Методы изучения волевых качеств

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 18:38, реферат

Описание работы

Экстенсивные методы изучения волевой активности. В основе экстенсивных
методов лежит наблюдение за поведением субъекта в естественных условиях, ана'
лиз действий и поступков личности и их оценка, а также беседы, интервью, анкети'
рование, опрос (использование самооценок)

Работа содержит 1 файл

Психодиагностика.docx

— 50.42 Кб (Скачать)

диагностики степени  развития волевых качеств.

Экспериментальная диагностика волевых  качеств. Экспериментальные ме'

тоды в настоящее время нашли широкое применение в психологических иссле'

дованиях. Организатор эксперимента не ждет, а сам вызывает интересующие его

явления. Преимущество эксперимента перед другими методами состоит еще и

в том, что в  данном случае имеется возможность  точно учитывать влияние усло'

вий на психические явления, раскрывать их причины, повторять опыт и накап'

ливать необходимые факты.

Естественный  эксперимент. Разные жизненные ситуации в неодинаковой сте'

пени требуют  проявления тех или иных сторон силы воли. В одной ситуации от

человека больше требуется выдержки, в другой —  решительности и т. д. Как отме'

13.3. Методы изучения  волевых качеств 261

чал А. И. Высоцкий, создать экспериментальную ситуацию, в которой более или

менее одинаково выражались бы многие стороны воли, пожалуй, очень трудно.

Поэтому чаще организуются экспериментальные ситуации, больше связанные

с выявлением степени  развития каких'либо отдельных сторон силы воли, напри'

мер настойчивости, выдержки, самостоятельности и т. п.

Волевая активность учащихся выражается по'разному в зависимости не толь'

ко от мотивов деятельности, сложившейся ситуации и т. п., но и от этапа волевого

действия (постановка цели, планирование, исполнение). Это  можно проверить

экспериментально, например при проведении внеклассных мероприятий. Подби'

раются три одинаковых по значимости для учащихся внеклассных мероприятия.

При проведении первого  мероприятия перед каждым учащимся ставится цель и

дается план, перед  вторым мероприятием только ставится цель, а третье — учащи'

еся осуществляют полностью сами (ставят цель, планируют и исполняют). При

оценке волевой  активности школьника в каждой серии  эксперимента (при прове'

дении каждого мероприятия) учитывается: сколько ученик внес предложений,

какое участие  принимал в их реализации, как поддерживал  разумные предложе'

ния других, какую практическую помощь оказывал товарищам в процессе подго'

товки и проведения мероприятий. Такой метод использовался А. И. Высоцким

при изучении инициативности старшеклассников.

Для изучения волевой  активности школьников в условиях естественного  экспе'

римента можно использовать и другие методы. Главное, чтобы в экспериментах отра'

жалась специфика  воли как сознательного преодоления  трудностей на пути к цели.

В качестве образца  приведу описание (по А. И. Высоцкому [1979]) одного

эксперимента, который  можно осуществить в туристическом  походе или во вре'

мя экскурсии  с учащимися.

Эксперимент для выявления  склонности к преодолению  физических трудно_

стей за счет терпеливости, упорства. Во время туристического похода выбира'

ется такой маршрут, в котором один из участков можно пройти двумя путями.

Первый путь короткий (не более километра), но с оврагами, кустарником, с кру'

тыми подъемами и спусками. Второй — длинный (более трех километров), про'

легает по ровной местности. Участникам похода дается право идти по любому

пути. На каждом участке  пути находятся скрытые наблюдатели, которые фик'

сируют поведение испытуемых.

После похода с  каждым из участников проводится беседа, в которой выяс'

няется:

а) насколько трудным  было для испытуемого выполнение задания (очень

трудно, трудно, средне, легко, очень легко);

б) как относился  испытуемый к этим трудностям (положительно, нейтраль'

но, отрицательно);

в) какие внешние  обстоятельства стимулировали волевую  активность испы'

туемого (участие в походе товарища, привлекательность маршрута и т. п.);

г) мотивы волевой  активности (ради чего испытуемый преодолевал  трудности);

д) особенности сознательной самостимуляции испытуемого (форма, частота

и время ее применения).

262 Глава 13. Методы изучения волевых качеств

Лабораторные  эксперименты. Считается, что в диагностике силы воли главным

является измерение  волевого усилия. Если исследователи  и педагоги научатся

объективно измерять степень проявления волевых качеств, то смогут контролиро'

вать успешность развития волевой сферы под влиянием воспитания и тренировки.

Попытки объективно измерить волевое усилие в лабораторном эксперименте пред'

принимались давно, и главным критерием была сложность  предъявляемых заданий,

которые способен осилить испытуемый, либо та или иная характеристика выпол'

нения задания. Но это давало возможность объективно оценить лишь внешнее пре'

пятствие. Степень же прилагавшегося волевого усилия оставалась недоступной для

объективного исследования, так как для разных людей одно и то же препятствие

является субъективно  разным в зависимости от их функционального  состояния.

Поэтому еще в  прошлом веке некоторыми исследователями  отмечалась бесперспек'

тивность такого пути измерения волевого усилия.

Для преодоления  субъективизма В. Н. Мясищев [1930] предложил  при выпол'

нении испытуемым заданий возрастающей трудности  регистрировать у него фи'

зиологические показатели: КГР, ЧСС, частоту дыхания — полагая, что с увеличе'

нием волевого усилия значение этих показателей будет нарастать. Однако и здесь

имеются некоторые  сложности, в частности необходимость  установления того,

какой из физиологических  показателей в большей степени  реагирует на преодо'

леваемую трудность, какова индивидуальная реактивность вегетативной системы.

В последние годы развивается тенденция к экспериментальному изучению ве'

личины волевого усилия с применением физиологических, психологических и пе'

дагогических критериев. Однако это относится только к одному волевому каче'

ству — терпеливости, причем по существу измеряется не максимальная величина

волевого усилия, а длительность его удержания  при нарастающей величине усилия.

В отношении других волевых проявлений измерение волевого усилия невозможно

и приходится пользоваться другими критериями, характеризующими различные

особенности волевой  регуляции и волевого поведения  человека.

Диагностика степени развития решительности. Напомню, что под решитель'

ностью понимают способность человека в значимой для него ситуации быстро

принимать решение  и приступать к его осуществлению. Диагностика степени раз'

вития решительности  требует соблюдения ряда условий.

Первое условие: ситуация, в которой определяется решительность, должна

быть значимой для испытуемых, т. е. принятие или  непринятие решения и нача'

ло выполнения действия или отказ от него имеют для человека какие'то мораль'

ные, материальные или физические последствия. Например, успех в решении

задачи, проблемы вызывает признание и поощрение  со стороны начальства, окру'

жающих и т. д.

Второе условие: ситуация, создаваемая в эксперименте или изучаемая в реаль'

ных условиях деятельности, должна вызывать у человека определенную долю со'

мнения, неуверенности  в исходе деятельности или действия либо же угрожать ему

мнимой или реальной опасностью. Человек в создаваемой или выбираемой ситуа'

ции должен хотеть добиться успеха и в то же время сомневаться в этом успехе

(из'за неопределенности ситуации, из'за трудности предпочтения одного из при'

близительно равных вариантов решения задачи, из'за боязни и т. д.).

13.3. Методы изучения  волевых качеств 263

Третье условие: необходимость для испытуемого  в процессе диагностирования

начать выполнять  действие в соответствии с принятым решением.

Четвертое условие: должна определяться трудность принятия решения, связан'

ная с выбранной ситуацией, а не трудность решения задачи, которая зависит

от степени подготовленности испытуемого, от его интеллектуального  развития,

от наличия или  отсутствия необходимой для решения  информации.

Для измерения  степени развития решительности  в лабораторных условиях и

в условиях спортивного  зала И. П. Петяйкин [1978] использовал несколько проб:

выбор карточки (наподобие  выбора билета на экзамене), прыжок с  одного коня

на другой на расстояние, меньше максимально возможного прыжка на полу — на

20–30 см. Н. Д.  Скрябин с той же целью использовал  прыжок с закрытыми глаза'

ми назад через  планку, установленную на высоте, равной 1/5 роста испытуемого,

Б. Н. Смирнов —  падение спиной назад, с сохранением  прямого положения кор'

пуса, с площадки высотой 150 см на руки страхующих и т. д.

Во всех случаях  степень развития решительности  измеряется временем (в се'

кундах) от момента принятия по команде экспериментатора исходного положе'

ния до момента начала действия.

В реальных условиях спортивной деятельности, как показано И. П. Петяйкиным

[1979а], время сосредоточения  спортсменов перед выполнением  упражнения может

быть в какой'то мере показателем решительности. Однако для большей чистоты

диагностирования  целесообразно из общего времени  сосредоточения вычитать вре'

мя, уходящее на проговаривание упражнения, на его мысленное воспроизведение.

Последнее можно  определить, попросив спортсмена отдельно от реального выпол'

нения упражнения отметить на секундомере тот промежуток времени, который

уходит у него на мысленное повторение упражнения. Кстати, это время одинаково

у решительных  и нерешительных. Если вычесть данное время из общего времени

сосредоточения, то различия между решительными и нерешительными по време'

ни, уходящему только на принятие решения о готовности к выполнению упражне'

ния, увеличиваются от 2 до 10 раз.

Диагностика степени развития смелости. Для измерения степени развития

смелости необходимо применять такие показатели, которые  дают возможность

Информация о работе Методы изучения волевых качеств