Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 09:33, реферат
Вся человеческая история есть история межгрупповых конфликтов: политических, национальных, религиозных и пр. Даже представить себе бесконфликтную историю невозможно. Фантазия отказывает. Отсюда наш здравый смысл делает вывод, что конфликты неизбежны. Они есть способ развития человечества. Но вот любопытный вопрос: когда конфликтов было больше — в варварскую и жестокую старину или в современном цивилизованном мире? По логике вещей ответ может быть только один: разумеется, в сегодняшнем мире конфликтов должно быть больше.
Возникает “закрытый”, деспотический тип общества, где все подчинено политической целесообразности. Всеобщим центром притяжения всех усилий становится политическая власть, монополизируемая складывающейся вокруг нее элитой (номенклатурой). Логика саморазвития общества подменяется насильственной реализацией какого-либо утопического проекта всеобщего счастья, всякое несогласие с которым автоматически превращает любого человека во “врага народа”.
1. Конфликты тоталитарных режимов. В обществе подобного типа, где искажены все нормальные пропорции экономики, политики и культуры, и политические конфликты приобретают ряд характерных особенностей:
1) Из всех возможных
видов политических конфликтов (интересов,
статусов, ценностей) на первый
план выдвигаются статусно - ролевые
конфликты, связанные с
2) Поскольку различия интересов профессиональных, этнических и прочих социальных групп ликвидировать нельзя, а признать конфликтность их отношений во внешне едином, отмобилизованном обществе политическая власть не желает, большинство реальных конфликтов становятся скрытыми, подавленными. У многочисленных социальных групп по существу нет возможности артикулировать и соответственно четко осознавать свои интересы, которые скрываются в область иррационального. Именно поэтому крушение тоталитарных режимов во многих случаях ведет к вспышкам насилия, серьезной угрозе гражданской войны — это подавленные конфликты выходят наружу.
3) Политические конфликты
тоталитарного общества
4) Гипертрофия политической
сферы жизни тоталитарного
5) В таких условиях
большинство конфликтов носят
искусственный, навязанный
6) Тоталитарным политическим
режимам свойственна также
2 Конфликты демократического общества. Системы демократические, наверное, не менее конфликтны. Однако характер этих конфликтов существенно иной.
1) Прежде всего,
они открытые, явные, признаваемые
обществом и государством как
нормальное явление,
2) В демократических
обществах политические
3) Поскольку у
всех социальных групп есть
множество способов
4) Так как демократия
строится на плюрализме мнений,
убеждений, идеологий и
5) Статусно - ролевые
политические конфликты в
6) Поскольку политическая
власть в демократическом
7) Сильной стороной
демократии является также и
отработанность четких
Все сказанное, разумеется,
не означает, что демократия является
безупречным инструментом разрешения
политических конфликтов. У нее свои
проблемы. Критики современной
В такого рода аргументах,
безусловно, есть свой резон.Ониуказывают
на реальные изъяны демократического
способа организации
В плане различения
конфликтов тоталитарных и демократических
режимов российские политические конфликты
находятся в “промежуточном”
положении. Наше нынешнее общество несет
на себе все черты “переходного”
типа от тоталитаризма к демократии:
слабость гражданского общества и соответственно
“безопорность” демократических институтов,
остаточное влияние тоталитарных традиций
безусловного подчинения политическим
“верхам”, уступкаим всех политических
инициатив и ответственности, ценностный
раскол в обществе и т.д. Отсюда и
резко конфронтационный характер наших
сегодняшних политических конфликтов,
их хаотичность, неустойчивость, неотработанность
процедур урегулирования и разрешения.
Преодоление этих особенностей “посттоталитарной”
конфликтности является актуальнейшей
задачей как нашей политической
элиты, так и общества в целом.
Политические конфликты интересов
Третье из предложенных
выше оснований разделения политических
конфликтов (их объект) подразумевает
выделение конфликтов интересов, ценностей
и статусов (ролей). Наиболее весомы
срединих конфликты интересов. “Прозрачность”
конфликта интересов в
1) разделение властей
— исполнительная против
2) разделение фракций в парламенте (Федеральном Собрании);
3) разделение полномочий федеральных и региональных властей.
Конфликты ветвей власти
Разделение властей (на законодательную, исполнительную и судебную) — один из базовых демократических институтов. Его смысл — в предотвращении концентрации власти в одном органе, во взаимном уравновешивании и контроле ветвями власти друг друга. Этот принцип также заложен в архитектуру нашего сегодняшнего государства (депутаты не могут быть чиновниками или судьями). В устоявшейся демократической системе выгоды применения принципа разделения властей перевешивают издержки его перманентной конфликтности- В республиках парламентского типа она снимается тем простым фактом, что правительство (власть исполнительная) формируется на основе парламентского большинства (власть законодательная). В республиках президентских (там, где правительство формирует президент) сложнее, поскольку два народных волеизъявления — на выборах парламента и президента — могут и не совпасть. Так было, например, во Франции 80-х годов, когда президент-социалист Ф. Миттеран уживался с правым (социалисты были в меньшинстве) парламентом. Тем не менее конфликт между ними не стал трагедией, поскольку отлаженная партийная и государственная системы предоставляют много возможностей для компромиссов в спорах представительной и исполнительной властей. В России ситуация иная. У нас нет сколько-нибудь длительной традиции рассредоточения власти. Политическая власть всегда была жестко централизованной. Да и сам институт представительной власти появился в нашем отечестве только в 1905г. Система Советов, организованная в 1917 г., хоть и провозгласила торжество воли народа, но свела функции законодательной власти к чистой декорации. Реальнойже властью обладали коммунистическая партия и исполкомы Советов (а на самом верху — Совет Министров). Так что, наверное, не стоит удивляться тому, что первый же опыт столкновения исполнительной и законодательной властей (в октябре 1993 г.) закончился плохо обоснованным применением силы. Принятая вслед октябрьским событиям новая российская Конституция перераспределила часть властных полномочий в пользу президента и тем самым сделала менее вероятной открытую конфронтацию сторон. Но снять ее вообще невозможно, ибо для этого надо ликвидировать либо парламент, либо президентскую власть. К настоящему времени этот конфликт приобрел характер вялотекущего, что, наверное, означает шаг вперед по сравнению с 1993 г. Стороны постепенно учатся находить компромиссы и конституционные выходы из разногласий. Однако разворачиваемая ныне реформа верхней палаты Федерального Собрания и образование новых, не предусмотренных Конституцией государственных структур (типа Госсовета или семи федеральных округов), говорят о том, что исполнительная власть еще не оставила надежды обеспечить себе “удобную”, послушную законодательную власть. Что чревато в будущем обострением конфликта между ними.