Методологические основы психологии

Автор: Галина Батракова, 26 Августа 2010 в 20:39, практическая работа

Описание работы

Методология науки – это ее мировоззренческие позиции, определяющие понимание изучаемого предмета, подход к нему, назначение, направленность и способ проводимых исследований. Целесообразно различать различные уровни методологии. Применительно к науке различают философскую и специально-научную методологию.

Работа содержит 1 файл

Копия ИНДИВИД.ЗАД. МЕТОДОЛОГ.docx

— 329.67 Кб (Скачать)

      Помимо того, что факт содержит  понятие и связывает его с   реальностью, он выполняет функцию  носителя объяснительного принципа  теории.  В качестве примера  построения такого факта мы  можем привести работу А. В.  Запорожца «Восстановление движений». В его исследованиях было показано, что даже в случае поражений нервных отделов двигательных путей благодаря включению в деятельность эти пути восстанавливаются. Вывод: если происходит включение человека во внешнюю практическую деятельность, то происходит восстановление и утерянных звеньев психики. Таким образом, наука, и психология в том числе, не только восстанавливает факты, но и создает их, то есть конструирует реальность, в которой потом должны жить люди.

    Всякая  научная модель обязательно выполняет  две следующие функции: во-первых, она раскрывает причины появления  уже известных фактов; во-вторых, предсказывает появление  новых, ранее неизвестных фактов.  Ценность науки в том и состоит, насколько  она может реализовать эти  функции ОБЪЯСНИТЕЛЬНУЮ И ПРОГНОСТИЧЕСКУЮ.

    Если  соответствующая психологическая  теория не опирается на психологические  факты, она не является научной. Именно поэтому такие категории, как «телепатия», «телекинез» и т.п., не входят в сколько-нибудь серьезную концепцию.

    Что же такое психологический факт? Как  отмечал А. Н. Леонтьев, психическое  отражение опосредствует жизнедеятельность  человека. Отсюда мы приходим к следующему заключению: психологический факт должен характеризовать именно эту способность  человека – опосредовать свою деятельность отражением условий деятельности.

    Существуют  две принципиальные возможности  регистрации психического отражения. Первая возможность заключается  в регистрации продуктов деятельности человека, осуществляемой на основе психического отражения. Вторая возможность связана  с тем, что это отражение в  известной форме представлено человеку. Оно открывается ему в процессе самонаблюдения, самоанализа в виде субъективных переживаний.

    Из  огромного числа сведений, накопленных  в психологии можно выделить две  группы данных: первичные и вторичные.

    Под первичными фактами мы будем понимать такие данные, которые описывают  либо формы поведения субъекта, являющихся следствием  определенных психических  процессов, либо формы переживаний  и результаты самонаблюдений людей. К таким фактам можно отнести  отдельные случаи, зарегистрированные в различных жизненных ситуациях. Хотелось бы обратить внимание на то, что  именно первичные факты являются поводом для спекуляции и всякая спекуляция основана на этих фактах (обычный  прием- ссылка: «был такой случай»); они приводятся как бы вне анализа  тех условий в которых находится  человек.

    Под вторичными фактами мы будем понимать такие данные, которые получены в строго экспериментальных условиях, в ходе конкретных психологических теорий.

    Вторичные факты в свою очередь разделены  на две большие группы. Одна группа фактов описывается в логике объектных  отношений (результаты тестирования, феномены гештальт-психологии и др., там где  игнорируется принцип предметности, а наоборот, преобладает естественный, натуралистический взгляд).

    Вторая  группа фактов описывает результаты исследований в логике деятельностных отношений (факты зависимости результатов  психической деятельности от места  в структуре предметной деятельности).  

    Цель  научного познания является открытие закономерностей, которым подчиняются  изучаемые данной наукой факты (зарегистрированные явления действительности). Диалектика определяет закон как отношение.  В диалектике приводятся две категории: «явление» и «сущность». Таким образом, закон есть объективно существующая связь между сущностями. Закон оказывается скрытым, он опосредствуется, проявляется в явлении.  Тем самым: закон или закономерность есть объективно существующая устойчивая связь между явлениями.

    Под психической закономерностью понимается объективно существующая устойчивая связь  между психическими явлениями.

    В отличие от психического психологический  закон есть выраженная в языке  конкретной  психологической модели связь между элементами этой модели. Иными словами, это моделируемая закономерность появления психологических  фактов.  Дело в том, что закон  не только констатирует факты, но и  предполагает их интерпретацию.

    Главный тезис Б. Ф. Ломова состоит в том, что психика человека имеет системное  строение, а психологические законы отражают разные уровни психики.

    Существует  несколько групп закономерностей.

    Одни  из них характеризуют относительно элементарные зависимости: например, устойчивые связи между внешними воздействиями  и определенными психическими эффектами, а также между самими этими  эффектами. (Примером может служить закон Хика, характеризующий время реакции от вероятности сигнала – время сенсомоторной реакции монотонно увеличивается с ростом количества информации на символ. Но вскоре стало обнаруживаться, что на его проявление влияет масса факторов: особенности ответных реакций, уровень тренированности человека, состояние работоспособности человека и т.п.).

    Вторая  группа - это законы раскрывающие динамику психических процессов во времени. ( Примером может быть закономерная последовательность фаз  процесса восприятия Н. Н. Ланге – перцептивный процесс-зрение- разворачивается по фазам: от грубого  различения общих пропорций предмета и его положения до формирования дифференцированного и достаточно полного образа).

    Третью  группу составляют законы, характеризующую  структуру психических явлений.(К  ним можно отнести закон формирования установки).

    В особую группу можно выделить законы, раскрывающие зависимость эффективности поведения или деятельности от уровня его (или ее) психической регуляции, а также от значения того или иного измерения.  (Пример – закон Йеркса-Додсона, который раскрывает зависимость между уровнем мотивации и успешностью решения поведенческих задач. Утверждается, что есть некоторый оптимальный уровень мотивации, при котором успешность является наиболее высокой. При этом уровень мотивацйии темменьше, чем труднее задача. ).

    Следующая группа законов относится к процессу психического развития человека, рассматриваемому в масштабах его жизни.  (Закономерная последовательность стадий развития интеллекта: сенсомоторная, предоперациональная, конкретно-операциональная и формально-операциональная, по Пиаже).

    Особую  группу образуют те законы, в которых  раскрываются основания различных  психических свойств человека. (Концепции, в которых в качестве основания  психологических свойств личности выступает деятельность индивида в системе общественных отношений. Леонтьев).

    Наконец, психология располагает некоторыми знаниями о закономерных отношениях между разными уровнями организации  психических процессов и свойств.  (Отношения между разными уровнями организации в структуре личности). 

       Нужно говорить о различных  группах законов, но возможно  это лишь в рамках множественного  подхода, когда закон и его  действие анализируется в пределах  той психологической системы,  в которой он был сформулирован. 

    Под психическим явлением понимается то объективное проявление психики, та ее реальная форма, которая существует в объективной действительности. Под психологическим фактом понимается некоторое явление, рассмотренное  в контексте соответствующей  этому явлению психологической  модели.  Для того, чтобы объяснить некоторое психическое явление, необходимо отождествить некоторую группу психологических фактов с данным явлением, что ведет к искажениям. Поэтому эффективность применения закона в объяснении детерминации поведения человека тем больше, чем больше сами психологические факты, описанные с помощью данного закона, приближаются к психическим явлениям.

    На  пути решения вопроса о детерминации поведения человека намечаются две  принципиальные стратегии.

    Первая  стратегия состоит в максимальном приближении психологических фактов к психическим явлениям. По этому  явлению идет развитие бихевиоризма.

    Вторая  стратегия в исследовании психической  детерминации характеризуется не приближением к реальным формам поведения, а стандартизацией  условий, в которых проявляются  различные формы поведения.

    Однако  в психологии существует и обратный подход, когда сначала определяется сам психологический закон, а  затем находятся ситуации, которые  могут быть объяснены с позиции  данного закона.

    Приведем  два примера.

      Первый пример связан с исследованиями  гештальт-психологов. К. Кофка описал  две ситуации. Первая ситуация  характеризует структурность восприятия  новорожденного. Младенцу в темной  комнате демонстрируют светящийся  предмет, перемещающийся достаточно  близко от лица. Оказывается, что  ребенок в этом случае совершает  следящие движения глазами. На  основании этого  делается  заключение, что мир новорожденного  не хаос ощущений, а изначально  структурирован, в нем действуют  законы гештальта, которые и  детерминируют его поведение.  Вторая ситуация связана с  пониманием речи. Гештальт-психологи  показали, что ребенок реагирует  не на звуковой состав высказывания, а на интонацию. 

    Второй  пример, иллюстрирующий движение от закона к ситуации, связан с исследованиями З. Фрейда. Практически все его  работы нацелены именно на поиск ситуаций, которые могли бы быть объяснены  с позиций законов бессознательного.

    В поведении человека можно выделить ряд аспектов: социальный, сознательный, психический, биологический, физический. Каждый из аспектов участвует в реальном поведении человека. Поэтому, если рассматривать  поведенческий акт человека, то он окажется детерминированным не только законами организации психики, но и  социальными законами, законами биологическими, физическими, кроме того, он оказывается  подчиненным законам развития (диалектики).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Раздел 3

 «Уровень  трудности задачи: метаимпликационная модель мотивации  выбора» В. А. Петровский 2006г.

    Общеизвестно, что испытуемые в условиях свободного выбора задач различной степени  трудности, подразделяются на две категории: 1 – испытуемые, в первую очередь  выбирающие задачи в среднем диапазоне  трудности; 2 – испытуемые, осуществляющие экстремальные выборы, то есть предпочитающие в первую очередь, самые трудные  и самые легкие задачи. Испытуемые первой группы характеризуются преобладанием  мотива достижения успеха над мотивом  избегания неудачи, в противоположность  испытуемым второй группы.

    В центре внимания многих исследователей оказался феномен смещения выбора, производимого испытуемыми первой группы, в направлении более трудных  задач, чем предсказывает модель. Кроме того, имеет место быть феномен Физера,  подкрепляющий модель принятия риска в контексте исследования настойчивости поведения.

    Принимаем (при помощи психолого-математических вычислений), что уровень запроса (оценка перспективности или бесперспективности действия в заданном направлении) определяется ранее достигнутым уровнем состоятельности  субъекта(постулат «какова амуниция, таковы и амбиции»).

      Проследим логику развертки активности  при переходе с одной ее  ступени на другую.

      Первая ступень активности: ПОРЫВ

 

      Вторая ступень активности: РАСЧЕТ

 

       Третья ступень активности: ВОЛЯ

 

 Четвертая ступень активности: ПРОРЫВ

 

 Анализ  феномена смещенного выбора.

 Представители первой группы (средний диапазон трудности) могут быть названы рационалистами, а второй группы (экстремальные выборы) – идеалистами.

 Рационалисты - те, кто выбирают задачи, уровень  сложности которых соответствует  первому полученному решению. Будут выбирать задачи высокого нежели среднего или низкого уровня тудности.

 Идеалисты – те, кто избирает полярные уровни доступности задачи, соответствующие  второму и третьему полученным решениям. Сверх-адаптивны и активно-неадаптивные.

Информация о работе Методологические основы психологии