Межличностные отношения младших школьников в коллективе

Автор: m*******@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 18:43, курсовая работа

Описание работы

Цель: Выявление и изучение особенностей межличностных отношений младших школьников.
Объект: Межличностные отношения в младшем школьном возрасте.
Предмет: Социометрический статус младших школьников в коллективе.
Гипотеза: Особенности младшего школьного возраста влияют на формирование межличностных отношений.
Задачи: 1. Проанализировать литературу по исследуемой проблеме.
2. Рассмотреть возрастные особенности младших школьников.
3. Изучить межличностные отношения младших школьников.

Содержание

Введение……………………………………………………………3-4 стр.
Глава 1. Межличностные отношения в современной психологии
Понятие межличностных отношений в психологической науке…………………………………………………………5-8 стр.
Особенности личности, влияющие на формирование межличностных отношений………………………………9-12 стр.
Развитие межличностных отношений………………….13-14 стр.
Вывод по 1 главе…………………………………………….15 стр.
Глава 2. Особенности межличностных отношений в коллективе
младших школьников.
2.1 Психологический портрет младших школьников……16-22 стр.
2.2 Влияние возрастных особенностей на межличностных
отношений………………………………………………23-28 стр.
2.3 Особенности взаимоотношений в младшем школьном
возрасте………………………………………………….29-33 стр.
Вывод по 2 главе……………………………………….......34 стр.
Глава 3. Эмпирическое исследование межличностных отношений в коллективе младших школьников.
3.1 Изучение социометрического статуса младшего школьника……………………………………………………….35-36 стр.
3.2 Анализ социометрических показателей………………37-41 стр.
Список литературы……………………………………………...42-43 стр.

Работа содержит 1 файл

Курсач старого типа.doc

— 388.00 Кб (Скачать)

   Межличностные отношения являются составной частью взаимодействия и рассматриваются в его контексте. Межличностные отношения – это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности. В отличие от деловых отношений межличностные связи иногда называют экспрессивными, эмоциональными. 
 
 
 

  

   Глава 2. Особенности межличностных отношений в коллективе младших школьников.

    1. Психологический портрет младших школьников.

   В отечественной и зарубежной возрастной психологии существует множество классификации относительно основных периодов детства. В основу периодизаций положены различные критерии и, следовательно, границы возрастных периодов значительно варьируются. Выготский Л.С. сделал попытку систематизировать существующие периодизации, выделив три большие группы:

  1. По внешнему критерию
  2. По внутреннему критерию
  3. По признакам детского развития.

    Схема 1.

Классификация периодов детства

     

По  признакам детского развития

По  внешнему критерию
По  внутреннему критерию

          

Периодизации  по внешнему критерию являются менее  распространенными в силу того, что  данный критерий не отражает сущности процесса развития, а лишь внешне связан с ним. Примером служит периодизация Р. Заззо, положившим в основу этапы системы воспитания и обучения. Стоит заметить, что такой подход уместен, так как границы периодов, установленных по «педагогическому» принципу, почти совпадают с переломными моментами в детском развитие. Периодизации по внутреннему критерию так же отличаются видимыми ограничениями при попытке описать этапы процесса развития.

   Наиболее весомой и стремящийся  к объективности представляется  третья группа, где периодизация  произведена на основе нескольких  существенных признаков развития. Эти взгляды наиболее ярко представлены в отечественной школе Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина. Они выделяют три структурных компонента возраста:

  1. Возрастные новообразования
  2. Социальная ситуация развития
  3. Ведущая деятельность.

    Схема 2.

          Компоненты возраста
Ведущая деятельность
 
Возрастные  новообразования
Социальная  ситуация развития

                                              

                      

                  

Каждый  период в развитие характеризуется  возрастными новообразованиями, то есть такими качествами, которые не были проявлены на предыдущих этапах развития, но именно логика предыдущего периода и определяет появление этих новообразований, которые выстраиваются на «фундаменте» заложенном на предыдущем этапе. Другим источником развития является социальная среда, а, точнее, специфическое отношение между ребенком и средой, названное Л.С. Выготским «социальной ситуацией развития». Она является исходным моментом для всех динамических изменений происходящих в развитии в течении данного периода. Третьим структурным компонентом возраста является ведущая деятельность – это не та деятельность, которая наиболее часто встречается, а которая обуславливает главные изменения в психической жизни, развитие психических функций, подготовку к новым этапам развития. Опираясь на данные критерии, мы можем описать психологические особенности любого возрастного этапа. Однако прежде чем перейти к младшему школьному возрасту, необходимо остановиться на временных границах возрастных периодов и понятии кризис развития.

   Различные авторы выделяют свои  временные границы каждого возраста. В отечественной науке принято  выделять следующие возрастные периоды: младенчество – 0-1 год, ранний возраст – 1-3 лет, дошкольное детство – 3-7 лет, младший школьный возраст – 7-11 лет, подростковый возраст – 11-15 лет, раннее юношество – 15-17 лет, ранняя зрелость – 18-25 лет, зрелость – 51-75 лет, старость – от 76 лет. 
 

Схема 3.

Периодизация  возраста по Д.Б. Эльконину.

 

Исследованию  психологических особенностей каждого периода посвящено множество работ известных психологов: Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Е.Е. и Г.Г. Кравцовых, В.С. Мухиной, М.И. Лисиной, В.Н. Слободчикова, Г.Л Цукерман, И. Кона и другие.

   Каждый из возрастных периодов начинается и заканчивается возрастным кризисом. В возрастной психологии нет единой точки зрения на понятие «кризис». Можно выделить два противоположных понимания данного феномена. С одной стороны акцент ставиться на идее перелома, внезапных, быстро протекающих изменений в ходе развития, вследствие которых возникают значительные перемены в образе мыслей, поведении. С другой стороны, существует понимание кризиса как психологического нарушения, сопровождающегося рядом трудностей невротического характера. На наш взгляд возрастной кризис является одной из закономерностей в развитии человека, если ребенок не переживает кризис полноценного, то не будет дальше нормально развиваться. В данной работе мы остановимся на особенностях перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту, а также на раскрытии психологического содержания младшего школьного возраста. Переходом от дошкольного детства к младшему школьному возрасту является кризис семи лет.

  
 
 

Таблица 1.

    Симптомы кризиса 7 лет
    Потеря  непосред-ственности, между желанием и действии-ем вклинивается пере-живание того, какое значение это действие имеет для ребенка.                       Манерничание, ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает. 
     
    Симптом «горькой конфеты». Ребенку плохо, но он старается  этого не показывать. 
     

   В основе этих симптомов лежит  обобщение переживаний. У ребенка  возникла новая внутренняя жизнь,  жизнь переживаний, которая прямо  и непосредственно не накладывается  на внешнюю жизнь. Но эта  внутренняя жизнь небезразлична  для внешней, она на нее влияет. Возникновение внутренней жизни – чрезвычайно важный факт, теперь ориентация поведения будет осуществляться внутри этой внутренней жизни. Кризис требует перехода к новой социальной ситуации, требует нового содержания отношений. Ребенок должен вступить в отношения с обществом как с совокупностью людей, осуществляющих обязательную, общественно необходимую деятельность. В наших условиях тенденция к ней выражается в стремлении скорее пойти в школу.

   Приход ребенка в школу обозначает  начало следующего этапа возрастного развития. Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы школы). Как пишет В.В. Давыдов, младший школьный возраст – это особый период в жизни ребенка, который выделился исторически сравнительно недавно. Его не было у тех детей, которые вообще не посещали школу, его не было и у тех, для кого начальная школа была первой и последней ступенью образования. Появление этого возраста связано с введением системы всеобщего и обязательного неполного и полного среднего образования. Однако, социально-психологические границы этого возраста в жизни ребенка нельзя считать неизменными. Они зависят от готовности ребенка к обучению в школе, а так же от того, с какого времени начинается и как идет обучение в соответствующем возрасте.

   Младший школьный возраст наиболее  глубоко и содержательно представлен  в работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.К. Занкова, Л.И. Божович, Е.Е. Кравцовой.

   Когда ребенок приходит в школу,  происходит перестройка всей  системы его отношений с действительностью. Если у дошкольника такие сферы социальных отношений как «ребенок-взрослый» и «ребенок-дети» как бы параллельны друг другу, то есть не имеют иерархического строения, а находят точки соприкосновения только в игровой деятельности, то у младшего школьника система «ребенок-взрослый» начинает дифференцироваться на «ребенок-родители» и «ребенок-учитель». При этом отношении «ребенок-учитель» начинают определять все другие социальные отношения. Учитель становится «центральной» фигурой в жизни ребенка, он является не только «носителем» общественного опыта, который перенимает ребенок, но также вводит определенные правила взаимоотношения на уроках (сидеть спокойно, поднимать руку для ответа и т.д.) и дома (выполнение домашнего задания), и дети стараются безукоризненно следовать этим правилам. Данный тип взаимоотношений очень важен для ребенка, если он испытывает в них удовлетворение, то такое же удовлетворение он будет испытывать в отношениях и с родителями, и с друзьями. Данная социальная ситуация предполагает определенный вид деятельности, в процессе которой происходит развитие ребенка.

   Ведущим видом деятельности для  младшего школьника является  учебная деятельность. Как охарактеризовать учебную деятельность? Обычно говорят, что это деятельность по усвоению знаний, но это недостаточная характеристика, так как в игре ребенок тоже усваивает знания. Учебная деятельность – это деятельность, которая «непосредственно направлена на усвоение науки и культуры, накопленных человечеством. Предметы данной деятельности не даны в реальности, они абстрактны, и необходимо научиться ими действовать. Учебная деятельность не дана в готовой форме. Когда ребенок приходит в школу, ее еще нет. Учебная деятельность должна быть сформирована, именно в ее построении и заключается задача начальной школы – прежде всего ребенка надо научить учиться. Именно здесь и возникает первая трудность. Дело в том, что мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнять в школе. Мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу, поэтому мотив постепенно начинает терять свою силу, он не работает иногда и к началу второго класса. Процесс учения должен быть построен так, что бы его мотив был связан с собственным, внутренним содержанием процесса усвоения, то есть необходимо формировать познавательную мотивацию.

   Учебная деятельность парадоксальна  по своему предмету. Суть состоит  в том, что усваивая знания, ребенок сам ничего в этих  знаниях не меняет, предметом  изменений в учебной деятельности впервые становится сам ребенок, сам субъект, осуществляющий эту деятельность. Она как бы поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, «чем я был» и «чем я стал». Процесс собственного изменения выделяется для самого субъекта как новый предмет. Самое главное в учебной деятельности – это поворот человека на самого себя.

   Так что же развивает учебная  деятельность? Каковы психологические  новообразования возраста? В первую  очередь у ребенка в этом  возрасте происходят изменения в познавательной сфере. Л.С. Выготский выделял главным новообразованием мышление, которое приобретает абстрактный и обобщенный характер. В школе за относительно короткий промежуток времени ребенок должен овладеть системой научных понятий, в этом процессе должна быть задействована не только память, от ребенка требуется развитие мыслительных операций. В процессе школьного обучения происходит не только усвоение отдельных знаний и умений, но и их обобщение и вместе с тем формирование интеллектуальных операций.

   Кравцовы Е.Е. и Г.Г. главным  новообразованием выделяют память, которая становится смысловой  и произвольной. Память приобретает  ярко выраженный познавательный  характер. Изменения в области  памяти связаны с тем, что  ребенок, во-первых, начинает осознавать особую мнемическую задачу, он отделяет эту задачу от всякой другой. Во-вторых, в младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания.

   Конечно же нельзя сказать  о развитии воли, которая обуславливает  дальнейшее развитие всех психических функций. В дошкольном возрасте произвольность выступает лишь в отдельных случаях. В школе вся деятельность по своему характеру является произвольной, так как всегда необходимо сознательно регулировать свое поведение и действия.

   В области восприятия происходит переход от непроизвольного восприятия ребенка дошкольника к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определенной задачи.

   В этом же возрасте появляются  зачатки самосознания, что проявляется  в развитие рефлексии, вследствие  чего ребенок становится способным  осознавать свои собственные  изменения и изменения других  людей.

Информация о работе Межличностные отношения младших школьников в коллективе