Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 15:07, курсовая работа
Цель: измерить степень сплоченности-разобщенности в группе, выявить статус членов группы и обнаружить его соответствие выборной должности; выявить соответствие уровня межличностных отношений в группе стилю руководства ею со стороны классного руководителя, а также психологическому климату, созданному в ней.
Введение ……………………………………………………………………..3-5
Глава 1. Теоретические основы проблемы межличностных отношений
детей подросткового возраста.
1.1. Исследование межличностных отношений в работах психологов..............................................................................................6-10
1.2. Возрастные особенности подростков…………………………..11-18
1.3.Психологический климат группы……………………………….19-21
1.4.Влияние стиля педагогического общения на межличностные отношения подростков………………………………………………...22-27
Глава 2. Диагностика межличностных отношений детей подросткового возраста
2.1. Выявление социального статуса каждого учащегося и уровня межличностных отношений в классе………………………………...28-31
2.2.Выявление стиля руководства классного руководителя………..32-33
2.3. Психологический микроклимат в классе………………………..34-36
Заключение ………………………………………………………………...37-40
Библиографический список………………………………………............41-44
Приложения………………………………………………………………...45-46
Лучший
стиль руководства –
Наихудшим стилем руководства является либеральный стиль; при нем работа, как правило, выполняется меньше и качество ее хуже.
Стиль отношений и характер взаимодействия в процессе руководства воспитанием детей создают в совокупности стиль педагогического общения. В.А. Кан-Калик выделяет следующие стили общения:
Общение на основе увлеченности творческой деятельностью отражает устойчиво-положительное отношение педагога к детям и делу, стремление совместно (а значит и демократично) решать вопросы организации деятельности. Увлеченность совместным творческим поиском – наиболее продуктивный для всех участников педагогического процесса стиль общения, поскольку педагоги не управляют школьниками, а вместе с ними заботятся о делах класса, школы и т.п. Вместо односторонних воздействий педагога на учащихся – общая творческая деятельность.
Стиль педагогического общения на основе дружеского расположения тесно связан с первым, - по сути это одно из условий становления стиля на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. Дружеское расположение проявляется в вежливости, сдержанности, доверительности педагога. Вместе с тем, оно предполагает недопущение угрюмости, раздражительности, крикливости.
Суть стиля общение-дистанция в том, что в системе взаимоотношений педагога и учащихся постоянно в качестве важного ограничителя фигурирует дистанция. Даже в тех случаях, когда учитель положительно относится к детям, организация деятельности ближе к авторитарному стилю, что снижает общий творческий уровень совместной работы с учащимися, а значит этот стиль ведет к педагогическим неудачам.
Крайняя
форма общения-дистанции –
Проявление
либерализма, нетребовательности при
возможном положительном
Первые два стиля можно отнести к так называемому общению- диалогу, основным признаком которого является установление особых отношений, определенных В.А. Сухомлинским словами: «духовная общность, взаимное доверие, откровенность, доброжелательность». Диалог с воспитанником предполагает совместное видение, обсуждение ситуаций. Другими словами, диалог – это не устремленные друг на друга взгляды учителя и ученика, а взгляды того и другого , направленные в одну сторону.
Диалог
не состоится без равенства
Вывод:
Оптимальные
межличностные отношения
Межличностные отношения развиваются на протяжении всего периода детства; на каждом этапе развития они обладают рядом характерных свойств, присущих определенному возрасту.
В подростковом возрасте складываются две разные по своему значению для психического развития системы взаимоотношений: одна – со взрослыми, другая – со сверстниками. Выполняя одну и ту же общую социализирующую цель, эти две системы взаимоотношений нередко входят в противоречие друг с другом по содержанию и регулирующим их нормам.
Для подростков большую значимость приобретают отношения со сверстниками, так как у них явно прослеживается стремление к самостоятельности, самовыражению, равнопартнерским отношениям. Это стремление, свои актуальные интересы и потребности ребенок может удовлетворить в полной мере только в общении со сверстниками, в процессе межличностных отношений с ними.
Оптимальный
уровень межличностных
Глава
2. Диагностика межличностных
отношений детей подросткового
возраста.
2.1. Выявление социального статуса каждого учащегося и уровня.
Психологические исследования были проведены на базе 7 «Б» класса средней школы №6 города Омутнинска (классный руководитель – Сенатская Г.М. – стаж педагогической работы – более 15 лет). В классе 13 учащихся, в исследовании принимало участие – 13 человек, из них 3 мальчика и 10 девочек.
Для исследования использовалась методика Дж. Морено «Социометрия», цель которой – диагностика эмоциональных связей. Исследование направлено на решение следующих задач:
Результат исследования: получение среза динамики внутригрупповых отношений для последующего переструктурирования групп, повышения их сплоченности и эффективности деятельности.
Материалы:
бланк социометрического
Порядок исследования: подготовлены критерии, измеряющие отношения учащихся по поводу совместной деятельности, ради выполнения которой создана группа (учебная деятельность), а также критерии для измерения эмоционально-личностных взаимоотношений, не связанных с совместной деятельностью (выбор товарища для досуга). Для опроса предложены следующие вопросы:
Перед началом опроса с учащимися был проведен инструктаж, в ходе которого было дано объяснение цели исследования, важности его результатов для класса, порядка выполнения задания (на каждый вопрос – 3 ответа). Была подчеркнута необходимость быть искренними. Исследователи при этом гарантировали тайну индивидуальных ответов.
В процессе исследования мы стремились установить атмосферу доверия в отношениях с учащимися. Опрос был проведен индивидуально с каждым учащимся. Были созданы все условия для того, чтобы опрашиваемые не общались между собой. В ходе опроса мы постоянно напоминали об обязательности ответов на все вопросы, не торопили испытуемых с ответами. Фамилии отсутствующих были оглашены и в выбор не включались.
В ходе беседы были заданы следующие вопросы:
1)
если ваш класс будут
2)
кого бы ты из класса
3)
с кем из своего класса ты
пошел бы в многодневный
На основании ответов учащихся была составлена социоматрица (см. приложение 1).
Статус ребенка определяется числом полученных им выборов. Дети могут быть отнесены в зависимости от этого к одной из 4-х статусных категорий:
1 – «звезды» : 5 и более выборов,
2 – «предпочитаемые» - 3-4 выбора,
3 – «принятые» - 1-2 выбора,
4 – «не принятые» - 0 выборов.
1 и 2
статусная группы являются
б) уровень благополучия взаимоотношений (УБВ). Если большинство детей группы оказывается в благоприятных (1 и 2) статусных категориях, УБВ определяется как высокий, при одинаковом соотношении - как средний, при преобладании в группе детей с неблагоприятным статусом - как низкий, означающий неблагополучие большинства детей в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками;
в) коэффициент взаимности (КВ) выражает характер отношений, существующий в группе. Он может быть показателем действительной сплоченности, привязанности, дружбы детей, но может свидетельствовать о фактической разобщенности группы на отдельные группировки. По величине показателя КВ можно отнести группу к одному из 4-х уровней взаимности: 1 - КВ = 15-20% (низкий), 2 - КВ = 21-30% (средний), 3 - КВ = 31-40% (высокий), 4 - КВ = 40% и выше (сверхвысокий);
г) индекс изолированности (ИИ). Группу можно считать благополучной, если в ней нет изолированных, или их число достигает 5-6%, менее благополучной, если ИИ = 15-25%;
В результате проведенного социометрического исследования в группе я определила следующие диагностические показатели:
Статусные категории каждого учащегося. В итоге: «звезды» - 1 человек, это 4 член группы; «предпочитаемые» - 8 человек (1, 2, 3, 5, 6, 7, 12, 13 члены группы); «принятые» - 3 человека (8, 9, 11 члены группы); «не принятые» - 1 человек (10 член группы). Мы получили высокий уровень благополучия взаимоотношений (УБВ), так как в группе количество имеющих неблагоприятный статус (3 и 4 статус) меньше количества детей, имеющих благоприятный статус (1 и 2 статус). Низкий УБВ означает неблагополучие большинства детей группы в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками. Средний же уровень говорит о некотором равновесии в групповых отношениях.
Коэффициент взаимности (КВ) - индекс групповой сплоченности, выражает различный характер отношений, существующих в группе. КВ – 51,2% (из 39 возможных 20 взаимных выборов), из чего следует, что данная группа относится ко 4-ому уровню взаимности (сверхвысокий уровень). Значение коэффициента взаимности и построение социограммы на основе вычисленных взаимных выборов свидетельствует о достаточной сплоченности группы. В группе существует несколько микрогрупп, и все взаимоотношения завязаны именно на них. Индекс изолированности (ИИ) – менее 10 процентов, т.е. данную группу можно считать благополучной.
В
процессе исследования мы проанализировали
статусное положение членов актива
класса, сопоставили его с выбором
учащихся.
№ п\п | Фамилия, имя члена актива | Общественное
Поручение |
Количество
выборов |
Статус |
1 | Рыкова К. | отв. за журнал | 4 | «предпочит» |
2 | Шумилов В. | центр информации | 3 | «предпочит» |
3 | Ситникова А. | Учебный сектор | 4 | «предпочит» |
4 | Колегова К. | Староста | 6 | «звезда» |
5 | Шихолеева | Культмассовик | 4 | «предпочит» |
Информация о работе Межличностные отношения детей подросткового возраста