Методологические основы психологии

Автор: Галина Батракова, 26 Августа 2010 в 20:39, практическая работа

Описание работы

Методология науки – это ее мировоззренческие позиции, определяющие понимание изучаемого предмета, подход к нему, назначение, направленность и способ проводимых исследований. Целесообразно различать различные уровни методологии. Применительно к науке различают философскую и специально-научную методологию.

Работа содержит 1 файл

Копия ИНДИВИД.ЗАД. МЕТОДОЛОГ.docx

— 329.67 Кб (Скачать)

 Индивиды, отказывающиеся от усилий, строят «воздушные замки», предчувствуя свою неудачу. Они  пытаются добиться своих целей «малой кровью» и достигают немного. «Минималисты» сверх-адаптивны; можно  сказать, что их адаптация запредельна. Идеализируя предмет своих ожиданий, они игнорируют трудности и риски  мира.

 Индивиды, мобилизующие усилия для решения сверх-трудных задач, знают, сто их усилия могут оказаться напрасными, поэтому готовы к потерям и поражениям. Но они все-таки верят в осуществление своей надежды. «Невозможно?...значит через невозможное!»Максималисты обретают ощущение авторства, берясь за выполнение задачи с непредсказуемыми исходами (когда неизвестно имеет ли она решение вобще). Они рискуют без прагматических оснований для риска, переходя границы там, где другие воздерживаются.

 Анализ  феномена Физера.

    Развивая  представления о различиях в  поведении людей, делающих свой выбор  в зависимости от соотношения  мотивов достижения и избегания, Физер провел впечатляющие эксперименты, касающиеся настойчивости в процессе решения задач. Физер предлагал  испытуемым решать неразрешимые задачи (о чем сами испытуемые, разумеется, не знали). В первом случае задача выдавалась за легкую (испытуемым-студентам сообщали, что она доступна приблизительно 70% студентов их уровня подготовленности), а во втором – за сверхсложную задачу («только 5% студентов решили эту задачу). Таким образом, в двух разных ситуациях предъявлении задачи измерялась настойчивость испытуемых в процессе ее решения. Предварительно на основе тестирования выделялись две полярные группы испытуемых: «мотивированные успехом» и «мотивированные избеганием неудачи». Представители этих групп и были участниками эксперимента с неразрешимыми задачами.

    Физер получил следующие результаты в  процессе проведения эксперимента:

  1. Испытуемые с преобладанием мотива успеха проявляют большую настойчивость при решении «более простой задачи»;
  2. Испытуемые с преобладанием  избегания неудачи проявляют большую настойчивость при решении «более сложной» задачи;
  3. Якобы более простые задачи настойчивее решались испытуемыми из группы мотивированных успехом и менее настойчиво – избегающими неудачу;
  4. Обратный результат наблюдается в случае решения «сверхсложных» (однако якобы решаемых) задач: мотивированные успехом испытуемые менее настойчивы, чем испытуемые, мотивированные избеганием неудачи.

        Заключение.

        Метаимпликативная модель мотивации выбора позволяет назвать «идеальные точки» предпочтений для рационалистов и идеалистов, что соответствует эмпирической картине выборов испытуемых с доминирования мотива достижения успеха над страхом неудачи (это совпадает с теоретическими предсказанными выборами «реалистов») и – мотива избегания неудачи над мотивом достижения успеха (так должны вести себя согласно модели «идеалисты»).  
     
     
     
     
     
     

    Раздел 4

    Классификации психологических  методов

    

      
 
 
 
 
 

      
 

      
 

Пять  уровней в системе  психологических  методов

      

    Теоретическое и эмпирическое в  научном познании 

    

 
 

    

 

    

 
 
 

    Методологические  проблемы общественно-психологических  исследований 
 

    

 
 
 
 
 

    

    

    

    

    

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 
 

  1. Связи развития – изменение явления, в силу действия соответствующих закономерностей, при котором оно переходит из одного состояния в другое.
 
  1. Связи причинные

    2.1 Прямые причинные связи – когда одно явление всегда закономерно порождает другое, характеризуют зависимость разных явлений, которые не есть разные звенья единого процесса развития.

    2.2 Объективно-обусловленные  причинные связи – одно явление  порождает другое только при  наличии определенных условий. 

  1. Связи субъективно-обусловленные  – одно явление связано с другим при наличии соответствующего субъективного состояния у личности или группы.
 
  1. Связи сложного причинно-следственного  характера – одно явление связано с другим через ряд промежуточных звеньев, каждое из которых является следствием предыдущего и причиной последующего явления.
 
  1. Связи комплексообразующие – ряд явлений образует сложный комплекс, который приобретает достаточную самостоятельность и определенность. Например: психологический климат, морально-политическое единство общества.
 
  1. Связи многозначные – несколько явлений могут обуславливать другое, но не всегда в равной степени. Например: текучесть кадров – неудовлетворенность зарплатой, взаимоотношениями, условиями труда.
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 

        
 

 

Вопросы к разделам:

Раздел 1

  1. Назовите пять методологических принципов психологии?
  2. Чем характеризуются первичные и вторичные методы обработки данных?
  3. Дайте определение индукции, дедукции, моделированию?
  4. Какова классификация методов теории государства и права?
 

Раздел  2

  1. Что такое психологический факт?
  2. Что такое психологическая закономерность?
  3. В чем сущность объяснительной и прогностической функции научной модели?
  4. Перечислите группы психологических закономерностей?
  5. Какие существуют стратегии на пути решения вопроса о детерминации поведения человека?
 

Раздел  3

  1. Какой степени трудности задачи выбирают испытуемые с преобладанием мотива избегания неудач?
  2. Назовите четыре ступени активности?
  3. В чем состоит феномен смещенного выбора?
  4. В чем состоит феномен Физера?
  5. Соотнесите рационалистов и идеалистов с их мотивацией выбора в ситуации неопределенности?
 

Раздел  4

  1. Назовите классификацию методов психологического исследования Б. Г. Ананьева?
  2. Дайте определение первичного концептуального объяснения?
  3. Назовите различия психического и психологического явления с точки зрения социальной обусловленности?
  4. Назовите два класса показателей?
  5. Что такое индикатор?

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 
  1. Дружинин  В.Н. Экспериментальная психология. – СПб, 2001;
  2. Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент. – М., 1998;
  3. Ядов В.А. Социологическиое исследование; методология, программы, методы. – М., 1987.
  4. М.Н.Марченко Теория государства и права. Учебник. Издание 3-е, расширенноеи дополненное. М.: Издательство ЗЕРЦАЛО,2000
  5. В.В.Лазарев Общая теория права и государства. М.:Юристъ, 1996
  6. М.Н.Марченко Проблемы теории государства и права. М.:1999.
  7. В.С.Нерсесянц Проблемы теории государства и права М.,1999.
  8. В.К.Бабаев Теория государства и права М.,1999 -592с.
  9. Н.И.Матузова А.В.Малько Теория государства и права М.,1997.
  10. Р.З.Лившиц Теория права. М.,1994.
  11. Н. Е. Веракса Методологические основы психологии. М.: Академия, 2008

Информация о работе Методологические основы психологии