Межличностные конфликты

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 14:29, курсовая работа

Описание работы

Конфликты существуют ровно столько, сколько существует человек, т.к. возникают они только в процессе взаимодействия, общения людей между собой. Большую часть времени человек проводит на работе или в учебном заведении, общаясь с сослуживцами, одногруппниками, одноклассниками, взаимодействуя с начальством и подчиненными, строя совместную деятельность с партнерами компании. При таком плотном графике общения возникает масса причин, по которым люди не совсем правильно понимают друг друга, что приводит к спорной ситуации. Если создавшаяся ситуация представляет собой угрозу достижению поставленных целей хотя бы для одного из участников взаимодействия, то возникает конфликт.

Проблема конфликта актуальна в наши дни, когда в школах города сплошь и рядом можно встретить драки и словесные перепалки детей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

1 Конфликтность детей и педагогический процесс……………………………...5

1.1 Психологические детерминанты конфликтности детей…………………….5

1.2 Сущность конфликтов в педагогическом процессе и фазы его протекания……..10

2 Учебная деятельность и методика диагностика агрессивности……………..15

2.1 Учебная деятельность и конфликты с преподавателями…………………..15

2.2 Методика диагностики форм агрессии А. Басса и Д. Арки и коррекционная работа с агрессивностью детей…………………………………………………..19

Заключение………………………………………………………………………..25

Глоссарий………………………………………………………………………….27

Список использованных источников……………………………………………29

Приложения……………………………………………………………………….30

Работа содержит 1 файл

межличностные конфликты.doc

— 217.50 Кб (Скачать)

     Содержание 

     Введение…………………………………………………………………………….3

     1 Конфликтность детей и педагогический  процесс……………………………...5

     1.1 Психологические детерминанты конфликтности  детей…………………….5

     1.2 Сущность конфликтов в педагогическом  процессе и фазы его протекания……..10

     2 Учебная деятельность и методика диагностика агрессивности……………..15

     2.1 Учебная деятельность и конфликты  с преподавателями…………………..15

    2.2 Методика  диагностики форм агрессии А.  Басса и Д. Арки и коррекционная  работа с агрессивностью детей…………………………………………………..19

     Заключение………………………………………………………………………..25

     Глоссарий………………………………………………………………………….27

     Список  использованных источников……………………………………………29

     Приложения……………………………………………………………………….30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Конфликты существуют ровно столько, сколько  существует человек, т.к. возникают они только в процессе взаимодействия, общения людей между собой. Большую часть времени человек проводит на работе или в учебном заведении, общаясь с сослуживцами, одногруппниками, одноклассниками, взаимодействуя с начальством и подчиненными, строя совместную деятельность с партнерами компании. При таком плотном графике общения возникает масса причин, по которым люди не совсем правильно понимают друг друга, что приводит к спорной ситуации. Если создавшаяся ситуация представляет собой угрозу достижению поставленных целей хотя бы для одного из участников взаимодействия, то возникает конфликт.

     Проблема  конфликта актуальна в наши дни, когда в школах города сплошь и  рядом можно встретить драки  и словесные перепалки детей.

     Человеку, который никогда не задумывался о природе и сущности конфликтов кажется, что конфликты мешают жить, портят отношения между людьми, вредят делу, здоровью, вызывают рассогласованность действий, стрессы, напряженность и т.п. Поэтому большинство людей не любят конфликтовать и, отчасти, побаиваются их. Так оно и происходит на уровне восприятия конфликтов в личности человека. Однако это утверждение свидетельствует и о сложности конфликтных отношений, их многогранности полярности и разнообразии. В результате реализации конфликта возникает новое качество, отношения, позиции и ориентиры в личности фигурантов конфликта, в их социальной организации. Конфликт является своеобразным средством управления социумом, определяющим в конечном счете его качество и уровни организации.

     Определение психологических факторов, которые  обусловливают возникновение, динамику и конечный результат развития межличностного конфликта, важно для понимания  психологических механизмов регуляции  поведения личности. Кроме этого, данная проблема является существенной для разработки методологических основ психодиагностики, прогнозирования и коррекции межличностных конфликтов в более широком контексте.

     Определение психологических факторов конфликтности  зависит от понимания детерминации психики человека и, в частности, его поведения, от предварительных методологических подходов к изучению межличностных конфликтов.

     Психологические конфликты играют существенную роль в формировании новых черт характера  и в перестройке личности, а  их решение представляет собой острую форму развития - происходит смена структуры личности подростка и формирование новых отношений. Конфликт переводит его участников на качественно новый уровень взаимодействия, который сопровождается ценностной переориентацией, осознанием и формированием личных и групповых интересов, изменением коммуникативной структуры, разрушением старых и созданием новых схем легитимизации.

     Конфликт  рассматривается на разных уровнях  личности. Внутриличностный конфликт проявляется во внешних межличностных  отношениях. Межличностные конфликты сопровождаются эмоциональными переживаниями человека. В той же степени внутренние конфликты человека ведут к определенным особенностям его межличностного поведения. Разные виды конфликтов связаны между собой и могут переходить с одного уровня на другой. Межличностный конфликт, связанный с противоречиями во взаимодействии, может переходить в конфликт внутренний: в конфликт мотивов, конфликт выбора и др.

     Конфликт  является одной из универсальных  характеристик мира и основной движущей силой его развития. Это один из наиболее противоречивых феноменов и основных механизмов всех изменений и преобразований.

     Цель  работы – рассмотреть межличностные  конфликты в учебной деятельности.

     Задачи  работы:

     - рассмотреть межличностный конфликт  в учебной деятельности, выявить его сущность и содержание;

     - выяснить причины возникновения  конфликтов в учебной деятельности;

     - рассмотреть методы управления  конфликтами;

     - рассмотреть комплекс мероприятий для минимизации конфликтов.

     1 Конфликтность детей и педагогический процесс 

     1.1 Психологические детерминанты конфликтности детей 

     Конфликт  представляет собой биполярное явление, которое проявляется в активности сторон. Идея «многосубъектности» внутреннего мира человека рассматривается в работах многих авторов, особенно тех, которые исходят из структурного построения личности. Например, психоанализ утверждает, что конфликт возникает в глубинах психики как результат взаимодействия внутренних структур и тенденций психики в силу законов ее объективного существования; тенденция к межличностным конфликтам - результат искажения базовых аттитюдов человека, которые возникают под влиянием негативного опыта, приобретенного в детстве1.

     Первые  теоретические и экспериментальные  исследования межличностных конфликтов были проведены К. Левиным2, который рассматривал их в контексте удовлетворения - неудовлетворения потребностей личности. Конфликт характеризуется им как «ситуация, в которой на индивида действуют противоположно направленные силы приблизительно равной величины», то есть к межличностным конфликтам К. Левин относит противоречия между потребностями человека и внешними вынуждающими силами. Если в такой ситуации находится подросток, то сила, которая его побуждает со стороны взрослого, является результатом поля власти этого человека над подростком. Конфликт тем серьезнее, чем более значимые потребности личности он затрагивает. Неудовлетворение потребностей создает напряжение, а условием удовлетворения индивидуальных потребностей является пространство свободного существования. К. Левин констатировал, что в современном обществе существуют как самостоятельные группа взрослых и группа детей. Специфика положения подростка состоит в том, что он является «маргинальной» личностью. Подросток находится между двумя группами, так как он не хочет больше принадлежать к группе детей и старается перейти в группу взрослых, но они его туда еще не принимают. Поэтому чем больше разрыв между двумя группами и длиннее период неприкаянности подростка, тем с большими трудностями протекает подростковый период.

     Контрастность детства и зрелости, между которыми находится подросток, усложняет  ему усвоение социальных ролей и  порождает немало внешних и внутренних конфликтов. Кроме этого, существует проблема индивидуальных отличий: так  называемого «среднестатистического подростка» не существует. Общие закономерности проявляют себя через индивидуальные вариации, которые зависят не только от окружающей подростка среды и условий воспитания, но и от особенностей личности.

     Л. С. Выготский3 отмечал, что переходной период включает два ряда процессов: «натуральный ряд составляют процессы биологического дозревания личности, включая половое созревание, а социальный ряд - процессы обучения и социализации в широком смысле этого слова». Центральным новообразованием личности подростка является формирование ощущения собственной взрослости: не просто быть, но и казаться взрослым. Источниками возникновения ощущения взрослости являются значительные сдвиги физического развития, начало полового дозревания и социальные источники, а также их осознание самим подростком.

     Но  общественное положение подростка  не изменяется - он был и остается учеником, сохраняется его материальная зависимость от родителей, которые  исполняют роль воспитателей, тем  более что у взрослых остается привычка направлять и контролировать ребенка, лишиться которой очень тяжело, даже понимая необходимость этого. Ведь, давая самостоятельность ребенку, взрослый должен ограничивать свои права. А это создает прочную основу для сохранения у взрослого отношения к подростку как к ребенку, который должен слушаться и не претендовать на новые права. Такая установка бессознательно льстит самолюбию взрослых: чем беспомощней и инфантильнее кажется ребенок, тем значимее и необходимее выглядят в своих глазах учителя и родители. Создается неблагоприятная воспитательная ситуация: такое отношение взрослых противоречит заданиям воспитательного процесса, создает противоречие в представлениях подростка о себе, тормозит развитие социальной взрослости и приобретение социальной компетентности в общении и поведении.

     Вопрос  о психологических детерминантах  возникновения межличностных конфликтов, который позволяет раскрыть глубинные  основы конфликтного поведения, занимает важное место в исследовании конфликта. Для лучшего понимания конфликта  и управления им следует четко определить содержание понятий «конфликтность» и «конфликтное поведение».

     Представители ситуационного подхода к конфликтам дают свою интерпретацию природы  возникновения конфликтов и определения  конфликтности. У. Клар4 конфликтной личностью называет человека, который является участником конфликтных взаимодействий, то есть имеет повышенную склонность к восприятию ситуаций как конфликтных или определяет ее как склонную к конфликтному реагированию на те или другие обстоятельства. По К. Хорни5, конфликтность может быть характеристикой «невротической личности», т.е. человек невротически реагирует на жизненные ситуации, которые у здорового человека не вызывают конфликта вообще.

     Нельзя  отрицать, что у человека может  сформироваться своеобразное тяготение к периодической драматизации отношений и усилению межличностного напряжения. Это тяготение к эмоциональному напряжению нередко оценивается окружающими как своего рода потребность в конфликтах. Однако оно не осознается самим человеком, а его возникновение связано с глубинными потребностями личности и трудно поддается коррекции.

     В качестве еще одной основы конфликтности  выступает неадекватность сформировавшихся представлений о других, завышенная самооценка, которая не отвечает реальным возможностям человека, тенденция к самоутверждению за счет других. В этих случаях возможно возникновение стойкой ориентации на преимущественное восприятие негативных качеств окружающих, преобладание в отношениях негативных оценок.

     В работах Л. И. Божович, Л. С. Славиной, Б. С. Волкова, В. И. Илийчука6 конфликтное поведение рассматривается как результат внутренних и внешних противоречий между обществом, микросредой и самим человеком. Это результат внутренних и внешних противоречий между потребностью в самоутверждении и возможностью ее удовлетворения, между самооценкой и оценкой группы, между требованиями группы и собственными установками и убеждениями, то есть конфликтное поведение выступает как склонность человека к конфликту при взаимодействии личностных факторов и факторов внешней среды.

     Конфликтность определяется как перманентная черта  личности, которая аккумулируется ее природными задатками и социальным опытом. Такое определение можно  найти в работах В. И. Илийчука, Л. О. Петровской, В. И. Ващенко7.

     Конфликтность предусматривает определенный уровень психической напряженности. Он может быть разным для разных людей, что связано с уровнем психологической устойчивости человека. Психически стойкие и психически нестойкие люди в сложных ситуациях ведут себя по-разному. У психически неустойчивых подростков отсутствуют эффективные способы преодоления преград, поэтому иногда наблюдается явление самоиндукции негативного эмоционального напряжения: дезорганизованное поведение усиливает стрессовое состояние, которое еще больше дезорганизует поведение, что ведет к возникновению «волны дезорганизации».

     Психологическая стойкость является свойством личности и состоит в сохранении оптимального состояния функционирования психической  энергии и является приобретенной. Конфликтоустойчивость - специфическое проявление психологической устойчивости, которое рассматривается как способность человека адекватно и бесконфликтно решать проблемы социального взаимодействия. Структура конфликтоустойчивости включает такие компоненты, как эмоциональный, волевой, познавательный, мотивационный и психомоторный. Поэтому, учитывая то, что конфликтность и конфликтоустойчивость находятся на разных полюсах одного континуума, правомерно будет определить структуру конфликтности как идентичную структуре конфликтоустойчивости, но с противоположным знаком.

Информация о работе Межличностные конфликты