Методы организации деятельности учащихся на уроках физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 12:54, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: использование методов организации деятельности учащихся в зависимости от поставленных задач.
Задачи курсовой работы:
1. Раскрыть сущность методов физического воспитания.
2. Изучить и предложить структуру и содержание современного урока физической культуры, применяя те или иные методы
3. Ознакомиться с главными задачами и направить их на улучшение: образования, здоровья и воспитание физических качеств у детей школьного возраста.
Методы исследования: Написание курсовой работы, используя литературу и знания по данной теме.

Содержание

Введение

Глава 1. Сущность методов физического воспитания
Специфические методы физического воспитания
Общепедагогические и другие средства и методы в
физическом воспитании

Глава 2. Структура и содержание современного урока физической
культуры и методы организации деятельности учащихся

Глава 3. Ознакомление с главными задачами и направление их
на улучшение: образования, здоровья и воспитание физических
качеств у детей школьного возраста

Заключение

Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 201.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА И ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ 

«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

 

 

 

Кафедра теории и методики физического воспитания и спорта

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

 

 

 

 

Исполнитель:

 

 

 

Научный руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2011

 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

 

Перечень условных обозначений  и сокращений  

 

Введение  

 

Глава 1. Сущность методов физического воспитания  

    1. Специфические методы физического воспитания  
    2. Общепедагогические и другие средства и методы в

физическом воспитании  

 

Глава 2. Структура и содержание современного урока физической

культуры и методы организации деятельности учащихся  

 

Глава 3. Ознакомление с главными задачами и направление их

на улучшение: образования, здоровья и воспитание физических

качеств у детей школьного  возраста 

 

Заключение  

 

Список использованных источников  

 

Приложения  

 

ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ  И СОКРАЩЕНИЙ

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

 

Полноценное развитие и здоровье ребёнка – это основа формирования личности. Социальная среда и реальная практика свидетельствуют об ухудшении здоровья населения нашей страны, особенно широко болезни стали распространяться среди школьников.

Исследования  свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своём испытывают «двигательный дефицит» , то есть количество движений, производимых ими в течении дня, ниже возрастной нормы.

Многие дети сейчас имеют настоящую зависимость  от компьютера, интернета. В нашу жизнь  прочно вошли мобильные телефоны, которые используются чаще не к месту и не вовремя. Находятся дети, которые даже на физкультуре во время выполнения упражнений держат в руках телефон! Все эти проблемы может решить грамотно построенная, организованная система физического воспитания в школе. Ребенка необходимо как можно раньше увлечь систематическими занятиями физкультурой и спортом. Необходимо не столько мотивировать на достижение высокого спортивного результата (хотя и это важно), сколько постараться выработать у него привычку быть здоровым и активным, вести здоровый образ жизни. Немаловажную роль в этом процессе играет общественное мнение, политика государства, СМИ, хорошие условия для занятий, необходимый и удобный спортивный инвентарь, заинтересованность не только учителя физкультуры, но и пример других учителей школы, родителей. Родители должны настраивать детей на тяжелую, упорную работу, которая позволит детям быть здоровыми. К сожалению, здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущие поколения будут больше здоровы и развиты, не только духовно, но и физически. Вызывает тревогу и одностороннее развитие школьников. Большой объем подлежащего усвоению учебного материала отодвигает на задний план труд, гимнастику, сорт, туризм, игры. Еще великий мудрец Гиппократ говорил, что гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, что хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь. Я абсолютно уверена, что при помощи физических упражнений и воздержанности большая часть людей могла бы обойтись без медицины. Как дереву нужны испарение и чистое освежение при помощи ветров, дождей. Холодов, иначе оно легко слабеет и вянет, так и человеческому организму необходимы сильные движения, деятельность и серьезные упражнения. Проблема здоровья, развития и воспитания детей остается важнейшей государственной проблемой. Каждое образовательное учреждение призвано обеспечить не только учебный процесс, но равно содействовать нормальному развитию обучающихся и охране их здоровья. Это четко оговорено в п. 51 Закона «Об образовании». Реформа содержания образования и модернизация образовательной системы подразумевают обязательное внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс.

Таким образом, интенсивность физического развития детей, их здоровье зависит от двигательной активности.

Я, будущий учитель  предмета «Физическая культура», задумываюсь  над проведением уроков. Нужно  вызвать интерес и уважение к этой важной школьной дисциплине. Я считаю, что учитель должен обучать ребенка физической культуре с пятого по одиннадцатый класс, наблюдая за его физическим развитием. Строить планы уроков из года в год почти для каждого учащегося индивидуально.

В последние  годы физкультура и спорт становятся все более популярными в нашем  государстве. Это связано, прежде всего, с изменением отношения к ним со стороны общества. Это и популяризация спорта в средствах массовой информации – трансляция спортивных соревнований различных видов спорта по радио и телевидению, статьи в газетах. Выпуск различной литературы спортивной направленности: книги, брошюры, различные методические и учебные пособия.

Изучению проблемы физического развития в обучении отводятся и современные исследования (Н.В.Кузьмина, В.Г.Ананьева, Г.И.Щукина). Центральным вопросом отечественной дидактики в проблеме познавательного интереса учащихся является отыскание таких средств и методов, которые возбуждали бы их познавательный интерес, привлекали бы к себе ученика, располагали бы его к совместной деятельности с учителем, активизировали бы его учение. А обучающая деятельность учителя, опиралась на опыт и интересы учащихся, на их ценные устремления и запросы, приобретала бы значительный эффект в совершенствовании учебного процесса.

Для решения  этой задачи необходимо использовать все доступные средства и методы. Положительные результаты наблюдаются при организации городских спартакиад школьников, а также олимпиад по физкультуре [7].

Удовлетворенность – это необходимый компонент  отношения школьников к урокам физической культуры.

На уроках ученик должен, прежде всего, получать удовлетворение от того, что он делает. Поэтому педагогу, чтобы учебный процесс был более эффективным, необходимо знать о наличии у учащихся удовлетворенности уроками, а при ее отсутствии, вскрыть причину неудовлетворенности.

Для повышения  двигательной активности и достижения удовлетворенностью уроками физической культуры педагогу необходимо использовать игровые и соревновательные методы.

Сегодня уже  не обойтись и без использования  компьютерных технологий на уроках физкультуры, чтобы образовательный процесс стал более интересным для современного школьника.

Методы ведения  урока зависят от поставленных задач, конкретных условий, контингента учащихся и их подготовленности. Кроме того, применение различных методов разнообразит урок, а это всегда положительно воспринимается детьми.

Использование передовых методик, наработанных в  области спорта, в практику физического  воспитания.

Особого внимания заслуживают успехи олимпийцев в  организации многолетней спортивной тренировки. Специалистам спорта высших достижений уже давно ясно, что каждый день 15-20-летней спортивной карьеры – на все золота. Специалисты в области физического воспитания и «спорта для всех» еще не прониклись сознанием того, что существует дефицит времени и для полноценного формирования и поддержания достойного уровня физической кондиции человека [2].

Положительный результат от занятий физической культурой могут дать только систематические занятия. Урок физкультуры я вижу в приведении по времени не менее 90 минут и не менее 2 раз в неделю.

На уроках физической культуры учитель создаёт условия для решения всех задач физического воспитания, применяя уже существующие методы:

  1. Специфические методы (методы строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы)
  2. Общепедагогические методы (метод вербального (речевого) воздействия, методы идеомоторного и психорегулирующего  упражнения, методы обеспечения наглядности, аппаратурно-методическое обеспечение, роль естественносредовых и гигиенических факторов в физическом воспитании)

Лишь совокупность методов, используемых в соответствии с методическими принципами, может обеспечить успешную реализацию комплексных задач физического воспитания.

  Цель курсовой работы: использование методов организации деятельности учащихся в зависимости от поставленных задач.

Задачи  курсовой работы:

  1. Раскрыть сущность методов физического воспитания.
  2. Изучить и предложить структуру и содержание современного урока физической культуры, применяя те или иные методы
  3. Ознакомиться с главными задачами и направить их на улучшение: образования, здоровья и воспитание физических качеств у детей школьного возраста.

Методы  исследования: Написание курсовой работы, используя литературу и знания по данной теме.

 

 

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ МЕТОДОВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

 

    1. Специфические методы физического воспитания

Формирование  специфических методов физического  воспитания исторически шло по нескольким направлениям. Широкое применение нашли  игровые и соревновательные формы  организации двигательной деятельности занимающихся. Вместе с тем разрабатывались специальные способы методически чёткой её регламентации (организации, упорядочения), позволяющие строго направленно решать определённые задачи обучения движениям и воспитания двигательных способностей. В результате сложились три типа методов: методы строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательные методы.

      1. Методы строго регламентированного упражнения

 Методами  этого типа деятельности занимающихся  организуется и регулируется  с возможно полной регламентацией, которая состоит:

В твёрдо предписанной программе движений (заранее обусловленные состав движений, порядок их повторения, изменения и связи друг с другом);

В возможно точном нормировании нагрузки и управлении её динамикой по ходу упражнения, а  также в нормировании интервалов отдыха и строго установленном чередовании их с фазами  нагрузки;

В создании или  использовании внешних условий, облегчающих управление действиями занимающихся (построение и распределение  группы на местах занятий, использование  вспомогательных снарядов, тренажёров и другие технические устройства, способствующие выполнению учебных заданий, дозированию нагрузки, контролю за её воздействием и т.д.)

Смысл такой  регламентации: обеспечить оптимальные  условия для освоения новых двигательных умений , навыков и гарантировать  точно направленное воздействие на развитие физических качеств , способностей.

Методы строго регламентированного упражнения имеют  множество конкретных вариантов, выбор  которых для применения зависит  от содержания занятий, этапов (периодов), последовательно сменяющихся в процессе физического воспитания и других обстоятельств. Представить общие и отличительные черты этих вариантов помогает систематизационная схема (приложение 1)

      1. Игровой и соревновательный методы

Несмотря на все достижения и разнообразия методов  строго регламентированного упражнения, в них, по сути, воплощается лишь одна из главных методических линий, предполагающая возможно полное упорядочение действий занимающихся и условий их выполнения. В определённом отношении не менее существенное  значение имеет и иная методическая линия, реализуемая в игровом и соревновательном методах.

Игровой метод. Понятие игрового метода в сфере воспитания отражает методические особенности игры, т.е. то, что отличает её в методическом отношении (по особенностям организации деятельности занимающихся, руководства ею и другими педагогически существенным признакам) от других методов воспитания. При этом игровой метод не обязательно связан лишь с какими-либо общепринятыми играми, например футболом, волейболом или элементарными подвижными играми. В принципе он может быть применён на материале любых физических упражнений, при условии, конечно, что они поддаются организации в соответствии с особенностями этого метода.

Игровой метод  в физическом воспитании характеризуют  в целом следующие черты:

Сюжетно-ролевая  основа. Деятельность занимающихся организуется на основе условного сюжета и самостоятельно-импровизационного  выполнения ими тех или иных ролей, предусматриваемых сюжетом.

Отсутствие  жёсткой регламентации действий, вероятные условия их выполнения, широкие возможности для самостоятельного проявления творческих начал. Игровой сюжет и правила игры, намечая лишь общие линии поведения играющих, не определяют жёстко все конкретные формы их действий; как правило, они, наоборот, допускают возможность широкого выбора и комбинирования способов достижения игровых целей. Существенно также, что в играх, особенно с конфликтными ситуациями, ход и исход игры не заданны однозначно: возможны различные перипетии и исходы, зависящие от всей совокупности действий, взаимодействий и противодействий играющих, а также от других обстоятельств, включая и случайные. Отсюда - импровизационный характер действий в игре и в связи с этим широкие возможности для проявления самостоятельности, инициативности, находчивости и других непосредственно связанных с ними личностных качеств.

Моделирование эмоционально насыщенных межличностных  и межгрупповых отношений. В большинстве  игр воссоздаются довольно сложные  и ярко эмоционально окрашенные межчеловеческие  отношения, как тип сотрудничества, взаимопомощи, взаимовыручки, так и типа соперничества, противоборства, когда сталкиваются противоположно направленные стремления, возникают и разрешаются игровые конфликты. В атмосфере таких психически напряжённых отношений рельефно выявляется - а при определённых условиях и формируется- ряд этических качеств личности.

Особенности регулирования  воздействующих факторов. Исходя из сказанного, нетрудно сделать вывод, что игровой  метод не представляет тех возможностей для точной реализации заранее намеченной программы действий и нормирования их влияния на занимающихся, какие имеются в методах строго регламентированного упражнения. Это связанно с такими особенностями игровой деятельности, как неизбежная быстротечная изменчивость реальных игровых ситуаций, их вероятный характер, многообразие способов достижения цели и др. Разумеется, это не значит, что педагогическое управление при использовании игрового метода вообще исключается. Речь идёт лишь о том, что оно усложняется и приобретает особые формы. Программирование имеет здесь вероятностный характер. В определённой мере обеспечивается и регулирование нагрузки( например, путём изменения продолжительности темпа игры, числа участников, размеров игровой площадки, а также посредством игровых снарядов и оборудования и другими способами), но точность нормирования её при этом, как правило, существенно меньше, чем в методах строго регламентированного упражнения.

Информация о работе Методы организации деятельности учащихся на уроках физической культуры