Методы организации деятельности учащихся на уроках физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 12:54, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: использование методов организации деятельности учащихся в зависимости от поставленных задач.
Задачи курсовой работы:
1. Раскрыть сущность методов физического воспитания.
2. Изучить и предложить структуру и содержание современного урока физической культуры, применяя те или иные методы
3. Ознакомиться с главными задачами и направить их на улучшение: образования, здоровья и воспитание физических качеств у детей школьного возраста.
Методы исследования: Написание курсовой работы, используя литературу и знания по данной теме.

Содержание

Введение

Глава 1. Сущность методов физического воспитания
Специфические методы физического воспитания
Общепедагогические и другие средства и методы в
физическом воспитании

Глава 2. Структура и содержание современного урока физической
культуры и методы организации деятельности учащихся

Глава 3. Ознакомление с главными задачами и направление их
на улучшение: образования, здоровья и воспитание физических
качеств у детей школьного возраста

Заключение

Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 201.00 Кб (Скачать)

Использование электронных учебников пробуждает и вызывает огромный интерес учащихся к предмету. Например, разбор правил игры при просмотре учебника, а  затем их отработка в зале. Следующее  занятие – разбор ошибок.

В методах обучения физической культуре ставится задача сделать обязательным использование на уроках игр и занимательных упражнений, оказывающих стимулирующее  воздействие на развитие познавательного интереса и уровня физической подготовленности учащихся.

 

ГЛАВА 3. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ГЛАВНЫМИ ЗАДАЧАМИ И НАПРАВЛЕНИЕ ИХ НА УЛУЧШЕНИЕ: ОБРАЗОВАНИЯ, ЗДОРОВЬЯ И ВОСПИТАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Одним из перспективных направлений развития образования является разработка методик обучения, способствующих не только решению образовательных задач, воспитанию личностных качеств и гармоничному физическому развитию, но и развитию индивидуальности учащихся.

В процессе проведения уроков обязательно использование  разнообразных методов обучения и воспитания, соответствующих решаемым задачам, особенностям занимающихся, характеру упражнений, разнообразным условиям и обстоятельствам проведения занятий, возможностям самого педагога. Особое внимание следует уделять методам, повышающим личную, прежде всего интеллектуальную активность занимающихся, побуждающим к самостоятельному поиску целесообразных вариантов изучаемых действий, требующим внесения в учебный процесс элементов исследования, проявления творческих усилий. Только при этом условии можно обеспечить высококачественную образовательную работу и соответствующий современным требованиям жизни воспитывающий характер этой работы.

Методика проведения урока должна соответствовать рассмотренным  общим требованиям к нему. Обобщая её детали, можно выделить следующие типичные элементы руководящей деятельности педагога в процессе проведения урока: а) определение для занимающихся задач очередной работы, а также вытекающих из них практических заданий: б) разъяснение важнейших особенностей предстоящей работы и требований к её качеству и ожидаемым результатам; в) формирование у занимающихся необходимых представлений и понятий, раскрытие закономерностей изучаемых явлений и т. п.; г) контроль за деятельностью и поведением занимающихся; д) определение и регулирование нагрузок; е) оказание своевременной помощи занимающимся, в частности в выявлении и устранении ошибок; ж) разбор действий и поведения занимающихся, подведение итогов урока и определение задач дальнейшей деятельности[8, c.43].

Наиболее ответственным  и трудным в работе педагога является определение и раскрытие задач предстоящей работы и вытекающих из них заданий. Каждая задача и каждое задание должны быть предельно конкретно сформулированы и доступно обоснованы с учётом состояния и возможностей занимающихся, а нередко и их настроения и потребностей. Только при этом условии будет обеспечено правильное отношение занимающихся к работе, целеустремлённость в действиях, понимание их сути и необходимости, а, в конечном счёте, успешное решение задачи. Так, например, формулировка «учиться опорному прыжку способом согнув ноги» совершенно непригодна, так как подобная задача в одном уроке не разрешима. Только определив точно, в какой фазе прыжка, в отношении какого элемента техники или даже только характеристики движения (направления, скорости, силы), что именно должно быть достигнуто, можно рассчитывать на успех обучения. То же самое касается и специальных заданий, раскрывающих пути и способы решения задачи (например: проследить ритм шагов, запомнить и оценить характер перехода от разбега к толчку, место касания носками мостика, характер отталкивания от него).

Разъяснение важнейших  особенностей предстоящей работы необходимо главным образом тогда, когда  намечено более или менее самостоятельное её выполнение. Занимающиеся должны быть информированы о порядке и условиях выполнения заданий, иногда о целесообразных способах осуществления необходимых действий, об использовании учебного инвентаря, о контроле за своими действиями и результатами, о возможных ошибках и, особенно об опасностях, которые могут возникнуть в процессе работы. Требования к качеству работы и её результатам чаще всего связаны с определением критериев полноценности выполняемых упражнений — образцовой техники движений, характера усилий, числа повторений, меры количественных достижений. Все это должно послужить упорядочению действий занимающихся, повышению их сознательности и ответственности в работе, предупреждению возможных травм, потерь времени и интереса к занятиям.

Вместе с  тем всегда следует иметь в  виду недопустимость излишней опеки, подавления инициативы и самостоятельности занимающихся. Мера «вмешательства» в деятельность занимающихся зависит от их особенностей и конкретного состояния, задач учебно-воспитательного процесса, сложности заданий, обстановки и конкретных обстоятельств учебно-воспитательной работы.

Формирование  у занимающихся необходимых представлений  и понятий, раскрытие закономерностей  изучаемых действий, определение  принципов использования двигательных возможностей в различных условиях деятельности и вооружение занимающихся другими знаниями обязательны в любом процессе обучения. Здесь необходимо подчеркнуть лишь важность выбора педагогом основных для данного урока путей, способов формирования знаний и производных от них практических умений в зависимости от направленности и задач обучения, состояния занимающихся и других условий.

Каждая такая  задача решается с помощью определённых физических упражнений, совокупность которых составляет предметное содержание урока и определяет формы двигательной деятельности занимающихся. Отбор этих упражнений должен осуществляться очень вдумчиво, так как необходимо выбрать наиболее эффективные, вполне доступные занимающимся и применимые в данных условиях работы. Подбор материала упражнений нужно дополнить хорошо продуманной ориентировочной системой собственных действий организационно-методического и методического характера, направленных на руководство деятельностью занимающихся на уроке. Особенно важным в этой части подготовительной работы является выбор методов и методических приёмов обучения и воспитания, а также определение нагрузок.

После определения  содержания урока следует разработать  его структуру, т. е. определить последовательность и взаимосвязь, как упражнений, так и действий занимающихся и собственных действий. При этом может возникнуть необходимость в некоторых изменениях в содержании урока [6, c.167].

Важное место  в подготовке к проведению очередного урока занимает собственно речевая  и двигательная подготовка педагога, поскольку от неё во многом зависит успешное руководство работой занимающихся. В связи с этим необходимо проверить себя в произношении команд, в подсчёте темпа движений; заранее сформулировать и запомнить определения, которые должны быть усвоены занимающимися; продумать изложение правил выполнения движений; определить содержание и форму предполагаемой беседы, рассказа игры, освещения спортивного события и т. п. При этом надо обратить внимание на образность изложения, интонацию голоса и другие речевые приёмы.

Двигательная  подготовка педагога к проведению урока  сводится к пробному выполнению тех движений, действий, которые намечено демонстрировать занимающимся, а также приёмов поддержки и страховки. При недостаточно правильном или неуверенном выполнении их необходимо специально поработать над ними, так как неуверенный и тем более неточный показ сыграет отрицательную роль в обучении и воспитании. К тому же и возможность прочувствовать свои движения очень полезна в методическом отношении.

Немаловажное  значение в подготовке педагога к  занятиям имеет его внешний облик. Костюм и обувь должны соответствовать условиям проведения занятий и выполняемым упражнениям, удовлетворять всем гигиеническим требованиям и свидетельствовать о хорошем эстетическом вкусе педагога. Необходимо отработать манеру держаться перед занимающимися, пользоваться жестом и др.

Подготовка  к предстоящим занятиям помощников (групповодов, судей, дежурных и др.) чаще всего сводится к передаче или  проверке тех знаний и умений организационно-методического  характера, которыми им придётся руководствоваться при выполнении своих обязанностей. Это, например, знание назначения упражнений и умение правильно выполнять их, знание ошибок, характерных для этих упражнений, и умение их исправлять, умение страховать и оказывать занимающимся физическую помощь, знание правил игры, требований к установке снарядов и т. д. Такая подготовка носит характер краткого инструктирования и осуществляется обычно непосредственно перед проведением занятия.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Выполнив данный курсовой проект, можно сделать следующие  выводы:

1. Понятие «содержание урока физической культуры» многообразно. Оно составляет определённый набор физических упражнений, деятельность учащихся, работу учителя и результата, отражающая эту работу. Все элементы содержания урока должны быть спроектированы учителем в процессе построения урока. Основой для построения урока являются биологические закономерности функционирования организма, определяющая его работоспособность, и логика развёртывания учебно-воспитательного процесса. Большому разнообразию контингента занимающихся, программ, условий проведения занятий и многих других факторов соответствует и огромное разнообразие содержания и формы занятий физическими упражнениями, в частности урока. Чтобы правильно ориентироваться в этом разнообразии, правильно планировать уроки и умело выделять главное при разработке содержания и структуре очередных занятий, необходимо опираться на обоснованную классификацию урока.

Каждый урок физической культуры должен отвечать следующим требованиям: иметь определённые задачи; быть правильно методически построенным; быть последовательным продолжением предыдущих занятий, должен в значительной степени предусматривать задачи содержания следующего очередного урока; быть интересным для учащихся, побуждать их к активной деятельности; содержать упражнения и игры, содействующие разностороннему физическому развитию, укреплению здоровья, формированию осанки; правильно сочетаться с другими уроками в расписании учебного дня; носить воспитывающий характер.

2. Структура урока физической культуры включает в себя три части: подготовительная, основную, заключительную. Каждая из них имеет своё обоснование и содействует решению задач урока. Назначение подготовительной части заключается в организации учащихся, активизация их внимания, подготовке организма к физическим нагрузкам

Решение наиболее сложных задач урока осуществляется в его основной части. Здесь проводятся обучение новым двигательным действиям, повторение закрепление пройденного  учебного материала, воспитание физических качеств и развитие способностей.

Заключительная часть урока имеет цель восстановления функциональной активности организма школьников и обеспечение перехода их от возбуждённого состояния к более спокойному и уравновешенному. Здесь используют относительно спокойные, мало интенсивные упражнения. Затем учитель подводит итоги, даёт домашнее задание.

3. Применение соревновательно-игрового метода в учебном процессе по физическому воспитанию позволяет добиться более высоких показателей в физическом развитии и подготовке учащихся.

Игровой метод  используется в процессе физического воспитания для комплексного совершенствования движений при  их первоначальном разучивании, используется для совершенствования физических качеств, потому что в игровом методе присутствуют благоприятные  предпосылки для развития ловкости, силы, быстроты, выносливости.

В обучении с  использованием игровой формы в  урок или тренировку вводятся упражнения, которые носят соревновательный характер. К игровой форме относят  подготовительные упражнения, вспомогательные  игры и упражнения, где присутствуют элементы соперничества.

Игровой метод  необязательно связан с какими-либо спортивными играми, например, футболом, волейболом, подвижными играми. Он может быть применён на базе любых физических упражнений.

Упражнения, выполняемые  в игровой форме – подвижные игры, игровые задания, использование различных снарядов, стендов и т.д. отличаются глубиной и разносторонностью воздействия на физические качества занимающихся. Такие занятия повышают интерес к спорту и физической культуре, стимулируют процесс усвоения техники отдельных элементов физических упражнений, способствуют стремлению к преодолению трудностей для решения поставленных перед занимающимися задач.

Конкретными задачами физического воспитания учащихся являются:

- укрепление  здоровья, улучшение осанки, содействие гармоничному физическому развитию, выработка устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;

- овладение  «школой движений»;

- развитие координационных  и кондиционных способностей;

- формирование  элементарных знаний о личной  гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей;

- выработка  представлений об основных видах  спорта, снарядах и инвентаре,  соблюдении правил техники безопасности  во время занятий;

- приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм или иным видам спорта;

- воспитание  дисциплинированности.

Пути решения  задач: занятия, игры – занятия, гигиенические  процедуры, закаливающие мероприятия, игры, спортивные мероприятия, праздники, беседы, чтение литературы, использование эмоционально-привлекательных форм.

Говоря о  перспективах повышения эффективности  физической культуры, следует особо  остановиться на эмоциональном аспекте  процесса воспитания. Важнейшим эмоциональным фактором в освоении ценности физической культуры является получением быстрого эффекта от физкультурно-спортивных занятий. Поэтому приоритет в развитии физкультурно-оздоровительных форм должен отдаваться пользующимся популярностью видам физической активности, например, таким, как шейпинг, ритмическая или атлетическая гимнастика, дающим быстрые результаты в физической подготовленности, коррекции фигуры, снижении массы тела. Успех, даже небольшая победа над собой – это потенция, превращающая человека в субъект осознанного воздействия на собственное здоровье.

Информация о работе Методы организации деятельности учащихся на уроках физической культуры