Межличностные отношения дошкольников

Автор: Елена Коротких, 03 Сентября 2010 в 09:38, курсовая работа

Описание работы

Детство представляет собой особый период, сущностью которого является процесс взросления ребёнка, вхождения его в социальный мир взрослых, что предусматривает приобретение свойств и качеств зрелой личности. Характеризуется максимальной ролевой идентификацией ребёнка с взрослыми и сверстниками, стремлением соответствовать образцам адекватного поведения, чтобы быть принятым в обществе и чувствовать себя достаточно компетентным и уверенным в общении.

Содержание

Введение 3
Глава I. Межличностные отношения дошкольников
1.1. Понятие межличностных отношений 5
1.2. Психологическая характеристика проблемных форм межличностных отношений дошкольников 8
1.3. Методы изучения межличностных отношений 11
Вывод 15
Глава ІІ. Исследование межличностного общения детей 6-7 лет
1. Организация и методы исследования 18
2. Результаты исследования
Заключение
Библиографический список
Приложения

Работа содержит 1 файл

Копия курс.doc

— 310.50 Кб (Скачать)

      Таким образом, межличностные отношения  представляют собой сложное образование. Мы переходим к анализу проблемных форм межличностных отношений дошкольников. 

    1. Психологическая характеристика проблемных форм межличностных отношений дошкольников        

      Каждый  ребенок занимает в группе детского сада определенное положение, которое  выражается в том, как к нему относятся  сверстники. Обычно выделяются два  три ребенка, пользующиеся наибольшей популярностью: с ними многие хотят дружить, сидеть рядом на занятиях, им подражают, охотно выполняют их просьбы, уступают игрушки. Наряду с этим имеются и дети, совсем непопулярные среди сверстников. С ними мало общаются, их не принимают в игры, им не хотят давать игрушки. Остальная часть детей располагается между этими «полюсами». Степень популярности, которой пользуется ребенок, зависит от многих причин: его знаний, умственного развития, особенностей поведения, умения устанавливать контакты с другими детьми, внешности, физической силы, выносливости и т.п.  
Положение ребенка в группе сверстников показывает, насколько ребенок принят ими, насколько реализованы или ущемлены его притязания на признание среди сверстников.

      Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложная и порой драматическая картина межличностных отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют. Все эти отношения остро переживаются участниками и несут массу разнообразных эмоций. Эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем в сфере общения с взрослым. Взрослые иногда не подозревают о той широкой гамме чувств и отношений, которую переживают дети, не придают особого значения детским ссорам и обидам. Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребёнка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом.     

      Сравнивая разные типы проблемных детей, можно видеть, что они существенно отличаются по характеру своего поведения: одни постоянно конфликтуют, другие спокойно сидят в стороне, третьи всеми силами пытаются привлечь к себе внимание, четвёртые прячутся от посторонних глаз и избегают всяких контактов.

      Однако, несмотря на эти очевидные различия в поведении, в основе почти всех межличностных проблем выступают  сходные внутриличностные основания. Суть этих психологических проблем  определяется фиксацией ребёнка  на своих качествах (на оценке себя), он постоянно думает о том, как его оценивают окружающие, остро аффективно переживает их отношение. Эта оценка становится главным содержанием его жизнедеятельности, закрывая весь окружающий мир и других людей. Самоутверждение, демонстрация своих достоинств или сокрытие своих недостатков становится ведущим мотивом его поведения. дети с гармоничным, бесконфликтным отношением к сверстникам никогда не остаются безразличными к действиям сверстника. Именно они пользуются наибольшей популярностью в детской группе, так как могут помочь, уступить, выслушать, поддержать чужую инициативу. Бесконфликтные дети не делают защиту, утверждение и оценку своего Я специальной и единственной жизненной задачей, что обеспечивает им эмоциональное благополучие и признание других. Отсутствие этих качеств, напротив, делает ребёнка отвергаемым и лишает симпатии сверстников. См. табл. №1. 
 
 
 
 

      Таблица 1

Позиции       Активные  формы Пассивные формы Результат воздействия
Непосредственное  воздействие на противоположную  сторону Опосредованное воздействие на противоположную сторону
Доминирование отрицательное

положительное

Требование, наставление, манипулирование, предупреждение.

Физические и  словесные угрозы, оскорбления, драка, месть

      
Обращение к  третьему лицу с требованием уговорить, объяснить, выполнить для усиления своего авторитета.

Обращение к  третьему лицу с требованием заставить, подавить, наказать.

Терпение  
 

Игнорирование

Сглаживание конфликта 

Обострение конфликта

Равенство Установление  очередности, компромиссное решение, объяснение, предложение, договор, жребий. Обращение к  третьему лицу с просьбой рассудить, оказать помощь, разрешить ситуацию Отказ от сотрудничества. Разрешение  конфликта.
Подчинение  Установки, согласие, подчинение. 
 

Плач, демонстрация обиды, протестные реакции.

Обращение к  третьему лицу с просьбой защитить, оградить.

Жалоба, обращение  к третьему лицу с требованием  заступиться.

Уход. 
 
 
 

Внутреннее переживание  обиды.

      
Сглаживание конфликта. 
 
 

Обострение конфликта.

 

      Однако  в дошкольном возрасте негативные отношения к сверстникам нельзя рассматривать как окончательно сложившиеся и закрытые для каких-либо изменений. Развитие межличностных отношений ребёнка ещё интенсивно продолжается. На этом этапе возможно преодолеть различные деформации в отношениях с другими, снять фиксацию на самом себе и помочь ребёнку полноценно прожить разные этапы возрастного развития.                                                                              

      1.3. Методы изучения  межличностных отношений  

      Изучая  взаимоотношения между детьми, психологи обычно используют несколько методов.

      Одним из важнейших методов изучения личности и межличностных отношений является наблюдение за свободным поведением и общением детей.

      Наблюдение  - один из основных эмпирических методов  исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, который непосредственно не дан.

      Экспериментальное исследование межличностных отношений осуществляется социальной психологией с помощью специальных методик: социометрическая методика, рефентометрический метод, методы исследования личности.

      Социометрическая  методика – способ исследования эмоционально-непосредственных отношений внутри малой группы [  с. 365].

      Основой проведения социометрического опроса является вопросник, который составляется в соответствии  с конкретными  условиями исследования межличностных  отношений.

      Референтометрический  метод – способ выявления референтности членов группы для каждого входящего в нее индивида.  Под референтными отношениями предполагаются те отношения, с которыми субъект этих отношений сознательно или неосознанно себя соотносит, принимая и реализуя в своем поведении эталоны, нормы и ценности объекта или ориентируясь на них [  с. 302].

      Методы  исследования личности – совокупность способов и приемов изучения психологических проявлений личности. По форме и условиям проведения различают: экспериментальные и неэкспериментальные (например, анализ биографий и т.п.), лабораторные и клинические, прямые и косвенные, исследовательские и обследовательские (психодиагностические) [ с.181].

      Нас же интересует система  личных взаимоотношений  детей  старшего дошкольного  возраста в целом, и поэтому в основу  констатирующего эксперимента взят социометрический метод.

      Основатель  социометрии в зарубежной психологии и социологии американский психолог Дж. Морено после появления в 1934 году книги «Кто выживет?» [ с. 70].

            За последние десятилетия в современной отеческой психологии возникла обширная (и уже почти необозримая) социально-психологическая, психолого-педагогическая и педагогическая литература, так или иначе связанная с социометрией.

      Это, прежде всего работы, посвященные детским группам и коллективам на всех возрастных этапах (Т. Е. Конникова, Л. И. Уманский, А. В. Киричук, Т. А. Репина). Серьезные исследования, связанные с методологическим анализом концептуального и методологического аппарата социометрии, проведены в последние годы в Москве (НИИ общей и педагогической психологии и кафедра социальной психологии МГУ им. М. В. Ломоносова). Социометрические приемы широко используются в ряде специальных областей психологии: психологии спорта, военной психологии, патопсихологии и олигофренопедагогике, психиатрии и психотерапии. Описание социометрических методов вошло в инструкции по проведению социально-психологических исследований на промышленных предприятиях, в вузовские программы по общей, детской и педагогической психологии, в учебники и учебные пособия. Накоплен огромный эмпирический материал, который нуждается в систематизации и осмыслении [ , с. 71].

      Освоение  социометрии как экспериментального метода изучения социально-психологических  явлений имело большое значение для становления нового подхода к их анализу в целом (Дж. Морено).

      Социометрические  приемы постепенно начали использовать в различных областях социальной психологии и педагогики. Социометрия  позволяет увидеть скрытую от непосредственного наблюдения систему межличностных взаимоотношений в коллективе. В этом можно усмотреть существенное «ограничение» социометрической методики.

      Наиболее  характерная особенность  данного метода –  это наличие ситуации контролируемого  выбора. При социометрическом опросе используется, говоря словами В. Н. Мясищева, тяготение одного человека к другому, которое выражается в стремлении быть ближе к объекту привязанностей, сидеть, есть, спать рядом и т. д. При этом словесное выражение должно быть признано важным объективным показателем не только осознания, но и вообще наличия потребности у человека [ , с. 72].

      Четкое  понимание того, что социометрическое исследование измеряет взаимоотношения, а не общение, имеет весьма существенное теоретическое и практическое значение, связанное с содержательным анализом экспериментальных данных.

      В социометрических исследованиях можно  выделить последовательные этапы, каждый из которых требует определенных методических подходов.

      На  первом этапе, который можно назвать собственно социометрическим, изучаются преимущественно структурно-динамические аспекты взаимоотношений, вскрывается статусная структура группы.

      Опыт  показывает, что выявленные на этом этапе характеристики межличностных отношений — важные диагностические показатели общего состояния внутригрупповых процессов. Однако для того, чтобы выявленные в социометрическом исследовании параметры могли служить целям диагностики, требуется еще и длительная экспериментальная работа.

      Задача  второго этапа изучения внутригрупповых взаимоотношений — установить закономерные связи между выявленными структурно-динамическими показателями и содержательными личностными и групповыми характеристиками. С этой целью традиционные социометрические индексы соотносятся с результатами, полученными посредством других социально-психологических методов (как-то: специфические опросные методы, тесно связанные с социометрией, выявление ценностно-ориентационного единства группы, «референтометрия», выявление мотивационного ядра выбора и т. п., а также прямые наблюдения и инструментальные несоциометрические процедуры).

      В итоге таких сопоставлений неопределенная информация, содержащаяся в социометрических индексах, обретает собственно психологический  смысл. Продолжая нашу аналогию, стоит вспомнить, что сам факт повышения температуры тела или изменения состава крови хотя и указывает на наличие в организме воспалительного процесса и сигнализирует таким образом о каких-то патологических процессах (что исключительно важно само по себе), но при этом еще почти ничего не говорит о локализации и причинах обнаруженных изменений.

      Точно так же нельзя допускать ошибку, которая, к сожалению, часто встречается, особенно в прикладных социально-психологических  исследованиях с применением социометрии: проведя социометрический опрос и получив ряд количественных показателей, малоквалифицированный исследователь порой считает, что получил полную картину взаимоотношений, которая дает ему право выдавать практические рекомендации и производить дифференцированную диагностику коллектива. На самом деле серия социометрических опросов — это только начало социально-психологического исследования. Оно может завершаться на определенном временном этапе такой же серией опросов. В этом случае данные заключительного этапа могут диагностировать изменения, которые произошли под влиянием управляющих воздействий. Однако выбор целей и средств таких воздействий нельзя прямо выводить из социометрических показателей. Они должны быть выбраны в результате сопоставления данных первого и второго этапов социально-психологического исследования.

Информация о работе Межличностные отношения дошкольников