Индивиды,
отказывающиеся от усилий, строят «воздушные
замки», предчувствуя свою неудачу. Они
пытаются добиться своих целей «малой
кровью» и достигают немного.
«Минималисты» сверх-адаптивны; можно
сказать, что их адаптация запредельна.
Идеализируя предмет своих ожиданий,
они игнорируют трудности и риски
мира.
Индивиды,
мобилизующие усилия для решения сверх-трудных
задач, знают, сто их усилия могут оказаться
напрасными, поэтому готовы к потерям
и поражениям. Но они все-таки верят в осуществление
своей надежды. «Невозможно?...значит через
невозможное!»Максималисты обретают ощущение
авторства, берясь за выполнение задачи
с непредсказуемыми исходами (когда неизвестно
имеет ли она решение вобще). Они рискуют
без прагматических оснований для риска,
переходя границы там, где другие воздерживаются.
Анализ
феномена Физера.
Развивая
представления о различиях в
поведении людей, делающих свой выбор
в зависимости от соотношения
мотивов достижения и избегания,
Физер провел впечатляющие эксперименты,
касающиеся настойчивости в процессе
решения задач. Физер предлагал
испытуемым решать неразрешимые задачи
(о чем сами испытуемые, разумеется,
не знали). В первом случае задача выдавалась
за легкую (испытуемым-студентам сообщали,
что она доступна приблизительно 70% студентов
их уровня подготовленности), а во втором
– за сверхсложную задачу («только 5% студентов
решили эту задачу). Таким образом, в двух
разных ситуациях предъявлении задачи
измерялась настойчивость испытуемых
в процессе ее решения. Предварительно
на основе тестирования выделялись две
полярные группы испытуемых: «мотивированные
успехом» и «мотивированные избеганием
неудачи». Представители этих групп и
были участниками эксперимента с неразрешимыми
задачами.
Физер
получил следующие результаты в
процессе проведения эксперимента:
- Испытуемые
с преобладанием мотива успеха проявляют
большую настойчивость при решении «более
простой задачи»;
- Испытуемые
с преобладанием избегания неудачи
проявляют большую настойчивость при
решении «более сложной» задачи;
- Якобы
более простые задачи настойчивее решались
испытуемыми из группы мотивированных
успехом и менее настойчиво – избегающими
неудачу;
- Обратный
результат наблюдается в случае решения
«сверхсложных» (однако якобы решаемых)
задач: мотивированные успехом испытуемые
менее настойчивы, чем испытуемые, мотивированные
избеганием неудачи.
Метаимпликативная
модель мотивации выбора позволяет
назвать «идеальные точки» предпочтений
для рационалистов и идеалистов, что соответствует
эмпирической картине выборов испытуемых
с доминирования мотива достижения успеха
над страхом неудачи (это совпадает с теоретическими
предсказанными выборами «реалистов»)
и – мотива избегания неудачи над мотивом
достижения успеха (так должны вести себя
согласно модели «идеалисты»).
Раздел
4
Классификации
психологических
методов
Пять
уровней в системе
психологических
методов
Теоретическое
и эмпирическое в
научном познании
Методологические
проблемы общественно-психологических
исследований
-
Связи развития – изменение явления,
в силу действия соответствующих закономерностей,
при котором оно переходит из одного
состояния в другое.
-
Связи причинные
2.1 Прямые причинные
связи – когда одно явление всегда закономерно
порождает другое, характеризуют зависимость
разных явлений, которые не есть разные
звенья единого процесса развития.
2.2 Объективно-обусловленные
причинные связи – одно явление
порождает другое только при
наличии определенных условий.
-
Связи субъективно-обусловленные
– одно явление связано с другим при наличии
соответствующего субъективного состояния
у личности или группы.
-
Связи сложного причинно-следственного
характера – одно явление связано с
другим через ряд промежуточных звеньев,
каждое из которых является следствием
предыдущего и причиной последующего
явления.
-
Связи комплексообразующие – ряд явлений
образует сложный комплекс, который приобретает
достаточную самостоятельность и определенность.
Например: психологический климат, морально-политическое
единство общества.
-
Связи многозначные – несколько явлений
могут обуславливать другое, но не всегда
в равной степени. Например: текучесть
кадров – неудовлетворенность зарплатой,
взаимоотношениями, условиями труда.
Вопросы
к разделам:
Раздел 1
- Назовите
пять методологических принципов психологии?
- Чем характеризуются
первичные и вторичные методы обработки
данных?
- Дайте определение
индукции, дедукции, моделированию?
- Какова классификация
методов теории государства и права?
Раздел
2
- Что такое
психологический факт?
- Что такое
психологическая закономерность?
- В чем сущность
объяснительной и прогностической функции
научной модели?
- Перечислите
группы психологических закономерностей?
- Какие существуют
стратегии на пути решения вопроса о детерминации
поведения человека?
Раздел
3
- Какой степени
трудности задачи выбирают испытуемые
с преобладанием мотива избегания неудач?
- Назовите
четыре ступени активности?
- В чем состоит
феномен смещенного выбора?
- В чем состоит
феномен Физера?
- Соотнесите
рационалистов и идеалистов с их мотивацией
выбора в ситуации неопределенности?
Раздел
4
- Назовите классификацию
методов психологического исследования
Б. Г. Ананьева?
- Дайте определение
первичного концептуального объяснения?
- Назовите
различия психического и психологического
явления с точки зрения социальной обусловленности?
- Назовите
два класса показателей?
- Что такое
индикатор?
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Дружинин
В.Н. Экспериментальная психология.
– СПб, 2001;
- Корнилова
Т.В. Введение в психологический эксперимент.
– М., 1998;
- Ядов В.А.
Социологическиое исследование; методология,
программы, методы. – М., 1987.
-
М.Н.Марченко Теория государства и права.
Учебник. Издание 3-е, расширенноеи дополненное.
М.: Издательство ЗЕРЦАЛО,2000
-
В.В.Лазарев Общая теория права и государства.
М.:Юристъ, 1996
-
М.Н.Марченко Проблемы теории государства
и права. М.:1999.
-
В.С.Нерсесянц Проблемы теории государства
и права М.,1999.
-
В.К.Бабаев Теория государства и права
М.,1999 -592с.
-
Н.И.Матузова А.В.Малько Теория государства
и права М.,1997.
-
Р.З.Лившиц Теория права. М.,1994.
-
Н. Е. Веракса Методологические основы
психологии. М.: Академия, 2008