Межличностные конфликты

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 14:29, курсовая работа

Описание работы

Конфликты существуют ровно столько, сколько существует человек, т.к. возникают они только в процессе взаимодействия, общения людей между собой. Большую часть времени человек проводит на работе или в учебном заведении, общаясь с сослуживцами, одногруппниками, одноклассниками, взаимодействуя с начальством и подчиненными, строя совместную деятельность с партнерами компании. При таком плотном графике общения возникает масса причин, по которым люди не совсем правильно понимают друг друга, что приводит к спорной ситуации. Если создавшаяся ситуация представляет собой угрозу достижению поставленных целей хотя бы для одного из участников взаимодействия, то возникает конфликт.

Проблема конфликта актуальна в наши дни, когда в школах города сплошь и рядом можно встретить драки и словесные перепалки детей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

1 Конфликтность детей и педагогический процесс……………………………...5

1.1 Психологические детерминанты конфликтности детей…………………….5

1.2 Сущность конфликтов в педагогическом процессе и фазы его протекания……..10

2 Учебная деятельность и методика диагностика агрессивности……………..15

2.1 Учебная деятельность и конфликты с преподавателями…………………..15

2.2 Методика диагностики форм агрессии А. Басса и Д. Арки и коррекционная работа с агрессивностью детей…………………………………………………..19

Заключение………………………………………………………………………..25

Глоссарий………………………………………………………………………….27

Список использованных источников……………………………………………29

Приложения……………………………………………………………………….30

Работа содержит 1 файл

межличностные конфликты.doc

— 217.50 Кб (Скачать)

     Компоненты  конфликтности, таким образом, будут  иметь следующий вид:

     - эмоциональный компонент (состояние личности в ситуации межличностного взаимодействия, неумение управлять своим эмоциональным состоянием в предконфликтных и конфликтных ситуациях);

     - волевой компонент (неспособность личности к сознательной мобилизации сил и самоконтролю);

     - познавательный компонент (включает уровень восприятия провокационных действий оппонента, субъективность, неумение анализировать и прогнозировать ситуацию);

     - мотивационный компонент (отражает состояние внутренних побуждающих сил, которые не благоприятствуют адекватному поведению в конфликте и решению проблемы);

     - психомоторный компонент (неумение владеть своим телом, управлять жестикуляцией и мимикой).

     Соглашаясь  с вышеуказанными авторами, что конфликтность  является чертой личности, первичными факторами которой выступают  природные задатки и социальный опыт, можно допустить, что есть три  вида психологических детерминант  подростковой конфликтности:

     - детерминанты, связанные с психофизиологическими особенностями развития (перенесенные травмы мозга или инфекции, наследственные болезни, отставание умственного развития, особенности нервной системы, в частности, процессов возбуждения и торможения);

     - собственно психологические детерминанты - особенности личности (половозрастные особенности, ситуация внутрисемейного развития, уровень самооценки, акцентуации характера);

     - социальные детерминанты - факторы микро- и макросреды. Соответственно определению понятия «конфликтность» эти детерминанты включают социальный опыт подростка: социальную некомпетентность (недостаточный уровень способов социального реагирования), педагогический менеджмент и, возможно, тип учебного заведения.

     Данные  психологические детерминанты в различной степени обуславливают подростковую конфликтность, т. е. имеют свою иерархическую структуру. 

     1.2 Сущность конфликтов в педагогическом процессе и фазы его протекания 

     Наиболее  эффективным взаимодействие педагога и учащихся оказывается в случае ориентации обеих сторон на сотрудничество в условиях совместной деятельности. Однако, как показала педагогическая практика, наличие общей цели еще не гарантирует отсутствия различных трудностей и противоречий в ее организации и осуществлении.

     Отражением  этих противоречий между участниками  совместной деятельности является межличностный  конфликт. Он представляет собой некую  ситуацию взаимодействия людей, которые  либо преследуют взаимоисключающие  или недостижимые одновременно обеими сторонами цели, либо стремятся реализовать в своих взаимоотношениях несовместимые ценности и нормы (Приложение А)

     Можно выделить три фазы протекания конфликта  в педагогической ситуации:

     1 фаза - конфликтное острое начало  с явным нарушением социально  ценных норм и ценностей одним из участников ситуации;

     2 фаза - ответная реакция «соперника», от формы и содержания которой зависит исход конфликта;

     3 фаза - относительно быстрое и  радикальное изменение бытующих  норм и ценностей в двух  различных направлениях - улучшения  или ухудшения ранее сложившихся отношений (Приложение Б).

     Конкретные  педагогические ситуации, особенно острые и конфликтные, возникают и у  опытных, и у начинающих учителей. Очень важно для учителя выйти  из конфликтной ситуации с достоинством и творческой удовлетворенностью в своей работе.

     В работах некоторых психологов, в  частности психиатров, можно найти  понятия «подростковый комплекс» и «пубертатный кризис». Первое охватывает психологические особенности подростка в их ярком проявлении, а второе - изменения в поведении, обусловленные ими. Суть подросткового комплекса состоит в важных для возраста особенностях, поведенческих моделях и специфических поведенческих реакциях на влияние окружающей среды. О. Е. Личко8 к ним относит реакцию эмансипации, группирования со сверстниками, реакции увлечения (хобби-реакции) и реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением. Реакция эмансипации развивается у подростков под влиянием социопсихологических факторов (чрезмерная опека со стороны взрослых, мелочный контроль, лишение элементарной самостоятельности и какой-либо свободы в действиях и отношение к подростку как к ребенку). Реакция группирования со сверстниками имеет почти инстинктивное происхождение. Именно наличием этой реакции может быть объяснен тот факт, что большинство нарушений подростки совершают в группе; именно там происходит и формирование психической зависимости к алкоголю. Хобби-реакция у взрослых людей может отсутствовать, зато является неотъемлемым атрибутом подростков. Одно и то же увлечение может быть сформировано разными побуждениями, то есть относиться к различным типам хобби, поэтому некоторые увлечения подростков могут лежать в основе нарушений поведения - из-за чрезмерной интенсивности хобби или асоциального содержания самого увлечения. Исследование реакций, обусловленных сексуальным влечением, свидетельствуют о том, что сексуальное поведение подростков отличается крайней неустойчивостью и может приближаться к патологическим формам. Причиной этой неустойчивости является недифференцированная сексуальность. Кроме этого, подросткам свойственны детские поведенческие реакции отказа, оппозиции, имитации, компенсации и гиперкомпенсации.

     Большинство конфликтных ситуаций, участниками  которых являются педагог и учащийся, характеризуется несовпадением, а  иногда и прямой противоположностью их позиций в отношении учебы и правил поведения в школе. Недисциплинированность, расхлябанность, несерьезное отношение к учебе того или иного ученика и излишняя авторитарность, нетерпимость учителя - основные причины острых межличностных столкновений. Однако своевременный пересмотр ими своих позиций может устранить конфликтную ситуацию и не позволить ей перерасти в открытый межличностный конфликт.

     Конфликтное взаимодействие понимается как реализация участниками конфликтной ситуации своих антагонистических позиций. При этом их действия, связанные с достижением своих целей, тормозят решение задач противников. Как показывают наблюдения, отношение педагогов к межличностным конфликтам и их действия в ситуациях конфликтного взаимодействия неоднозначны. Так, педагоги с авторитарным стилем общения нетерпимы к любой конфликтной ситуации. Они считают ее угрозой своему авторитету. Поэтому любая конфликтная ситуация, участником которой является авторитарный педагог, переходит в стадию открытого столкновения.

     Подростковый  период - это обострение кризиса  отношений взрослых и детей, который  проявляется, учитывая социальную ситуацию развития, на таких полях взаимодействия, как «подросток – подросток» и «подросток – взрослый». В роли взрослых выступают учителя и родители, с которыми чаще всего возникают конфликты. Таким образом, конфликтное взаимодействие происходит в трех взаимосвязанных системах: «подросток – родители», «подросток – учителя» и «подросток - подросток».

     Общение подростков со сверстниками - особая сфера их жизни. Иногда оно становится настолько интересным, что отодвигает на задний план обучение, уменьшает привлекательность общения с близкими, хотя психологические механизмы такого влияния часто бывают непонятны учителям и родителям. Конфликтные отношения подростков между собой основываются на борьбе за лидерство. Основными факторами конфликтного поведения выступают уровень притязаний, самооценка и статус.

     Отношения подростков и педагогов сопровождаются конфликтами деятельности, отношений и поведения. Педагогические конфликты имеют особенности, связанные со спецификой учебной деятельности, отличиями в статусе и возрасте сторон. Конструктивное поведение учителя в конфликте предусматривают верное определение своей позиции, опору на отношения с родителями, использование влияния класса и педагогического коллектива, уважение к личности подростка, использование рекомендаций по оптимизации взаимодействия с учеником.

     Конфликты подростков и родителей обусловлены  деструктивностью внутрисемейных отношений, недостатками в воспитании, индивидуально-психологическими изменениями в психическом развитии подростков и индивидуальными особенностями самих взрослых. Конфликтное поведение подростков возникает тогда, когда не учитываются индивидуальные особенности, возрастные изменения в психике, когда не меняются форма и содержание общения взрослых. Неконфликтным отношениям взрослых и подростков благоприятствует повышение педагогической культуры родителей, организация семьи на коллективной основе, подкрепление вербальных требований интересом родителей к внутреннему миру их детей.

     Дифференцированный  подход к межличностным конфликтам позволяет извлечь из них максимальную пользу.

     Межличностные конфликты, возникающие между педагогами и учащимися, по своему содержанию могут быть деловыми и личными.

     Частота и характер конфликтов зависят от уровня развития классного коллектива: чем выше этот уровень, тем реже в  нем создаются конфликтные ситуации. В сплоченном коллективе всегда имеется  общая, поддерживаемая всеми его членами цель, а в ходе совместной деятельности формируются общие ценности и нормы. В этом случае имеют место по преимуществу деловые конфликты между педагогом и учащимися, которые возникают как следствие объективных, предметных противоречий совместной деятельности. Они имеют положительный характер, так как направлены на определение эффективных путей достижения общегрупповой цели.

     Однако  и такой конфликт не исключает  эмоциональной напряженности, ярко выраженного личного отношения  к предмету разногласий. Но личная заинтересованность в общем успехе не позволяет конфликтующим сторонам сводить счеты, самоутверждаться путем унижения другого. В отличие от конфликта личного характера после конструктивного решения вопроса, породившего деловой конфликт, взаимоотношения его участников нормализуются.

     Многообразие  возможных конфликтных ситуаций в классе и способов конфликтного взаимодействия требует от педагога поиска оптимальных путей разрешения конфликта. Своевременность и успешность его разрешения являются условием того, что деловой конфликт не переходит в личностный.

     Способы разрешения конфликта, особенно если он не зашел далеко, известны и доступны каждому - это нежность, юмор и шутка. В более сложных ситуациях  мы прибегаем к компромиссу, делая  уступки друг другу, или обращаемся к третьему, независимому лицу (третейский суд), или сами проводим анализ, стремясь разобраться в себе и своих поступках, и только в исключительных случаях используем принуждение и временное расставание. Педагог не имеет права пойти на создание конфликта, если он не владеет технологией разрешения конфликта. Конфликт создается в тот момент или доводится до такого уровня, когда возникает обоюдная потребность в его разрешении (Приложение В).

     Продуктивное  разрешение конфликта может быть только в том случае, если педагог осуществляет тщательный анализ причин, мотивов, приведших к создавшейся ситуации, целей, вероятных исходов конкретного межличностного столкновения, участником которого он оказался. Способность педагога быть при этом объективным является показателем не только его профессионализма, но и ценностного отношения к ученикам.

     В заключение следует сказать, что  научный анализ явлений и событий, которые приобретают характер конфликта, становится актуальным. Особый резонанс проблема подростковой конфликтности приобрела в последнее время.

     Знание  факторов подростковой конфликтности  необходимо для развития у подростков навыков адекватной самооценки, формирования умений анализировать ситуацию межличностного взаимодействия; для коррекции собственного поведения в отношениях с людьми и, таким образом, для преобразования конфликтности в конфликтоустойчивость с помощью активных методов обучения. 

     2 Учебная деятельность и методика диагностики агрессивности 

     2.1 Учебная деятельность и конфликты с преподавателями 

     В современных условиях возникает  необходимость рассмотреть проблему формирования учебной деятельности в единстве с проблемой индивидуальности человека, ибо, с одной стороны, учение обусловлено способностями человека к обучению, а с другой - важно  предупредить отставание темпов индивидуальной социализации и обучения от темпа развития человеческой культуры.

     Как справедливо отмечает В. Я. Ляудис9, научный смысл формирования учебной деятельности будет ограниченным, если под этим понимать либо процесс формирования способности, либо формирование научного теоретического мышления, либо обучение творчеству. «Следует признать, - отмечает В. Я. Ляудис, - что формирование учебной деятельности - это прежде всего процесс формирования субъекта этой деятельности... это проблема развития личности как субъекта этой деятельности». Нам представляется, что понимание формирования учебной деятельности как становления и развития субъекта деятельности в значительной степени обусловлено индивидуальными особенностями человека и должно быть направлено в первую очередь на целостное развитие индивидуальных и личностных свойств. При этом под индивидуальными свойствами понимается совокупность сущностных сил человека, его сфер: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, экзистенциальной, предметно-практической и сферы саморегуляции. Эти сферы в развитом виде характеризуют целостность, гармоничность индивидуальности, свободу и разносторонность человека. От их развития зависит его социальная активность. Поэтому в процессе развертывания учебной деятельности важнейшим моментом является воздействие на все сферы одновременно.

Информация о работе Межличностные конфликты