Межличностные отношения на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2011 в 13:54, курсовая работа

Описание работы

Целью является дать характеристику межличностного взаимодействия людей.

Задачи курсовой работы: раскрыть специфику общения в структуре межличностных отношений и взаимодействия людей на предприятии СКСиТ, проанализировать причины и способы преодоления конфликтов, рассмотреть явление корпоративной этики и разобраться в функции психолога и психологических тренингов на предприятии индустрии СКСиТ.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ курсовая2.doc2003.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

-руководство с помощью власти авторитета. Успешные руководители умеют устанавливать хорошие, позитивные связи с другими. К ним дружески относятся их начальники, подчиненные и коллеги. Они знают, как ладить с другими, не забывая об интересах организации. Они в полной мере сохраняют независимость, когда общаются с другими по поводу принятия решений, приветствуют предложения, но не идут у них на поводу. Они уважают других, и окружающие понимают и чувствуют это уважение. Они редко навязывают свои идеи другим, а вместо этого пытаются добиться успеха путем рекомендаций, предложений или просят других обдумать их перспективы. Им редко приходится заставлять других работать. У таких руководителей есть представление о том, чего должно добиться предприятие или группа. Они придерживаются этого представления, умеют найти подходящие предложения у подчиненных и других людей и затем стимулировать их для реализации этих предложении. Такие руководители нанимают лучших профессионалов, каких они могут найти, и обычно дают им максимум свободы для выполнения своих обязанностей. Они знают, что вместо того, чтобы входить во все детали их работы, лучше проявлять интерес и разрешать им показывать свою работу. Они устанавливают высоко эффективную систему вознаграждений, чтобы побуждать людей делать все возможное для организации. Они помогают подчиненным достигать их личных целей, одновременно способствуя успеху организации, они культивируют особую, позитивную связь с организацией на протяжении длительного времени:

-организация физической среды;

-улучшение условий для отдыха и приема пищи ;

-четкое структурирование производственного процесса во времени и пространстве;

-кабинеты психологической разгрузки (релаксация, медитация и т.д.);

- привлечение  работников при планировании работы, различных нововведений, режимов работы;

-проведение опросов по организации производства;

-проведение собраний в коллективах;

-проведение серий семинаров-тренингов с руководителями среднего и низшего звена (по типу “мозгового штурма”) по выявлению и решению проблем на производстве;

-переквалификация и повышение квалификации работников;

-анализ кадрового состава отдельных подразделений по выявлению специальностей, которые необходимо провести через переобучение;

-выделение отдельных сотрудников, которые имеют перспективы для роста (профессионального и служебного)27.

  Также для укрепления взаимопонимания и сплочённости коллектива психолог должен проводить организационные тренинги.  

§2.Психологические  тренинги на предприятиях индустрии СКСиТ.

     Для разрешения конфликтов  на предприятиях Социально-Культурного Сервиса и  Туризма в наше время проводят корпоративные тренинги. Вести тренинг может нанятый на время, штатный психолог или руководитель. В этой главе мы рассмотрим на примере один из тренингов по разрешению конфликтов.

     Основная  цель тренинга - обучение адекватным способам эффективного разрешения конфликтов путем  осмысления содержания конфликтной  ситуации и оптимизации личного  поведения28. Программа тренинга в основном базируется на идеях поведенческого коммуникативного тренинга, однако в нее входят и некоторые элементы работы с личностью участников групп, включающие в себя осознание индивидуальных качеств, мешающих разрешению противоречивых ситуаций и нарушающих внутриличностное равновесие. Прежде всего, это работа с эмоциями человека, которые являются неизменным спутником конфликтов. Поэтому наряду с традиционными для поведенческого тренинга методами работы (дискуссии и обсуждения, деловые игры, психогимнастики, послеигровая и ежедневная рефлексия опыта) дополнительно проводится работа с личностными проблемами участников групп, балинтовские сессии, тестирование (например, диагностика уровня профессионального выгорания, многофакторная диагностика личности и др.). Основные подходы к разбору, анализу и интерпретации возникающих ситуаций, дискуссий и ролевых игр лежат в плоскости анализа, принятого в классических социально-психологических тренингах. Ключевая роль ведущего в поведенческих тренингах - помочь участникам группы в переводе импульсивного поведения, весьма характерного для конфликтных ситуаций, на уровень объективированного, осмысленного и конструктивного.

     Программа тренинга является логическим продолжением освоения программы коммуникативного тренинга, так как конфликты усложненная непониманием и эмоциональными переживаниями коммуникация между людьми, группами, организациями. Спланированная нами программа тренинга разрешения конфликтов рассчитана на три дня восьмичасовой работы по традиционной схеме деления на «сессии» (интенсивная работа в течение полутора-двух часов) - логически выстроенные части, касающиеся освоения основных тем, после которых делаются перерывы для отдыха29.

     День 1.  Цель: определение содержания понятия «конфликт», его типов и видов, построение различных классификаций конфликтов, осознание не только негативных следствий конфликта, но, также, и его позитивных, развивающих составляющих. В этот день актуализируются знания, полученные ранее на коммуникативном тренинге или, если участники до этого не участвовали в таком тренинге, закладывается их основа.

     Любое занятие с группой начинается с вводной лекции ведущего, с обозначения  цели, задач и правил взаимодействия, а также знакомства участников группы (или возобновления его, если тренинг  разрешения конфликтов является логическим продолжением коммуникативного тренинга, что представляется нам весьма эффективным).

     В качестве вопроса, настраивающего на основную тему работы, можно предложить вопрос о том, что помогает и мешает каждому  участнику группы в решении конфликтных  ситуаций. Возможен также вопрос о  том, какие ассоциации возникают при слове «конфликт»; с каким животным, погодой, цветом ассоциируется это понятие.

     Затем для уточнения понятия «конфликт» и его классификации предлагается провести работу в мини-группах. Обобщенные мнения, полученные при обсуждении, выносятся ведущим на флип – чарт и остаются в группе на весь период ее работы в качестве методического сопровождения. К результатам выработанной классификации Удобно возвращаться при рассмотрении конкретных случаев анализа конфликтных ситуаций. Таким же образом возможно обсуждение причин возникновения конфликта.

     Развивает тему первая ролевая игра на тему «День  приема руководителя по личным вопросам», когда к «руководителю» организации  приходят по личным конфликтным вопросам и претензиям «сотрудники». При анализе игры очень важно обратить внимание группы как на вербальные, так и на невербальные проявления конфликтного поведения (молчание, взгляд, поза, мимика, тон речи, резкие возражения в разговоре, прозвища, устный и письменный спор и все другие особенности манеры обращения и общения). Кроме этого, результатом анализа может быть подведение итогов, касающихся негативных и, самое главное, возможных позитивных следствий каждой анализируемой ситуации для той и другой стороны взаимодействия. Таким образом, тренинг становится базой для формирования позитивного взгляда на жизненные ситуации, конфликтное содержание которых является основой для личностного развития.

     Следующая игра может быть посвящена посредничеству в решении конфликтных ситуаций. Часто посредниками в решении конфликтов выступают руководители, и ситуация такого рода может быть смоделирована в тренинге. Например, сюжетом ролевой игры может быть ситуация, когда двое сотрудников отказываются совместно участвовать в проекте, задача руководителя (консультанта) - решить эту ситуацию, применяя необходимый алгоритм: выслушивание одной стороны, повторение этой точки зрения другой стороной, затем проведение этой же процедуры с точкой зрения другой стороны, прояснение руководителем совпадений точек зрения, нахождение общего и решение конфликта. Анализ результатов игры предполагает обращение к техникам установления контакта, активного слушания и аргументации, что позволяет всем участникам в полной мере понимать точку зрения коллег.

     Итоги дня обсуждаются в общем круге. Эта процедура позволяет ведущему тренинга подвести итоги первого дня, выяснить наиболее важные направления дальнейшей работы и обратить внимание на личные переживания участников группы, их состояние30.

     День 2. Цель: Рассмотрение субъективных составляющих конфликта. Это подразумевает разделение субъективных и объективных причин и составляющих решения конфликта. Главное направление этого анализа - эмоции и чувства, которые существенно затрудняют решение проблемных ситуаций. Поэтому особым предметом рассмотрения в этот день является вербализация (проговаривание) чувств своих и участников взаимодействия. Обращается внимание не только на результат - получение выгоды или достижение поставленной цели, но и на чувства, сопровождающие этот процесс. Показывается разрешение конфликтных ситуаций возможно лишь при избегании чисто оценочных суждений, замены их описаниями собственных эмоциональных суждений.

     День  начинается с настроя на работу - с психогимнастических упражнений, которые, как правило, направлены на диагностику эмоционального состояния участников группы, проявление их чувств.

     Одним из упражнений тренинга может быть психогимнастика, содержательным анализом которой будет анализ первого  впечатления о человеке, неточность которого часто влияет на ситуацию взаимодействия. Участникам группы задается вопрос о том, какое впечатление произвел партнер во время первого контакта и почему впечатление было именно таким. Обращается внимание на элементы социальной стереотипизации при восприятии окружающих.

     Далее в тройках анализируются черты личности, являющиеся субъективными предпосылками конфликта, и на флип–чарте строится классификация так называемых «конфликтных личностей» (демонстративная, ригидная, неуправляемая, сверхточная, бесконфликтная и целенаправленно конфликтная)31, обсуждаются способы понимания таких людей и умения найти с ними общий язык при помощи установления контакта и вербализации чувств.

     Важный  момент второго дня - тема контроля эмоционального состояния в конфликтной  ситуации и приемов саморегуляции. Для этого возможно моделирование в виде ролевой игры ситуации межличностного взаимодействия в семейном конфликте, а также межличностных претензий. Важно показать, что с точки зрения личностного научения и развития именно «отрицательные» эмоции являются самым «положительным» и информативным фактором. Ситуации, в которых возникают такие эмоции, - это ситуации, к которым человеку нужно подойти наиболее внимательно, как к уроку, который нужно усвоить и учитывать в будущем.

     В этот же день может быть проведена  индивидуальная психодиагностика, касающаяся, например, преимущественных способов решения конфликтных ситуаций, обсуждаются преимущества и недостатки каждого из способов реагирования.

     День  заканчивается групповой рефлексией, подведением итогов в контексте ведущей темы дня.

День 3. Цель: Рассмотрение межгрупповых конфликтов, их специфики и профилактики, а также посредничества в конфликтных ситуациях.

     После вводных упражнений по созданию рабочей  атмосферы возможно провести ролевую  игру по противостоянию двух команд «соперников» (руководители-подчиненные, администрация-профсоюз, продавцы-покупатели,  и т. д.,), когда каждый из участников команды после группового обсуждения общего списка претензий предъявляет личную претензию представителю противоположной команды. При ответе на претензию учитывается как решение вопроса, так и эмоциональные составляющие этого процесса.

     Далее ведущим группы формулируется возможность  запроса на решение личной конфликтной  ситуации, которая волнует конкретных участников группы. Если эти запросы сформулированы (а это возможно к третьему дню тренинга, когда доверие участников группы друг к другу и к процедуре тренинга возрастает), то можно работать с ними в рамках балинтовской сессии. Поскольку количество таких запросов может быть велико, то и продолжительность сессии может быть очень значительной.

     Иным  способом ответа на конкретные вопросы  участников группы может быть рассмотрение реальных случаев из повседневной или  профессиональной практики, связанных  с конфликтным взаимодействием, которые представляются самими участниками (сбор проблем) или являются достаточно типичными для данной ситуации (кейсы). В этом контексте правомерно, если об этом не заходила речь ранее обратить внимание на различие в понятиях «повод» и «причина», лежащих в основании конфликта.

     На  последнем этапе третьего дня  тренинга подводятся итоги по конструктивным и неконструктивным способам решения  конфликтов, проводится игра на целостное  действие. В качестве основной моделирующей ситуации рассматривается ситуация переговоров с ограниченными ресурсами и претензиями сторон друг другу. Тема переговоров формулируется исходя из специфики и интересов группы, а также задач конкретной организации. Важно обратить внимание на разграничение интересов и позиций сторон, четкость их формулировок.

Информация о работе Межличностные отношения на предприятии