Автор: Галина Батракова, 26 Августа 2010 в 20:39, практическая работа
Методология науки – это ее мировоззренческие позиции, определяющие понимание изучаемого предмета, подход к нему, назначение, направленность и способ проводимых исследований. Целесообразно различать различные уровни методологии. Применительно к науке различают философскую и специально-научную методологию.
Помимо того, что факт содержит
понятие и связывает его с
реальностью, он выполняет
Всякая научная модель обязательно выполняет две следующие функции: во-первых, она раскрывает причины появления уже известных фактов; во-вторых, предсказывает появление новых, ранее неизвестных фактов. Ценность науки в том и состоит, насколько она может реализовать эти функции ОБЪЯСНИТЕЛЬНУЮ И ПРОГНОСТИЧЕСКУЮ.
Если
соответствующая
Что
же такое психологический факт? Как
отмечал А. Н. Леонтьев, психическое
отражение опосредствует
Существуют
две принципиальные возможности
регистрации психического отражения.
Первая возможность заключается
в регистрации продуктов
Из огромного числа сведений, накопленных в психологии можно выделить две группы данных: первичные и вторичные.
Под
первичными фактами мы будем понимать
такие данные, которые описывают
либо формы поведения субъекта, являющихся
следствием определенных психических
процессов, либо формы переживаний
и результаты самонаблюдений людей.
К таким фактам можно отнести
отдельные случаи, зарегистрированные
в различных жизненных
Под вторичными фактами мы будем понимать такие данные, которые получены в строго экспериментальных условиях, в ходе конкретных психологических теорий.
Вторичные факты в свою очередь разделены на две большие группы. Одна группа фактов описывается в логике объектных отношений (результаты тестирования, феномены гештальт-психологии и др., там где игнорируется принцип предметности, а наоборот, преобладает естественный, натуралистический взгляд).
Вторая
группа фактов описывает результаты
исследований в логике деятельностных
отношений (факты зависимости
Цель научного познания является открытие закономерностей, которым подчиняются изучаемые данной наукой факты (зарегистрированные явления действительности). Диалектика определяет закон как отношение. В диалектике приводятся две категории: «явление» и «сущность». Таким образом, закон есть объективно существующая связь между сущностями. Закон оказывается скрытым, он опосредствуется, проявляется в явлении. Тем самым: закон или закономерность есть объективно существующая устойчивая связь между явлениями.
Под
психической закономерностью
В отличие от психического психологический закон есть выраженная в языке конкретной психологической модели связь между элементами этой модели. Иными словами, это моделируемая закономерность появления психологических фактов. Дело в том, что закон не только констатирует факты, но и предполагает их интерпретацию.
Главный тезис Б. Ф. Ломова состоит в том, что психика человека имеет системное строение, а психологические законы отражают разные уровни психики.
Существует
несколько групп
Одни из них характеризуют относительно элементарные зависимости: например, устойчивые связи между внешними воздействиями и определенными психическими эффектами, а также между самими этими эффектами. (Примером может служить закон Хика, характеризующий время реакции от вероятности сигнала – время сенсомоторной реакции монотонно увеличивается с ростом количества информации на символ. Но вскоре стало обнаруживаться, что на его проявление влияет масса факторов: особенности ответных реакций, уровень тренированности человека, состояние работоспособности человека и т.п.).
Вторая
группа - это законы раскрывающие динамику
психических процессов во времени.
( Примером может быть закономерная
последовательность фаз процесса восприятия
Н. Н. Ланге – перцептивный процесс-зрение-
разворачивается по фазам: от грубого
различения общих пропорций предмета
и его положения до формирования
дифференцированного и
Третью
группу составляют законы, характеризующую
структуру психических явлений.
В особую группу можно выделить законы, раскрывающие зависимость эффективности поведения или деятельности от уровня его (или ее) психической регуляции, а также от значения того или иного измерения. (Пример – закон Йеркса-Додсона, который раскрывает зависимость между уровнем мотивации и успешностью решения поведенческих задач. Утверждается, что есть некоторый оптимальный уровень мотивации, при котором успешность является наиболее высокой. При этом уровень мотивацйии темменьше, чем труднее задача. ).
Следующая группа законов относится к процессу психического развития человека, рассматриваемому в масштабах его жизни. (Закономерная последовательность стадий развития интеллекта: сенсомоторная, предоперациональная, конкретно-операциональная и формально-операциональная, по Пиаже).
Особую
группу образуют те законы, в которых
раскрываются основания различных
психических свойств человека. (Концепции,
в которых в качестве основания
психологических свойств
Наконец,
психология располагает некоторыми
знаниями о закономерных отношениях
между разными уровнями организации
психических процессов и
Нужно говорить о различных
группах законов, но возможно
это лишь в рамках
Под
психическим явлением понимается то
объективное проявление психики, та
ее реальная форма, которая существует
в объективной
На пути решения вопроса о детерминации поведения человека намечаются две принципиальные стратегии.
Первая
стратегия состоит в
Вторая стратегия в исследовании психической детерминации характеризуется не приближением к реальным формам поведения, а стандартизацией условий, в которых проявляются различные формы поведения.
Однако в психологии существует и обратный подход, когда сначала определяется сам психологический закон, а затем находятся ситуации, которые могут быть объяснены с позиции данного закона.
Приведем два примера.
Первый пример связан с
Второй
пример, иллюстрирующий движение от закона
к ситуации, связан с исследованиями
З. Фрейда. Практически все его
работы нацелены именно на поиск ситуаций,
которые могли бы быть объяснены
с позиций законов
В
поведении человека можно выделить
ряд аспектов: социальный, сознательный,
психический, биологический, физический.
Каждый из аспектов участвует в реальном
поведении человека. Поэтому, если рассматривать
поведенческий акт человека, то он
окажется детерминированным не только
законами организации психики, но и
социальными законами, законами биологическими,
физическими, кроме того, он оказывается
подчиненным законам развития (диалектики).
Раздел 3
«Уровень трудности задачи: метаимпликационная модель мотивации выбора» В. А. Петровский 2006г.
Общеизвестно, что испытуемые в условиях свободного выбора задач различной степени трудности, подразделяются на две категории: 1 – испытуемые, в первую очередь выбирающие задачи в среднем диапазоне трудности; 2 – испытуемые, осуществляющие экстремальные выборы, то есть предпочитающие в первую очередь, самые трудные и самые легкие задачи. Испытуемые первой группы характеризуются преобладанием мотива достижения успеха над мотивом избегания неудачи, в противоположность испытуемым второй группы.
В
центре внимания многих исследователей
оказался феномен смещения выбора,
производимого испытуемыми
Принимаем
(при помощи психолого-математических
вычислений), что уровень запроса
(оценка перспективности или
Проследим логику развертки
Первая ступень активности: ПОРЫВ
Вторая ступень активности: РАСЧЕТ
Третья ступень активности: ВОЛЯ
Четвертая ступень активности: ПРОРЫВ
Анализ феномена смещенного выбора.
Представители первой группы (средний диапазон трудности) могут быть названы рационалистами, а второй группы (экстремальные выборы) – идеалистами.
Рационалисты
- те, кто выбирают задачи, уровень
сложности которых
Идеалисты
– те, кто избирает полярные уровни
доступности задачи, соответствующие
второму и третьему полученным решениям.
Сверх-адаптивны и активно-