Межличностные отношения дошкольников

Автор: Елена Коротких, 03 Сентября 2010 в 09:38, курсовая работа

Описание работы

Детство представляет собой особый период, сущностью которого является процесс взросления ребёнка, вхождения его в социальный мир взрослых, что предусматривает приобретение свойств и качеств зрелой личности. Характеризуется максимальной ролевой идентификацией ребёнка с взрослыми и сверстниками, стремлением соответствовать образцам адекватного поведения, чтобы быть принятым в обществе и чувствовать себя достаточно компетентным и уверенным в общении.

Содержание

Введение 3
Глава I. Межличностные отношения дошкольников
1.1. Понятие межличностных отношений 5
1.2. Психологическая характеристика проблемных форм межличностных отношений дошкольников 8
1.3. Методы изучения межличностных отношений 11
Вывод 15
Глава ІІ. Исследование межличностного общения детей 6-7 лет
1. Организация и методы исследования 18
2. Результаты исследования
Заключение
Библиографический список
Приложения

Работа содержит 1 файл

Копия курс.doc

— 310.50 Кб (Скачать)
  1. «Изолированные» - не получившие ни одного выбора -  2 ребенка

      Такими  являются Женя С. и Сережа И.

      Женя  С. не испытывает потребность в сотрудничестве и не умеет подчинять свои интересы правилам игры; у него нет постоянных партнеров для совместных игр.

      Сережа  И. с большим удовольствием ябедничает; непоседлив.

      В группе почти ничем не интересуется, не может занять себя интересным для него занятием.

      Эти дети редко посещают детский сад, у них не развита речь, не сформированы навыки коммуникативного общения, нет  ярко выраженного интереса и желания  к совместным играм.

      Определение уровня благополучия взаимоотношений в группе.

      1. Уровень благополучия взаимоотношений  в группе определяется следующим образом: необходимо соотнести  число членов группы, находящихся в благоприятных статусных категориях (I—II), с числом членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях (III— IV).

      УБВ высокий при I + II и III 4- IV; т.е. большинство детей находятся  в благоприятных статусных категориях;

      средний при I +II = III + IV; когда наблюдается одинаковое соотношение категорий;

      низкий -  при значительном количественном преобладании числа членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях.

      Вывод:

      1.Исходя  из обработанных данных, уровень  благополучия взаимоотношений в  подготовительной группе можно  считать высоким, так как большинство детей (64 %) находятся в благоприятных статусных категориях.

      2. Важным показателем УБВ является также «индекс изолированности», т.е. процент членов группы, оказавшихся в IV статусной категории

       (он не должен превышать 15 - 20%).

      Обследовано 25 детей  - 100 %

        В  IV статусной категории 2 ребенка, т.е.

      Индекс  изолированности составляет 8 %

      3.Эмоциональное благополучие или самочувствие детей в системе личных взаимоотношений зависит и от числа взаимных выборов.

      Поэтому определяется показатель удовлетворенности  детей своими отношениями со сверстниками.

        Он определяется как процентное отношение детей, имеющих взаимные выборы, к общему количеству детей в группе.

      Определяют  коэффициент взаимности (КВ):

      КВ = (Р1/Р)100%,

      где Р - общее число  выборов, сделанных в эксперименте; Р1 - число взаимных выборов.

      Нормативные показатели:

      1.Низкий уровень – коэффициент удовлетворенности -  33 % и ниже.

      2.Средний уровень - коэффициент удовлетворенности -  34 –49 %

      3.Высокий уровень - коэффициент удовлетворенности - 50 – 65 %

      4. Сверхвысокий уровень - коэффициент удовлетворенности - 66 % и выше.

        Анализ социометрической матрицы  для определения КВ:

      В группе 25 детей – 100 %

      Общее число выборов – 75 (Р)

      Число взаимных выборов – 26 (Р1)

      Коэффициент взаимности равен:

      (26: 75) × 100 % = 34, 6 % (т.е. средний показатель)

      На  основе определения статуса каждого  члена группы делается вывод о наличии микрогрупп в коллективе. 
 
 

                                                         
 
 
 
 
 

Заключение

      В результате нашего исследования мы пришли к выводу, что межличностные отношения – это только один из видов социального взаимодействия, социально – психологических контактов, которые принято обозначать термином «общение». В жизнедеятельности людей общение выполняет множество различных функций. Оно выступает и как условие человеческого существования, и как форма организации совместной деятельности, и как средство проявления человеческих отношений, и как способ воздействия людей друг на друга, и как механизм регуляции взаимодействия, и как процесс психологического познания человека человеком.

     Под межличностными отношениями мы понимаем систему установок, ориентаций и  ожиданий членов группы относительно друг друга, обусловленных содержанием  и организацией совместной деятельности и ценностями, на которых основывается общение людей.

      Детское общество оказывает многогранное влияние  на психическое развитие ребенка. Каждый ребенок занимает в группе детского сада определенное положение, которое  выражается в том, как к нему относятся  сверстники. Развитие межличностных отношений ребенка в дошкольном возрасте интенсивно изменяется. На этом возрастном этапе возможно преодолеть различные деформации в отношениях с другими, снять фиксацию на самом себе и помочь ребёнку полноценно прожить разные этапы возрастного развития.             

     При исследовании межличностных отношений дошкольников выявлен уровень благополучия взаимоотношений в подготовительной группе, который можно считать высоким, так как большинство детей (64 %) находятся в благоприятных статусных категориях.  Высокий уровень благополучия взаимоотношений подтверждает низкий индекс изолированности, который составляет 8 %, средний коэффициент взаимности 34, 6 %.

      Экспериментальные данные о межличностных отношениях детей дошкольного возраста, указывают на отсутствие необходимости организовывать дальнейшую коррекционную работу с дошкольниками.

                                                                                                            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы: 

      1. Возрастная  и педагогическая психология / Под  ред. Гамезо и др. – М., 1984.
      2. Современная психология: Справочное руководство/Под ред. Дружинина В.М. – М., 1999.
      3. Ермолаева М.В. Основы возрасной психологии и акмеологии. – М.: Изд-во «Ось 89», 2003.
      4. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. – СПб.: Питер, 2001.
      5. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. – М.: Педагогика, 1991.
      6. Мелибруда Е. Я – Ты – Мы: Психологические возможности улучшения общения. – М.: Прогресс, 1986.
      7. Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Работа педагога – психолога в ДОУ: Методическое пособие. – М.: Айрис – пресс, 2005. (Дошкольное воспитание и развитие).
      8. Мухина В.С. Детская психология. – М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.
      9. Парыгин Б.Д. социальная психология. – СПб, 1999.
      10. Психология (словарь)/ Под ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г., - М.: Политиздат, 1990.
      11. Рогов Е.И. Психология общения. – М. ВЛАДОС, 2004.
      12. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: ВЛАДОС, 1996.
      13. Руденский Е.В. Социальная психология: курс лекций. – М.:ИНФРА – М.: Новосибирск:НГАЭиУ, 1998.
      14. Рузская А.Г. развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками// Дошкольное воспитание. 1988. № 2.
      15. Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе// Вопросы психологии. 1994. № 6.
      16. Смирнова Е.О., Калягина Е.А. Отношение популярных и непопулярных дошкольников к сверстникам// Вопросы психологии. 1998. № 3.
      17. Смирнова Е.О., Утробина В.Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте// Вопросы психологии. 1996. № 3.
      18. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников – диагностика, проблемы, коррекция. – М.:ВЛАДОС, 2003.
      19. Смирнова Е.О., Бутенко В.А. Исследование межличностных отношений в разновозрастных группах дошкольников// Вопросы психологии. 2007. № 1.
      20. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет/ Под ред. Смирновой Е.О. – М.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.
      21. Смирнова Н.Л. Социальные репрезентации интеллектуальности// Психол. Журн. 1994. № 6.
      22. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М.: Издательский центр «Академия». 1999.
      23. Хобсон К.Ф. Мир входящему: развитие ребёнка и его отношений с окружающими. - М.: Центр общечеловеческих ценностей; 1992.
      24. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет) - СПб.: Детство-Пресс, 2000.
      25. Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику – СПб.: Валерии СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002.
 
 
 

       

Информация о работе Межличностные отношения дошкольников