Автор: m*******@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 18:43, курсовая работа
Цель: Выявление и изучение особенностей межличностных отношений младших школьников.
Объект: Межличностные отношения в младшем школьном возрасте.
Предмет: Социометрический статус младших школьников в коллективе.
Гипотеза: Особенности младшего школьного возраста влияют на формирование межличностных отношений.
Задачи: 1. Проанализировать литературу по исследуемой проблеме.
2. Рассмотреть возрастные особенности младших школьников.
3. Изучить межличностные отношения младших школьников.
Введение……………………………………………………………3-4 стр.
Глава 1. Межличностные отношения в современной психологии
Понятие межличностных отношений в психологической науке…………………………………………………………5-8 стр.
Особенности личности, влияющие на формирование межличностных отношений………………………………9-12 стр.
Развитие межличностных отношений………………….13-14 стр.
Вывод по 1 главе…………………………………………….15 стр.
Глава 2. Особенности межличностных отношений в коллективе
младших школьников.
2.1 Психологический портрет младших школьников……16-22 стр.
2.2 Влияние возрастных особенностей на межличностных
отношений………………………………………………23-28 стр.
2.3 Особенности взаимоотношений в младшем школьном
возрасте………………………………………………….29-33 стр.
Вывод по 2 главе……………………………………….......34 стр.
Глава 3. Эмпирическое исследование межличностных отношений в коллективе младших школьников.
3.1 Изучение социометрического статуса младшего школьника……………………………………………………….35-36 стр.
3.2 Анализ социометрических показателей………………37-41 стр.
Список литературы……………………………………………...42-43 стр.
Таким образом, младший
функций,
происходит интеллектуализация всех психических
процессов, их осознание и произвольность.
2.2 Влияние возрастных особенностей на межличностные отношения.
Положение человека характеризуется, прежде всего, теми общественными функциями, которые он выполняет, его социальными ролями. При этом каждый из нас выполняет не одну, а несколько ролей, различных в разных системах отношений. Но не всегда ее легко определить с достаточной точностью. Если в специально организованных системах отношений это сравнительно просто, то там, где отношения складываются стихийно, определить социальную роль человека, его положение довольно трудно.
Как уже неоднократно отмечалось, в школьном классе существует две системы отношений: деловые и личные. Школьник играет в классе и школе множество ролей: он отличник или троечник, футболист и т.д. Все эти роли открыты для непосредственного наблюдения, и положение ученика в этой сфере отношений может быть измерено в объективных критериях: успеваемость - оценками, спортивные успехи – определенными разрядами.
Совершенно иначе оценивается положение человека в системе личных отношений. И хотя оно всегда неявно присутствует при оценке нами другого человека как личности, часто мыслится очень неопределенно и угадывается интуитивно.
Социометрический статус
Эмоциональное благополучие, или
самочувствие ученика в
Выделяют два типа выборов:
неустойчивые – выборы, отражающие
более летучие,
Положение человека в системе
личных взаимоотношений в
Таким образом, положение ученика зависит от взаимных выборов, основанных на симпатиях, качеств личности и общественного мнения [8, 119].
В классе во взаимоотношениях со сверстниками ребенок может занимать разные позиции:
- быть в центре внимания;
- общаться с большим
- стремиться быть лидером;
- общаться с избранным кругом сверстников;
- держаться в стороне;
- придерживаться линии
- выражать доброжелательность ко всем;
- занять позицию соперничества;
- выискивать у других ошибки и недостатки;
- стремиться оказывать помощь другим.
Выбор вариантов поведения
Исследования показывают, что школьники, чье положение в коллективе сверстников благополучно, с большим желанием посещают школу, активны в учебной и общественной работе, положительно относятся к коллективу и его общественным интересам.
Дети, получившие малое количество
выборов и не пользующиеся
взаимностью, не удовлетворены
своим положением, они настойчиво
ищут общения со сверстниками
вне класса, в классе же недоброжелательны,
Длительное пребывание ребенка в благоприятном положении внутри класса может направить его нравственное развитие по двум путям. 78% учащихся обследованной группы, имея развитые интеллектуальные качества, обладали и высокими нравственными чертами (доброта, общительность, справедливость). 22% детей благополучной группы, также интеллектуально развитые, имели некоторые предпосылки отрицательных нравственных качеств, например, эгоизм.
У детей с неблагоприятным
положением в группе
Другие 57% учащихся с неблагоприятным положением в группе сверстников ни с кем не дружат, в ряде случаев конфликтуют с детьми, одиноки и замкнуты или ищут общения вне класса.
Таким образом, очевидно, что коллектив
может влиять на
Группа школьников, имеющих неблагополучное
положение в системе личных
отношений в классе, обладает
некоторыми сходными
Дети, получившие наибольшее число выборов от одноклассников («звезды»), характеризуются рядом общих черт: они обладают ровным характером, общительны, отличаются инициативностью и богаты фантазией; большинство из них хорошо учится; девочки отличаются привлекательной внешностью.
Перечисленные общие качества имеют определенную специфику проявления на разных этапах младшего школьного возраста.
Для первоклассников,
«Непривлекательные» для сверстников первоклассники характеризуются следующими особенностями: непричастность к классному активу; неопрятность; плохая учеба и поведение; непостоянство в дружбе; дружба с нарушителями дисциплины, а также плаксивость.
Таким образом, первоклассники оценивают своих сверстников, прежде всего, по тем качествам, которые легко проявляются внешне, а также по тем, на которые чаще всего обращает учитель.
К концу младшего школьного
возраста критерии
Для «непривлекательных» третьеклассников наиболее существенны такие черты, как общественная пассивность; недобросовестное отношение к труду, к чужим вещам.
Характерные для младших
Специфика социальной
Необходимо отметить, что, как
правило, с возрастом у детей
повышаются полнота и
О возрастной роли сверстников
к концу младшего школьного
возраста свидетельствует и
Система личных отношений
Неудовлетворительное положение в группе сверстников переживается детьми очень остро и нередко является причиной неадекватных аффективных реакций [9, 38].
Положение ребенка в группе влияет на его самоощущение. Ученые Криг и Лэрд оценивали чувства одиночества, социальной тревоги и социальной изоляции, а также определили факторы, которые вызывают соответствующие социальные результаты по сообщениям учащихся III и V классов. Эти исследования обнаружили, что характер самоощущения детей и то, кого они обвиняют в своих низких результатах, зависит от опыта взаимодействия со сверстниками. Отвергаемые дети сообщали о более сильном чувстве одиночества и были более склонны объяснять свои неудачи в отношениях со сверстниками внешними причинами, чем дети, принятые в группу сверстников [5, 540].
Таким образом:
- дети занимают различное положение в системе личных взаимоотношений, не у всех есть эмоциональное благополучие;
- то или иное положение
ребенка в системе личных
- определив положение каждого
ребенка в группе и его социометрический
статус можно проанализировать структуру
межличностных отношений в этой группе.
2.3 Особенности взаимоотношений в младшем школьном возрасте.
Информация о работе Межличностные отношения младших школьников в коллективе