Межличностные отношения младших школьников в коллективе

Автор: m*******@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 18:43, курсовая работа

Описание работы

Цель: Выявление и изучение особенностей межличностных отношений младших школьников.
Объект: Межличностные отношения в младшем школьном возрасте.
Предмет: Социометрический статус младших школьников в коллективе.
Гипотеза: Особенности младшего школьного возраста влияют на формирование межличностных отношений.
Задачи: 1. Проанализировать литературу по исследуемой проблеме.
2. Рассмотреть возрастные особенности младших школьников.
3. Изучить межличностные отношения младших школьников.

Содержание

Введение……………………………………………………………3-4 стр.
Глава 1. Межличностные отношения в современной психологии
Понятие межличностных отношений в психологической науке…………………………………………………………5-8 стр.
Особенности личности, влияющие на формирование межличностных отношений………………………………9-12 стр.
Развитие межличностных отношений………………….13-14 стр.
Вывод по 1 главе…………………………………………….15 стр.
Глава 2. Особенности межличностных отношений в коллективе
младших школьников.
2.1 Психологический портрет младших школьников……16-22 стр.
2.2 Влияние возрастных особенностей на межличностных
отношений………………………………………………23-28 стр.
2.3 Особенности взаимоотношений в младшем школьном
возрасте………………………………………………….29-33 стр.
Вывод по 2 главе……………………………………….......34 стр.
Глава 3. Эмпирическое исследование межличностных отношений в коллективе младших школьников.
3.1 Изучение социометрического статуса младшего школьника……………………………………………………….35-36 стр.
3.2 Анализ социометрических показателей………………37-41 стр.
Список литературы……………………………………………...42-43 стр.

Работа содержит 1 файл

Курсач старого типа.doc

— 388.00 Кб (Скачать)

   Таким образом, младший школьный  возраст – возраст интенсивного интеллектуального развития. Интеллект опосредует развитие всех остальных

функций, происходит интеллектуализация всех психических  процессов, их осознание и произвольность.  

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   2.2 Влияние возрастных особенностей на межличностные отношения.

   Положение человека характеризуется, прежде всего, теми общественными функциями, которые он выполняет, его социальными ролями. При этом каждый из нас выполняет не одну, а несколько ролей, различных в разных системах отношений. Но не всегда ее легко определить с достаточной точностью. Если в специально организованных системах отношений это сравнительно просто, то там, где отношения складываются стихийно, определить социальную роль человека, его положение довольно трудно.

   Как уже неоднократно отмечалось, в школьном классе существует две системы отношений: деловые и личные. Школьник играет в классе и школе множество ролей: он отличник или троечник, футболист и т.д. Все эти роли открыты для непосредственного наблюдения, и положение ученика в этой сфере отношений может быть измерено в объективных критериях: успеваемость - оценками, спортивные успехи – определенными разрядами.

   Совершенно иначе оценивается  положение человека в системе  личных отношений. И хотя оно  всегда неявно присутствует при оценке нами другого человека как личности, часто мыслится очень неопределенно и угадывается интуитивно.

   Социометрический статус определяется  числом выборов учениками друг  друга. Отдавая свой выбор тому  или иному однокласснику, ученик  демонстрирует его потребность в общении с теми или иными одноклассниками, симпатия к ним. Следовательно, чем больше членов группы симпатизируют человеку, чем большее число одноклассников испытывает потребность общаться именно с ним, тем больше выборов он получит. И это число будет выражать его положение в системе личных взаимоотношений: чем оно больше, тем лучше положение. Иногда существуют противоречия между положением, которое занимает ученик системе ответственной зависимости, и его местом в системе личных взаимоотношений.

   Эмоциональное благополучие, или  самочувствие ученика в системе  личных взаимоотношений, сложившихся  в коллективе, зависит не только  от того, сколько одноклассников  симпатизирует ему, но и от  того, на сколько эти симпатии и стремление к общению взаимны. Иными словами, для ученика важно не только количество выборов, но и то, какие именно одноклассники его выбрали. Эти данные важны и для выявления структуры взаимоотношений в коллективе, и для изучения удовлетворенности ученика в общении с одноклассниками. В отношениях младших школьников эмоциональное отношение превалирует над всеми остальными.

   Выделяют два типа выборов:  неустойчивые – выборы, отражающие  более летучие, кратковременные  неустойчивые отношения; устойчивые  – выборы, отражающие длительные, характерные для данного ученика устойчивые отношения.

   Положение человека в системе  личных взаимоотношений в группе  зависит, во-первых, от качеств  самого человека и, во-вторых, от характерных особенностей  той группы, относительно которой  измеряется его положение (общественное мнение).

   Таким образом, положение ученика зависит от взаимных выборов, основанных на симпатиях, качеств личности и общественного мнения [8, 119].

   В классе во взаимоотношениях со сверстниками ребенок может занимать разные позиции:

   -   быть в центре внимания;

   -   общаться с большим количеством  сверстников;

   -   стремиться быть лидером;

   -   общаться с избранным  кругом сверстников;

   -   держаться в стороне;

   -   придерживаться линии сотрудничества;

   -   выражать доброжелательность ко всем;

   -   занять позицию соперничества;

   -   выискивать у других ошибки  и недостатки;

   -   стремиться оказывать помощь другим.

   Выбор вариантов поведения ребенка  связан с различными установками  семьи, школы, сверстников; с  их ожиданиями, позицией, условиями, в которые попадает ребенок. Доказано, что осмысленный опыт общения благоприятствует развитию личности ребенка [13, 113].

   Исследования показывают, что школьники,  чье положение в коллективе  сверстников благополучно, с большим желанием посещают школу, активны в учебной и общественной работе, положительно относятся к коллективу и его общественным интересам.

   Дети, получившие малое количество  выборов и не пользующиеся  взаимностью, не удовлетворены  своим положением, они настойчиво  ищут общения со сверстниками  вне класса, в классе же недоброжелательны,  конфликтуют, и это тормозит  их нравственное развитие.

   Длительное пребывание ребенка в благоприятном положении внутри класса может направить его нравственное развитие по двум путям. 78% учащихся обследованной группы, имея развитые интеллектуальные качества, обладали и высокими нравственными чертами (доброта, общительность, справедливость). 22% детей благополучной группы, также интеллектуально развитые, имели некоторые предпосылки отрицательных нравственных качеств, например, эгоизм.

   У детей с неблагоприятным  положением в группе обнаружились  также два направления в их нравственном развитии: 43% детей, несмотря на равнодушие к ним, продолжают тянуться к сверстникам, активно стараются установить отношения. Если им это не удается, то они ложным геройством, подкупом, то есть всеми средствами стремятся привлечь внимание товарищей. «Таких детей, - пишет А.В. Киричук – учителя часто называют трудными, хотя в действительности не так труден сам ребенок, как трудно его положение в системе личных взаимоотношений классного коллектива.

   Другие 57% учащихся с неблагоприятным положением в группе сверстников ни с кем не дружат, в ряде случаев конфликтуют с детьми, одиноки и замкнуты или ищут общения вне класса.

   Таким образом, очевидно, что коллектив  может влиять на индивидуальное  развитие личности только тогда,  когда положение ребенка в системе межличностных отношений благополучны [7, 8].

    Группа школьников, имеющих неблагополучное  положение в системе личных  отношений в классе, обладает  некоторыми сходными характеристиками: такие дети имеют трудности  в общении со сверстниками, неуживчивы, что может проявляться как в драчливости, вспыльчивости, капризности, грубости, так и в замкнутости; нередко их отличает ябедничество, зазнайство, жадность; многие из этих детей неаккуратны и неряшливы.

   Дети, получившие наибольшее число выборов от одноклассников («звезды»), характеризуются рядом общих черт: они обладают ровным характером, общительны, отличаются инициативностью и богаты фантазией; большинство из них хорошо учится; девочки отличаются привлекательной внешностью.

   Перечисленные общие качества имеют определенную специфику проявления на разных этапах младшего школьного возраста.

   Для первоклассников, обладающих  высоким социометрическим статусом, наиболее значимыми являются следующие особенности: опрятная внешность, принадлежность к классовому активу, готовность поделиться вещами, сладостями. Второе место в этом возрасте занимают хорошая успеваемость и отношение к учению. Для популярных в классе мальчиков большое значение имеет также физическая сила.

   «Непривлекательные» для сверстников первоклассники характеризуются следующими особенностями: непричастность к классному активу; неопрятность; плохая учеба и поведение; непостоянство в дружбе; дружба с нарушителями дисциплины, а также плаксивость.

   Таким образом, первоклассники оценивают своих сверстников, прежде всего, по тем качествам, которые легко проявляются внешне, а также по тем, на которые чаще всего обращает учитель.

   К концу младшего школьного  возраста критерии приемлемости  несколько меняются. При оценке  сверстников на первом месте также стоит общественная активность, в которой дети уже ценят действительно организаторские способности, а не просто сам факт общественного поручения, данного учителем, как это было в первом классе; и по-прежнему красивая внешность. В этом возрасте для детей значимость приобретают и определенные личностные качества: самостоятельность, уверенность в себе, честность. Примечательно, что показатели, связанные с учением, у третьеклассников менее значимы и отходят на второй план.

   Для «непривлекательных» третьеклассников наиболее существенны такие черты, как общественная пассивность; недобросовестное отношение к труду, к чужим вещам.

   Характерные для младших школьников  критерии оценки одноклассников  отражают особенности восприятия  и понимание ими другого человека, что связанно с общими закономерностями развития познавательной сферы в этом возрасте: слабая способность выделять главное в предмете, ситуативность, эмоциональность, опора на конкретные факты, трудности установления причинно-следственных отношений.

   Специфика социальной перцепции  младших школьников сказывается  и на особенностях их первого  впечатления о другом человеке. В целом, становясь более точным и дифференцированным к третьему классу, первое впечатление отличается у детей ситуативностью, стереотипностью, ориентацией на внешние признаки. Физический облик и его оформление являются для младших школьников «каркасом», на котором выстраивается облик другого человека. Поэтому взрослые, работающие с младшими школьниками, должны учитывать ориентацию детей на внешность и уделять специальное внимание своему костюму.

   Необходимо отметить, что, как  правило, с возрастом у детей  повышаются полнота и адекватность  осознания своего положения в  группе сверстников. Но в конце этого возрастного периода, то есть у третьеклассников, адекватность восприятия своего социального статуса резко снижается даже по сравнению с дошкольниками: дети, занимающие в классе благополучное положение склонны, его недооценивать, и напротив, имеющие неудовлетворительные показатели, как правило, считают свое положение вполне приемлемым. Это свидетельствует о том, что к концу младшего школьного возраста происходит своеобразная качественная перестройка, как самих межличностных отношений, так и их осознания. Безусловно, это связано с возникновением в этот период потребности занять определенное положение в группе сверстников. Напряженность этой новой потребности, возрастающая значимость мнения сверстников и являются причиной неадекватности оценки своего места в системе межличностных отношений.

   О возрастной роли сверстников  к концу младшего школьного  возраста свидетельствует и тот  факт, что в 9-10 лет школьники  значительно острее переживают  замечания, полученные в присутствии  одноклассников, они становятся  более застенчивыми и начинают стесняться не только незнакомых взрослых, но и незнакомых детей своего возраста [1, 218]

   Система личных отношений является  наиболее эмоционально насыщенной  для каждого человека, поскольку  связана с его оценкой и  признанием как личности. Однако если у ребенка существует хотя бы одна взаимная привязанность, он перестает осознавать и не очень переживает свое объективно плохое положение в системе личных отношений. Даже один-единственный взаимный выбор является своеобразной психологической защитой и может уравновесить несколько отрицательных выборов, поскольку превращает ребенка из «отверженного» в признаваемого [6, 425]

   Неудовлетворительное положение в группе сверстников переживается детьми очень остро и нередко является причиной неадекватных аффективных реакций [9, 38].

   Положение ребенка в группе влияет на его самоощущение. Ученые Криг и Лэрд оценивали чувства одиночества, социальной тревоги и социальной изоляции, а также определили факторы, которые вызывают соответствующие социальные результаты по сообщениям учащихся III и V классов. Эти исследования обнаружили, что характер самоощущения детей и то, кого они обвиняют в своих низких результатах, зависит от опыта взаимодействия со сверстниками. Отвергаемые дети сообщали о более сильном чувстве одиночества и были более склонны объяснять свои неудачи в отношениях со сверстниками внешними причинами, чем дети, принятые в группу сверстников [5, 540].

   Таким образом:

   - дети занимают различное положение в системе личных взаимоотношений, не у всех есть эмоциональное благополучие;

   -   то или иное положение  ребенка в системе личных взаимоотношений  не только зависит от определенных  качеств его личности, но, в свою  очередь, способствует выработке этих качеств;

   -   определив положение каждого  ребенка в группе и его социометрический статус можно проанализировать структуру межличностных отношений в этой группе.  
 
 
 
 
 
 

      
     

   2.3 Особенности взаимоотношений в младшем школьном возрасте.

Информация о работе Межличностные отношения младших школьников в коллективе