Межличностные конфликты

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 14:29, курсовая работа

Описание работы

Конфликты существуют ровно столько, сколько существует человек, т.к. возникают они только в процессе взаимодействия, общения людей между собой. Большую часть времени человек проводит на работе или в учебном заведении, общаясь с сослуживцами, одногруппниками, одноклассниками, взаимодействуя с начальством и подчиненными, строя совместную деятельность с партнерами компании. При таком плотном графике общения возникает масса причин, по которым люди не совсем правильно понимают друг друга, что приводит к спорной ситуации. Если создавшаяся ситуация представляет собой угрозу достижению поставленных целей хотя бы для одного из участников взаимодействия, то возникает конфликт.

Проблема конфликта актуальна в наши дни, когда в школах города сплошь и рядом можно встретить драки и словесные перепалки детей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

1 Конфликтность детей и педагогический процесс……………………………...5

1.1 Психологические детерминанты конфликтности детей…………………….5

1.2 Сущность конфликтов в педагогическом процессе и фазы его протекания……..10

2 Учебная деятельность и методика диагностика агрессивности……………..15

2.1 Учебная деятельность и конфликты с преподавателями…………………..15

2.2 Методика диагностики форм агрессии А. Басса и Д. Арки и коррекционная работа с агрессивностью детей…………………………………………………..19

Заключение………………………………………………………………………..25

Глоссарий………………………………………………………………………….27

Список использованных источников……………………………………………29

Приложения……………………………………………………………………….30

Работа содержит 1 файл

межличностные конфликты.doc

— 217.50 Кб (Скачать)

     Эффективно  отдавать детей в спортивные школы, приучать дома к ежедневной гимнастике, подсовывать гантели и эспандеры, железные гири и боксёрские перчатки. Пусть колотят друг друга в мирной драке. Только бы не допустить, чтобы агрессия накапливалась, подобно статическому электричеству. Оно ведь имеет свойство взрываться болезненными разрядами.

     Исходя  из того, что развитие ребёнка осуществляется в деятельности, а подросток стремится к утверждению себя, своей позиции, как взрослый, среди взрослых, то необходимо обеспечить включение подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создаёт возможности подростку реализовать и утвердить себя на уровне взрослых. Д. И. Фельдштейн11 выделил социально признаваемую и социально одобряемую деятельность. Психологический смысл этой деятельности состоит для подростка в том, что участвуя в ней, он фактически приобщается к делам общества, занимает в нём определённое место и удерживает свою новую социальную позицию среди взрослых и сверстников. В процессе этой деятельности подросток признаётся взрослыми, как равноправный член общества. Это создаёт оптимальные условия и для реализации его потребностей. Такая деятельность предоставляет подростку возможность развития его самосознания, формирует нормы его жизнедеятельности. Но методы и принципы такой деятельности требуют значительной корректировки при включении в неё подростков, отличающихся повышенной агрессивностью. Прежде всего необходима организация системы развёрнутой деятельности, создающей жёсткие условия и определённый порядок действий и постоянный контроль. При условии последовательности, постепенности приобщения агрессивных подростков к различным видам социально признаваемой деятельности - трудовой, спортивной, художественной, организаторской и других, - важно соблюдать принципы общественной оценки, преемственности, чёткого построения этой деятельности.

     В подростковом возрасте агрессивное  поведение нередко принимает враждебную форму (драки, оскорбления). Для некоторых подростков участие в драках, утверждение себя с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения. Ситуация усугубляется нестабильностью общества, межличностными и межгрупповыми конфликтами. Снижается возраст проявления агрессивных действий.

     Всё чаще встречаются случаи агрессивного поведения у девочек. Проведённое  изучение подростков-правонарушителей (объектом которого были психически и  физически здоровые дети) показало, что ядром конфликтной ситуации, приведшей к нравственной деформации личности, являются недостатки семейного воспитания, а жестокость, агрессивность, замкнутость, повышенная тревожность - в процессе стихийно-группового общения могут принимать устойчивый характер. Непременным условием делинквентного поведения является избыток свободного времени, отсутствие положительно формирующих личность увлечений. У многих подростков отмечается неполная семья с нарушенными функциональными связями. С другой стороны, гиперопёка, также как и безнадзорность, нередко способствуют делинквентному поведению.

     Реакции, вызванные чрезмерным контролем  и нудными поучениями и наставлениями, находят своё выражение в виде уходов из дома и бродяжничества, агрессивности. Воспитательно-профилактическая деятельность не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия и коррекции, применяемыми непосредственно к несовершеннолетнему. Социального оздоровления и социально-педагогической коррекции требует неблагоприятная среда, которая вызывает социальную дезадаптацию несовершеннолетнего. Профилактика и предупреждение агрессивного поведения несовершеннолетних становится не только социально значимым, но и психологически необходимым. Проблема повышения эффективности ранней профилактики должна решаться в следующих основных направлениях: выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обуславливают отклонения в развитии личности несовершеннолетних и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий; современная диагностика асоциальных отклонений в поведении несовершеннолетних и осуществление дифференцированного подхода в выборе воспитательно-профилактических средств психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения.

     Отсюда  возникает необходимость в проведении системного анализа индивидных, личностных, социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обуславливающих социальные отклонения в поведении несовершеннолетних, с учётом которых должна строиться и осуществляться воспитательно-профилактическая работа по предупреждению этих отклонений.

     Раннее  выявление поведенческих проблем  у подростков, системный анализ характера  их возникновения и адекватная воспитательно-коррекционная  работа дают шанс предотвратить агрессивность  подростков. Несвоевременное обнаружение  начальных признаков агрессивного поведения и проблем в воспитании, препятствующих развитию ребёнка, приводит к быстрому переходу отклонений в хронические нарушения поведения. 
 
 
 
 

     Заключение 

     В заключении подведем итоги работы. Можно не употреблять слово конфликт, но бесконфликтно жить невозможно. Это подтверждается тем, что:

     - конфликты происходят повсюду,  где существуют люди;

     - конфликты происходят в определенных  условиях и протекают определенным  образом;

     - конфликт является нормальным  явлением существования социума

     Наиболее  интересными представляются межличностные  конфликты.

     Фазы  реализации конфликта Фазы реализации конфликта отражают параметры его  интенсивности.

     Принято выделять несколько таких фаз:

     1) Начальная фаза;

     2) Фаза подъема конфликта;

     3) Пик конфликта;

     4) Фаза спада (снижения) конфликта.

     Фазы  конфликта могут повторяться  циклически.

     Частота и характер конфликтов зависят от уровня развития классного коллектива: чем выше этот уровень, тем реже в  нем создаются конфликтные ситуации. В сплоченном коллективе всегда имеется общая, поддерживаемая всеми его членами цель, а в ходе совместной деятельности формируются общие ценности и нормы. В этом случае имеют место по преимуществу деловые конфликты между педагогом и учащимися, которые возникают как следствие объективных, предметных противоречий совместной деятельности. Они имеют положительный характер, так как направлены на определение эффективных путей достижения общегрупповой цели.

     Однако  и такой конфликт не исключает  эмоциональной напряженности, ярко выраженного личного отношения к предмету разногласий. Но личная заинтересованность в общем успехе не позволяет конфликтующим сторонам сводить счеты, самоутверждаться путем унижения другого. В отличие от конфликта личного характера после конструктивного решения вопроса, породившего деловой конфликт, взаимоотношения его участников нормализуются.

     Многообразие  возможных конфликтных ситуаций в классе и способов конфликтного взаимодействия требует от педагога поиска оптимальных путей разрешения конфликта. Своевременность и успешность его разрешения являются условием того, что деловой конфликт не переходит в личностный.

     После диагностики семейных отношений  и степени их дисгармоничности должна следовать психокоррекционная работа как индивидуальная, так и групповая. Но основной акцент следует делать на индивидуальной работе с подростком. Совершенно неэффективными оказываются общие беседы о необходимости «хорошо себя вести». Особое место в коррекционной работе следует уделять формированию круга интересов подростка также на основе особенностей его характера и способностей. Необходимо стремиться к максимальному сокращению периода свободного времени подростка - «времени праздного существования и безделья» за счёт привлечения к положительно формирующим личность занятиям: чтение, самообразование, занятие музыкой, спортом, и т.д. При непродуктивной деятельности в период свободного времени - «ничегонеделанье» - неизбежен скорый возврат подростка в асоциальную компанию и рецидив делинквентности.

     Чтобы избежать конфликта, необходимо прибегать к компромиссу, делая уступки друг другу, проводить анализ, стремясь разобраться в себе и своих поступках, и только в исключительных случаях используем принуждение и временное расставание. Педагог не имеет права пойти на создание конфликта, если он не владеет технологией разрешения конфликта. Конфликт создается в тот момент или доводится до такого уровня, когда возникает обоюдная потребность в его разрешении.

     Продуктивное  разрешение конфликта может быть только в том случае, если педагог  осуществляет тщательный анализ причин, мотивов, приведших к создавшейся ситуации, целей, вероятных исходов конкретного межличностного столкновения, участником которого он оказался. Способность педагога быть при этом объективным является показателем не только его профессионализма, но и ценностного отношения к ученикам.

     Глоссарий 

№ п/п Новое понятие Определение
1  
Волевой компонент
неспособность личности к сознательной мобилизации  сил и самоконтролю
 
 
2
 
 
Конфликтоустойчивость
специфическое проявление психологической устойчивости, которое рассматривается как способность человека адекватно и бесконфликтно решать проблемы социального взаимодействия
 
3
 
Межличностные конфликты
это конфликты  между отдельными индивидами в процессе их социального и психологического взаимодействия
 
4
 
Мотивационный компонент
отражает состояние  внутренних побуждающих сил, которые не благоприятствуют адекватному поведению в конфликте и решению проблемы
 
5
 
Натуральный ряд
составляют  процессы биологического дозревания личности, включая половое созревание
 
6
 
Познавательный  компонент
включает уровень  восприятия провокационных действий оппонента, субъективность, неумение анализировать и прогнозировать ситуацию
 
7
 
Подростковый период
обострение  кризиса отношений взрослых и детей, который проявляется, учитывая социальную ситуацию развития, на таких полях взаимодействия, как «подросток – подросток» и «подросток – взрослый»
№ п/п Новое понятие Определение
 
7
 
Психомоторный компонент
неумение владеть  своим телом, управлять жестикуляцией  и мимикой
 
8
 
Учебная мотивация
частный вид  мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность
 
 
9
 
 
Эмоциональный компонент
состояние личности в ситуации межличностного взаимодействия, неумение управлять своим эмоциональным состоянием в предконфликтных и конфликтных ситуациях
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованных источников 

     1 Выготский, А. С. Педагогическая  психология [Текст] / А. С. Выготский. - М. : Дело, 2007. - 542 с. - ISBN 978-5-241-56098-2.

     2 Занков, А. В. Избранные педагогические труды [Текст] / А. В. Занков. - М. : Юрист, 2008. – 134 с. - ISBN 7-35727-752-4.

     3 Крайг, Г. Психология развития  [Текст] / Г. Крайг. СПб. : Питер, 2008. – 448 с. - ISBN 978-5-222-1439-2.

     4 Крутецкий, В. А. Психология  обучения и воспитания школьников  [Текст] /  В. А. Крутецкий. - М. : Дана, 2006. - 123с. - ISBN 978-5-222-1439-2.

     5 Немов, Р. С. Психология [Текст] /  Р. С. Немов. - М. : Дана, 2007. – 114 с. - ISBN 978-5-16-002318-2.

     6 Петровский, А. В. Возрастная и  педагогическая психология [Текст] / А. В. Петровский. - М. : Юристь, 2007. – 143 с. - ISBN 5-94087-706-0.

     7 Поляков, С. Д. Психопедагогика  воспитания  [Текст] / М. : Новое дело, 2008. – 541 с. - ISBN 5-098125-862-5.

     8 Столяренко, Л. Д. Педагогическая  психология  [Текст] / Л. Д. Столяренко. М. : Дело, 2007. – 322 с. - ISBN 5-85971-094-1.

     9 Столяренко, Л. Д. Основы психологии [Текст] / Л. Д. Столяренко. - М. : Дана, 2008. – 213 с. - ISBN 5-94087-706-0.

     10 Палызина, Н.Ф. Педагогическая психология [Текст] / Н. Ф. Палызина. - М. : Дана, 2008. -  231 с. - ISBN 652-3-654-1298-1.

     11 Эриксон, Э. Детство и общество [Текст] / Э. Эриксон. - СПб. : Питер, 2008. – 112 с. - ISBN 5-94087-706-0. 
 
 
 
 
 
 

Приложение  А 

Сущность  межличностного конфликта 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  Б 

Стадии  протекания педагогического конфликта 
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  В 

Способы разрешения педагогического  конфликта 

Информация о работе Межличностные конфликты