Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2010 в 15:31, курсовая работа
Таким образом, объектом нашего исследования явились межличностные отношения.
Предметом исследования – межличностные отношения сотрудников в трудовом коллективе МДОУ №137.
[+-+-+]
Цель исследования – изучить специфику межличностных отношений в коллективе.
На основе этого была сформулирована следующая гипотеза: психологическая атмосфера в коллективе, а также его структурный аспект, связаны с преобладающим типом межличностных отношений.
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть теоретические основы проблемы изучения межличностных отношений;
2. организовать эмпирическое исследование межличностных отношений в трудовом коллективе;
3. выявить связь между социометрическим статусом испытуемых, психологической атмосферой в коллективе и преобладающим типом межличностных отношений.
В ходе проведения эмпирического исследования планируется использовать следующие методы исследования:
1. Теоретический: изучение и анализ научной литературы в сфере социальной и организационной психологии, социологии, психологии менеджмента и управления персоналом по исследуемой проблеме.
2. Эмпирический: социометрия; тестирование.
3. Статистический: количественный и качественный анализ данных эмпирического исследования.
При проведении эмпирического исследования мы использовали такие методики, как: методика социометрического измерения Дж. Морено, методики оценки психологической атмосферы в коллективе Ф. Фидлера, методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.
Выборку испытуемых составили 35 сотрудников коллектива МДОУ №137 Д/C «Ивушка».
Введение
С ходом современного научно-технического и социального прогресса, с его противоречащими, социальными и социально-психологическими тенденциями и последствиями неразрывно связаны многие острые проблемы социально-психологического климата коллектива. Гуманизация как глобальное общественное явление, присущее концу ХХ – началу ХХI века, повлияла и на трудовые отношения, в частности, на их социально-психологическую сторону. Человек в организации перестал рассматриваться лишь с точки зрения трудового ресурса. Современная политика в сфере труда рассматривает сотрудника как личность с ее разносторонним, в том числе психологическим, потенциалом. Формирование благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качество выпускаемой продукции.
Однако,
климат это не только проблема сегодняшних
социально-психологических
К
одному из важнейших факторов организационных
изменений относятся
Практическая актуальность изучаемого нами вопроса заключается в том, что проблемы в межличностных отношениях в трудовом коллективе снижают показатели результатов труда.
Таким образом, объектом нашего исследования явились межличностные отношения.
Предметом исследования – межличностные отношения сотрудников в трудовом коллективе МДОУ №137.
Цель исследования – изучить специфику межличностных отношений в коллективе.
На основе этого была сформулирована следующая гипотеза: психологическая атмосфера в коллективе, а также его структурный аспект, связаны с преобладающим типом межличностных отношений.
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи:
1.
рассмотреть теоретические
2.
организовать эмпирическое
3.
выявить связь между
В ходе проведения эмпирического исследования планируется использовать следующие методы исследования:
1.
Теоретический: изучение и
2. Эмпирический: социометрия; тестирование.
3.
Статистический: количественный и
качественный анализ данных
При проведении эмпирического исследования мы использовали такие методики, как: методика социометрического измерения Дж. Морено, методики оценки психологической атмосферы в коллективе Ф. Фидлера, методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.
Выборку
испытуемых составили 35 сотрудников
коллектива МДОУ №137 Д/C «Ивушка».
1.ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ
1.1 Определение и основные понятия межличностных отношений
Межличностные отношения — это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения; система установок, ориентации, ожиданий, стереотипов и др. диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредствуются содержанием, целями, ценностями и организацией совместной деятельности и выступают основой формирования социально-психологического климата в коллективе.[23, с.117]
Пожизненная зависимость людей друг от друга помещает проблему человеческих взаимоотношений в самую сердцевину существования человека. Люди имеют сильнейшую потребность в присоединенности: входить с другими людьми в продолжительные тесные взаимоотношения, гарантирующие позитивные переживания и результаты.
Эта
потребность, будучи обусловлена биологически-
Из всего вышесказанного видно, что человек – в самом деле общественное, социальное существо, живущее в условиях взаимодействия и общения с людьми.[1,с. 113-115]
Соответственно, можно выделить разнообразные формы межличностного взаимодействия:
Различные формы взаимодействия людей характеризуются специфическими позициями. Например, трудовое взаимодействие, распределение и выполнение профессиональных, семейных функций, умелое и эффективное осуществление этих обязанностей – вот те операции, которые заполняют жизнь. Поскольку человек принимает установки других людей и позволяет этой установке других определять, что он совершит в следующий момент, с учетом какой-то общей цели, поскольку он становится органическим членом своей группы, общества, принимая мораль этого общества и становясь значимым его членом. Устойчивое взаимодействие людей может быть обусловлено появлением взаимной симпатии – аттракции. Тесные взаимоотношения, обеспечивающие дружескую поддержку и чувство, связаны с ощущением счастья. Исследования показали, что тесные положительные взаимоотношения повышают работоспособность, улучшают здоровье, уменьшают вероятность возникновения различных заболеваний и преждевременной смерти[2, с.44-47].
Если
двух и более людей многое связывает,
формируется фактор близости, если
их связи улучшаются, они делают
друг для друга приятное - формируется
симпатия; если они видят друг в
друге достоинства, признают право
за собой и другими быть такими,
какие они есть, - формируется
уважение. Такие формы взаимодействия,
как дружба и любовь, удовлетворяют
потребность людей в приятии.
Дружба и любовь внешне похожи на времяпровождение,
однако здесь всегда присутствует четко
фиксированный партнер, по отношению
к которому испытывается симпатия.
Дружба включает фактор симпатии и
уважения, любовь отличается от дружбы
усиленным сексуальным
Социальное
влияние имеет место в том
случае, если в результате взаимодействия
повторный ответ человека на некую
проблему более сближается с ответом
другого человека, чем с собственным
первоначальным ответом, т.е. поведение
одного человека становится подобно
поведению других людей.
1.2 Феномены межличностных отношений
В межличностных отношениях проявляется ряд феноменов, являющихся следствием процесса групповой интеграции, т.е. процесса нарастания содержательной связности и ориентированности общности людей [3, с 45]. Вот некоторые из них:
Коллективистическое самоопределение. Избирательное отношение индивида к воздействиям конкретной группы, выражающееся в принятии им одних и отвержении других групповых воздействий в зависимости от опосредующих факторов – оценок, убеждений, групповых норм и т.д.
Коллективистическая идентификация. Форма отношений, при которой переживания одного из группы даны другим как мотивы поведения, организующие их совместную деятельность, направленную одновременно на осуществление групповой цели и на устранение фрустрирующих воздействий.
Конформность. Подверженность групповому давлению и изменение своего поведения под влиянием других лиц, группы. Следует различать внушаемость и конформизм.
Внушаемость – это непроизвольная податливость человека мнению группы (человек и сам не заметил, как изменились его взгляды, поведение, это происходит само собой, искренне).
Конформизм – это сознательная уступчивость человека мнению большинства группы, для избежания конфликта с ней.
а)
внутренняя конформность – действительное
преобразование индивидуальных установок
в результате внутреннего принятия
позиции окружающих, которая оценивается
человеком как более
б) внешняя конформность – демонстративное подчинение навязываемому мнению группы с целью заслужить одобрение или избежать порицания, а возможно и более жестких санкций со стороны группы.
Нонконформизм. Стремление поступать вопреки позиции господствующего большинства, любой ценной и во всех случаях утверждать противоположную точку зрения
Ценностно-
Сплоченность групповая. Степень приверженности к группе ее членов, выражающаяся в эмоциональной притягательности и взаимопривязанности членов группы, в стремлении их к сохранению группового членства, в единстве ценностей и целей участников группового общения.
Социально-
1.3 Межличностные отношения в группах
Человек как «личность формируется в группе, он является непосредственным и опосредованным выразителем внутригрупповых отношений. Значимость группы для личности прежде всего в том, что группа – это определенная система деятельности, заданная ее местом в системе общественного разделения труда» [26, с.62]. Группа сама выступает субъектом определенного вида деятельности и через нее включена во всю систему общественных отношений. В связи с этим группа выступает как наиболее полное отражение коренных особенностей социального строя, в рамках которого она образована и функционирует.
Группа – это ограниченная в размерах общность, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, социальной или классовой принадлежности, структуры, композиции, уровня развития и т.д.) [23, с.40].
Люди вступают в группы по ряду причин:
Информация о работе Межличностные отношения в трудовом коллективе