Автор: Елена Коротких, 03 Сентября 2010 в 09:38, курсовая работа
Детство представляет собой особый период, сущностью которого является процесс взросления ребёнка, вхождения его в социальный мир взрослых, что предусматривает приобретение свойств и качеств зрелой личности. Характеризуется максимальной ролевой идентификацией ребёнка с взрослыми и сверстниками, стремлением соответствовать образцам адекватного поведения, чтобы быть принятым в обществе и чувствовать себя достаточно компетентным и уверенным в общении.
Введение 3
Глава I. Межличностные отношения дошкольников
1.1. Понятие межличностных отношений 5
1.2. Психологическая характеристика проблемных форм межличностных отношений дошкольников 8
1.3. Методы изучения межличностных отношений 11
Вывод 15
Глава ІІ. Исследование межличностного общения детей 6-7 лет
1. Организация и методы исследования 18
2. Результаты исследования
Заключение
Библиографический список
Приложения
Таким
образом, межличностные отношения
представляют собой сложное образование.
Мы переходим к анализу проблемных форм
межличностных отношений дошкольников.
Каждый
ребенок занимает в группе детского
сада определенное положение, которое
выражается в том, как к нему относятся
сверстники. Обычно выделяются два
три ребенка, пользующиеся наибольшей
популярностью: с ними многие хотят дружить,
сидеть рядом на занятиях, им подражают,
охотно выполняют их просьбы, уступают
игрушки. Наряду с этим имеются и дети,
совсем непопулярные среди сверстников.
С ними мало общаются, их не принимают
в игры, им не хотят давать игрушки. Остальная
часть детей располагается между этими
«полюсами». Степень популярности, которой
пользуется ребенок, зависит от многих
причин: его знаний, умственного развития,
особенностей поведения, умения устанавливать
контакты с другими детьми, внешности,
физической силы, выносливости и т.п.
Положение ребенка в группе сверстников
показывает, насколько ребенок принят
ими, насколько реализованы или ущемлены
его притязания на признание среди сверстников.
Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложная и порой драматическая картина межличностных отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют. Все эти отношения остро переживаются участниками и несут массу разнообразных эмоций. Эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем в сфере общения с взрослым. Взрослые иногда не подозревают о той широкой гамме чувств и отношений, которую переживают дети, не придают особого значения детским ссорам и обидам. Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребёнка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом.
Сравнивая разные типы проблемных детей, можно видеть, что они существенно отличаются по характеру своего поведения: одни постоянно конфликтуют, другие спокойно сидят в стороне, третьи всеми силами пытаются привлечь к себе внимание, четвёртые прячутся от посторонних глаз и избегают всяких контактов.
Однако,
несмотря на эти очевидные различия
в поведении, в основе почти всех
межличностных проблем
Таблица 1
Позиции | Активные формы | Пассивные формы | Результат воздействия | |
Непосредственное воздействие на противоположную сторону | Опосредованное воздействие на противоположную сторону | |||
Доминирование
отрицательное
положительное |
Требование, наставление,
манипулирование, предупреждение.
Физические и словесные угрозы, оскорбления, драка, месть |
Обращение к
третьему лицу с требованием уговорить,
объяснить, выполнить для усиления своего
авторитета.
Обращение к третьему лицу с требованием заставить, подавить, наказать. |
Терпение Игнорирование |
Сглаживание конфликта Обострение конфликта |
Равенство | Установление очередности, компромиссное решение, объяснение, предложение, договор, жребий. | Обращение к третьему лицу с просьбой рассудить, оказать помощь, разрешить ситуацию | Отказ от сотрудничества. | Разрешение конфликта. |
Подчинение | Установки, согласие,
подчинение. Плач, демонстрация обиды, протестные реакции. |
Обращение к
третьему лицу с просьбой защитить, оградить.
Жалоба, обращение к третьему лицу с требованием заступиться. |
Уход. Внутреннее переживание обиды. |
Сглаживание конфликта. Обострение конфликта. |
Однако
в дошкольном возрасте негативные отношения
к сверстникам нельзя рассматривать как
окончательно сложившиеся и закрытые
для каких-либо изменений. Развитие межличностных
отношений ребёнка ещё интенсивно продолжается.
На этом этапе возможно преодолеть различные
деформации в отношениях с другими, снять
фиксацию на самом себе и помочь ребёнку
полноценно прожить разные этапы возрастного
развития.
1.3.
Методы изучения
межличностных отношений
Изучая взаимоотношения между детьми, психологи обычно используют несколько методов.
Одним из важнейших методов изучения личности и межличностных отношений является наблюдение за свободным поведением и общением детей.
Наблюдение - один из основных эмпирических методов исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, который непосредственно не дан.
Экспериментальное исследование межличностных отношений осуществляется социальной психологией с помощью специальных методик: социометрическая методика, рефентометрический метод, методы исследования личности.
Социометрическая методика – способ исследования эмоционально-непосредственных отношений внутри малой группы [ с. 365].
Основой проведения социометрического опроса является вопросник, который составляется в соответствии с конкретными условиями исследования межличностных отношений.
Референтометрический метод – способ выявления референтности членов группы для каждого входящего в нее индивида. Под референтными отношениями предполагаются те отношения, с которыми субъект этих отношений сознательно или неосознанно себя соотносит, принимая и реализуя в своем поведении эталоны, нормы и ценности объекта или ориентируясь на них [ с. 302].
Методы исследования личности – совокупность способов и приемов изучения психологических проявлений личности. По форме и условиям проведения различают: экспериментальные и неэкспериментальные (например, анализ биографий и т.п.), лабораторные и клинические, прямые и косвенные, исследовательские и обследовательские (психодиагностические) [ с.181].
Нас же интересует система личных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в целом, и поэтому в основу констатирующего эксперимента взят социометрический метод.
Основатель социометрии в зарубежной психологии и социологии американский психолог Дж. Морено после появления в 1934 году книги «Кто выживет?» [ с. 70].
За последние
Это, прежде всего работы, посвященные детским группам и коллективам на всех возрастных этапах (Т. Е. Конникова, Л. И. Уманский, А. В. Киричук, Т. А. Репина). Серьезные исследования, связанные с методологическим анализом концептуального и методологического аппарата социометрии, проведены в последние годы в Москве (НИИ общей и педагогической психологии и кафедра социальной психологии МГУ им. М. В. Ломоносова). Социометрические приемы широко используются в ряде специальных областей психологии: психологии спорта, военной психологии, патопсихологии и олигофренопедагогике, психиатрии и психотерапии. Описание социометрических методов вошло в инструкции по проведению социально-психологических исследований на промышленных предприятиях, в вузовские программы по общей, детской и педагогической психологии, в учебники и учебные пособия. Накоплен огромный эмпирический материал, который нуждается в систематизации и осмыслении [ , с. 71].
Освоение
социометрии как
Социометрические приемы постепенно начали использовать в различных областях социальной психологии и педагогики. Социометрия позволяет увидеть скрытую от непосредственного наблюдения систему межличностных взаимоотношений в коллективе. В этом можно усмотреть существенное «ограничение» социометрической методики.
Наиболее характерная особенность данного метода – это наличие ситуации контролируемого выбора. При социометрическом опросе используется, говоря словами В. Н. Мясищева, тяготение одного человека к другому, которое выражается в стремлении быть ближе к объекту привязанностей, сидеть, есть, спать рядом и т. д. При этом словесное выражение должно быть признано важным объективным показателем не только осознания, но и вообще наличия потребности у человека [ , с. 72].
Четкое понимание того, что социометрическое исследование измеряет взаимоотношения, а не общение, имеет весьма существенное теоретическое и практическое значение, связанное с содержательным анализом экспериментальных данных.
В социометрических исследованиях можно выделить последовательные этапы, каждый из которых требует определенных методических подходов.
На первом этапе, который можно назвать собственно социометрическим, изучаются преимущественно структурно-динамические аспекты взаимоотношений, вскрывается статусная структура группы.
Опыт показывает, что выявленные на этом этапе характеристики межличностных отношений — важные диагностические показатели общего состояния внутригрупповых процессов. Однако для того, чтобы выявленные в социометрическом исследовании параметры могли служить целям диагностики, требуется еще и длительная экспериментальная работа.
Задача второго этапа изучения внутригрупповых взаимоотношений — установить закономерные связи между выявленными структурно-динамическими показателями и содержательными личностными и групповыми характеристиками. С этой целью традиционные социометрические индексы соотносятся с результатами, полученными посредством других социально-психологических методов (как-то: специфические опросные методы, тесно связанные с социометрией, выявление ценностно-ориентационного единства группы, «референтометрия», выявление мотивационного ядра выбора и т. п., а также прямые наблюдения и инструментальные несоциометрические процедуры).
В
итоге таких сопоставлений
Точно так же нельзя допускать ошибку, которая, к сожалению, часто встречается, особенно в прикладных социально-психологических исследованиях с применением социометрии: проведя социометрический опрос и получив ряд количественных показателей, малоквалифицированный исследователь порой считает, что получил полную картину взаимоотношений, которая дает ему право выдавать практические рекомендации и производить дифференцированную диагностику коллектива. На самом деле серия социометрических опросов — это только начало социально-психологического исследования. Оно может завершаться на определенном временном этапе такой же серией опросов. В этом случае данные заключительного этапа могут диагностировать изменения, которые произошли под влиянием управляющих воздействий. Однако выбор целей и средств таких воздействий нельзя прямо выводить из социометрических показателей. Они должны быть выбраны в результате сопоставления данных первого и второго этапов социально-психологического исследования.