Автор: m*******@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 18:43, курсовая работа
Цель: Выявление и изучение особенностей межличностных отношений младших школьников.
Объект: Межличностные отношения в младшем школьном возрасте.
Предмет: Социометрический статус младших школьников в коллективе.
Гипотеза: Особенности младшего школьного возраста влияют на формирование межличностных отношений.
Задачи: 1. Проанализировать литературу по исследуемой проблеме.
2. Рассмотреть возрастные особенности младших школьников.
3. Изучить межличностные отношения младших школьников.
Введение……………………………………………………………3-4 стр.
Глава 1. Межличностные отношения в современной психологии
Понятие межличностных отношений в психологической науке…………………………………………………………5-8 стр.
Особенности личности, влияющие на формирование межличностных отношений………………………………9-12 стр.
Развитие межличностных отношений………………….13-14 стр.
Вывод по 1 главе…………………………………………….15 стр.
Глава 2. Особенности межличностных отношений в коллективе
младших школьников.
2.1 Психологический портрет младших школьников……16-22 стр.
2.2 Влияние возрастных особенностей на межличностных
отношений………………………………………………23-28 стр.
2.3 Особенности взаимоотношений в младшем школьном
возрасте………………………………………………….29-33 стр.
Вывод по 2 главе……………………………………….......34 стр.
Глава 3. Эмпирическое исследование межличностных отношений в коллективе младших школьников.
3.1 Изучение социометрического статуса младшего школьника……………………………………………………….35-36 стр.
3.2 Анализ социометрических показателей………………37-41 стр.
Список литературы……………………………………………...42-43 стр.
Межличностные отношения являются составной
частью взаимодействия и рассматриваются
в его контексте. Межличностные отношения
– это объективно переживаемые, в разной
степени осознаваемые взаимосвязи между
людьми. В их основе лежат разнообразные
эмоциональные состояния взаимодействующих
людей и их психологические особенности.
В отличие от деловых отношений межличностные
связи иногда называют экспрессивными,
эмоциональными.
Глава 2. Особенности межличностных отношений в коллективе младших школьников.
В отечественной и зарубежной возрастной психологии существует множество классификации относительно основных периодов детства. В основу периодизаций положены различные критерии и, следовательно, границы возрастных периодов значительно варьируются. Выготский Л.С. сделал попытку систематизировать существующие периодизации, выделив три большие группы:
Схема 1.
Классификация периодов детства |
По признакам детского развития |
По внешнему критерию |
По внутреннему критерию |
Периодизации по внешнему критерию являются менее распространенными в силу того, что данный критерий не отражает сущности процесса развития, а лишь внешне связан с ним. Примером служит периодизация Р. Заззо, положившим в основу этапы системы воспитания и обучения. Стоит заметить, что такой подход уместен, так как границы периодов, установленных по «педагогическому» принципу, почти совпадают с переломными моментами в детском развитие. Периодизации по внутреннему критерию так же отличаются видимыми ограничениями при попытке описать этапы процесса развития.
Наиболее весомой и
Схема 2.
Ведущая деятельность |
Возрастные новообразования |
Социальная ситуация развития |
Каждый период в развитие характеризуется возрастными новообразованиями, то есть такими качествами, которые не были проявлены на предыдущих этапах развития, но именно логика предыдущего периода и определяет появление этих новообразований, которые выстраиваются на «фундаменте» заложенном на предыдущем этапе. Другим источником развития является социальная среда, а, точнее, специфическое отношение между ребенком и средой, названное Л.С. Выготским «социальной ситуацией развития». Она является исходным моментом для всех динамических изменений происходящих в развитии в течении данного периода. Третьим структурным компонентом возраста является ведущая деятельность – это не та деятельность, которая наиболее часто встречается, а которая обуславливает главные изменения в психической жизни, развитие психических функций, подготовку к новым этапам развития. Опираясь на данные критерии, мы можем описать психологические особенности любого возрастного этапа. Однако прежде чем перейти к младшему школьному возрасту, необходимо остановиться на временных границах возрастных периодов и понятии кризис развития.
Различные авторы выделяют
Схема 3.
Периодизация возраста по Д.Б. Эльконину.
Исследованию психологических особенностей каждого периода посвящено множество работ известных психологов: Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Е.Е. и Г.Г. Кравцовых, В.С. Мухиной, М.И. Лисиной, В.Н. Слободчикова, Г.Л Цукерман, И. Кона и другие.
Каждый из возрастных периодов начинается и заканчивается возрастным кризисом. В возрастной психологии нет единой точки зрения на понятие «кризис». Можно выделить два противоположных понимания данного феномена. С одной стороны акцент ставиться на идее перелома, внезапных, быстро протекающих изменений в ходе развития, вследствие которых возникают значительные перемены в образе мыслей, поведении. С другой стороны, существует понимание кризиса как психологического нарушения, сопровождающегося рядом трудностей невротического характера. На наш взгляд возрастной кризис является одной из закономерностей в развитии человека, если ребенок не переживает кризис полноценного, то не будет дальше нормально развиваться. В данной работе мы остановимся на особенностях перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту, а также на раскрытии психологического содержания младшего школьного возраста. Переходом от дошкольного детства к младшему школьному возрасту является кризис семи лет.
Таблица 1.
Симптомы кризиса 7 лет | ||
Потеря непосред-ственности, между желанием и действии-ем вклинивается пере-живание того, какое значение это действие имеет для ребенка. | Манерничание,
ребенок что-то из себя строит, что-то
скрывает. |
Симптом «горькой
конфеты». Ребенку плохо, но он старается
этого не показывать. |
В основе этих симптомов лежит
обобщение переживаний. У
Приход ребенка в школу
Младший школьный возраст
Когда ребенок приходит в
Ведущим видом деятельности
Учебная деятельность
Так что же развивает учебная деятельность? Каковы психологические новообразования возраста? В первую очередь у ребенка в этом возрасте происходят изменения в познавательной сфере. Л.С. Выготский выделял главным новообразованием мышление, которое приобретает абстрактный и обобщенный характер. В школе за относительно короткий промежуток времени ребенок должен овладеть системой научных понятий, в этом процессе должна быть задействована не только память, от ребенка требуется развитие мыслительных операций. В процессе школьного обучения происходит не только усвоение отдельных знаний и умений, но и их обобщение и вместе с тем формирование интеллектуальных операций.
Кравцовы Е.Е. и Г.Г. главным
новообразованием выделяют
Конечно же нельзя сказать о развитии воли, которая обуславливает дальнейшее развитие всех психических функций. В дошкольном возрасте произвольность выступает лишь в отдельных случаях. В школе вся деятельность по своему характеру является произвольной, так как всегда необходимо сознательно регулировать свое поведение и действия.
В области восприятия происходит переход от непроизвольного восприятия ребенка дошкольника к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определенной задачи.
В этом же возрасте появляются
зачатки самосознания, что проявляется
в развитие рефлексии,
Информация о работе Межличностные отношения младших школьников в коллективе