Методы организации деятельности учащихся на уроках физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 12:54, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: использование методов организации деятельности учащихся в зависимости от поставленных задач.
Задачи курсовой работы:
1. Раскрыть сущность методов физического воспитания.
2. Изучить и предложить структуру и содержание современного урока физической культуры, применяя те или иные методы
3. Ознакомиться с главными задачами и направить их на улучшение: образования, здоровья и воспитание физических качеств у детей школьного возраста.
Методы исследования: Написание курсовой работы, используя литературу и знания по данной теме.

Содержание

Введение

Глава 1. Сущность методов физического воспитания
Специфические методы физического воспитания
Общепедагогические и другие средства и методы в
физическом воспитании

Глава 2. Структура и содержание современного урока физической
культуры и методы организации деятельности учащихся

Глава 3. Ознакомление с главными задачами и направление их
на улучшение: образования, здоровья и воспитание физических
качеств у детей школьного возраста

Заключение

Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 201.00 Кб (Скачать)

Игровой метод  в силу всех присущих ему особенностей используется в процессе  физического  воспитания не столько для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложнённых условиях. В наибольшей мере он позволяет совершенствовать такие качества  и способности, как ловкость, быстрота ориентировки, находчивость, самостоятельность, инициативность.

Соревновательный  метод. Этот метод в физическом воспитании применяется как в относительно элементарных формах, так и в завёрнутой форме. В первом случае это выражается в использовании соревновательного начала в качестве подчинённого элемента общей организации занятия (как способа стимулирования интереса и активизации деятельности при выполнении отдельных упражнений), во втором – в качестве относительно самостоятельной формы организации занятий, подчинённой логике соревновательной деятельности (контрольно-зачётные, официальные спортивные и подобные им состязания).

Основная, определяющая черта соревновательного метода – конкурентное сопоставление сил  в условиях упорядоченного соперничества, борьбы за первенство или возможно высокое достижение. Отсюда вытекают и все другие особенности этого метода.

Командные состязания характеризуются наряду с этим отношением взаимопомощи, взаимной ответственности  и ответственности перед целым коллективом за достижение соревновательной цели.

Соревновательный  метод применяется при решении  разнообразных педагогических задач: воспитание физических, волевых и  моральных качеств, совершенствовании  умений, навыков, формировании способности рационально использовать их в усложнённых условиях. По сравнению с другими методами физического воспитания он позволяет предъявить наиболее высокие требования к функциональным возможностям организма и тем способствовать их наивысшему развитию. Исключительно велико значение соревновательного метода и в воспитании морально волевых качеств: целеустремлённости, инициативности, решительности, настойчивости, способности преодолевать трудности, самообладания, самоотверженности. Необходимо, однако, помнить, что фактор соперничества и связанные с ним отношения могут способствовать формированию не только положительных, но и отрицательных черт характера. Поэтому соревновательный метод оправдывает свою роль в нравственном воспитании лишь при условии высококвалифицированного педагогического руководства.

    1. Общепедагогические и другие средства и методы в физическом воспитании

В тесной связи  с рассмотренными специфическими средствами и методами в физическом воспитании используются общепедагогические средства и методы, их специализированные разновидности, а также гигиенические, естественносредовые и другие факторы, позволяющие обеспечить более или менее направленное  воздействие на физическое состояние, физическое и общее развитие человека.

      1. Методы вербального( речевого) воздействия

Роль слова  в любом педагогическом процессе, как хорошо известно, исключительно  велика. Практически все стороны  деятельности педагога, в том числе  и в физическом воспитании связаны  с использованием слова. Посредством  слова сообщают знания, активизируют и углубляют восприятия, дают задания, формируют отношение к ним, руководят их выполнением, анализируют и оценивают результаты, направляют поведение воспитываемых. Слово играет вместе с тем необходимую роль в самоосмыслении, самооценки и саморегуляции ими своих действий. Соответственно разнообразны и методы использования слова.

К числу специализированных форм и приёмов речевого воздействия, широко применяемых при организации  урочных форм занятий физическими  упражнениями, относятся: инструктирование ( точное, ёмкое объяснение при постановке заданий), указания и команды (отличаясь особой лаконичностью и повелительным наклонением, они служат способами оперативного управления действиями занимающихся), сопроводительные пояснения и замечания (лаконичные направляющие комментарии; одобряющие или не одобряющие высказывания по ходу выполнения заданий – непосредственно во время упражнений либо в интервалах между ними), оценочные суждения ( оценка выполнения заданий с пояснением ошибок, если они допущены, причин удач или неудач).

Особую группу составляют методы и приёмы, основанные на использовании  внешней и внутренней речи самих  воспитываемых: устные сообщения-отчёты, взаиморазъяснения, самопроговаривание, самоприказы, самооценки и т.п.

      1. Методы идеомоторного и психорегулирующего упражнения

Основу этой группы методов составляет специально направленное использование внутренней речи, образного мышления, мышечно-двигательных и других чувственных представлений, сформированных в тесной взаимосвязи, для самовоздействия на физическое и психическое состояние, регулирование его и обеспечение готовности к действию. Отдельные методы и приёмы такого рода давно вошли в практику физического воспитания. Это, в частности, идеомоторное упражнение ( многократное мысленное воспроизведение двигательного действия с особой концентрацией на его решающих фазах или неудающихся операциях), эмоциональная самонастройка на предстоящее действие и тому подобные приёмы самопобуждения и соморегуляции.

      1. Средства и методы обеспечения наглядности

   Традиционным и особенно часто используемым методом обеспечения наглядности в физическом воспитании является показ двигательных действий, представляющих собой предмет изучения и совершенствования. Обычно их демонстрирует преподаватель или помощник в нескольких вариантах ( в целом или по элементам, замедленно или в обычном темпе, с акцентированием отдельных черт движений или ритмической целостности действия и т.д.). Часто наглядность обеспечивается опосредствованно – путём демонстрации наглядных аналогов (моделей, копий, подобий), отображающих те или иные стороны действия ( его структуру, биомеханические характеристики и т.д.), а также условия его выполнения. Такая опосредованная наглядность помогает сформировать предварительные представления о двигательных действиях , правилах и условиях их выполнения, уточнить и углубить представления, полученные во время непосредственных восприятий. Для этого используются разнообразные средства и методы. Вот только часть из них:

Демонстрация  графических и аналогичных наглядных пособий ( рисунков, схем, фотографий, контурограмм и т.п.), на которых элементы техники и общий способ выполнения действий иллюстрируются в статичном отображении;

Предметно-модельная и  макетная демонстрация (например, демонстрация элементов техники физических упражнений с помощью муляжей-моделей человеческого тела или металлических моделей системы «тело гимнаста – снаряд»; демонстрация тактических комбинаций и ситуаций, возникающих при выполнении физических упражнений, на макете игровой площадки, слаломной трассы и т.д.);

Кино – и видеомагнитофонная демонстрация( просмотр кинокольцовок, специальных учебных кинофильмов, видиомагнитофонных записей выполнения упражнения и т.п.)

Немало важную роль в обеспечении  наглядности непосредственно во время выполнения упражнений играет введение в обстановку действия наглядных ориентиров, в частности предметных и символических ( например, мячей на подвесках, флажков, мишеней, щитов с разметкой, разграниченных линий, которые указывают направление, амплитуду и форму траектории движений, точки приложения усилий), а также применение сигнальных и предметных лидеров, задающих темп и другие параметры движений ( например, светолидеров в виде последовательно зажигающихся электроламп, расположенных вдоль беговой дорожки или по дну плавательного бассейна, механических лидеров в виде самодвижущихся устройств).

      1. Аппаратурно-методическое обеспечение

    Значительная  часть технических средств типа  тренажёров применяется с целью  обеспечить строго направленное  «прочувствование» движений в специально созданных условиях и способствовать тем самым формированию рациональных двигательных действий. Как известно, чрезвычайно важную роль в управлении движениями играют проприорецепторы самого двигательного аппарата. Мышечные ощущения, поначалу не очень определённые, уточняются в процессе освоения двигательных действий и занимают в конечно счёте ведущее место в общем комплексе ощущений, составляющих сенсомоторную основу двигательных навыков. Тренажёры, извне направляя движения по заданным параметрам, облегчают тем самым формирование нужных мышечно-двигательных ощущений.

1.2.5.Роль естественносредовых  и гигиенических факторов в  физическом воспитании

Большое значение в физическом воспитании издавна  придаётся использованию благотворного  воздействия на физическое развитие, здоровье и работоспособность человека естественных факторов внешней среды, особенно таких, как солнечная радиация, воздушная и водная среда. Есть два пути включения этих факторов в процесс физического воспитания: 1) организация занятий физическими упражнениями  непосредственно в условиях природной среды (на открытом воздухе, на местности, в естественных водоёмах и т.д.), благодаря чему воздействие факторов самым тесным образом сочетается с воздействием физических упражнений, так или иначе изменяя их эффект; 2) организация специальных процедур закаливающего и оздоровительно-восстановительного характера ( солнечно-воздушных ванн, водных процедур и т.д.). Для повышения оздоровительного эффекта физического воспитания особенно ценен первый путь.

Среди гигиенических  факторов, прямо либо косвенно содействующих  реализации задач физического воспитания, одни, как известно, имеют отношение  к общей оптимизации условий  жизни с оздоровительных позиций ( соблюдение норм и требований, предъявляемых  гигиеной к общему режиму жизни, режиму труда и отдыха, питанию, бытовой обстановке, уходу за телом и т.д.), другие непосредственно связаны с обеспечением оптимальных условий для занятий физическими упражнениями ( соблюдение специальных норм и требований, предъявляемых гигиеной к режиму занятий и условиям восстановления, к состоянию мест занятий, оборудования, инвентаря, к костюму для занятий и т.д.). Ясно, что в совокупности эти факторы значительно влияют на реальный эффект физического воспитания. Они ориентированы прежде всего на охрану здоровья. Вместе с тем некоторые гигиенические средства, широко используемые в процессе физического воспитания, являются, по сути, средствами повышения работоспособности и оптимизации восстановительных процессов (специализированное питание, витаминизация, искусственная аэроионизация, ультрафиолетовое облучение, сауна, массаж и т.п.). Хотя гигиенические факторы не относятся, строго говоря, к специфическим средствам физического воспитания, их содействующее значение трудно переоценить. В физическом воспитании, как указывалось, предусматривается овладение необходимым минимумом гигиенических знаний и формирование навыков практического использования их.

 

 

ГЛАВА 2. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

 

В процессе проведения уроков обязательно использование разнообразных  методов обучения и воспитания, соответствующих  решаемых задач, особенностями занимающихся, характеру упражнений, разнообразным  условиям и обстоятельствам проведения занятий, возможностям самого педагога. Особое внимание следует уделять методам, повышающим личную, прежде всего интеллектуальную активность занимающихся, побуждающим к самостоятельному поиску целесообразных вариантов изучаемых действий, требующим внесения в учебный процесс элементов исследования, проявления творческих усилий. Только при этом условии можно обеспечить высококачественную образовательную работу и соответствующий современным требованиям жизни воспитывающий характер этой работы.

В уроках физического воспитания принято различать две взаимосвязанные части: содержание и структуру.

Под содержанием урока понимают физические упражнения, предлагаемые занимающимся. Однако такое понимание  является односторонним и неглубоким. Существенным, приводящим к определенному результату является весьма емкое, много образное деятельность занимающихся, проявляющаяся в слушании педагога, наблюдении за тем, что он показывает, осмысливании воспринимаемого, проектировании предстоящих действий, непосредственно выполнении упражнений, контроле и оценки их, обсуждении с педагогом возникающих вопросов, контроле за состоянием своего организма, регулировании эмоциональных проявлений и т.п. Именно все эти элементы деятельности занимающихся в процессе урока и следует считать главным его содержанием, так как от них, в конечном счете, и зависит результат.

В тоже время конкретное содержание деятельности занимающихся на уроке  всегда обусловлена руководящей  деятельностью педагога, заключающейся  в постановке и разъяснении учебных  и других задач, определении конкретных заданий и организации их выполнения, непрерывном наблюдении за действиями занимающихся, оценке и корректировании выполняемого, регулировании нагрузок, а также в тактичном направлении поведения воспитуемых, налаживании отношений между ними и т.п. Вся эта многогранная деятельность педагога, требующая большого мастерства и усилий, тоже составляет определенную, очень важную часть содержания урока.

Направляемая педагогом интеллектуальная и двигательная деятельность занимающихся сопровождается определёнными функциональными процессами и сдвигами в различных системах организма (нервной, мышечной, сердечнососудистой, дыхательной и др.), приводящими к намеченным изменениям в физическом и психическом состоянии, в знаниях, умениях и навыках, в поведении. Эти внутренние процессы и непрерывные изменения в состоянии и возможностях занимающихся составляют, еще одну характерную сторону содержания уроков физического воспитания. Таким образом, понятие «содержание урока» физического воспитания является сложным, многогранным. Оно включает в себя, во – первых, обусловленную конкретными учебно-воспитательными задачами совокупность предлагаемых занимающимся физических упражнений (предметное содержание урока); во-вторых, активную деятельность занимающихся, осуществляемую в рамках намеченных задач и предметного содержания урока; в-третьих, руководящую деятельность педагога, обеспечивающую правильное осмысливание и эффективное выполнение занимающимися упражнений; в-четвертых, воспитательно-образовательный результат урока, являющийся непосредственным продуктом деятельности активных участников педагогического процесса.

Информация о работе Методы организации деятельности учащихся на уроках физической культуры