Межличностные отношения дошкольников

Автор: Елена Коротких, 03 Сентября 2010 в 09:38, курсовая работа

Описание работы

Детство представляет собой особый период, сущностью которого является процесс взросления ребёнка, вхождения его в социальный мир взрослых, что предусматривает приобретение свойств и качеств зрелой личности. Характеризуется максимальной ролевой идентификацией ребёнка с взрослыми и сверстниками, стремлением соответствовать образцам адекватного поведения, чтобы быть принятым в обществе и чувствовать себя достаточно компетентным и уверенным в общении.

Содержание

Введение 3
Глава I. Межличностные отношения дошкольников
1.1. Понятие межличностных отношений 5
1.2. Психологическая характеристика проблемных форм межличностных отношений дошкольников 8
1.3. Методы изучения межличностных отношений 11
Вывод 15
Глава ІІ. Исследование межличностного общения детей 6-7 лет
1. Организация и методы исследования 18
2. Результаты исследования
Заключение
Библиографический список
Приложения

Работа содержит 1 файл

Копия курс.doc

— 310.50 Кб (Скачать)

      На  третьем этапе в результате проведенных диагностических процедур планируются и осуществляются «терапевтические» действия педагогов и воспитателей, улучшающие, стабилизирующие межличностные взаимоотношения.

        Так как предметом констатирующего эксперимента являются межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста, и мы не ставим целью коррекцию непопулярности ребенка в группе сверстников, то остановимся на первом этапе социометрического исследования.  

      Вывод

Под межличностными отношениями мы понимаем систему установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, обусловленных содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями, на которых основывается общение людей.

      Детское общество оказывает многогранное влияние  на психическое развитие ребенка. Каждый ребенок занимает в группе детского сада определенное положение, которое выражается в том, как к нему относятся сверстники. Развитие межличностных отношений ребенка в дошкольном возрасте интенсивно изменяется. На этом возрастном этапе возможно преодолеть различные деформации в отношениях с другими, снять фиксацию на самом себе и помочь ребёнку полноценно прожить разные этапы возрастного развития.             

      Изучая  взаимоотношения между детьми, психологи  обычно используют несколько методов. Нас же интересует система личных взаимоотношений детей  старшего дошкольного возраста в целом, и поэтому  в основу  констатирующего эксперимента взят социометрический метод.

      Социометрическое  исследование состоит из трех этапов. Мы проведем первый этап, на котором  изучим преимущественно структурно-динамические аспекты отношений детей. 

ГЛАВА II. Исследование межличностных отношений

детей 6 - 7 лет. 

      2.1. Организация и  методы исследования  межличностных отношений  дошкольников.

      Уже  в средней группе детского сада существуют достаточно прочные избирательные  отношения. Дети начинают занимать разное положение среди сверстников: одни более предпочитаемы для большинства детей, а другие - менее. Степень популярности ребёнка в группе ровесников имеет большое значение. От того, как складываются детские отношения, зависит последующий путь личностного и социального развития человека.

      Положение детей в группе в психологии выявляются социометрическими методами, которые позволяют выявить взаимные (невзаимные) избирательные предпочтения. Ребёнок в воображаемых ситуациях осуществляет выбор предпочитаемых членов своей группы.

      Цели  применения социометрических исследований

      Социометрия позволяет получить данные о том, как члены коллектива относятся  друг к другу на основе взаимных симпатий и антипатий, выявить “социометрические  позиции”, то есть обозначения того, какое иерархическое место в  группе занимают участники исследования; а также обнаружить внутригрупповые “союзы”.

      Средний  коэффициент взаимности может свидетельствовать  о том, что в  группе детей связывают  довольно устойчивые взаимные отношения, которые ими хорошо осознаются. Но эта  величина ничего не говорит о том, на какой основе возникла взаимность. Коэффициент взаимности, следовательно, может выражать различный характер отношений, существующих в коллективе.

        Он может быть  показателем действительного  единства детей  на основе совместной  деятельности, направленной  на выполнение общих дел: уход за животными и растениями, уборка игрушек, помощь воспитателю в сервировке стола.

      Но  с другой стороны, высокий коэффициент  взаимности может свидетельствовать  о фактической разобщенности  группы на отдельные пары, микрогруппы. Отсюда ясно, что за одинаковыми количественными показателями могут скрываться противоположные взаимоотношения. Поэтому важно уяснить, что собой представляет структура группы, из каких “союзов” она состоит.

      На  основе полученных данных можно сделать  вывод, что большинство детей относятся к комфортной группе, с ними хотят играть, общаться.

      Основным  направлением работы педагогов по формированию межличностных отношений может  стать выработка системы положительных  оценок сверстников. Конечно, коррекционная  работа должна быть индивидуальной, и, данном случае, ориентированной на ликвидацию каждой причины непопулярности и повышение социального статуса детей.

      Таким образом, социометрическое исследование помогает увидеть скрытую от непосредственного  наблюдения картину межличностных взаимоотношений в группе, определить круг детей, оставшихся со стороны сверстников без должного внимания и уважения и которым необходима поддержка и помощь педагога.

 

       

      Социометрическая  матрица                                                                Таблица 2

имя выбираемых детей
Света Т.   Рома Б.   Данил Д. Олег  О.   Саша Ч. Злата Ч.   Аня К. Арина Г.   Виталя П.   Марина Б. Костя Б.   Ваня М. Руслан  Н.   Сережа И.   Марк Г. Слава Я. Алина К. Наташа  И. Женя  С.   Алена К. Ефим  Я.   Данил Д. Вова  Г.   Никита К. Оля П.
имя выбирающих детей
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
СветаТ. 1           Ф Ф                                   +
Рома  Б. 2         Ф           +                     Ф      
Данил Д. 3         +       +           Ф                    
Олег  О. 4   +     +             Ф                          
Саша  Ч. 5   Ф                           +             +    
Злата Ч. 6 Ф       +         Ф                              
Аня К. 7 Ф             +                 Ф                
Арина Г. 8 +           +     +                              
Виталя  П. 9   +       +                                 Ф    
 Марина  Б. 10             Ф                     Ф             Ф
Костя Б. 11     + +                                       Ф  
Ваня  М. 12     + Ф                       +                  
Руслан  Н. 13                       +     + Ф                  
Сережа  И. 14                       +     +               +    
Марк  Г. 15     Ф         +       +                          
Слава Я. 16   +   +                 Ф                        
Алина К. 17           Ф   +   +                              
Наташа  И. 18                   Ф                   +         +
Женя  С. 19   +               +   +                          
Алена К. 20             +                     +         +    
Ефим  Я. 21                       +     +                 +  
Данил А. 22   Ф                     +               +        
Вова  Г. 23                 Ф           +             +      
Никита  К. 24                 +   Ф       +                    
Оля П. 25 +           +     Ф                              
Количество  выборов 4 6 3 3 4 3 5 3 3 6 2 6 2 - 6 3 1 2 - 1 1 3 3 2 3
Количество  взаимных выборов 2 2 1 1 1 2 2 - 1 3 1 1 1 - 1 1 1 1 - - - 1 1 1 1

 

       

      2.2. Результаты исследования  межличностных отношений  детей. 

      Исследование  проводилось  в подготовительной к школе группе в МДОУ детский сад № 5 г. Енисейска.

      Дата  проведения исследования: с 18 по 26 февраля 2008 года.

      Социометрия.

      Цель: Изучение взаимоотношений между детьми в группе детского сада

      Подготовка  исследования.

      Подготовить переводные картинки (красочные, сюжетные), по 3 штуки на каждого ребенка и 6—8 запасных.

      Проведение  исследования.

      Исследование проводится с детьми 6—7 лет в виде игры «Секрет», которая организуется в первую половину дня. Каждого ребенка «по секрету» от остальных прошу по собственному выбору подарить предложенные ему 3 картинки трем детям группы.

      Инструкция.

      «Сегодня  дети вашей группы будут играть в интересную игру. По секрету, чтобы никто не знал, все будут дарить друг другу красивые картинки». Для облегчения выполнения задания можно сказать ребенку: «Ты будешь дарить ребятам, а они, наверное, подарят тебе».

      Далее ребенку даю 3 картинки и говорю: «Ты можешь подарить их тем детям, которым захочешь, только каждому по одной. Если хочешь, можно подарить картинки и тем ребятам, которые сейчас болеют».

      При затруднении можно помочь малышу: «Можешь подарить тем детям, которые тебе больше всех нравятся, с которыми ты любишь играть»

      После того как ребенок сделает свой выбор, его спрашиваю:

        «Почему ты в первую очередь решил подарить картинку (называется имя сверстника, которое ребенок произнес первым)?» Затем говорю: «Если бы у тебя было много-много картинок и только трем детям из группы не хватило, кому бы тогда ты не стал давать картинку и почему?» Все ответы записываю, а на оборотной стороне картинки - имя сверстника, которому она подарена

      Обработка данных.

      Подсчитываю число общих и взаимных выборов, количество детей, попавших в группы «предпочитаемых», «принятых», «изолированных»,

      и уровень благополучия взаимоотношения (УБВ) в группе.

      Данные  заносятся в таблицу. Выбор обозначают +, взаимный выбор - Ф.

      Определение положения детей в группе.

      Сравнительный анализ количества выборов.

      На  основании данных определяется статусное  положение каждого ребенка,  и все дети распределяются  по условным статусным категориям:

      В группе обследовано 25 детей  в возрасте от 6 до 7 лет.

  1. «Предпочитаемые» - 6 – 7 выборов имеют 4 ребенка;

      Это Рома Б., Марина Б., Ваня М. и Слава Я.

      Эти дети получили наибольшее количество выборов. При беседе с детьми о  выборе партнера выяснилось, что дети их ценят за такие качества, как  доброта, умение играть дружно, придумывать интересные игры, не обижать друг друга. Марине Б. и Славе Я  присуще доброжелательность и уступчивость; Рома Б. и Ваня М. – заботливые и чуткие дети.

        «Предпочитаемые» дети отличаются  легким характером и развитыми  коммуникативными умениями.

  1. «Принятые» - 3 - 5 выборов имеют 12 детей.

      Это дети, которые могут принять игру, взять на себя роль, в основном, второстепенную, этих детей выбирали в партнеры за умение рисовать, лепить, за хорошее поведение, за внешние качества: аккуратность,  опрятность. В результате наблюдений можно сделать вывод, что «принятые» дети отличаются бесконфликтностью: не дерутся, не ссорятся, делятся игрушками. В этой группе детей много взаимных выборов. Например, Данил  и Марк всегда играют вместе, Злата и Света любят вместе рисовать, лепить; Аня и Алина вместе приходят в детский сад, дружно выполняют все поручения воспитателя, никогда не ссорятся, помогают друг другу на занятиях.

  1. «Непринятые» - 1 - 2 выбора имеют 7 детей.

      У этих детей избирательные контакты, узок круг общения, они не являются членами устойчивых игровых объединений.

      Ефим  Я. и Данил А. не отличаются чуткостью  и заботливостью; Никита К. и Костя  Б. часто бывают агрессивны, не считаются  с мнением других детей, в игру их принимают неохотно. В этой группе такие дети, как Руслан К., Алина К., Наташа И.,  не проявляют особого стремления к общению со взрослыми и сверстниками, у них подчас невозможно обнаружить внимание и интерес к другому человеку, адекватное  эмоциональное отношение к поведению других детей.

Информация о работе Межличностные отношения дошкольников