Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2011 в 13:54, курсовая работа
Целью является дать характеристику межличностного взаимодействия людей.
Задачи курсовой работы: раскрыть специфику общения в структуре межличностных отношений и взаимодействия людей на предприятии СКСиТ, проанализировать причины и способы преодоления конфликтов, рассмотреть явление корпоративной этики и разобраться в функции психолога и психологических тренингов на предприятии индустрии СКСиТ.
- Никогда не делай того, о чем нельзя было бы сказать, что это действительно честное, открытое и истинное, о котором можно было бы с гордостью объявить на всю страну в прессе и по телевидению (принцип основан на взглядах Аристотеля и Платона о личных добродетелях — честности, открытости, умеренности и т.п.).
- Никогда
не делай того, что не способствует
формированию чувства локтя,
- Никогда
не делай того, что нарушает
закон, ибо в законе
- Никогда не делай того, что не ведет к благу, а не вреду для общества, в котором ты живешь (принцип основан на этике утилитаризма (практической пользе нравственного поведения), разработанной И. Бентамом и Дж.С. Миллом).
- Никогда не делай того, чего ты не желал бы рекомендовать делать другим, оказавшимся в похожей ситуации (принцип основан на категорическом императиве И. Канта, в котором декларируется знаменитое правило об универсальной, всеобщей норме).
- Никогда не делай того, что ущемляет установленные права других (принцип основан на взглядах Ж.-Ж. Руссо и Т. Джефферсона на права личности).
- Всегда
поступай так, чтобы
- Никогда
не делай того, что могло бы
повредить слабейшим в обществе
(принцип основан на правиле
распределительной
- Никогда
не делай того, что препятствовало
бы праву другого человека
на саморазвитие и
Корпоративная этика опирается на нравственные нормы, которые позволяют каждому ощущать себя личностью. В первую очередь они связаны с базовыми (материальными) потребностями наемного работника:
-оплата квалифицированного труда должна быть не ниже доходов средних слоев населения;
-корпорация берет на себя ответственность за определенную стабильность занятости, а в случае вынужденного увольнения – выплаты соответствующей компенсации;
-недопущение неоправданного разрыва уровней доходов собственников, менеджеров и рядовых работников.
Отношение работника с корпорацией во многом определяется этическими нормами более высокого порядка и не в последнюю очередь такими, как:
- уважение человеческого достоинства независимо от социального статуса, занимаемого в иерархической лестнице предприятия;
- гарантии повышения квалификации и профессионального продвижения;
свободное высказывание суждений о деятельности корпорации;
- сопричастность в подготовке и принятии решений, затрагивающих интересы работников;
- резкое осуждение таких явлений в системе трудовых отношений, как доносительство, противопоставление одних групп работников другим;
- прозрачность финансовой деятельности корпорации, исключающая любые формы теневых операций.
Конечно,
и в корпоративной этике
Корпоративная этика признает и право наемных работников в определенных случаях прибегать к забастовкам. Но надо различать возможность такой акции и ее реальное использование. Как крайняя форма решения конфликта – это проявление социальной демократии, но ее применение – свидетельство того, что в корпоративной этике допущены грубейшие ошибки, ставящие под угрозу нормальное функционирование всей системы корпоративных отношений предприятия.20
В
целом осознание общих
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЯ В ИНДУСТРИИ СКСИТ.
§1. Психолог на предприятии индустрии СКСиТ.
В наше время содержание в штате психолога не роскошь, а необходимость. Крупные фирмы не жалеют средств на содержание целого штата специалистов. Грамотный психолог может предотвратить стрессовые ситуации в коллективе, что благоприятным образом скажется на финансовом состоянии предприятия. В таких фирмах значительно ниже процент увольнения специалистов, больничных отпусков. Производительность сплочённого коллектива значительно возрастает. Предприятия Социально-Культурного Сервиса и Туризма не исключение.
Перед
началом работы психологу следует
найти взаимопонимание с
Особые отношения образуются у психологов, с коллективом, который обычно ревностно наблюдает за его работой. Одним из лучших способов снять напряжение в этом плане является организация нескольких методических семинаров по знакомству с новыми методами работы психолога на предприятии. При проведении таких семинаров(особенно первого) важно не столько что-то разъяснить работникам предприятия, сколько суметь произвести на них впечатление. При любых разговорах с работниками, психологу необходимо иногда обращаться к ним за советом и помощью, всячески подчеркивать их большой опыт и знание.
Первым шагом в работе психолога должно быть наблюдение и исследование работы отдельных цехов, отделов и их руководителей, специалистов и рабочих23.
Для анализа психологического состояния коллектива психолог может использовать методику «Оценки психологического климата в коллективе». Методика диагностирует уровень сформированности группы как коллектива и позволяет (при многократном исследовании) проследить динамику его развития.
Среди руководящего персонала психолог может провести исследование по методике «Оценки способов реагирования в конфликте». С помощью адаптированной Н.В.Гришиной методики К.Н.Томоса, американского социального психолога, определяются типические способы реагирования на конфликтные ситуации можно выявить, насколько человек склонен к соперничеству и сотрудничеству в группе, насколько стремится к компромиссам, избегает конфликтов или, наоборот, старается обострить их. Эта методика позволяет также оценить степень адаптации каждого члена коллектива к совместной деятельности. По каждому из пяти разделов опросника (соперничества, сотрудничество, компромисс, избежание, приспособление) подсчитывается количество ответов. Полученные количественные оценки сравниваются между собой для выявления наиболее предпочитаемой формы социального поведения испытуемого в ситуации конфликта, тенденции его взаимоотношений в сложных условиях.
Так же психолог может провести исследование состояния человека в труде и исследование стресса, а именно:
-состояние утомления (перегрузки или недогрузки);
-состояние монотонности;
-эмоциональное напряжение (несправедливость оплаты, неопределенность профес.будущего и т.д.).
Эти состояния можно определить с помощью двух методик:
(Предназначается
для комплексной оценки
В этой методике испытуемому предлагается много пар оценочных суждений с противоположными по смыслу прилагательными. С помощью суждений он должен оценить свое доминирующее самочувствие, активность и настроение.
Субъективным контролем называется склонность человека брать на себя и возлагать на других людей ответственность за то, что происходит. В отличие от субъективного может существовать так называемый объективный контроль событий, при котором они происходят по воле обстоятельств, случая, независимо от желания человека. Данная методика оценивает, в какой степени человек готов брать на себя ответственность за то, что происходит с ним и вокруг него.
Кроме того психологу надо провести исследование многих моментов, которые влияют на эффективность работы всего предприятия в целом. Использовать при этом можно беседы с коллективом, с отдельными людьми, собственные наблюдения, анализ работы отдельных подразделений. Исследуются:
1) Психологическая структура специалиста:
-направленность и компетентность (профессиональной пригодности);
-профессиональная стагнация и деформация.
2) Ошибки на производстве:
-причины ошибок;
-анализ надежности и стратегия работы над ошибками.
3) Профессиональный рост и обучение:
-навыки и умения;
-этапы формирования навыков;
-психологические предпосылки переучивания.
На оперативных совещаниях руководящего персонала неодходимо провести анализ работы структурных подразделений, при котором рассматривались бы вопросы:
-постановки цели;
-планирования работы;
-выбора рациональных приемов;
-контроля;
-самоконтроля;
-взаимоконтроля;
-формы и способов подведения итогов работы подразделения26.
По результатам проведения методики “Оценка психологического климата в коллективе” и “Оценка способов реагирования в конфликтной ситуации” можно будет определить в каком отдельном коллективе наихудший психологический климат, эти данные будут соотносится с результатом опроса руководителя такого коллектива. Для такого руководителя будут преобладать позиции: соперничество или избежания.
Методика « Самочувствие-активность- настроение» предназначается для комплексной оценки преобладающего настроения человека и, следовательно, даст представление об эмоциональном состоянии сотрудников. Можно предположить, что определится круг людей с пониженным эмоциональным фоном, особенно в подразделениях с плохим психологическим климатом, с авторитарным руководителем.
Методика « Управления конфликтной ситуацией» поможет определить потенциально новых лидеров, которые могут войти в круг руководящего персонала.
Психолог может провести мероприятия по устранению и/или снижению воздействия негативных факторов оказывающих влияние на мотивацию, уровень профессионального стресса, производительность труда и в целом на организацию, проведение с руководящим персоналом серии занятий и тренингов по выбору тактики руководства своим подразделением:
-руководство с помощью власти полномочий. Руководитель может действовать с помощью силы своих полномочий, но этот вид власти обычно приносит в организацию проблемы. Одна из них - текучесть кадров. Можно выделить два вида текучести кадров - физическую и умственную. Физическая текучесть охватывает тех служащих, которые покидают организацию и уходят. Умственная текучесть кадров возникает у тех служащих, которые внешне не покидают организацию, но фактически уходят из нее. Этот вид текучести кадров не отражается в документации, но может нанести значительный вред производительности труда. Служащие демонстрируют пассивное сопротивление, они присутствуют физически, но умственно отсутствуют. Они редко основательно работают в течение дня, делая лишь самое необходимое, или хуже того, работая недостаточно качественно.