Межличностные отношения детей подросткового возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 15:07, курсовая работа

Описание работы

Цель: измерить степень сплоченности-разобщенности в группе, выявить статус членов группы и обнаружить его соответствие выборной должности; выявить соответствие уровня межличностных отношений в группе стилю руководства ею со стороны классного руководителя, а также психологическому климату, созданному в ней.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..3-5
Глава 1. Теоретические основы проблемы межличностных отношений
детей подросткового возраста.
1.1. Исследование межличностных отношений в работах психологов..............................................................................................6-10
1.2. Возрастные особенности подростков…………………………..11-18
1.3.Психологический климат группы……………………………….19-21
1.4.Влияние стиля педагогического общения на межличностные отношения подростков………………………………………………...22-27
Глава 2. Диагностика межличностных отношений детей подросткового возраста
2.1. Выявление социального статуса каждого учащегося и уровня межличностных отношений в классе………………………………...28-31
2.2.Выявление стиля руководства классного руководителя………..32-33
2.3. Психологический микроклимат в классе………………………..34-36
Заключение ………………………………………………………………...37-40
Библиографический список………………………………………............41-44
Приложения………………………………………………………………...45-46

Работа содержит 1 файл

Межличностные отношения детей подросткового возраста.doc

— 308.50 Кб (Скачать)

     Лучший  стиль руководства – демократический. Хотя количественные показатели здесь могут быть и ниже, чем при авторитарном стиле, но у учеников желание работать не иссякает и в отсутствие  педагога. Повышается творческий тонус, развивается чувство ответственности, гордость за свой коллектив.  

     Наихудшим стилем руководства является либеральный стиль; при нем работа, как правило, выполняется меньше и качество ее хуже.

     Стиль отношений и характер взаимодействия в процессе руководства воспитанием  детей создают в совокупности стиль педагогического общения. В.А. Кан-Калик выделяет следующие стили общения:

  • общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью;
  • общение на основе дружеского расположения,
  • общение-дистанция,
  • общение-диалог,
  • общение-устрашение,
  • общение-заигрывание.

     Общение на основе увлеченности творческой  деятельностью отражает устойчиво-положительное отношение педагога к детям и делу, стремление совместно (а значит и демократично) решать вопросы организации деятельности. Увлеченность совместным творческим поиском – наиболее продуктивный для всех участников педагогического процесса стиль общения, поскольку педагоги не управляют школьниками, а вместе с ними заботятся о делах класса, школы и т.п. Вместо односторонних воздействий педагога на учащихся – общая творческая деятельность.

     Стиль педагогического общения на основе дружеского расположения тесно связан с первым, - по сути это одно из условий становления стиля на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. Дружеское расположение проявляется в вежливости, сдержанности, доверительности педагога. Вместе с тем, оно предполагает недопущение угрюмости, раздражительности, крикливости. 

     Суть  стиля общение-дистанция в том, что в системе взаимоотношений  педагога и учащихся постоянно в  качестве важного ограничителя фигурирует дистанция. Даже в тех случаях, когда учитель положительно относится к детям, организация деятельности ближе к авторитарному стилю, что снижает общий творческий уровень совместной работы с учащимися, а значит этот стиль ведет к педагогическим неудачам.

     Крайняя форма общения-дистанции – такой стиль, как общение-устрашение, который соединяет в себе отрицательное отношение к учащимся и авторитарность в способах организации деятельности. Такой стиль создает в отношениях с учащимися атмосферу нервозности, эмоционального неблагополучия, тормозит творческую деятельность, так как ориентирует не на программу действий, а на ее ограничения и запреты. 

     Проявление  либерализма, нетребовательности при  возможном положительном отношении  к детям является стиль общение-заигрывание. Оно вызвано стремлением завоевать ложный, дешевый авторитет. Причиной проявления этого стиля является, с одной стороны, стремление быстро установить контакт, желание понравиться классу, а с другой – отсутствие навыков профессиональной деятельности.

     Первые  два стиля можно отнести к так называемому общению- диалогу, основным признаком которого является установление особых отношений, определенных В.А. Сухомлинским словами: «духовная общность, взаимное доверие, откровенность, доброжелательность». Диалог с воспитанником предполагает совместное видение, обсуждение ситуаций. Другими словами, диалог – это не устремленные друг на друга взгляды учителя и ученика, а взгляды того и другого , направленные в одну сторону.

     Диалог  не состоится без равенства позиций  воспитателя и воспитуемого, что означает признание активной роли воспитанника в процессе воспитания. Кроме того, равенство позиций означает, что и сам воспитатель находится под воздействием воспитанника. Вместе с тем, этот стиль предполагает изменение авторства оценки: она превращается во взаимооценку и самооценку.

 

      Вывод: 

     Оптимальные межличностные отношения являются залогом полноценного формирования у человека психических процессов, психических свойств и функций, а также развития личности в целом.

     Межличностные отношения развиваются на протяжении всего периода детства; на каждом этапе развития они обладают рядом характерных свойств, присущих определенному возрасту.

     В подростковом возрасте складываются две  разные по своему значению для психического развития системы взаимоотношений: одна – со взрослыми, другая – со сверстниками. Выполняя одну и ту же общую социализирующую цель, эти две системы взаимоотношений нередко входят в противоречие друг с другом по содержанию и регулирующим их нормам.

     Для подростков большую значимость приобретают  отношения со сверстниками, так как  у них явно прослеживается стремление к самостоятельности, самовыражению, равнопартнерским отношениям. Это стремление, свои актуальные интересы и потребности  ребенок может удовлетворить  в полной мере только  в общении со сверстниками, в процессе межличностных отношений с ними.

     Оптимальный уровень межличностных отношений  подростков возможен при условии  благоприятного психологического климата  в коллективе, который во многом зависит от стиля  педагогического руководства и стиля педагогического общения.

 

    Глава 2.  Диагностика межличностных отношений детей подросткового возраста. 

2.1. Выявление социального  статуса каждого  учащегося и уровня.

     Психологические исследования были проведены на базе 7 «Б» класса средней школы №6 города Омутнинска (классный руководитель – Сенатская Г.М. – стаж педагогической работы – более 15 лет). В классе 13 учащихся, в исследовании принимало участие – 13 человек, из них 3 мальчика и 10 девочек.

     Для исследования использовалась методика Дж. Морено «Социометрия», цель которой – диагностика эмоциональных связей. Исследование направлено на решение следующих задач:

  1. Измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
  2. Выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);
  3. обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.

     Результат исследования: получение среза динамики внутригрупповых отношений для  последующего переструктурирования групп, повышения их сплоченности и эффективности деятельности.

     Материалы: бланк социометрического опроса, список членов группы, социоматрица. (см. приложение 1)

     Порядок исследования: подготовлены критерии, измеряющие отношения учащихся по поводу совместной деятельности, ради выполнения которой создана группа (учебная деятельность), а также критерии для измерения эмоционально-личностных взаимоотношений, не связанных с совместной деятельностью (выбор товарища для досуга). Для опроса предложены следующие вопросы:

  1. Если ваш класс будут расформировывать, с кем бы ты хотел продолжить совместно учиться в новом коллективе?
  2. Кого бы ты из класса пригласил на свой День Рожденья?
  3. С кем из своего класса ты пошел бы в многодневный туристический поход?

     Перед началом опроса с учащимися был проведен инструктаж, в ходе которого  было дано объяснение цели исследования, важности его результатов для класса, порядка выполнения задания (на каждый вопрос – 3 ответа). Была подчеркнута необходимость быть искренними. Исследователи при этом гарантировали тайну индивидуальных ответов.

     В процессе исследования мы стремились установить атмосферу доверия в  отношениях с учащимися. Опрос был  проведен индивидуально с каждым учащимся. Были созданы все условия  для того, чтобы опрашиваемые не общались между собой. В ходе опроса мы  постоянно напоминали об обязательности ответов на все вопросы, не торопили испытуемых с ответами. Фамилии отсутствующих были оглашены и в выбор не включались.

     В ходе беседы были заданы следующие  вопросы:

     1) если ваш класс будут расформировывать, с кем бы ты хотел продолжить  совместно учиться?

     2) кого бы ты из класса пригласил  на свой день рождения?

     3) с кем из своего класса ты  пошел бы в многодневный туристический  поход? 

     На  основании ответов учащихся была составлена социоматрица (см. приложение 1).

Статус  ребенка определяется числом полученных им выборов. Дети могут быть отнесены в зависимости от этого к одной  из 4-х статусных категорий:

1 –  «звезды» : 5 и более выборов,

2 –  «предпочитаемые» - 3-4 выбора,

3 –  «принятые» - 1-2 выбора,

4 –  «не принятые» - 0 выборов.

1 и 2 статусная группы являются благоприятными. Исходя из этого, мы можем  знать, насколько благоприятен  статус каждого ребенка в группе. Иными словами, насколько ребенок желателен в системе межличностных отношений, испытывают ли к нему дети симпатию или нет. В зависимости от этого можно говорить об эмоциональном климате группы для каждого воспитанника: теплый, благоприятный, холодный, отчужденный.

      б) уровень благополучия взаимоотношений  (УБВ). Если большинство детей группы оказывается в благоприятных (1 и 2) статусных категориях, УБВ определяется как высокий, при одинаковом соотношении - как средний, при преобладании в группе детей с неблагоприятным статусом - как низкий, означающий неблагополучие большинства детей в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками;

      в) коэффициент взаимности (КВ) выражает характер отношений, существующий в группе. Он может быть показателем действительной сплоченности, привязанности, дружбы детей, но может свидетельствовать о фактической разобщенности группы на отдельные группировки.  По величине показателя КВ можно отнести группу к одному из 4-х уровней взаимности: 1 - КВ = 15-20% (низкий), 2 - КВ = 21-30% (средний), 3 - КВ = 31-40% (высокий), 4 - КВ = 40% и выше (сверхвысокий);

      г) индекс изолированности (ИИ).  Группу можно считать благополучной, если в ней нет изолированных, или  их число достигает 5-6%, менее благополучной, если ИИ = 15-25%;

      В результате проведенного  социометрического исследования в группе я определила следующие диагностические показатели:

Статусные категории каждого учащегося. В  итоге: «звезды» - 1 человек, это 4 член группы; «предпочитаемые» - 8 человек (1, 2, 3, 5, 6, 7, 12, 13 члены группы); «принятые» - 3 человека  (8, 9, 11 члены группы);  «не принятые» - 1 человек (10 член группы). Мы получили высокий уровень благополучия взаимоотношений (УБВ), так как в группе количество имеющих неблагоприятный статус (3 и 4 статус) меньше количества детей,  имеющих благоприятный статус (1 и 2 статус). Низкий УБВ означает неблагополучие большинства детей группы в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками. Средний же уровень говорит о некотором равновесии в групповых отношениях.

      Коэффициент взаимности (КВ) - индекс групповой сплоченности,  выражает различный характер отношений, существующих в группе. КВ – 51,2% (из 39 возможных 20 взаимных выборов), из чего следует, что данная группа относится  ко 4-ому уровню взаимности (сверхвысокий уровень). Значение коэффициента взаимности и построение социограммы на основе вычисленных взаимных выборов свидетельствует о достаточной сплоченности группы. В группе существует несколько микрогрупп, и все взаимоотношения завязаны именно на них. Индекс изолированности (ИИ) – менее 10 процентов, т.е. данную группу можно считать благополучной.

     В процессе исследования мы проанализировали статусное положение членов актива класса, сопоставили его с выбором  учащихся.  

№ п\п Фамилия, имя  члена актива Общественное 

Поручение

Количество 

выборов

Статус
  1 Рыкова К. отв. за журнал 4 «предпочит»
  2 Шумилов В. центр информации 3 «предпочит»
  3 Ситникова А. Учебный сектор 4 «предпочит»
  4 Колегова К. Староста 6 «звезда»
  5 Шихолеева Культмассовик 4 «предпочит»

Информация о работе Межличностные отношения детей подросткового возраста