Межличностные отношения в трудовом коллективе

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2010 в 15:31, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, объектом нашего исследования явились межличностные отношения.
Предметом исследования – межличностные отношения сотрудников в трудовом коллективе МДОУ №137.
[+-+-+]
Цель исследования – изучить специфику межличностных отношений в коллективе.
На основе этого была сформулирована следующая гипотеза: психологическая атмосфера в коллективе, а также его структурный аспект, связаны с преобладающим типом межличностных отношений.
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть теоретические основы проблемы изучения межличностных отношений;
2. организовать эмпирическое исследование межличностных отношений в трудовом коллективе;
3. выявить связь между социометрическим статусом испытуемых, психологической атмосферой в коллективе и преобладающим типом межличностных отношений.
В ходе проведения эмпирического исследования планируется использовать следующие методы исследования:
1. Теоретический: изучение и анализ научной литературы в сфере социальной и организационной психологии, социологии, психологии менеджмента и управления персоналом по исследуемой проблеме.
2. Эмпирический: социометрия; тестирование.
3. Статистический: количественный и качественный анализ данных эмпирического исследования.
При проведении эмпирического исследования мы использовали такие методики, как: методика социометрического измерения Дж. Морено, методики оценки психологической атмосферы в коллективе Ф. Фидлера, методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.
Выборку испытуемых составили 35 сотрудников коллектива МДОУ №137 Д/C «Ивушка».

Работа содержит 1 файл

межличностные отношения в трудовом коллективе (с практикой).docx

— 109.25 Кб (Скачать)
    0-4 балла – низкая

    5-8баллов - умеренная

    адаптивное  поведение
    9-12 баллов – высокая

    13-16 баллов - экстремальная

    экстремальное, до патологии поведения

       Типы  отношения к окружающим:

    1. Авторитарный: диктаторский, властный, деспотичный, всех настраивает и поучает, энергичный, требует к себе уважения, уверенный в себе, но не обязательно лидер, упорный, настойчивый.
    2. Эгоистичный: стремиться быть над всеми, самовлюблённый, расчетливый, независимый, себялюбивый, трудности перекладывает на окружающих; склонность к соперничеству, уверенность в себе, эгоистические черты.
    3. Агрессивный: жесткий и враждебный по отношению к окружающим, прямолинейный, раздражительный, упрямый, упорный, насмешливый, ироничный, настойчивый.
    4. Подозрительный: подозрительный, обидчивый, злопамятный, критичный, разочарованный в людях, скрытный, критичный по отношению ко всем социальным явлениям и к окружающим людям.
    5. Подчиняемый: покорный, склонный к самоунижению, слабовольный, склонный уступать, застенчивый, робкий, не имеет собственного мнения, послушный и честный.
    6. Зависимый: очень неуверенный в себе, тревожный, послушный, боязливый, мягкий, доверчивый.
    7. Дружелюбный: дружелюбный и любезный со всеми, стремиться «быть хорошим» для всех без учета ситуации, следует условностям, правилам и принципам «хорошего тона» в отношениях с людьми, общительный, эмоционально лабильный.
    8. Альтруистический: гиперответственный, всегда приносит в жертву свои интересы, навязчивый в своей помощи, деликатный, мягкий, добрый.

       В результате производиться подсчет  баллов по каждой октанте с помощью  специального «ключа» к опроснику. Полученные баллы переносятся на дискограмму, при этом расстояние от центра круга соответствует числу  баллов по данной октанте (от 0 до 16) Концы  октанты соединяются, образую личностный профиль.

       В нашем исследовании нас интересует преобладающий тип отношения к людям, а именно один из восьми. [6, с. 171] 

       2.2 Описание результатов  исследования

       Психологическая атмосфера в коллективе оценивалась нами с помощью шкалы-опросника, предложенной Ф.Фидлером.

       Для начала мы определили, как оценивает  психологическую атмосферу в  своем коллективе каждый участник эксперимента, то есть индивидуально. (см. приложение 3)

       Далее, все испытуемые были отнесены к двум уровням оценки социально-психологического климата. Испытуемые «первого уровня»  оценили   психологический климат в коллективе как благоприятный (итоговый  показатель  находится в диапазоне  от  10  до  35 баллов). Таких испытуемых в коллективе 22 человека (63 %). Другие,  отнесенные  ко  второму  уровню, - как  неблагоприятный (итоговый показатель в диапазоне от 36 до 80 баллов). Таких – 13 человек (37%).

       Получившееся  процентное сочетание хорошо видно  на рисунке.

       

       Рисунок 1. Оценка психологической атмосферы в коллективе. 

       Затем для полной характеристики психологической  атмосферы на основании индивидуальных профилей создали средний профиль. Достаточно наглядно это можно представить  в виде рисунка. 

  1 2 3 4 5 6 7 8  
1 Дружелюбие    
          Враждебность
2 Согласие                 Несогласие
2 Удовлетворенность                 Неудовлетворенность
4 Продуктивность                 Непродуктивность
5 Теплота                 Холодность
6 Сотрудничество                 Несогласованность
7 Взаимоподдержка                 Недоброжелательность
8 Увлеченность                 Равнодушие
9 Занимательность                 Скука
10 Успешность                 Безуспешность

       Рисунок 2.   Средний семантический профиль оценки психологической атмосферы в коллективе 

       При исследовании межличностных отношений  в коллективе, нам необходимо было выявить преобладающий тип отношений к людям. Этот результат был получен с помощью методики Т. Лири.

       Он  показал, что: у 18% (6 человек) испытуемых преобладающим типом межличностных  отношений является «дружелюбный», т.е. эти люди любезны со всеми, ориентированы  на принятие и социальное одобрение, сознательно конформны.

       У 15% испытуемых (5 человек) преобладающим  типом межличностных отношений  является «эгоистичный» тип. Люди  с преобладанием такого типа межличностных  отношений стремятся быть над  всеми, они расчетливы, самовлюблённы, себялюбивы.

       «Альтруистический»  тип является преобладающим у 15% (5 человек) испытуемых. Такие люди гиперответственны, эмоциональное отношение к людям  проявляют в сострадании, симпатии, ласке, заботе.

       У 11% испытуемых (4 человека) преобладающим  типом межличностных отношений  выявлен «авторитарный» тип, т.е. в  человеке присутствует дух настойчивости, деспотичности и властности во всех видах групповой деятельности, причём эти качества не мешают (скорее наоборот) их обладателю быть компетентным, успешным в делах, вызывать уважение со стороны  коллег.

       «Подозрительный»  тип выявлен так же у 11% испытуемых (4 человека), такие люди скрытны, необщительны, злопамятны, свой негативизм проявляют  в вербальной агрессии.

       Преобладающим у 11% испытуемых является «подчиняемый»  тип, характеризуемый как покорный, застенчивый, кроткий, склонный подчиняться  более сильному без учёта ситуации.

       «Зависимый» тип выявлен как преобладающий  тип межличностных отношений  у 11% испытуемых (4 человека). Такие люди послушны, боязливы, склонны к восхищению окружающими, зависимы от мнения других людей.

       У 8% (3 человека) испытуемых преобладающим  выявлен «агрессивный» тип межличностных  отношений. Такие люди прямолинейны, откровенны, резки в оценке других; в то же время они энегричны, упорны и упрямы.

       Графически  это можно представить следующим  образом:

       Рисунок 3. Преобладающий тип межличностных отношений к коллективе 

       На  рисунке хорошо видно, что для  у 18% испытуемых  преобладает «дружелюбный»  тип межличностных отношений. И  лишь у 8% - полярный «агрессивный» тип. Это позволяет нам сделать  вывод о том, что в коллективе преобладает стиль межличностных  отношений, свойственный лицам, стремящимся  к тесному сотрудничеству, к дружелюбным  отношениям с окружающими. Характеризуется  он также и готовностью помогать окружающим, преобладанием чувства  ответственности. 

       2.3 Обработка результатов

      Для достижения цели исследования, а именно выявления наличия или отсутствия связи между оценкой психологической атмосферы в коллективе и преобладающим типом межличностных отношений, мы сопоставили результаты исследования оценки психологической атмосферы и изучения преобладающего типа межличностных отношений.

      Сопоставление результатов отражено в таблице 1.

      Таблица 1.

      Сопоставление оценки психологической атмосферы  и преобладающего типа межличностных  отношений

Преобладающий тип МЛО 
 

Оценка психологи-ческой атмосферы

1.авторитарный 2.эгоистичный 3.агрессивный 4.подозрительный 5.подчиняемый 6.зависимый 7.дружелюбный 8.альтруистический
Благоприятная

(22 человека)

12% 8% 5% 8% 3% --- 15% 12%
Неблагоприятная

(13 человек)

--- 5% 3% 3% 8% 12% 3% 3%
 
 

       Статистический  анализ достоверности полученных данных производился в программе Statistika, при помощи «хи»-критерия Пирсона. Который показал, что связи между социометрическим статусом испытуемых, оценкой психологической атмосферы в коллективе и типом межличностных отношений нет. Следовательно, гипотеза не доказана.

       Тем не менее, анализируя данные по всем тестам попарно, мы выяснили, что связь всё-таки существует. При сравнении итоговых данных тестов Морено и Фридмана была выявлена следующая связь: члены  коллектива, относящиеся к «менее популярным» оценивают психологическую  атмосферу в коллективе как благоприятную; также «отвергаемые» члены коллектива оценивают психологическую атмосферу  как неблагоприятную. А учитывая, что это значительный процент испытуемых (39,4% и 48,8%), можно смело сказать: «существует связь между социометрическим статусом испытуемых и оценкой психологической атмосферы». Получается, что гипотеза частично доказана.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Заключение

       Изучение  литературы по проблеме исследование позволило сделать следующие  выводы:

       Межличностные отношения — это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения;  система установок, ориентации, ожиданий, стереотипов и др. диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга.

       В межличностных отношениях проявляется  ряд феноменов, являющихся следствием процесса групповой интеграции, т.е. процесса нарастания содержательной связности  и ориентированности общности людей.

       Человек как личность формируется в группе, он является непосредственным и опосредованным выразителем внутригрупповых отношений. Значимость группы для личности прежде всего в том, что группа – это  определенная система деятельности, заданная ее местом в системе общественного  разделения труда. Группа сама выступает  субъектом определенного вида деятельности и через нее включена во всю систему общественных отношений. В связи с этим группа выступает как наиболее полное отражение коренных особенностей социального строя, в рамках которого она образована и функционирует. Коллектив является одним из видов малой группы.

       Структуру межличностного общения, или обмена деловой и личностной информацией, именуют каналами коммуникаций, нравственно-эмоциональный  тон межличностных отношений  – психологическим климатом группы. Общие правила поведения, которых  придерживаются члены группы, называют групповыми нормами.

Информация о работе Межличностные отношения в трудовом коллективе