Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:47, контрольная работа
Системный подход, возрастание роли системного знания были определены как новыми потребностями развития научного знания, так и практическими потребностями более широкого плана. Накопление и углубление научного знания, его дифференциация и интеграция ведут к более глубокому пониманию исследуемых явлений. Вместе с тем, картина эта становится все более сложной, расчлененной и динамичной. Естественно, научная методология должна была найти соответствующие формы для выражения этих сложных структур, зависимостей и отношений, поэтому системные представления оказались весьма своевременными.
Системный подход к изучению личности и групп в юридической психологии
Классификация методов юридической психологии
Метод наблюдения и его модификации
Метод эксперимента в юридической психологии и юридической практике
Методы опроса (анкетирование, интервью, беседа)
Метод тестов и границы его применения в юридической психологии
Социометрия и ее модификации
Метод психологического анализа документов. Контент-анализ
– непараметрическая социометрия (без ограничения числа выборов членов группы);
– параметрическая социометрия (с ограничением числа выборов, например, в группе из 25 чел. каждому предлагают выбрать до 4-5 чел.).
Выбор может быть положительным и отрицательным.
Социометрическая процедура может иметь целью: а) измерение степени сплоченности (разобщенности) в группе; б) выявление социометрических позиций, т.е. соотношение авторитета членов группы по признакам симпатии (антипатии), где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»; в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.
Результаты социометрии подвергаются тройной количественной обработке: табличной (социоматрица), графической (социограмма) и индексологической (индивидуальные и групповые индексы, характеризующие личность как члена группы и саму группу).
Критерии
выбора определяются в зависимости
от программы данного
– С кем бы Вы хотели выполнять … задания?
– С кем бы Вы ни в коем случае не хотели выполнять эти задания?
– Кого бы Вы хотели пригласить на встречу Нового года?
– Кого бы Вы не хотели пригласить на встречу Нового года?
Социометрия может иметь дополнительные формы.
Форма 1
1. Если
ли от Вас зависел подбор
нового состава группы для
выполнения сложной и
Оцените по следующей шкале:
+ 2– |
включил бы обязательно, в первую очередь; |
+ 1– |
скорее включил бы, чем не включил; |
0 – |
все равно включать или нет; |
–1 – |
скорее не включил бы, чем включил; |
- 2 – |
ни в коем случае не включил бы. |
2. Как
Вы думаете, кто бы Вас
+ 2 – |
включил бы обязательно, в первую очередь; |
+ 1 – |
скорее включил бы, чем не включил; |
0 – |
все равно включать или нет; |
– 1 – |
скорее не включил бы, чем включил; |
– 2 – |
ни в коем случае не включил бы. |
3. Оцените, пожалуйста, степень и направленность вклада каждого члена группы в ее деловую атмосферу по следующей шкале:
+ 2 – |
вносит значительный положительный вклад; |
+ 1 – |
вносит определенный положительный вклад; |
0 – |
не вносит ни положительного, ни трицательного вклада; |
– 1 – |
вносит определенный отрицательный вклад; |
- 2 – |
вносит значительный отрицательный вклад. |
4. Оцените, пожалуйста, вклад каждого члена группы в ее психологическую атмосферу по шкале:
+ 2 – |
вносит значительный положительный вклад; |
+ 1 – |
вносит определенный положительный вклад; |
0 – |
не вносит ни положительного, ни отрицательного вклада; |
- 1 – |
вносит определенный отрицательный вклад; |
– 2 – |
вносит значительный отрицательный вклад. |
5. Оцените, пожалуйста, степень и направленность личного влияния каждого члена на группу по следующей шкале:
+ 2 – |
оказывают значительное положительное влияние на группу; |
+ 1 – |
оказывает определенное положительное влияние на группу; |
0 – |
не оказывает ни положительного, ни отрицательного влияния на группу; |
– 1 – |
оказывает определенное отрицательное влияние на группу; |
– 2 – |
оказывает значительное отрицательное влияние на группу. |
Форма 2
Вопросы полустандартизированного интервью (беседы).
1. Каково ваше самочувствие?
2. Кто, по Вашему мнению, наиболее успешно «прошел» эксперимент?
3. Как Вы оцениваете группу в целом? Какие, по Вашему мнению, качества ее характеризуют?
4. Кого
из членов Вашей группы Вы
бы предпочли видеть в
5. Какие изменения в группе произошли, по Вашему мнению, за истекший период (в последние дни)?
6. Хотели
бы Вы принять участие в
экспериментах в составе
7. Удовлетворены ли Вы своим членством в данной группе?
8. Как распределены, по Вашему мнению, «роли» в организации досуга и быта между членами группы? Кто из них проявил наибольшую активность и в какой сфере жизнедеятельности?
Примечание. Последовательность и содержание вопросов определяется исследователем в зависимости от целей исследования.
Форма 3
Зрительно-аналоговая шкала.
1. Пожалуйста,
отметьте на линии, показанной
ниже, насколько СРАБОТАНА Ваша
группа. Отметка в крайнем левом
конце будет означать, что Ваша
группа совершенно не
полное максимально
отсутствие 0___________________ 100 возможная
сработанности сработанность
2. Пожалуйста,
отметьте на линии, показанной
ниже, насколько ПСИХОЛОГИЧЕСКИ
СОВМЕСТИМА Ваша группа. Отметка
в крайнем левом конце будет
означать, что Ваша группа совершенно
не совместима. Отметка в крайнем
правом конце будет означать,
что в Вашей группе абсолютная
совместимость. Отметку
полное абсолютная
отсутствие 0____________________ 100 психологическая
совместимости совместимость
3. Пожалуйста,
отметьте на линии, показанной
ниже, насколько УСПЕШНО ВЫПОЛНЯЕТ
Ваша группа поставленную
очень очень
низкая 0__________________100 высокая
успешность успешность
Автор метода Я.Л. Морено был универсальной творческой личностью США (врач, педагог, поэт, журналист, культуролог, философ, инженер, изобретатель первого магнитофона). Он создал также социодраму как метод решения социальных проблем и конфликтов и одним из первых поднял проблему психического здоровья на уровне социального контекста. На развитие его подхода существенное влияние оказали прежде всего работы К.С.Станиславского.
В конце
30-х гг. XX в. Морено провел классический
эксперимент по преобразованию групп
в государственной учебно-
Хадсоновский проект Морено имел диагностический и терапевтический разделы.
Диагностический – это сбор данных с помощью:
– социометрического опроса;
– построения социограммы;
– психодраматического диагноза.
Терапевтический – раздел включал:
– психодраму и ролевую игру;
– повторный социометрический опрос;
– преобразование группы по социометрическим показателям.
Психодрама проводилась для окончательного диагноза социометрической структуры групп.
Так, разыгранные сцены стычки между вновь поступившей девушкой и «центром приятжения», лидером группы, привело к пониманию того, что просходит в группе. Один из приемов психодрамы – обмен ролями. Если после длительной психодраматической терапии социометрическая позиция той или иной девушки оставалась неблагоприятной, то производились перегруппировки.
Метод психологического анализа документов. Контент-анализ
В социальных науках документами называют специально созданные предметы, предназначенные для передачи или хранения информации о фактах, событиях, явлениях объективной действительности и мыслительной деятельности человека. Информация может фиксироваться в рукописном или печатном тексте, на магнитной ленте, на фото-, кино-, видеопленке, на дискете и т.д. Поскольку возникают все новые средства фиксации информации, документ – это любая специально зафиксированная информация. Документ, если он не имеет даже отношения к праву, может содержать сведения, интересующие юридическую психологию. Анализ документа – это такой метод, кторый позволяет добыть необходимые сведения.
Анализ
– это выделение в познаваемом
предмете отдельных сторон, свойств,
элементов, расчленение его на определенные
составляющие компоненты. При психолого-правовом
анализе устанавливаются
В процессе изучения правовых норм, регулирующих, скажем, уголовно-процессуальную деятельность, психологический анализ помогает понять требования, предъявляемые к профессии следователя, судьи, обнаружить в этих нормах отражение психологических закономерностей, принятых во внимание при производстве ряда следственных действий (например, для опознания, допроса несовершеннолетнего лица и т.д.).
Важным представляется анализ комплекса документов, содержащихся в уголовных и гражданских делах. Информация для исследования содержится в показаниях свидетелей, потерпевших, обвиняемых, подсудимых, гражданских истцов и ответчиков; в характеристиках по месту жительства и работы, в результатах проведенных экспертиз, следственных экспериментов и т.п. Анализ документов направлен на изучение системы доминирующих отношений изучаемого лица, типичных поступков и мотивов.
Кроме качественного
анализа юридических
Контент-анализ
(анализ содержания) заключается в
том, что его процедура
С появлением
более совершенной техники
Метод контент-анализа возник как альтернатива традиционным методам, основанным на общих логических операциях анализа и синтеза, сравнения, оценивания, осмысления. Формализованные количественные методы позволяют уменьшить долю субъективизма (например, субъективные смещения в восприятии и интерпретации содержания юридических и иных документов). Их причинами могут быть некоторые психологические особенности исследователя – устойчивость внимания, памяти, утомляемость; неосознаваемые защитные реакции на содержание документов – выделение «приятных» и пропуск «неприятных» аспектов; установки с обвинительным уклоном и т.п.
Отличительной
особенностью современного периода
является все более широкое применение
компьютеров в контент-анализе. Пресса
и телевидение всегда уделяет
достаточное внимание правовой тематике.
В ней находят отражение