Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 12:54, курсовая работа
Цель курсовой работы: использование методов организации деятельности учащихся в зависимости от поставленных задач.
Задачи курсовой работы:
1. Раскрыть сущность методов физического воспитания.
2. Изучить и предложить структуру и содержание современного урока физической культуры, применяя те или иные методы
3. Ознакомиться с главными задачами и направить их на улучшение: образования, здоровья и воспитание физических качеств у детей школьного возраста.
Методы исследования: Написание курсовой работы, используя литературу и знания по данной теме.
Введение
Глава 1. Сущность методов физического воспитания
Специфические методы физического воспитания
Общепедагогические и другие средства и методы в
физическом воспитании
Глава 2. Структура и содержание современного урока физической
культуры и методы организации деятельности учащихся
Глава 3. Ознакомление с главными задачами и направление их
на улучшение: образования, здоровья и воспитание физических
качеств у детей школьного возраста
Заключение
Список использованных источников
Использование
электронных учебников
В методах обучения физической культуре ставится задача сделать обязательным использование на уроках игр и занимательных упражнений, оказывающих стимулирующее воздействие на развитие познавательного интереса и уровня физической подготовленности учащихся.
ГЛАВА 3. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ГЛАВНЫМИ ЗАДАЧАМИ И НАПРАВЛЕНИЕ ИХ НА УЛУЧШЕНИЕ: ОБРАЗОВАНИЯ, ЗДОРОВЬЯ И ВОСПИТАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Одним из перспективных направлений развития образования является разработка методик обучения, способствующих не только решению образовательных задач, воспитанию личностных качеств и гармоничному физическому развитию, но и развитию индивидуальности учащихся.
В процессе проведения уроков обязательно использование разнообразных методов обучения и воспитания, соответствующих решаемым задачам, особенностям занимающихся, характеру упражнений, разнообразным условиям и обстоятельствам проведения занятий, возможностям самого педагога. Особое внимание следует уделять методам, повышающим личную, прежде всего интеллектуальную активность занимающихся, побуждающим к самостоятельному поиску целесообразных вариантов изучаемых действий, требующим внесения в учебный процесс элементов исследования, проявления творческих усилий. Только при этом условии можно обеспечить высококачественную образовательную работу и соответствующий современным требованиям жизни воспитывающий характер этой работы.
Методика проведения урока должна соответствовать рассмотренным общим требованиям к нему. Обобщая её детали, можно выделить следующие типичные элементы руководящей деятельности педагога в процессе проведения урока: а) определение для занимающихся задач очередной работы, а также вытекающих из них практических заданий: б) разъяснение важнейших особенностей предстоящей работы и требований к её качеству и ожидаемым результатам; в) формирование у занимающихся необходимых представлений и понятий, раскрытие закономерностей изучаемых явлений и т. п.; г) контроль за деятельностью и поведением занимающихся; д) определение и регулирование нагрузок; е) оказание своевременной помощи занимающимся, в частности в выявлении и устранении ошибок; ж) разбор действий и поведения занимающихся, подведение итогов урока и определение задач дальнейшей деятельности[8, c.43].
Наиболее ответственным и трудным в работе педагога является определение и раскрытие задач предстоящей работы и вытекающих из них заданий. Каждая задача и каждое задание должны быть предельно конкретно сформулированы и доступно обоснованы с учётом состояния и возможностей занимающихся, а нередко и их настроения и потребностей. Только при этом условии будет обеспечено правильное отношение занимающихся к работе, целеустремлённость в действиях, понимание их сути и необходимости, а, в конечном счёте, успешное решение задачи. Так, например, формулировка «учиться опорному прыжку способом согнув ноги» совершенно непригодна, так как подобная задача в одном уроке не разрешима. Только определив точно, в какой фазе прыжка, в отношении какого элемента техники или даже только характеристики движения (направления, скорости, силы), что именно должно быть достигнуто, можно рассчитывать на успех обучения. То же самое касается и специальных заданий, раскрывающих пути и способы решения задачи (например: проследить ритм шагов, запомнить и оценить характер перехода от разбега к толчку, место касания носками мостика, характер отталкивания от него).
Разъяснение важнейших
особенностей предстоящей работы необходимо
главным образом тогда, когда
намечено более или менее
Вместе с тем всегда следует иметь в виду недопустимость излишней опеки, подавления инициативы и самостоятельности занимающихся. Мера «вмешательства» в деятельность занимающихся зависит от их особенностей и конкретного состояния, задач учебно-воспитательного процесса, сложности заданий, обстановки и конкретных обстоятельств учебно-воспитательной работы.
Формирование
у занимающихся необходимых представлений
и понятий, раскрытие закономерностей
изучаемых действий, определение
принципов использования
Каждая такая задача решается с помощью определённых физических упражнений, совокупность которых составляет предметное содержание урока и определяет формы двигательной деятельности занимающихся. Отбор этих упражнений должен осуществляться очень вдумчиво, так как необходимо выбрать наиболее эффективные, вполне доступные занимающимся и применимые в данных условиях работы. Подбор материала упражнений нужно дополнить хорошо продуманной ориентировочной системой собственных действий организационно-методического и методического характера, направленных на руководство деятельностью занимающихся на уроке. Особенно важным в этой части подготовительной работы является выбор методов и методических приёмов обучения и воспитания, а также определение нагрузок.
После определения содержания урока следует разработать его структуру, т. е. определить последовательность и взаимосвязь, как упражнений, так и действий занимающихся и собственных действий. При этом может возникнуть необходимость в некоторых изменениях в содержании урока [6, c.167].
Важное место в подготовке к проведению очередного урока занимает собственно речевая и двигательная подготовка педагога, поскольку от неё во многом зависит успешное руководство работой занимающихся. В связи с этим необходимо проверить себя в произношении команд, в подсчёте темпа движений; заранее сформулировать и запомнить определения, которые должны быть усвоены занимающимися; продумать изложение правил выполнения движений; определить содержание и форму предполагаемой беседы, рассказа игры, освещения спортивного события и т. п. При этом надо обратить внимание на образность изложения, интонацию голоса и другие речевые приёмы.
Двигательная подготовка педагога к проведению урока сводится к пробному выполнению тех движений, действий, которые намечено демонстрировать занимающимся, а также приёмов поддержки и страховки. При недостаточно правильном или неуверенном выполнении их необходимо специально поработать над ними, так как неуверенный и тем более неточный показ сыграет отрицательную роль в обучении и воспитании. К тому же и возможность прочувствовать свои движения очень полезна в методическом отношении.
Немаловажное значение в подготовке педагога к занятиям имеет его внешний облик. Костюм и обувь должны соответствовать условиям проведения занятий и выполняемым упражнениям, удовлетворять всем гигиеническим требованиям и свидетельствовать о хорошем эстетическом вкусе педагога. Необходимо отработать манеру держаться перед занимающимися, пользоваться жестом и др.
Подготовка к предстоящим занятиям помощников (групповодов, судей, дежурных и др.) чаще всего сводится к передаче или проверке тех знаний и умений организационно-методического характера, которыми им придётся руководствоваться при выполнении своих обязанностей. Это, например, знание назначения упражнений и умение правильно выполнять их, знание ошибок, характерных для этих упражнений, и умение их исправлять, умение страховать и оказывать занимающимся физическую помощь, знание правил игры, требований к установке снарядов и т. д. Такая подготовка носит характер краткого инструктирования и осуществляется обычно непосредственно перед проведением занятия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выполнив данный курсовой проект, можно сделать следующие выводы:
1. Понятие «содержание урока физической культуры» многообразно. Оно составляет определённый набор физических упражнений, деятельность учащихся, работу учителя и результата, отражающая эту работу. Все элементы содержания урока должны быть спроектированы учителем в процессе построения урока. Основой для построения урока являются биологические закономерности функционирования организма, определяющая его работоспособность, и логика развёртывания учебно-воспитательного процесса. Большому разнообразию контингента занимающихся, программ, условий проведения занятий и многих других факторов соответствует и огромное разнообразие содержания и формы занятий физическими упражнениями, в частности урока. Чтобы правильно ориентироваться в этом разнообразии, правильно планировать уроки и умело выделять главное при разработке содержания и структуре очередных занятий, необходимо опираться на обоснованную классификацию урока.
Каждый урок физической культуры должен отвечать следующим требованиям: иметь определённые задачи; быть правильно методически построенным; быть последовательным продолжением предыдущих занятий, должен в значительной степени предусматривать задачи содержания следующего очередного урока; быть интересным для учащихся, побуждать их к активной деятельности; содержать упражнения и игры, содействующие разностороннему физическому развитию, укреплению здоровья, формированию осанки; правильно сочетаться с другими уроками в расписании учебного дня; носить воспитывающий характер.
2. Структура урока физической культуры включает в себя три части: подготовительная, основную, заключительную. Каждая из них имеет своё обоснование и содействует решению задач урока. Назначение подготовительной части заключается в организации учащихся, активизация их внимания, подготовке организма к физическим нагрузкам
Решение наиболее
сложных задач урока
Заключительная часть урока имеет цель восстановления функциональной активности организма школьников и обеспечение перехода их от возбуждённого состояния к более спокойному и уравновешенному. Здесь используют относительно спокойные, мало интенсивные упражнения. Затем учитель подводит итоги, даёт домашнее задание.
3. Применение соревновательно-игрового метода в учебном процессе по физическому воспитанию позволяет добиться более высоких показателей в физическом развитии и подготовке учащихся.
Игровой метод используется в процессе физического воспитания для комплексного совершенствования движений при их первоначальном разучивании, используется для совершенствования физических качеств, потому что в игровом методе присутствуют благоприятные предпосылки для развития ловкости, силы, быстроты, выносливости.
В обучении с использованием игровой формы в урок или тренировку вводятся упражнения, которые носят соревновательный характер. К игровой форме относят подготовительные упражнения, вспомогательные игры и упражнения, где присутствуют элементы соперничества.
Игровой метод необязательно связан с какими-либо спортивными играми, например, футболом, волейболом, подвижными играми. Он может быть применён на базе любых физических упражнений.
Упражнения, выполняемые в игровой форме – подвижные игры, игровые задания, использование различных снарядов, стендов и т.д. отличаются глубиной и разносторонностью воздействия на физические качества занимающихся. Такие занятия повышают интерес к спорту и физической культуре, стимулируют процесс усвоения техники отдельных элементов физических упражнений, способствуют стремлению к преодолению трудностей для решения поставленных перед занимающимися задач.
Конкретными задачами физического воспитания учащихся являются:
- укрепление здоровья, улучшение осанки, содействие гармоничному физическому развитию, выработка устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;
- овладение «школой движений»;
- развитие координационных и кондиционных способностей;
- формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей;
- выработка
представлений об основных
- приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм или иным видам спорта;
- воспитание дисциплинированности.
Пути решения задач: занятия, игры – занятия, гигиенические процедуры, закаливающие мероприятия, игры, спортивные мероприятия, праздники, беседы, чтение литературы, использование эмоционально-привлекательных форм.
Говоря о перспективах повышения эффективности физической культуры, следует особо остановиться на эмоциональном аспекте процесса воспитания. Важнейшим эмоциональным фактором в освоении ценности физической культуры является получением быстрого эффекта от физкультурно-спортивных занятий. Поэтому приоритет в развитии физкультурно-оздоровительных форм должен отдаваться пользующимся популярностью видам физической активности, например, таким, как шейпинг, ритмическая или атлетическая гимнастика, дающим быстрые результаты в физической подготовленности, коррекции фигуры, снижении массы тела. Успех, даже небольшая победа над собой – это потенция, превращающая человека в субъект осознанного воздействия на собственное здоровье.
Информация о работе Методы организации деятельности учащихся на уроках физической культуры