Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:47, контрольная работа
Системный подход, возрастание роли системного знания были определены как новыми потребностями развития научного знания, так и практическими потребностями более широкого плана. Накопление и углубление научного знания, его дифференциация и интеграция ведут к более глубокому пониманию исследуемых явлений. Вместе с тем, картина эта становится все более сложной, расчлененной и динамичной. Естественно, научная методология должна была найти соответствующие формы для выражения этих сложных структур, зависимостей и отношений, поэтому системные представления оказались весьма своевременными.
Системный подход к изучению личности и групп в юридической психологии
Классификация методов юридической психологии
Метод наблюдения и его модификации
Метод эксперимента в юридической психологии и юридической практике
Методы опроса (анкетирование, интервью, беседа)
Метод тестов и границы его применения в юридической психологии
Социометрия и ее модификации
Метод психологического анализа документов. Контент-анализ
С помощью интервью можно получить самые разнообразные сведения об особенностях деятельности правоохранительных органов. Интервьюирование следователей, оперативных работников позволяет узнать об их профессионализме, трудностях, с которыми они сталкиваются, их мнение о причинах преступности и путях снижения ее уровня.
Интервьюируя
судей, можно получить информацию о
путях формированиях
Проведение беседы и интервью – это большое искусство, которым должны владеть и психологи и юристы. Эти методы опроса требуют особой гибкости и четкости, умения слушать и в то же время вести опрос по заданному пути, разбираться в эмоциональных состояниях собеседника, реагируя на их изменения, фиксировать внешние проявления этих состояний (мимику, пантомимику, покраснение, побледнение кожи лица, тремор или навязчивые движения рук).
Анкетирование – это проведение опроса в письменной форме. Для этого используется набор структурно организованных вопросов (анкета). Преимущество данного метода заключается в возможности проведения исследования большой группы людей одновременно и в сравнительной легкости статистической обработки данных.
В области юридической психологии анкетный метод применялся при исследовании зарождения преступного умысла, профессиограмм, профессиональной пригодности, профессиональной деформации следователей и других специалистов правоохранительной системы.
Составление
анкеты – это сложный процесс,
требующий от исследователя определенного
уровня профессионального мастерства,
четкого понимания целей
При составлении анкеты (плана интервью) следует придерживаться ряда общих правил и принципов:
– формулировка вопросов должна быть ясной и точной, их содержание понятным отвечающему, соответствующим его знаниям и образованию;
– сложные и многозначные слова должны исключаться;
– вопросов не должно быть слишком много, поскольку теряется интерес из-за возрастающей усталости;
– включать
вопросы, проверяющие степень
Метод тестов и границы его применения в юридической психологи
Тест (англ.
test – проба, испытание) – это психодиагностический
метод, представляющий собой систему
заданий, предъявляемых испытуемому,
и определяется как стандартизирванное
изменение и оценка индивидуальных
особенностей личности, ее состояний,
реакций. Тест используется для проверки
уровня интеллектуального развития,
определения степени
Психодиагностика – это наука и практика постановки психологического диагноза. Термин «диагноз» чаще всего понимается как распознание любого отклонения от нормального функционирования или развития и как способ определения состояния конкретного объекта (личности, семьи, малой группы, той или иной психической функции либо процесса у конкретного лица).
Идеи
профессиональной психодиагностики занимали
человечество еще в Древнем Вавилоне
и Древнем Египте. Так, чтобы оценить
кндидатов на роль жрецов, их проверяли
на умение слушать и молчать, находиться
в мрачном подземелье в полном
одиночестве, преодолевать страх перед
огнем и водой. В Древнем Китае
система проверки способностей лиц,
желающих стать государственными чиновниками,
включала 6 показателей: стрельбу из лука,
верховую езду, умение считать, писать,
понимать музыку и знание ритуалов.
Каждые три года чиновники экзаменовались
у самого императора, подтверждая
таким образом свою эрудированность.
Особенно важными считались
Первые
методы тестирования, проверки индивидуальных
различий были сформулированы английским
ученым Ф.Гальтоном в 1884-1885 гг. Термин
«умственный тест» впервые
В зависимости от сферы, которая подлежит диагностике, различают интеллектуальные тесты; тесты достижений и специальных способностей; личностные тесты; тесты интересов, установок, ценностей; тесты, диагностирующие межличностные отношения и др.
Тесты могут,
во-первых, основываться на заданиях, которые
предполагают правильный ответ (многие
тесты интеллекта, тесты специальных
способностей и т.п.) либо на заданиях,
относительно которых правильных ответов
не существует, причем задания характеризуются
лишь частотой (и направленностью) того
или иного ответа, но не его правильностью
(большинство личностных тестов). Во-вторых,
можно различать вербальные (опосредованы
речевой активностью
Однако научно обоснованным считается применение только таких тестов, которые отвечают следующим требованиям:
– стандартизации,
заключающейся в создании единообразной
процедуры проведения и оценки выполнения
тестовых заданий (линейное или нелинейное
преобразование тестовых оценок, смысл
которого состоит в замене исходных
оценок новыми, производными, облегчающими
понимание результатов
– надежности, означающей согласованность показателей, полученных у тех же самых испытуемых при повторном тестировании (ретест) с помощью того же теста или его эквивалентной формы:
– валидности (адекватности) – степени, в которой тест измеряет именно то, для чего предназначен;
– практичности,
т.е. экономичности, простоты, эффективности
использования и практической ценности
для множества различных
Желательно, чтобы тестирование, т.е. проведение, обработка полученных результатов и их интерпретация были выполнены специалистом-психологом, имеющим соответствующую подготовку. Использование же тестов непрофессионалами не даст необходимых результатов.
К недостаткам метода теста относят слабую прогностичность, «привязанность» результатов к конкретной ситуации тестирования, отношению испытуемого к процедуре и исследователю, зависимость результатов от состояния исследуемого лица (усталость, раздражительность, стресс и т.п.).
Результаты
теста, как правило, дают лишь актуальный
срез измеряемого качества, тогда
как большинство характеристик
личности и поведения способны динамично
изменяться. Так, тестирование лица, обвиняемого
в совершении преступления (находящегося
в СИЗО), при решении задач судебно-
Потеря индивидуального подхода при исследовании личности. Тесты – самая общая «гребенка», под которую подгоняют всех людей. Их нельзя абсолютизировать как метод, делать единственным исчерпывающим методов исследования; поскольку тесты призваны дополнять лишь традиционные и указанные нами выше методы.
Следует отметить, что на Западе «тестовый бум» в настоящее время заметно пошел на убыль. Так, в некоторых штатах США тестирование законодательно запрещено, а там, где оно еще используется на его результаты уже не возлагают глобальных надежд.
Этому способствовали
многие обстоятельства. Приведем один
показательный пример. В середине
70-х гг. Нью-Йоркский суд рассмотрел
иск некоего Д.Хофмана к
Не вдаваясь в рассуждения о преимуществах правового государства, обратимся к некоторым важным выводам, вытекающим из этого необычного дела. Во-первых, надо признать, что рабочие методики, какими являются тесты, служат в то же время мощным орудием социальной селекции. Ведь по результатам их использования делают выводы, кардинально решающие судьбу конкретного человека. Специалист, считающий себя вправе принимать подобные решения, во-первых, должен сознавать всю меру лежащей на нем ответственности. Во-вторых, совершенно очевидно, что однократного тестирования для принятия такого решения недостаточно. Существуют разнообразные варианты методик, ориентированные на разные проявления интеллекта. При этом их результаты могут заметно различаться.
Практика
тестирования позволила выявить
определенную ограниченность возможностей
тестов, обусловленную рядом причин.
Прежде всего, тест, как правило, представляет
собой набор заданий, а конечный
результат есть сумма оценок за выполнение
отдельных заданий. Однако, если тест
не гомогенный, как чаще всего и
бывает (т.е. его задания направлены
на выявление различных
Социометрия и ее модификации
Социометрия
(лат. socio – общность, общество; metrum –
измерять) – это метод исследования
межличностных взаимоотношений
в группе, коллективе. Социометрическая
техника применяется для
Вместе
с официальной или формальной
структурой общения, отражающей рациональную,
нормативную, обязательную сторону
человеческих взаимоотношений, в любой
социальной группе всегда существует
психологическая структура
Для социометрического
исследования важно, чтобы любая
структура неформального
Метод социометрии в юридической психологии широко применяется при исследовании учебных групп курсантов и слушателей учебных заведений системы МВД; коллективов подразделений ОВД, где от степени сплоченности группы зависит эффективность учебной и профессиональной деятельности. В системе пенитенциарных заведений данный метод также применяется для исследования межличностных отношений, группировок в группах осужденных.
Сущность социометрической процедуры состоит в проведении опроса, связанного с необходимостью выбора членов группы или оценки их деятельности. Социометрическая процедура может проводиться в двух формах: