Межличностные коммуникации и психология общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2011 в 22:55, контрольная работа

Описание работы

Коммуникация бывает межкультурная и внутрикультурная. В сфере социальной психологии и коммуникации термин межличностная коммуникация обычно относится к коммуникации, которая происходит между людьми, происходящими из одной и той же культурной среды; в этом смысле он синонимичен термину внутрикультурная коммуникация. Термин межкультурная коммуникация относится к обмену знаниями, идеями, мыслями, концептами и эмоциями между людьми из разных культур.

Содержание

Коммуникация: определение и описание процесса 3
Вербальная коммуникация, её виды 5
Средства электронного общения 7
Невербальное общение 11
Коммуникационные цепочки 13
Психологические явления в процессе коммуникации (заражение, внушение, убеждение, подражание)
15
Вывод 18
Список литературы

Работа содержит 1 файл

контрольная-андрей.doc

— 104.00 Кб (Скачать)

Министерство  Образования и  Науки РФ

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования 

Тюменский Государственный  Нефтегазовый Университет

Филиал  в городе Заводоуковске 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

по  управленческой психологии

на  тему: «Межличностные коммуникации и 

психология  общения»

(Вариант  7) 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил:

студент группы  Мт-08-11     _________________                          Еркин А. В.

                                                                                                  (подпись) 
 

Проверила

  преподаватель                         _________________                Люшакова С. М.

                                                                                                   (подпись) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2011

Содержание 

Коммуникация: определение и описание процесса 3
Вербальная  коммуникация, её виды 5
Средства  электронного общения 7
Невербальное  общение 11
Коммуникационные  цепочки 13
Психологические явления в процессе коммуникации (заражение, внушение, убеждение, подражание)  
15
Вывод 18
Список  литературы 19
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Коммуникация: определение и  описание процесса

     Учеными предлагалось множество определений  коммуникации, в том числе межкультурной. Портер и Самовар, к примеру, дают коммуникации следующее определение: «То, что имеет место всякий раз, когда кто-то реагирует на поведение или последствия поведения другого человека». В другой работе они определяют коммуникацию, как то, что происходит «всякий раз, когда поведению приписывается какой-то смысл».  Современное понятие коммуникации определяют  как обмен знаниями, идеями, мыслями, понятиями (концептами) и эмоциями, происходящий между людьми.

     Коммуникация  бывает межкультурная и внутрикультурная. В сфере социальной психологии и коммуникации термин межличностная коммуникация обычно относится к коммуникации, которая происходит между людьми, происходящими из одной и той же культурной среды; в этом смысле он синонимичен термину внутрикультурная коммуникация. Термин межкультурная коммуникация относится к обмену знаниями, идеями, мыслями, концептами и эмоциями между людьми из разных культур.

     Компоненты  коммуникативного процесса можно дифференцировать несколькими способами. Один из них - определить модусы, посредством которых  может осуществляться коммуникация. Люди общаются, используя две модальности: вербальную и невербальную.

     Вербальный  модус включает в себя язык с его  уникальным набором фонем, морфем и  лексики, синтаксисом и грамматикой, фонологией, семантикой и прагматикой. Вербальный язык - содержащая эти компоненты смысловая система, которая обеспечивает обмен идеями, мыслями и чувствами.

     Невербальная  модальность включает в себя все  неязыковое поведение, в том числе  выражения лица, взгляд и контакт  глаз, голосовые интонации и паралингвистические  подсказки, межличностное пространство, жесты, позу тела и паузы. Немало исследований, как внутри США, так и в других культурах, продемонстрировали относительно большую значимость невербального поведения по сравнению с вербальным языком при передаче сообщений.

     Другой способ посмотреть на коммуникативный процесс - описать его в терминах кодирования и декодирования. Кодированием называют процесс, посредством которого люди выбирают, сознательно или бессознательно, определенную модальность и метод, при помощи которых можно создать и послать сообщение кому-то. Хотя, будучи взрослыми, мы не думаем об этом процессе все время, в детстве нам пришлось выучить правила синтаксиса, грамматики, прагматики и фонологии, с тем чтобы умело кодировать информацию. Точно так же нам пришлось выучить правила, определяющие сообщения, которые посылают невербальным путем. Человека, который кодирует и передает сообщения, в исследовательской литературе часто называют кодирующим или отправителем.

     Декодированием  называют процесс, посредством которого человек принимает сигналы от кодирующего и переводит эти сигналы в смысловые сообщения. Подобно тому как «адекватное» кодирование зависит от понимания и использования правил вербального и невербального поведения, «адекватное» декодирование зависит от этих же правил, с тем чтобы сообщения были проинтерпретированы в таком ключе, в каком их предполагалось передать. В научной литературе человека, который декодирует сообщение, часто называют декодирующим или получателем. Конечно же, коммуникация - это не улица с односторонним движением, когда один человек только кодирует или посылает сообщения, а другой - только их декодирует. Коммуникация - чрезвычайно сложный процесс кодирования и декодирования, происходящих в быстрой последовательности и накладывающихся друг на друга так, что они происходят почти одновременно. Именно этот быстрый обмен посланиями, когда люди становятся попеременно то отправителями, то получателями, и делает изучение коммуникации столь трудным, но зато благодарным занятием.

Вербальная  коммуникация, её виды

     К вербальным средствам коммуникации относятся письменная и устная речь, слушание и чтение. Устная и письменная речь участвуют в производстве текста (процесс передачи информации), а  слушание и чтение – в восприятии текста, заложенной в нем информации.

     Одним из основных средств передачи информации является речь. В речи реализуется  и через нее посредством высказываний выполняет свою коммуникативную  функцию язык. К основным функциям языка в процессе коммуникации относятся: коммуникативная (функция обмена информацией); конструктивная (формулирование мыслей); апеллятивная (воздействие на адресата); эмотивная (непосредственная эмоциональная реакция на ситуацию); фатическая (обмен ритуальными (этикетными) формулами); метаязыковая (функция толкования. Используется при необходимости проверить, пользуются ли собеседники одним и тем же кодом).

     Функцию, которую выполняет язык в процессе коммуникации, определяет вид высказывания и отбор слов. В зависимости  от целей, которые преследуют участники  коммуникации, выделяют следующие типы высказываний: сообщение, мнение, суждение, рекомендация, совет, критическое замечание, комплимент, предложение, вывод, резюме, вопрос, ответ.

     Речь  делится на внешнюю и внутреннюю. Внутренняя речь понимается как общение  человека с самим собой. Но такое общение не является коммуникацией, так как не происходит обмена информацией. Внешняя речь включает в себя диалог, монолог, устную и письменную речь. Проблема диалога является основной для изучения процесса коммуникации. Диалог – вид речи, характеризующийся зависимостью от обстановки разговора, обусловленностью предыдущими высказываниями. Выделяют следующие виды диалога: информативный (процесс передачи информации); манипулятивный (скрытое управление собеседником). Речевыми средствами манипуляции являются: эмоциональное воздействие, использование общественных норм и представлений, лингвистическая подмена информации; полемический; фатический (поддержание контакта).

     В процессе коммуникации могут возникнуть коммуникативные барьеры:

  1. Логический барьер – возникает у партнеров с неодинаковым видом мышления. В зависимости от того, какие виды и формы мышления преобладают в интеллекте каждого партнера, они общаются на уровне понимания или непонимания.
  2. Стилистический барьер – несоответствие формы представления информации ее содержанию. Возникает при неправильной организации сообщения. Сообщение должно быть построено: от внимания к интересу; от интереса к основным положениям; от основных положений к возражениям и вопросам, ответам, выводам, резюмированию.
  3. Семантический (смысловой) барьер – возникает при несоответствии лингвистического словаря со смысловой информацией, а также из-за различий в речевом поведении представителей разных культур.
  4. Фонетический барьер – препятствия, создаваемые особенностями речи говорящего (дикция, интонация, логические ударения и т.д.). Надо говорить четко, внятно, достаточно громко.
 
 
 
 
 
 
 
 

Средства  электронного общения

     В последние годы все большее распространение  получает способ общения через электронные средства. Его особенностью является отсутствие прямого физического контакта между людьми. Поэтому, если не имеется визуального изображения говорящих на электронных средствах, теряется большая часть информации, сообщаемой невербальными знаками (мимикой, жестами). Кроме того, при таком общении присутствует анонимность: общаясь с человеком через Интернет, мы можем не знать настоящее имя собеседника, его пол и возраст, его национальность и религиозную принадлежность и т. д., так же как он ничего не знает о нас. Для придания общению анонимного характера его участники используют псевдонимы.

     Общение с помощью электронных средств (через Интернет) часто вызвано  общими интересами. Такое общение  происходит через сетевые конференции  и онлайн-чаты. Конференция –  это место виртуальной встречи людей с общими интересами. На ней собираются сообщения, объединенные определенной темой. Начинается она с того, что один из пользователей Сети посылает сообщение (называемое статьей). Другие пользователи читают эти статьи и, если хотят, отвечают на них. В результате получается дискуссия, в которой могут принимать участие многие люди. Таких конференций в Интернете проводятся тысячи.

     Интернет-чат  – это интерактивный обмен  сообщениями между двумя или  более участниками. В то время  как в конференциях публикуются статьи, а люди посылают на них ответы через некоторое время, в чат-руме ответы появляются на экранах участников немедленно.

     Современные средства общения:

  • Гостевые книги. Первая и самая простая форма организации общения в виде web-приложений. Простейшая гостевая книга представляет собой список сообщений, показанных от последних к первым. Каждый посетитель может оставить свое сообщение.
  • Форумы. Эта форма общения является развитием идеи телеконференций. Сообщения пользователей в форумах группируются по темам, которые задаются, как правило, первым сообщением. Все посетители могут увидеть тему и разместить свое сообщение — в ответ на уже написанные. Как правило, темы группируются в тематические форумы, управление системой осуществляют администраторы и модераторы.
  • Блоги (от англ. web log — web-журнал, web-протокол). В этих сервисах каждый участник ведет собственный журнал — т.е. оставляет записи в хронологическом порядке. Темы записей могут быть любыми; самый распространенный подход — это ведение блога как собственного дневника. Другие посетители могут оставлять комментарии на эти записи. В этом случае пользователь, помимо возможности вести свой журнал, получает возможность организовывать ленту просмотра — список записей из журналов друзей (friends), регулировать доступ к записям, искать себе собеседников по интересам. На базе таких систем создаются сообщества — журналы, которые ведутся коллективно. В таком сообществе его членом может быть размещено любое сообщение по направлению деятельности сообщества.

     С развитием этих форм общения стали  образовываться социальные сети —  т.е. совокупности участников, объединенных не только средой общения, но и с  явно установленными связями между  собой. В целом все современные  системы обеспечения работы сетевых  сообществ обладают несколькими общими чертами:

  • в подавляющем большинстве сообществ предусматривается регистрация пользователей — т.е. на каждого участника должна быть заведена учетная запись. При регистрации пользователь должен указать о себе некоторую информацию для идентификации. Почти все системы требуют ввода адреса электронной почты и проверяют его работоспособность, высылая письмо с кодом активации учетной записи. Если адрес неверен, то активировать запись может только администратор системы. Такой подход гарантирует до определенной степени уникальность участника; 
  • работа в среде проводится сеансами. Каждый сеанс начинается с того, что пользователь указывает свое имя и подтверждает свою личность вводом пароля. Для удобства, сеансовость участия обычно скрывается от пользователя техническими средствами, но тем не менее идентификация пользователя происходит постоянно;
  • помимо учетных данных, пользователь настраивает окружение — внешний вид, дополнительные данные о себе, указывает свои интересы;
  • социальные сети и поддерживающие их сервисы оказались очень эффективным методом обеспечения посещаемости сайтов, обратной связи и постепенно стали одним из средств генерации контента (содержимого, имеющего ценность). На основе такого подхода появилось и быстро набрало популярность довольно большое количество социальных web-сервисов, объединенных общим названием «сервисы Web 2.0».

Информация о работе Межличностные коммуникации и психология общения