Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 12:54, курсовая работа
Цель курсовой работы: использование методов организации деятельности учащихся в зависимости от поставленных задач.
Задачи курсовой работы:
1. Раскрыть сущность методов физического воспитания.
2. Изучить и предложить структуру и содержание современного урока физической культуры, применяя те или иные методы
3. Ознакомиться с главными задачами и направить их на улучшение: образования, здоровья и воспитание физических качеств у детей школьного возраста.
Методы исследования: Написание курсовой работы, используя литературу и знания по данной теме.
Введение
Глава 1. Сущность методов физического воспитания
Специфические методы физического воспитания
Общепедагогические и другие средства и методы в
физическом воспитании
Глава 2. Структура и содержание современного урока физической
культуры и методы организации деятельности учащихся
Глава 3. Ознакомление с главными задачами и направление их
на улучшение: образования, здоровья и воспитание физических
качеств у детей школьного возраста
Заключение
Список использованных источников
Игровой метод в силу всех присущих ему особенностей используется в процессе физического воспитания не столько для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложнённых условиях. В наибольшей мере он позволяет совершенствовать такие качества и способности, как ловкость, быстрота ориентировки, находчивость, самостоятельность, инициативность.
Соревновательный метод. Этот метод в физическом воспитании применяется как в относительно элементарных формах, так и в завёрнутой форме. В первом случае это выражается в использовании соревновательного начала в качестве подчинённого элемента общей организации занятия (как способа стимулирования интереса и активизации деятельности при выполнении отдельных упражнений), во втором – в качестве относительно самостоятельной формы организации занятий, подчинённой логике соревновательной деятельности (контрольно-зачётные, официальные спортивные и подобные им состязания).
Основная, определяющая черта соревновательного метода – конкурентное сопоставление сил в условиях упорядоченного соперничества, борьбы за первенство или возможно высокое достижение. Отсюда вытекают и все другие особенности этого метода.
Командные состязания характеризуются наряду с этим отношением взаимопомощи, взаимной ответственности и ответственности перед целым коллективом за достижение соревновательной цели.
Соревновательный метод применяется при решении разнообразных педагогических задач: воспитание физических, волевых и моральных качеств, совершенствовании умений, навыков, формировании способности рационально использовать их в усложнённых условиях. По сравнению с другими методами физического воспитания он позволяет предъявить наиболее высокие требования к функциональным возможностям организма и тем способствовать их наивысшему развитию. Исключительно велико значение соревновательного метода и в воспитании морально волевых качеств: целеустремлённости, инициативности, решительности, настойчивости, способности преодолевать трудности, самообладания, самоотверженности. Необходимо, однако, помнить, что фактор соперничества и связанные с ним отношения могут способствовать формированию не только положительных, но и отрицательных черт характера. Поэтому соревновательный метод оправдывает свою роль в нравственном воспитании лишь при условии высококвалифицированного педагогического руководства.
В тесной связи с рассмотренными специфическими средствами и методами в физическом воспитании используются общепедагогические средства и методы, их специализированные разновидности, а также гигиенические, естественносредовые и другие факторы, позволяющие обеспечить более или менее направленное воздействие на физическое состояние, физическое и общее развитие человека.
Роль слова в любом педагогическом процессе, как хорошо известно, исключительно велика. Практически все стороны деятельности педагога, в том числе и в физическом воспитании связаны с использованием слова. Посредством слова сообщают знания, активизируют и углубляют восприятия, дают задания, формируют отношение к ним, руководят их выполнением, анализируют и оценивают результаты, направляют поведение воспитываемых. Слово играет вместе с тем необходимую роль в самоосмыслении, самооценки и саморегуляции ими своих действий. Соответственно разнообразны и методы использования слова.
К числу специализированных форм и приёмов речевого воздействия, широко применяемых при организации урочных форм занятий физическими упражнениями, относятся: инструктирование ( точное, ёмкое объяснение при постановке заданий), указания и команды (отличаясь особой лаконичностью и повелительным наклонением, они служат способами оперативного управления действиями занимающихся), сопроводительные пояснения и замечания (лаконичные направляющие комментарии; одобряющие или не одобряющие высказывания по ходу выполнения заданий – непосредственно во время упражнений либо в интервалах между ними), оценочные суждения ( оценка выполнения заданий с пояснением ошибок, если они допущены, причин удач или неудач).
Особую группу составляют методы и приёмы, основанные на использовании внешней и внутренней речи самих воспитываемых: устные сообщения-отчёты, взаиморазъяснения, самопроговаривание, самоприказы, самооценки и т.п.
Основу этой группы методов составляет специально направленное использование внутренней речи, образного мышления, мышечно-двигательных и других чувственных представлений, сформированных в тесной взаимосвязи, для самовоздействия на физическое и психическое состояние, регулирование его и обеспечение готовности к действию. Отдельные методы и приёмы такого рода давно вошли в практику физического воспитания. Это, в частности, идеомоторное упражнение ( многократное мысленное воспроизведение двигательного действия с особой концентрацией на его решающих фазах или неудающихся операциях), эмоциональная самонастройка на предстоящее действие и тому подобные приёмы самопобуждения и соморегуляции.
Традиционным и особенно часто используемым методом обеспечения наглядности в физическом воспитании является показ двигательных действий, представляющих собой предмет изучения и совершенствования. Обычно их демонстрирует преподаватель или помощник в нескольких вариантах ( в целом или по элементам, замедленно или в обычном темпе, с акцентированием отдельных черт движений или ритмической целостности действия и т.д.). Часто наглядность обеспечивается опосредствованно – путём демонстрации наглядных аналогов (моделей, копий, подобий), отображающих те или иные стороны действия ( его структуру, биомеханические характеристики и т.д.), а также условия его выполнения. Такая опосредованная наглядность помогает сформировать предварительные представления о двигательных действиях , правилах и условиях их выполнения, уточнить и углубить представления, полученные во время непосредственных восприятий. Для этого используются разнообразные средства и методы. Вот только часть из них:
Демонстрация
графических и аналогичных
Предметно-модельная и макетная демонстрация (например, демонстрация элементов техники физических упражнений с помощью муляжей-моделей человеческого тела или металлических моделей системы «тело гимнаста – снаряд»; демонстрация тактических комбинаций и ситуаций, возникающих при выполнении физических упражнений, на макете игровой площадки, слаломной трассы и т.д.);
Кино – и видеомагнитофонная
демонстрация( просмотр кинокольцовок,
специальных учебных
Немало важную роль в обеспечении наглядности непосредственно во время выполнения упражнений играет введение в обстановку действия наглядных ориентиров, в частности предметных и символических ( например, мячей на подвесках, флажков, мишеней, щитов с разметкой, разграниченных линий, которые указывают направление, амплитуду и форму траектории движений, точки приложения усилий), а также применение сигнальных и предметных лидеров, задающих темп и другие параметры движений ( например, светолидеров в виде последовательно зажигающихся электроламп, расположенных вдоль беговой дорожки или по дну плавательного бассейна, механических лидеров в виде самодвижущихся устройств).
Значительная
часть технических средств
1.2.5.Роль
Большое значение
в физическом воспитании издавна
придаётся использованию
Среди гигиенических
факторов, прямо либо косвенно содействующих
реализации задач физического воспитания,
одни, как известно, имеют отношение
к общей оптимизации условий
жизни с оздоровительных
ГЛАВА 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
В процессе проведения уроков
обязательно использование
В уроках физического воспитания принято различать две взаимосвязанные части: содержание и структуру.
Под содержанием урока понимают физические упражнения, предлагаемые занимающимся. Однако такое понимание является односторонним и неглубоким. Существенным, приводящим к определенному результату является весьма емкое, много образное деятельность занимающихся, проявляющаяся в слушании педагога, наблюдении за тем, что он показывает, осмысливании воспринимаемого, проектировании предстоящих действий, непосредственно выполнении упражнений, контроле и оценки их, обсуждении с педагогом возникающих вопросов, контроле за состоянием своего организма, регулировании эмоциональных проявлений и т.п. Именно все эти элементы деятельности занимающихся в процессе урока и следует считать главным его содержанием, так как от них, в конечном счете, и зависит результат.
В тоже время конкретное содержание деятельности занимающихся на уроке всегда обусловлена руководящей деятельностью педагога, заключающейся в постановке и разъяснении учебных и других задач, определении конкретных заданий и организации их выполнения, непрерывном наблюдении за действиями занимающихся, оценке и корректировании выполняемого, регулировании нагрузок, а также в тактичном направлении поведения воспитуемых, налаживании отношений между ними и т.п. Вся эта многогранная деятельность педагога, требующая большого мастерства и усилий, тоже составляет определенную, очень важную часть содержания урока.
Направляемая педагогом
Информация о работе Методы организации деятельности учащихся на уроках физической культуры