Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 14:29, курсовая работа
Конфликты существуют ровно столько, сколько существует человек, т.к. возникают они только в процессе взаимодействия, общения людей между собой. Большую часть времени человек проводит на работе или в учебном заведении, общаясь с сослуживцами, одногруппниками, одноклассниками, взаимодействуя с начальством и подчиненными, строя совместную деятельность с партнерами компании. При таком плотном графике общения возникает масса причин, по которым люди не совсем правильно понимают друг друга, что приводит к спорной ситуации. Если создавшаяся ситуация представляет собой угрозу достижению поставленных целей хотя бы для одного из участников взаимодействия, то возникает конфликт.
Проблема конфликта актуальна в наши дни, когда в школах города сплошь и рядом можно встретить драки и словесные перепалки детей.
Введение…………………………………………………………………………….3
1 Конфликтность детей и педагогический процесс……………………………...5
1.1 Психологические детерминанты конфликтности детей…………………….5
1.2 Сущность конфликтов в педагогическом процессе и фазы его протекания……..10
2 Учебная деятельность и методика диагностика агрессивности……………..15
2.1 Учебная деятельность и конфликты с преподавателями…………………..15
2.2 Методика диагностики форм агрессии А. Басса и Д. Арки и коррекционная работа с агрессивностью детей…………………………………………………..19
Заключение………………………………………………………………………..25
Глоссарий………………………………………………………………………….27
Список использованных источников……………………………………………29
Приложения……………………………………………………………………….30
Эффективно
отдавать детей в спортивные школы,
приучать дома к ежедневной гимнастике,
подсовывать гантели и
Исходя из того, что развитие ребёнка осуществляется в деятельности, а подросток стремится к утверждению себя, своей позиции, как взрослый, среди взрослых, то необходимо обеспечить включение подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создаёт возможности подростку реализовать и утвердить себя на уровне взрослых. Д. И. Фельдштейн11 выделил социально признаваемую и социально одобряемую деятельность. Психологический смысл этой деятельности состоит для подростка в том, что участвуя в ней, он фактически приобщается к делам общества, занимает в нём определённое место и удерживает свою новую социальную позицию среди взрослых и сверстников. В процессе этой деятельности подросток признаётся взрослыми, как равноправный член общества. Это создаёт оптимальные условия и для реализации его потребностей. Такая деятельность предоставляет подростку возможность развития его самосознания, формирует нормы его жизнедеятельности. Но методы и принципы такой деятельности требуют значительной корректировки при включении в неё подростков, отличающихся повышенной агрессивностью. Прежде всего необходима организация системы развёрнутой деятельности, создающей жёсткие условия и определённый порядок действий и постоянный контроль. При условии последовательности, постепенности приобщения агрессивных подростков к различным видам социально признаваемой деятельности - трудовой, спортивной, художественной, организаторской и других, - важно соблюдать принципы общественной оценки, преемственности, чёткого построения этой деятельности.
В подростковом возрасте агрессивное поведение нередко принимает враждебную форму (драки, оскорбления). Для некоторых подростков участие в драках, утверждение себя с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения. Ситуация усугубляется нестабильностью общества, межличностными и межгрупповыми конфликтами. Снижается возраст проявления агрессивных действий.
Всё
чаще встречаются случаи агрессивного
поведения у девочек. Проведённое
изучение подростков-правонарушителей
(объектом которого были психически и
физически здоровые дети) показало,
что ядром конфликтной
Реакции, вызванные чрезмерным контролем и нудными поучениями и наставлениями, находят своё выражение в виде уходов из дома и бродяжничества, агрессивности. Воспитательно-профилактическая деятельность не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия и коррекции, применяемыми непосредственно к несовершеннолетнему. Социального оздоровления и социально-педагогической коррекции требует неблагоприятная среда, которая вызывает социальную дезадаптацию несовершеннолетнего. Профилактика и предупреждение агрессивного поведения несовершеннолетних становится не только социально значимым, но и психологически необходимым. Проблема повышения эффективности ранней профилактики должна решаться в следующих основных направлениях: выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обуславливают отклонения в развитии личности несовершеннолетних и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий; современная диагностика асоциальных отклонений в поведении несовершеннолетних и осуществление дифференцированного подхода в выборе воспитательно-профилактических средств психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения.
Отсюда
возникает необходимость в
Раннее
выявление поведенческих
Заключение
В заключении подведем итоги работы. Можно не употреблять слово конфликт, но бесконфликтно жить невозможно. Это подтверждается тем, что:
- конфликты происходят повсюду, где существуют люди;
-
конфликты происходят в
- конфликт является нормальным явлением существования социума
Наиболее интересными представляются межличностные конфликты.
Фазы реализации конфликта Фазы реализации конфликта отражают параметры его интенсивности.
Принято выделять несколько таких фаз:
1) Начальная фаза;
2) Фаза подъема конфликта;
3) Пик конфликта;
4) Фаза спада (снижения) конфликта.
Фазы конфликта могут повторяться циклически.
Частота
и характер конфликтов зависят от
уровня развития классного коллектива:
чем выше этот уровень, тем реже в
нем создаются конфликтные
Однако и такой конфликт не исключает эмоциональной напряженности, ярко выраженного личного отношения к предмету разногласий. Но личная заинтересованность в общем успехе не позволяет конфликтующим сторонам сводить счеты, самоутверждаться путем унижения другого. В отличие от конфликта личного характера после конструктивного решения вопроса, породившего деловой конфликт, взаимоотношения его участников нормализуются.
Многообразие возможных конфликтных ситуаций в классе и способов конфликтного взаимодействия требует от педагога поиска оптимальных путей разрешения конфликта. Своевременность и успешность его разрешения являются условием того, что деловой конфликт не переходит в личностный.
После диагностики семейных отношений и степени их дисгармоничности должна следовать психокоррекционная работа как индивидуальная, так и групповая. Но основной акцент следует делать на индивидуальной работе с подростком. Совершенно неэффективными оказываются общие беседы о необходимости «хорошо себя вести». Особое место в коррекционной работе следует уделять формированию круга интересов подростка также на основе особенностей его характера и способностей. Необходимо стремиться к максимальному сокращению периода свободного времени подростка - «времени праздного существования и безделья» за счёт привлечения к положительно формирующим личность занятиям: чтение, самообразование, занятие музыкой, спортом, и т.д. При непродуктивной деятельности в период свободного времени - «ничегонеделанье» - неизбежен скорый возврат подростка в асоциальную компанию и рецидив делинквентности.
Чтобы избежать конфликта, необходимо прибегать к компромиссу, делая уступки друг другу, проводить анализ, стремясь разобраться в себе и своих поступках, и только в исключительных случаях используем принуждение и временное расставание. Педагог не имеет права пойти на создание конфликта, если он не владеет технологией разрешения конфликта. Конфликт создается в тот момент или доводится до такого уровня, когда возникает обоюдная потребность в его разрешении.
Продуктивное разрешение конфликта может быть только в том случае, если педагог осуществляет тщательный анализ причин, мотивов, приведших к создавшейся ситуации, целей, вероятных исходов конкретного межличностного столкновения, участником которого он оказался. Способность педагога быть при этом объективным является показателем не только его профессионализма, но и ценностного отношения к ученикам.
Глоссарий
№ п/п | Новое понятие | Определение |
1 | Волевой компонент |
неспособность личности к сознательной мобилизации сил и самоконтролю |
2 |
Конфликтоустойчивость |
специфическое проявление психологической устойчивости, которое рассматривается как способность человека адекватно и бесконфликтно решать проблемы социального взаимодействия |
3 |
Межличностные конфликты |
это конфликты между отдельными индивидами в процессе их социального и психологического взаимодействия |
4 |
Мотивационный компонент |
отражает состояние внутренних побуждающих сил, которые не благоприятствуют адекватному поведению в конфликте и решению проблемы |
5 |
Натуральный ряд |
составляют процессы биологического дозревания личности, включая половое созревание |
6 |
Познавательный компонент |
включает уровень восприятия провокационных действий оппонента, субъективность, неумение анализировать и прогнозировать ситуацию |
7 |
Подростковый период |
обострение кризиса отношений взрослых и детей, который проявляется, учитывая социальную ситуацию развития, на таких полях взаимодействия, как «подросток – подросток» и «подросток – взрослый» |
№ п/п | Новое понятие | Определение |
7 |
Психомоторный компонент |
неумение владеть своим телом, управлять жестикуляцией и мимикой |
8 |
Учебная мотивация |
частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность |
9 |
Эмоциональный компонент |
состояние личности в ситуации межличностного взаимодействия, неумение управлять своим эмоциональным состоянием в предконфликтных и конфликтных ситуациях |
Список
использованных источников
1
Выготский, А. С.
2 Занков, А. В. Избранные педагогические труды [Текст] / А. В. Занков. - М. : Юрист, 2008. – 134 с. - ISBN 7-35727-752-4.
3 Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг. СПб. : Питер, 2008. – 448 с. - ISBN 978-5-222-1439-2.
4
Крутецкий, В. А. Психология
обучения и воспитания
5 Немов, Р. С. Психология [Текст] / Р. С. Немов. - М. : Дана, 2007. – 114 с. - ISBN 978-5-16-002318-2.
6 Петровский, А. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / А. В. Петровский. - М. : Юристь, 2007. – 143 с. - ISBN 5-94087-706-0.
7
Поляков, С. Д.
8 Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология [Текст] / Л. Д. Столяренко. М. : Дело, 2007. – 322 с. - ISBN 5-85971-094-1.
9 Столяренко, Л. Д. Основы психологии [Текст] / Л. Д. Столяренко. - М. : Дана, 2008. – 213 с. - ISBN 5-94087-706-0.
10 Палызина, Н.Ф. Педагогическая психология [Текст] / Н. Ф. Палызина. - М. : Дана, 2008. - 231 с. - ISBN 652-3-654-1298-1.
11
Эриксон, Э. Детство и общество
[Текст] / Э. Эриксон. - СПб. : Питер, 2008.
– 112 с. - ISBN 5-94087-706-0.
Приложение
А
Сущность
межличностного конфликта
Приложение
Б
Стадии
протекания педагогического
конфликта
Приложение
В
Способы
разрешения педагогического
конфликта