Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 09:33, реферат
Вся человеческая история есть история межгрупповых конфликтов: политических, национальных, религиозных и пр. Даже представить себе бесконфликтную историю невозможно. Фантазия отказывает. Отсюда наш здравый смысл делает вывод, что конфликты неизбежны. Они есть способ развития человечества. Но вот любопытный вопрос: когда конфликтов было больше — в варварскую и жестокую старину или в современном цивилизованном мире? По логике вещей ответ может быть только один: разумеется, в сегодняшнем мире конфликтов должно быть больше.
Но они возникли и разворачиваются по обшей схеме: пострадавший этнос требует восстановления справедливости (частенько с перехлестом), а гарантия ее установления — собственная государственность в той или иной форме. Первый же признак всякого государства — территория. Поэтому территориальные притязания выступают основой примерно 2/3 всех этнических конфликтов на пространствах бывших республик СССР. Это требования и изменения границ, и воссоздания утраченных национальных образований, возвращения репрессированных народов на прежние места проживания и пр. По некоторым опенкам, ни территории бывшего СССР на период 1992 г. было зафиксировано 200 этнотерриториальных споров, а к 1996 г. сохраняли актуальность 140 территориальных притязаний.
Принципы регуляции этнических конфликтов
Действия по нейтрализации
конфронтационных устремлений участников
межэтнических конфликтов укладываются
в рамки некоторых общих
1) легитимация конфликта
— официальное признание
2) институциализация
конфликта — выработка
3) целесообразность перевода конфликта в юридическую плоскость;
4) введение института посредничества при организации переговорного процесса;
5) информационное
обеспечение урегулирования
В сфере этнополитических
конфликтов, как и во всех других,
все также действенно старое правило:
конфликты легче предупредить, чем
впоследствии разрешить. На это и
должна быть направлена национальная
политика государства. У нашего сегодняшнего
государства такой четкой и внятной
политики пока что нет. И не только
потому, что у политиков “руки
не доходят”, а в значительной степени
потому, что неясна исходная общая
концепция национального
О национальном самоопределении
Главная проблема: что
делать с принципом права наций
на самоопределение (провозглашенного,
между прочим, в Конституции РФ)?
Если признать его полностью и
на деле, а не па словах, то в перспективе
мы имеем сотни две-три сугубо
суверенных осколка некогда единого
государства, распад на которые будет
сопровождаться конфликтами наподобие
нынешнего российско-
Поэтому при разработке
концепции общероссийской национальной
политики возможно имеет смысл принять
во внимание некоторые итоги мирового
опыта в этой области. Суть их заключается
в следующем. Идея национального
самоопределения “вплоть до полного
отделения” в качестве базового принципа
национального строительства
Эти соображения не означают, что любая перекройка сегодняшних национальных границ в принципе недопустима. Они означают лишь то, что возможные изменения государственного устройства не должны ущемлять гражданские права и свободы индивидов, Они имеют приоритет перед правами любых групп, в том числе и этнических.
И еще одно соображение.
Государственные границы
Ясно, что это —
некий идеал, я в реальности все
выглядит более “коряво”. Но этот идеал
вполне практичен, так как ориентирует
на создание “открытого общества”, а
не замкнутых в себе национальных
автаркии. Вооружась этими идеями,
просвещенная Европа (Европейский Союз)
дружно вошла в XXI век. Игнорируя
эти идеи под потрепанным предлогом
своей самобытности, мы рискуем не
менее дружно шагнуть в век XIX,
известный многочисленными
Буртовая Е.В. (сост.)
Название Конфликтология. Учебное пособие.
Год издания 2002