Автор: Галина Батракова, 26 Августа 2010 в 20:39, практическая работа
Методология науки – это ее мировоззренческие позиции, определяющие понимание изучаемого предмета, подход к нему, назначение, направленность и способ проводимых исследований. Целесообразно различать различные уровни методологии. Применительно к науке различают философскую и специально-научную методологию.
Теория государства и права относится к общественным наукам, и к исследованию ее предмета очень часто возможно применить лишь абстрактное мышление. Абстракция в самом общем виде представляет собой мысленный образ, который создается о каком-либо предмете, явлении с использованием различных операций. Один из важнейших методов, которые использует теория государства и права - логический. Логика - это наука о приемах и способах мышления. Разнообразные логические операции (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, сравнение, моделирование и др.), законы логики (тождества, противоречия, исключенного третьего, достаточного основания и др.) используются также в научном познании юридической действительности.
Анализ представляет собой расчленение целого на составные элементы, их изучение в отдельности (например, деление права на отрасли, исследование особенностей каждой отрасли права). Синтез - это логический прием, противоположный анализу, заключающийся в обобщении в рамках целого знания, полученного в результате исследования отдельных элементов этого целого (например, синтезируя знания об отдельных отраслях права, мы получает знание о праве в целом).
Индукция- это логический прием, позволяющий на основании частного знания получать знание общее. Дедукция - это такой логический прием, при помощи которого на основании знания общего приходят к знанию частному.
Моделирование
- мыслительное, идеальное воспроизведение
исследуемых объектов. Эта операция
позволяет формулировать
Системный
подход - это направление в методологии
научного познания, в основе которого
лежит рассмотрение объектов как
систем, которое ориентирует
При анализе текстовой информации, например, при исследовании содержания нормативно-правовых актов, может использоваться лингвистический (филологический) метод.
Не
все объекты научного юридического
исследования подлежат количественным
измерениям. Однако если такое возможно,
во многих случаях цифры говорят
красноречивее любых логических
доказательств. Поэтому в теории
государства и права для
Все эти так называемые частнонаучные методы исследования, как уже отмечалось, имеют общий характер, поскольку в той или иной степени используются всеми общественными науками. Все методы связаны между собой и применяются, как правило, не по отдельности, а в различных сочетаниях друг с другом, что зависит от объекта исследования.
Каждая наука на основе этих методов вырабатывает свою методологию; в рамках каждой науки складываются особые традиции исследования своего предмета. Есть особенности и в методологии юридических наук, поэтому принято считать, что здесь сложился особый специально-юридический метод. Существуют и более частные особенности методологии теории государства и права, обусловленные спецификой теоретического знания, необходимостью формулирования и разработки общих понятий, классификаций, юридических конструкций, концепций и т. д.
Одной
из важнейших проблем методологии
государственно-Правовой теории является
проблема деидеологизации. Кризисное
состояние общественно-
В течение длительного времени в Государственно-правовых исследованиях господствовали исключительно классовый подход, сугубо идеологизированная точек зрения, чему способствовало схоластическое, догматизированное отношение к наследию классиков. Так, цитируя К. Маркса и Ф. Энгельса из "Святого семейства", ограничивались ссылкой на то, что "идея" неизменно посрамляла себя, как только она отделялась от "интереса". Точка ставилась там, где авторы философскокритического труда продолжали свою мысль: "С другой стороны, нетрудно понять, что всякий массовый, добивающийся исторического признания "интерес", когда он впервые появляется на мировой сцене, далеко выходит в "идее", или "представлении", за свои действительные границы и легко себя смешивает с человеческим интересом вообще".
Подмеченный
основоположниками "выход" классового
интереса "за свои действительные границы"
особенно виден в периоды радикальных
социальных сдвигов, когда широкий,
непредвзятый взгляд на проблему дает
корректное решение, когда подход с
воззрений общечеловеческих менее
всего искажает социально-политическую
картину, содержание высказанных идей.
К сожалению, пренебрежение к
классическому наследию или архипрагматическое
манипулирование им, провозглашение
в идеале чуждым марксизму на деле
представало в последующем
В
чем причины столь искаженной
и гипертрофированной идеологизации
(не путать с идеологией как системой
взглядов и представлений, как жизненной
позиции, которая всегда присутствует
и должна присутствовать в мировоззренческой
позиции .теоретика)? Этих причин, очевидно
немало, одна из них -развитие вульгарного
социологизма в 30-х г. XX в. Его влияние
"на теоретическую юридическую
науку приводило к
Теоретические взгляды представлялись с этой точки зрения зашифрованными и диаграммами общественных групп, борющихся между собой за места у власти. Естественно, авторам монографий того времени не оставалось ничего другого, как видеть свою цель в разоблачении теоретиков прошлого в качестве служителей господствующего класса. Вопреки подлинному смыслу распространенной формулы "бытие определяет сознание" вульгарный социологизм превращал сознание в лишенный социальности, стихийный продукт общественной среды. Вместо объективного научного критерия общечеловеческой ценности тех или иных взглядов в ход шли зауженные критерии коллективного опыта или классового интереса. Отсюда непонимание глубоких противоречий общественного прогресса и неравномерности развития мировой культуры, сложнейшего взаимодействия различных духовных сфер, схематизм, а подчас и отсутствие, всякого чувства реальности. Между тем фундаментальная и по-настоящему академическая государствоведческая и правоведческая теория, использующая весь арсенал методологических средств, отрешенная от оков идеологизации и начетничества, может стать не только закономерным следствием, но и созидательным условием позитивного развития политико-правового процесса, выступить фактором единения и согласия общества, переживающего кризис.
В значительной степени можно
даже говорить о том, что
от уровня развития теории
государства и права в целом,
в том числе и уровня развития
методов и методологии теории,
зависит уровень развития
Раздел 2
Психологический факт и психологические закономерности
Факт
– наиболее устойчивая часть теории,
которая удерживает ее в научном
поле. Л. С. Выготский в работе
«Исторический смысл
В качестве примера рассмотрим наблюдение З. Фрейда за игрой ребенка раннего возраста: малыш бросает катушку с нитками из кроватки так, что она исчезает из его поля зрения, а затем подтягивает ее за нитку к себе. В этом действии З. Фрейд видит процесс изживания (за счет замещения) травмирующей ситуации, связанной с уходом матери. Следует обратить внимание на то, что наверняка многие наблюдали подобные манипуляции детей, но именно З. Фрейд перевел это наблюдение в разряд психологического факта.
Существуют факты, которые находятся в рамках конкретных теорий, и факты, которые рассматриваются различными теориями.
Анализируя факты, получаемые в контексте теории, Т. Парсонс показывает, что в ходе развития знания накапливается два типа сведений. К первой группе сведений относятся факты, которые подтверждают теоретические обобщения. Ко второй группе относятся факты, которые не получают обобщения в контексте данной концептуальной схемы, не входят в число категорий, на которых строится теоретическая система. Методологический подход Парсонса основан на том, что всякая теория описывает факты с помощью системы понятий. Так, например, с помощью механики можно описать падение физического тела, например человека с моста. При этом можно даже вычислить скорость, с которой он будет входить в воду. Но вряд ли такая интерпретация с помощью физических формул раскроет основную причину событий.
Поскольку
конкретный психологический принцип
является преобразованием того или
иного факта, постольку в той
мере, в которой другие факты позволяют
наложить на них данный принцип, они
и будут подвергаться интерпретации.
Существует определенная проблематика,
которой касаются одни теории и не
рассматривают другие. Например, теория
деятельности не рассматривает факты,
связанные с проявлением