Межличностные коммуникации и психология общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2011 в 22:55, контрольная работа

Описание работы

Коммуникация бывает межкультурная и внутрикультурная. В сфере социальной психологии и коммуникации термин межличностная коммуникация обычно относится к коммуникации, которая происходит между людьми, происходящими из одной и той же культурной среды; в этом смысле он синонимичен термину внутрикультурная коммуникация. Термин межкультурная коммуникация относится к обмену знаниями, идеями, мыслями, концептами и эмоциями между людьми из разных культур.

Содержание

Коммуникация: определение и описание процесса 3
Вербальная коммуникация, её виды 5
Средства электронного общения 7
Невербальное общение 11
Коммуникационные цепочки 13
Психологические явления в процессе коммуникации (заражение, внушение, убеждение, подражание)
15
Вывод 18
Список литературы

Работа содержит 1 файл

контрольная-андрей.doc

— 104.00 Кб (Скачать)

     Социальные  сети Рунета

  • ВКонтакте. Поиск сокурстников и одноклассников, наиболее посещаемый ресурс в России и Украине.
  • Одноклассники . Самая большая социальная сеть, насчитывает 11 миллионов (февраль 2008) пользователей. Одноклассники.ru помогут найти старых друзей и узнать чем и как они живут сейчас. 
  • Мой круг — социальная сеть для поиска работы и работников. 
  • Первый национальный  — социальная сеть, открывающая новые возможности в общении, образовании, работе, покупках и путешествиях.
  • RuSpace — российская социальная сеть, аналог всемирно популярной Американской социальной сети MySpace.
  • Gosu — игровая социальная сеть.
  • GameSport — социальная сеть геймеров, никакой личной информации — только любимые игры.
  • Мой мир@Mail.ru — социальная сеть на www.mail.ru. 
  • Паутина профессиональных знакомств (Webby) — предоставляет возможность своим пользователям опубликовать свою визитку-презентацию и наладить деловые контакты.
  • Мир тесен — социальная сеть и поисковый ресурс, которые позволяют восстановить разного рода утраченные контакты.
  • LovePlanet — сайт знакомств и общения.
  • FiXX.RU — российская социальная фотосеть.
  • Rambler Планета — социальная сеть на www.rambler.ru
  • TooDoo — как пишут авторы сайта: «Этот сайт — социальная сеть сайтофанатов, призванная объединить Рунет и позволить каждому обмениваться мнением со своими друзьями по поводу любимых (или нелюбимых) сайтов, находить новые интересные странички, узнать «в лицо» тех, кто читает те же сайты, заводить новые знакомства с интересными людьми — например с авторами любимых сайтов».
  • Привет.ру — сайт о людях и интересах.
  • Факультет.ру — социальная сеть для студентов и выпускников.
  • Spaces.ru — российская сеть для мобильных телефонов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Невербальное  общение

     Визуальная (невербальная) коммуникация – передача информации посредством невербальных средств общения (жестов, мимики, телодвижений, цвета, пространственной среды и т.д.). Визуальный облик задается временем и господствующими в этот период тенденциями. Спортивные тенденции нашего века диктуют образ делового человека. Чтобы человека не воспринимали отрицательно, он обязательно должен выдавать определенную информацию невербальным способом. По невербальному поведению партнера по коммуникации мы можем определить его установку на общение. Различают следующие установки: доминирование – равенство - подчинение; заинтересованность – незаинтересованность; официальность – доверительность; закрытость – открытость. Наиболее ярко эти установки проявляются в стиле приветствия: установка на преводсходство – человек с такой установкой подает руку для приветствия ладонью вниз; установка на подчинение – ладонь вверх; установка на равенство – ладонь перпендикулярно полу. Если Вам протянули руку ладонью вниз, пожимая ее, шагните вперед – ладони выровняются.

     Э. Сэмпсон предлагает таблицу положительных и отрицательных сигналов, встречающихся при невербальной коммуникации. 

     Положительные сигналы      Отрицательные сигналы
     Человек, выступая с  докладом
     Использует пространство      Не  использует пространство
     Демонстрирует спокойствие      Демонстрирует нервозность
     Удобно стоит      Крутит  какие-то предметы
     Имеет контакт глазами  с аудиторией      Дотрагивается до лица
     Держит ладони открытыми      Сжимает кулаки
 

     Существуют  различные зоны визуальной коммуникации:

     1. Интимная зона (15-45 см) – допускаются  только самые близкие люди. В  каждой культуре свой размер  интимной зоны.

      2. Личная зона (45-120 см) – общение  деловых партнеров. 

     3. Социальная зона (120-350 см) – общение  в малой группе (10-15 чел.). Пресс-конференции, круглый стол, семинар и т.д..

      4. Публичная зона (от 350 см) – общение  с большой группой людей, массовой  аудиторией.

     Соблюдение  зон и границ взаимодействия является элементом делового этикета. Знание зон позволит правильно построить коммуникацию и достичь наибольшего эффекта. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Коммуникационные  цепочки

     Исходя  из направления потока информации в  организации, различают коммуникации нисходящие — направленные «сверху  вниз», от руководителей к подчиненным, восходящие — направленные «снизу вверх», от подчиненных к руководителям, и горизонтальные — осуществляемые между членами трудового коллектива, равными по своему служебному положению.  
При изучении коммуникаций в организации обычно исходят из модели К. Шеннона, в соответствии с которой можно выделить следующие основные элементы коммуникационной цепи:

     1) источник информации;

     2) передатчик;

     3) приемник;

     4) получатель информации.

     Мы  будем рассматривать основные элементы коммуникационной цепи применительно  к человеческим организациям. 
Под источником информации понимается лицо или группа лиц, составляющих определенное организационное целое и располагающих той или иной информацией. Эти данные кодирует на основе какой-либо системы знаков отправитель информации (коммуникатор) и передает далее сообщение соответствующему лицу или группе в целом. Иногда отправитель информации является в то же самое время и ее источником, однако их не следует полностью отождествлять. Преобразование данных в те или иные сигналы производится отправителем информации посредством передатчика, в роли которого могут выступать биологические органы (например, голосовые связки) или технические устройства (например, автоматическое электротабло). Эти сигналы поступают к приемнику, который, как и передатчик, представляет собой биологический орган или техническое устройство с функцией декодирования полученного сообщения. Коммуникационную цепь замыкает получатель (адресат) информации — лицо или группа лиц, учитывающих так или иначе в своей деятельности полученные сведения. 

     Весь  путь от отправителя информации до ее получателя называется каналом коммуникации (имеется в виду как физическая, так и социальная среда).

       Следует отличать каналы от  различных средств, используемых  при передаче информации. В качестве таких средств выступают письменные документы, сообщения по телефону, радио, телевидению и т. д. Передача информации может быть осуществлена и непосредственным образом — когда участники коммуникации взаимодействуют на основе устной речи лицом к лицу.

     Подчеркнем, что роли участников коммуникации нельзя разделить на активные (отправители  информации) и пассивные (получатели информации). Последние также должны проявлять определенную активность, чтобы адекватно интерпретировать информацию. Кроме того, отправитель информации ее получатель могут меняться своими ролями в ходе коммуникационного процесса.

     Эффект  коммуникации зависит от ряда социально-психологических  факторов, сопутствующих процессу передачи восприятия информации.  
 
 
 
 
 
 
 

Психологические явления в процессе коммуникации

(заражение,  внушение, убеждение,  подражание)

     Все формы коммуникативного поведения  базируются на определенных психологических феноменах и закономерностях, объективно возникающих в процессах коммуникации. Они обозначаются понятием коммуникативных явлений. Основными среди них выступают заражение, внушение, убеждение, подражание. Каждое из них имеет свою «сферу действия» и свои специфические закономерности. От того, насколько полно и грамотно это учитывается в коммуникативном поведении, зависит его общая эффективность.

     Заражение определяется как процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому, преимущественно на неосознаваемом уровне — либо помимо основного контакта, либо дополнительно к нему. Эффекты заражения наиболее типичны для больших аудиторий, когда они как бы усиливаются путем многократного «отражения» людьми состояний друг друга и приобретают характер «цепной реакции». При этом индивид не испытывает организованного, преднамеренного воздействия, он просто бессознательно усваивает образцы поведения других и их состояния, подчиняется им.

     Примером  психологического заражения может  служить поведение болельщиков, присутствующих на футбольном матче. Заражению  подвергаются люди, находящиеся в  толпе.

     Внушение — это процесс воздействия на психическую сферу человека, связанный с преднамеренным снижением сознательности и критичности восприятия им информации и ее реализации в действиях, с отсутствием целенаправленного и активного ее понимания, логического анализа, оценки и связи с прошлым опытом. Содержанию внушенной информации в дальнейшем присущ навязчивый характер, оно с трудом поддается осмыслению и коррекции и приобретает вид «внушенных поведенческих установок». Эффективность внушения зависит, прежде всего, от авторитета «внушающего» — суггестора.

     Примером  психологического внушения может служить  речь оратора: «Уличный оратор влезает на полено или на повозку и начинает разглагольствовать перед толпой. Грубейшим образом ом прославляет великий ум и честность народа, доблесть граждан, ловко заявляя своим слушателям, что с такими дарованиями они должны ясно видеть, как зависит процветание страны от той политики, которую он одобряет, от той партии, доблестным поборником которой он состоит. Его доказательства нелепы, его мотивы презренны, и, однако, он обыкновенно увлекает за собой массу, если только не подвернется другой оратор и не увлечет ее в другом направлении…»

     Убеждение, в отличие от внушения, построено на том, чтобы с помощью логического, рационального обоснования добиться добровольного и осознаваемого согласия от человека, принимающего информацию. При внушении достигается не согласие, а просто принятие информации, основанной на готовом выводе; при убеждении вывод должен быть сделан принимающим информацию самостоятельно. Поэтому убеждение представляет собой преимущественно интеллектуальное воздействие, тогда как внушение — преимущественно эмоционально-волевое.

     Геббельс, министр «народного просвещения» и пропаганды в фашистской Германии, отлично понимал, какую силу имеет убеждение. Установив контроль над печатью, радио, искусством вообще и кинематографом в частности, он предпринял обработку сознания немецкого народа, чтобы заставить его принять идеологию нацизма.

     Подражание имеет ту основную специфическую черту, что в результате осуществляется не только принятие какой-либо информации, черт поведения других людей или групп, но и активное воспроизведение черт и образцов воспринимаемого поведения других в своем собственном поведении. Различают несколько основных типов подражания: логическое и внелогическое, внутреннее и внешнее, подражание-мода и подражание-обычай, внутри- и межгрупповое подражание.

Информация о работе Межличностные коммуникации и психология общения