Межличностные отношения детей подросткового возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 15:07, курсовая работа

Описание работы

Цель: измерить степень сплоченности-разобщенности в группе, выявить статус членов группы и обнаружить его соответствие выборной должности; выявить соответствие уровня межличностных отношений в группе стилю руководства ею со стороны классного руководителя, а также психологическому климату, созданному в ней.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..3-5
Глава 1. Теоретические основы проблемы межличностных отношений
детей подросткового возраста.
1.1. Исследование межличностных отношений в работах психологов..............................................................................................6-10
1.2. Возрастные особенности подростков…………………………..11-18
1.3.Психологический климат группы……………………………….19-21
1.4.Влияние стиля педагогического общения на межличностные отношения подростков………………………………………………...22-27
Глава 2. Диагностика межличностных отношений детей подросткового возраста
2.1. Выявление социального статуса каждого учащегося и уровня межличностных отношений в классе………………………………...28-31
2.2.Выявление стиля руководства классного руководителя………..32-33
2.3. Психологический микроклимат в классе………………………..34-36
Заключение ………………………………………………………………...37-40
Библиографический список………………………………………............41-44
Приложения………………………………………………………………...45-46

Работа содержит 1 файл

Межличностные отношения детей подросткового возраста.doc

— 308.50 Кб (Скачать)
 

     Приведенные данные, в основном, доказывают, правильность выбора учащихся в актив класса, так как именно эти ученики  пользуются авторитетом у одноклассников.  

       
 
 

     2.2.Выявление стиля руководства классного руководителя.

     Изучив  уровень межличностных отношений в классе, мы решили выяснить, какое влияние на характер межличностных отношений оказывает классный руководитель и его стиль руководства. Для этого было проведено изучение структуры формальных и неформальных отношений классного коллектива, который возглавляет классный руководитель с определенным стилем руководства.

     Для определения стиля классного  руководства использовался метод  экспертного оценивания, отражающий отношение к использованию полномочий власти, санкциям поощрения и наказания, к органам классного самоуправления. За основу взяты следующие показатели: 

  1. Отношение к органам классного самоуправления:

     - развивает, опирается на органы  самоуправления (Д)

     - игнорирует, не придает им значения (Л)

     - подавляет органы самоуправления, подбирает их самолично, без учета коллектива класса (А)

  1. Предпочтительные меры коррекции поведения и стимулирования учащихся:

     - отдает предпочтение наказанию  (А),

     - не забывает похвалить ученика  за успех (Д),

     - проявляет нейтральное отношение  к успехам и проступкам учащихся (Л),

     - предпочитает меры наказания  мерам поощрения (Д),

     - при малейшей оплошности следует  разнос, вызов родителей и т.д. (А)

  1. Решение конфликтных ситуаций в классе:

     - при возникновении конфликта  пытается объективно разобраться  в его причинах, способен признать свою ошибку (Д),

     - уходит от решения конфликтной  ситуации, не замечает ее (Л),

     - в конфликте занимает наступательную  позицию, подавляет (А).

  1. Жесткость в требованиях:

     - требователен в меру, способен  войти в обстоятельства, не позволившие учащемуся выполнить должным образом требование учителя (Д),

     - в отношениях с учащимися проявляет  попустительство, не доводит до  конца своих требований (Л),

     - в требованиях непреклонен, не  прощает учащимся малейшего отклонения  от своих требований, не признает смягчающих вину обстоятельств (А).

     Анализ  наблюдений за деятельностью классного  руководителя и бесед с завучем  школы, родителями и учениками показал,  что классный руководитель 7 «б» класса использует в общении с учащимися,  демократический стиль руководства. Она старается оценивать факты, а не личность, поддерживает стремление детей участвовать в обсуждении хода предстоящих дел и их организации, широко использует такие методы воздействия, как совет, просьба, оптативные формы оценки. Справедливости ради надо отметить, что в определенных ситуациях классный руководитель может занять более решительную позицию, применив осуждение и запрет. Но это скорее исключение из правил, чем правило.

     В результате у ребят развивается  уверенность в себе, стимулируется самоуправление, они охотно берут на себя поручения и, в основном, выполняют их добросовестно. Учащиеся проявляют живой интерес к проводимым мероприятиям, позитивную внутреннюю мотивацию деятельности. Дети в классе, за небольшим исключением, отличаются общительностью и доверительностью взаимоотношений.

     Благодаря усилиям классного руководителя в классе сложился позитивный стиль  общения – общение на основе увлеченности всех членов коллектива совместной деятельностью, на основе диалога. Классный руководитель постоянно привлекает детей к планированию и организации многих полезных  и интересных дел, совместно с учащимися принимает  в них активное  участие. 

       2.3.Психологический микроклимат в классе.

     Для исследования психологического климата  в классном коллективе использована методика Рогова Е.И. «Оценка социально-психологического климата в коллективе», цель которой – определение уровня развития и общая оценка психологического климата, выявление факторов его формирования. Перед  анкетированием, с учетом контингента участников, вопросы были скорректированы.

     Предлагая ответить на вопросы анкеты, мы обратили внимание на необходимость самостоятельного, тщательного продумывания и выбора ответа.

     Вопросы анкеты направлены на выявление особенностей отражения членами коллектива сложившихся межличностных отношений и коллектива в целом с учетом эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов (см. приложение 2).

     На  вопросы анкеты ответили 13 учеников.

  На вопрос «Нравится ли вам ваш класс?» 74% учащихся однозначно ответили положительно, 16% ответили: «Пожалуй, нравится»; а на вопрос «Хотели ли вы перейти в другой класс?» 93% учеников ответили -  «нет»  и только один ученик (3.5%) ответил «да». Это, несомненно, характеризует благоприятный психологический климат в классе и  доказывает то, что, благодаря целенаправленному педагогическому руководству, в  классе на протяжении 7 лет сформировался крепкий костяк – основа коллектива, который положительно влияет на вновь прибывших учащихся.

     Положительно  и то, что дружеские взаимоотношения между собой хотели бы поддерживать и поддерживают 66% учеников; 83% учащихся хотели бы встречаться с одноклассниками, если бы перешли в другую школу.

     48% школьников, оценивая одноклассников, называют их хорошими, симпатичными  ребятами, а 52% учеников объективно замечают: «есть всякие ребята», и никто не назвал одноклассников «малоприятными».

     Оценивая  свое отношение к классу по 9-бальной  системе, где «1» - очень нравится, а «9» - очень не нравится,  высокую  оценку поставили 23 ученика - (87%), самую низкую (7 баллов) – 4 ученика -  (15%). 78% учащихся отношения между одноклассниками оценивают как дружелюбные и только 1 ученик (3,5%) определил их как нетоварищеские.

     Таким образом, учитывая мнение учащихся, можно  однозначно оценить психологический климат в классе как благоприятный.

 

      Вывод:

     В результате проведенных исследований мы освоили методику диагностики  межличностных отношений учащихся в классе, более четко осознали значимость работы по их формированию, а также необходимость создания в коллективе благоприятного психологического климата и пришли к следующим выводам:

  1. Практическая работа по теме показала, что в классе, где проводилось исследование, созданы благоприятные условия для формирования оптимальных межличностных отношений между учащимися: этому способствует демократический стиль руководства классного руководителя и стиль общения с учащимися на основе совместной коллективной деятельности, на основе диалога между взрослым и детьми.
  2. Межличностные отношения учащихся в классе можно оценить как оптимальные.
  3. В классе создан благоприятный психологический климат, отличающийся 
  4. доброжелательностью во взаимоотношениях учителя и учащихся, работоспособностью коллектива (2 отличника, 7 хорошистов из 13 учащихся), проявлением учениками творческой инициативы, их оптимистичным настроем. 
  5. Благоприятный психологический климат является обязательным условием для формирования оптимальных межличностных отношений между учащимися. Вместе с тем, чем выше уровень межличностных отношений, тем благоприятнее психологический климат в классном коллективе. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение.

 

      Заключение

     Общение – это деятельность, в процессе которой происходит взаимодействие людей, развивается взаимопонимание  между ними, устанавливаются  те или иные взаимоотношения участвующих в общении людей по отношению друг к другу. Межличностное общение не только необходимый компонент деятельности, осуществление которой предполагает взаимодействие людей, но одновременно обязательное условие нормального функционирования общности людей.

     Межличностные отношения детей на протяжении всего  периода их пребывания в школе  развиваются и совершенствуются.

     Особенно  интенсивное развитие общение получает в подростковом возрасте. В это  время у ребят складываются две разные по своему значению для психического развития системы взаимоотношений: одна – со взрослыми, другая – со сверстниками. Обе они продолжают формироваться в средних классах школы. Выполняя одну и ту же общую социализирующую роль, эти две системы взаимоотношений нередко входят в противоречие друг с другом по содержанию и по регулирующим их нормам.

     Вовлечение  подростка в орбиту уже не детских  интересов побуждает его к  инициативной перестройке взаимоотношений  с окружающими людьми. Он сам начинает предъявлять повышенные требования к себе и ко взрослым, сопротивляется и протестует против обращения с ним как с маленьким. Подросток требует расширения своих прав соответственно подчеркиваемым взрослыми людьми его обязанностям.

     Однако, фактическое сохранение у подростков в их психологии и поведении многих чисто детских черт, в частности, недостаточно серьезного отношения к своим обязанностям, а также отсутствие у них способности действовать ответственно и самостоятельно нередко препятствуют быстрому изменению отношения подростка к взрослому.

     Отношения со сверстниками обычно строятся как  равнопартнерские и управляются  нормами равноправия, в то время  как отношения с родителями и  учителями остаются неравноправными. Он начинает больше времени проводить  со сверстниками, поскольку общение с товарищами начинает приносить подростку больше пользы и удовлетворения его актуальных интересов и потребностей.

     Обособленные  группы сверстников в подростковом возрасте становятся более устойчивыми, отношения в них между детьми начинают подчиняться более строгим правилам. Сходство интересов и проблем, которые волнуют подростков, возможность открыто их обсуждать, не опасаясь быть осмеянными и находясь в равных отношениях с товарищами, - это делает атмосферу в таких группах более привлекательной для детей, чем сообщество взрослых людей.

     На  первом месте во взаимоотношениях подростков стоят товарищеские отношения, которые  включают в себя уважение личного  достоинства другого человека, равенство, верность, честность, порядочность, готовность прийти на помощь. Вместе с тем, подростки осуждают эгоистичность, жадность, нарушения слова, измену товарищу, зазнайство, стремление командовать, нежелание считаться с мнениями товарищей.

     В группах подростков обычно устанавливаются  отношения лидерства. Подросток всегда особенно дорожит личной дружбой с лидером и во что бы то ни стало стремится ее завоевать.

     К концу подросткового периода  у ребят возникает интерес  и к другу противоположного пола. На основе этого у них возникает  желание становиться лучше, появляется потребность к самосовершенствованию. В этом возрасте большинство детей начинают заниматься самовоспитанием.

     С усложнением содержания совместной деятельности и структуры коллектива изменяется групповой статус личности, определяемый ее деловыми и моральными качествами, включая отношение к коллективу, уровень социальной ответственности и т.п. В классах с низкой сплоченностью на социометрический выбор влияет общительность подростков, в группах же с высокой сплоченностью даже предпочтения в сфере личных взаимоотношений зависят от отношения к коллективу.

     Чем бы ни определялся статус подростка  в коллективе, он оказывает сильнейшее влияние на его поведение и  самосознание. Неблагоприятное положение  в классном коллективе является одной  из главных причин преждевременного ухода детей из школы, подпадание под дурное влияние вне школы. Изолированность трудного подростка в классе может быть не только причиной, но и следствием того, что он стоит в стороне от коллектива, пренебрегает его целями и нормами поведения и т.д.  Тем важнее для педагога ясно видеть структуру межличностных отношений в классе, чтобы своевременно позитивно влиять на их развитие.

     Высокий  уровень благополучия межличностных  отношений возможен при условии  благоприятного психологического климата  в коллективе, который во многом зависит от стиля педагогического руководства и стиля педагогического общения.

     Оптимальный стиль педагогического руководства - демократический, благодаря которому создаются предпосылки для формирования у учащихся чувства собственного достоинства, уверенности в себе, самостоятельности и творческой инициативы, успешного развития дружеских отношений, воспитания уважения к другим людям – взрослым и сверстникам. Это является наилучшей базой для общения-диалога, общения на основе увлеченности совместной творческой деятельности педагога и детей, в результате которого возрастает сплоченность коллектива, происходит дальнейшее совершенствование межличностных отношений, повышение социального статуса каждого его члена.

Информация о работе Межличностные отношения детей подросткового возраста