Автор: Елена Коротких, 03 Сентября 2010 в 09:38, курсовая работа
Детство представляет собой особый период, сущностью которого является процесс взросления ребёнка, вхождения его в социальный мир взрослых, что предусматривает приобретение свойств и качеств зрелой личности. Характеризуется максимальной ролевой идентификацией ребёнка с взрослыми и сверстниками, стремлением соответствовать образцам адекватного поведения, чтобы быть принятым в обществе и чувствовать себя достаточно компетентным и уверенным в общении.
Введение 3
Глава I. Межличностные отношения дошкольников
1.1. Понятие межличностных отношений 5
1.2. Психологическая характеристика проблемных форм межличностных отношений дошкольников 8
1.3. Методы изучения межличностных отношений 11
Вывод 15
Глава ІІ. Исследование межличностного общения детей 6-7 лет
1. Организация и методы исследования 18
2. Результаты исследования
Заключение
Библиографический список
Приложения
Такими являются Женя С. и Сережа И.
Женя С. не испытывает потребность в сотрудничестве и не умеет подчинять свои интересы правилам игры; у него нет постоянных партнеров для совместных игр.
Сережа
И. с большим удовольствием
В группе почти ничем не интересуется, не может занять себя интересным для него занятием.
Эти дети редко посещают детский сад, у них не развита речь, не сформированы навыки коммуникативного общения, нет ярко выраженного интереса и желания к совместным играм.
Определение уровня благополучия взаимоотношений в группе.
1.
Уровень благополучия
УБВ высокий при I + II и III 4- IV; т.е. большинство детей находятся в благоприятных статусных категориях;
средний при I +II = III + IV; когда наблюдается одинаковое соотношение категорий;
низкий - при значительном количественном преобладании числа членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях.
Вывод:
1.Исходя
из обработанных данных, уровень
благополучия взаимоотношений
2. Важным показателем УБВ является также «индекс изолированности», т.е. процент членов группы, оказавшихся в IV статусной категории
(он не должен превышать 15 - 20%).
Обследовано 25 детей - 100 %
В IV статусной категории 2 ребенка, т.е.
Индекс изолированности составляет 8 %
3.Эмоциональное благополучие или самочувствие детей в системе личных взаимоотношений зависит и от числа взаимных выборов.
Поэтому определяется показатель удовлетворенности детей своими отношениями со сверстниками.
Он определяется как процентное отношение детей, имеющих взаимные выборы, к общему количеству детей в группе.
Определяют коэффициент взаимности (КВ):
КВ = (Р1/Р)100%,
где Р - общее число выборов, сделанных в эксперименте; Р1 - число взаимных выборов.
Нормативные показатели:
1.Низкий уровень – коэффициент удовлетворенности - 33 % и ниже.
2.Средний уровень - коэффициент удовлетворенности - 34 –49 %
3.Высокий уровень - коэффициент удовлетворенности - 50 – 65 %
4. Сверхвысокий уровень - коэффициент удовлетворенности - 66 % и выше.
Анализ социометрической
В группе 25 детей – 100 %
Общее число выборов – 75 (Р)
Число взаимных выборов – 26 (Р1)
Коэффициент взаимности равен:
(26: 75) × 100 % = 34, 6 % (т.е. средний показатель)
На
основе определения статуса каждого
члена группы делается вывод о наличии
микрогрупп в коллективе.
Заключение
В результате нашего исследования мы пришли к выводу, что межличностные отношения – это только один из видов социального взаимодействия, социально – психологических контактов, которые принято обозначать термином «общение». В жизнедеятельности людей общение выполняет множество различных функций. Оно выступает и как условие человеческого существования, и как форма организации совместной деятельности, и как средство проявления человеческих отношений, и как способ воздействия людей друг на друга, и как механизм регуляции взаимодействия, и как процесс психологического познания человека человеком.
Под межличностными отношениями мы понимаем систему установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, обусловленных содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями, на которых основывается общение людей.
Детское общество оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. Каждый ребенок занимает в группе детского сада определенное положение, которое выражается в том, как к нему относятся сверстники. Развитие межличностных отношений ребенка в дошкольном возрасте интенсивно изменяется. На этом возрастном этапе возможно преодолеть различные деформации в отношениях с другими, снять фиксацию на самом себе и помочь ребёнку полноценно прожить разные этапы возрастного развития.
При исследовании межличностных отношений дошкольников выявлен уровень благополучия взаимоотношений в подготовительной группе, который можно считать высоким, так как большинство детей (64 %) находятся в благоприятных статусных категориях. Высокий уровень благополучия взаимоотношений подтверждает низкий индекс изолированности, который составляет 8 %, средний коэффициент взаимности 34, 6 %.
Экспериментальные данные о межличностных отношениях детей дошкольного возраста, указывают на отсутствие необходимости организовывать дальнейшую коррекционную работу с дошкольниками.
Список
используемой литературы: