Цель исследования – изучить специфику межличностных отношений в коллективе.

       На  основе этого была сформулирована следующая  гипотеза: психологическая атмосфера в коллективе, а также его структурный аспект, связаны с преобладающим типом межличностных отношений.

       В соответствии с целью и гипотезой  были поставлены следующие задачи:

       1. рассмотреть теоретические основы  проблемы изучения межличностных  отношений;

       2. организовать эмпирическое исследование  межличностных отношений в трудовом  коллективе;

       3. выявить связь между социометрическим  статусом испытуемых, психологической  атмосферой в коллективе и  преобладающим типом межличностных  отношений.

       В ходе проведения эмпирического исследования планируется использовать следующие  методы исследования:

       1. Теоретический: изучение и анализ  научной литературы в сфере  социальной и организационной  психологии, социологии, психологии  менеджмента и управления персоналом  по исследуемой проблеме.

       2. Эмпирический: социометрия; тестирование.

       3. Статистический: количественный и  качественный анализ данных эмпирического  исследования.

       При проведении эмпирического исследования мы использовали такие методики, как: методика социометрического измерения Дж. Морено, методики оценки психологической атмосферы в коллективе Ф. Фидлера, методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.

       Выборку испытуемых составили 35 сотрудников  коллектива МДОУ №137 Д/C «Ивушка». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1.ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ

       1.1 Определение и основные понятия межличностных отношений

       Межличностные отношения — это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения; система установок, ориентации, ожиданий, стереотипов и др. диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредствуются содержанием, целями, ценностями и организацией совместной деятельности и выступают основой формирования социально-психологического климата в коллективе.[23, с.117]

       Пожизненная зависимость людей друг от друга  помещает проблему человеческих взаимоотношений  в самую сердцевину существования  человека. Люди имеют сильнейшую потребность  в присоединенности: входить с  другими людьми в продолжительные  тесные взаимоотношения, гарантирующие  позитивные переживания и результаты.

       Эта потребность, будучи обусловлена биологически-социальными  причинами, способствует выживанию  человека:

    • наши предки были связаны круговой порукой, обеспечивавшей групповое выживание (и на охоте, и при возведении жилищ десять рук лучше одной);
    • социальная связанность детей и воспитывающих их взрослых обоюдно повышает их жизнеспособность;
    • найдя родственную душу – человека, который поддерживает и которому можно довериться, люди чувствуют себя счастливыми, защищенными, жизнестойкими;
    • потеряв родственную душу, взрослые чувствуют ревность, одиночество, отчаяние, боль, гнев, замкнутость в себе, обездоленность.

       Из  всего вышесказанного видно, что  человек – в самом деле общественное, социальное существо, живущее в условиях взаимодействия и общения с людьми.[1,с. 113-115]

       Соответственно, можно выделить разнообразные формы  межличностного взаимодействия:

    • привязанность,
    • дружба,
    • любовь,
    • соревнование,
    • уход,
    • времяпровождение,
    • операция,
    • игра,
    • социальное влияние,
    • подчинение,
    • конфликты,
    • ритуальное взаимодействие и др.

       Различные формы взаимодействия людей характеризуются специфическими позициями. Например, трудовое взаимодействие, распределение и выполнение профессиональных, семейных функций, умелое и эффективное осуществление этих обязанностей – вот те операции, которые заполняют жизнь. Поскольку человек принимает установки других людей и позволяет этой установке других определять, что он совершит в следующий момент, с учетом какой-то общей цели, поскольку он становится  органическим членом своей группы, общества, принимая мораль этого общества и становясь значимым его членом. Устойчивое взаимодействие людей может быть обусловлено появлением взаимной симпатии – аттракции. Тесные взаимоотношения, обеспечивающие дружескую поддержку и чувство, связаны с ощущением счастья. Исследования показали, что тесные положительные взаимоотношения повышают работоспособность,  улучшают здоровье, уменьшают вероятность возникновения различных заболеваний и преждевременной смерти[2, с.44-47].

       Если  двух и более людей многое связывает, формируется фактор близости, если их связи улучшаются, они делают друг для друга приятное - формируется  симпатия; если они видят друг в  друге достоинства, признают право  за собой и другими быть такими, какие они есть, - формируется  уважение. Такие формы взаимодействия, как дружба и любовь, удовлетворяют  потребность людей в приятии. Дружба и любовь внешне похожи на времяпровождение, однако здесь всегда присутствует четко  фиксированный партнер, по отношению  к которому испытывается симпатия. Дружба включает фактор симпатии и  уважения, любовь отличается от дружбы усиленным сексуальным компонентом.

       Социальное  влияние имеет место в том  случае, если в результате взаимодействия повторный ответ человека на некую  проблему более сближается с ответом  другого человека, чем с собственным  первоначальным ответом, т.е. поведение  одного человека становится подобно  поведению других людей. 

       1.2 Феномены межличностных  отношений 

       В межличностных отношениях проявляется ряд феноменов, являющихся следствием процесса групповой интеграции, т.е. процесса нарастания содержательной связности и ориентированности общности людей [3, с 45]. Вот некоторые из них:

       Коллективистическое самоопределение. Избирательное отношение индивида к воздействиям конкретной группы, выражающееся в принятии им одних и отвержении других групповых воздействий в зависимости от опосредующих факторов – оценок, убеждений, групповых норм и т.д.

       Коллективистическая идентификация. Форма отношений, при которой переживания одного из группы даны другим как мотивы поведения, организующие их совместную деятельность, направленную одновременно на осуществление групповой цели и на устранение фрустрирующих воздействий.

       Конформность. Подверженность групповому давлению и изменение своего поведения под влиянием других лиц, группы. Следует различать внушаемость и конформизм.

       Внушаемость – это непроизвольная податливость человека мнению группы (человек и  сам не заметил, как изменились его  взгляды, поведение, это происходит само собой, искренне).

       Конформизм  – это сознательная уступчивость человека мнению большинства группы, для избежания конфликта с  ней.

       а) внутренняя конформность – действительное преобразование индивидуальных установок  в результате внутреннего принятия позиции окружающих, которая оценивается  человеком как более обоснованная и объективная, чем собственная;

       б) внешняя конформность – демонстративное  подчинение навязываемому мнению группы с целью заслужить одобрение  или избежать порицания, а возможно и более жестких санкций со стороны группы.

       Нонконформизм. Стремление поступать вопреки позиции господствующего большинства, любой ценной и во всех случаях утверждать противоположную точку зрения

       Ценностно-ориентационное единство. Степень совпадения позиций и оценок членов группы по отношению к целям деятельности и ценностям, наиболее значимым для группы в целом.

       Сплоченность  групповая. Степень приверженности к группе ее членов, выражающаяся в эмоциональной притягательности и взаимопривязанности членов группы, в стремлении их к сохранению группового членства, в единстве ценностей и целей участников группового общения.

       Социально-психологический  климат. Относительно устойчивый эмоциональный настрой, преобладающий в группе, в котором соединяются настроения людей, их душевные переживания и волнения, отношение друг к другу, к работе и окружающим событиям [3, с.45-53]. 

       1.3 Межличностные отношения  в группах

       Человек как «личность формируется в группе, он является непосредственным и опосредованным выразителем внутригрупповых отношений. Значимость группы для личности прежде всего в том, что группа – это определенная система деятельности, заданная ее местом в системе общественного разделения труда» [26, с.62]. Группа сама выступает субъектом определенного вида деятельности и через нее включена во всю систему общественных отношений. В связи с этим группа выступает как наиболее полное отражение коренных особенностей социального строя, в рамках которого она образована и функционирует.

       Группа  – это ограниченная в размерах общность, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, социальной или классовой принадлежности, структуры, композиции, уровня развития и т.д.) [23, с.40].

       Люди  вступают в группы по ряду причин:

    • группа выступает как средство биологического выживания;
    • как средство социализации и формирования психики человека;
    • как способ выполнения определенной работы, которую невозможно выполнить одному человеку;
    • как средство удовлетворения потребности человека в общении, в ласковом и доброжелательном отношении к себе, в получении социального одобрения, уважения, признания, доверия;
    • как средство ослабления неприятных чувств: страха, тревоги;
    • как средство информационного, материального и прочего обмена.

Информация о работе Межличностные отношения в трудовом коллективе