Методическая разработка лекции и семинарского занятия по теме «Виды воображения»

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 00:10, курсовая работа

Описание работы

Целью обучения психологии является познание человека и способов эффективного с ним взаимодействия. Поэтому основой методики преподавания психологии являются психологические теории учения, учебной деятельности и развивающего обучения, которые раскрывают механизмы формирования творческого мышления обучаемых, эффективности усвоения знаний, а также активные методы обучения, реализующие положения этих теорий в педагогической практике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………… 3
Глава 1. Методическая разработка лекции………………6
Организационно-методическая часть…………………………6
Содержание лекции и демонстрационные
материалы……………………………………………………….8
Глава 2. Методическая разработка семинарского занятия………………………………………………………28
Организационно-методическая часть………………………...28
Содержание занятия и демонстрационные
материалы………………………………………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………

Работа содержит 1 файл

Петрова Ольга З-54 Виды воображения.docx

— 102.34 Кб (Скачать)

В последние годы жизни 3. Фрейд вновь  возвращается к проблеме сновидений, что отражено в третьем разделе "Лекций", который никогда не был прочитан аудитории: автор был  слишком стар и болен. Одна из его  лекций - "Пересмотр теории сновидений" - дает немного дополнительных сведений о теории сновидений, однако позволяет  судить о том, что именно Фрейд  считал главным в своей теории, а что - второстепенным. Содержание второй лекции - "Сновидение и оккультизм" - достаточно далеко от собственно проблемы сновидений, зато мы можем ознакомиться с мнением Фрейда по поводу астрологии, пророчеств, гаданий - всего того, что  входит в моду в наши дни. И здесь  Фрейд верен себе! Он не столько  критикует эти феномены (хотя, безусловно, не верит в них), сколько пытается проанализировать те психологические  закономерности, которые лежат в  основе оккультизма.

2) Литературно-художественная деятельность представляет собой процесс, в котором удельный вес творческого воображения особенно велик. Творческий успех писателя прежде всего зависит от его идейной направленности, которая воплощена в замысле произведения. Успех зависит от того, насколько чётко, ясно представит себе автор то, что и во имя чего желает он сказать читателю. 

На этом начальном этапе работы могут быть определены только основные вехи и, в первую очередь, идейный  замысел произведения. От замысла  литературно-художественного произведения зависит его содержание и литературная форма. Выбор литературной формы - ответственный  момент в работе, он в известной  мере определяет успешное выполнение замысла. Художественное произведение всегда затрагивает ум и сердце читателя, тат как оно насыщено яркими образами и сравнениями, эпитетами, аллегориями.  

Создание  образов литературных персонажей является одним из центральных моментов творчества писателя. Для того чтобы создать  типический образ в литературе, писатель накапливает впечатления, наблюдает  явления общественной жизни, стремится  проникнуть во внутренний мир  человека. Создаваемый писателем образ  будет впечатляющим, если в нём  гармонически сливаются в единое целое типические и индивидуальные черты.

Личность литературного персонажа, индивидуальное и типическое в нём  раскрываются через деятельность, систему  поступков, в которых выражаются отношения героя к окружающим и жизни. Поэтому писателю чрезвычайно  важно найти, определить такие жизненные  ситуации, в которых наиболее чётко  выступит та или иная сторона личности или черта характера героя.

Сила творческого воображения  писателя – в создании литературных образов, отличающихся выразительностью, содержательностью, неповторимостью.

 

3) Мечта – необходимое  условие преобразования действительности, побудительная причина, мотив  деятельности, окончательное завершение  коей оказалось отсроченным; особая  форма воображения, локализованная  в достаточно отдалённом будущем  и объединяющая представления  о жизни высокого качества. Планы  на будущее, явленные в воображении  субъекта и исполняющие важные  для него потребности и интересы. Мечты часто выступают сильным фактором творческого поиска. При отрыве от действительных возможностей тяготеют к грёзам.

4) Работа  человеческого  воображения,  разумеется,  не ограничивается литературой и искусством.         

 Подчёркивая значение воображения,  В.И.Ленин назвал предрассудком  мысль, что фантазия необходима  только поэту. «Даже в математике  она нужна, даже открытие дифференциального  и интегрального исчислений невозможно  было бы без фантазии».

В не меньшей степени она проявляется  в научном,  техническом  видах творчества. Важнейшим условием научного творчества является умение по-новому представить себе картину протекания изучаемых явлений. Творческое воображение – необходимый компонент умственной деятельности на всех этапах научного творчества.

 При рассмотрении истории  какой-либо науки, достигшей высокого  уровня развития,  можно убедиться, что на ранних стадиях развития эта наука насквозь была пронизана фантастическими допущениями, так как слишком много тогда ещё оставалось неизвестным и дополнялось догадками.

 Творческое воображение необходимо  в период разработки экспериментальной  ситуации – определения условий  намечающейся серии опытов, которые  должны подтвердить или опровергнуть  исходные гипотезы.

 При конструировании новой  экспериментальной установки или  нового прибора также приходится  прибегать к экспериментальному  моделированию.

 На следующем этапе исследования  – этапе накопления исходных  данных, необходимых для решения  проблемы, - воображение имеет не  менее существенное значение. На  этом этапе очень важно по  мере накопления фактов представить  себе, что кроется за малозаметными  на первый взгляд случайными  отклонениями в изучаемых явлениях. Не менее важно также увидеть,  какие изменения необходимо внести  в экспериментальную ситуацию, которые  позволят подтвердить или уточнить  полученные данные, довести их до степени неоспоримо доказанных фактов и показать их причинную обусловленность. На этом этапе исследования образы воображения – важные средства познания того нового, что ещё только в самой зачаточной форме начинает выступать в полученных исследователем фактах.

 На заключительном этапе  научного исследования роль творческого  воображения сводится к тому, что завершается преобразование  ранее имеющихся у исследователя  представлений об изучаемом объекте,  формируются новые представления  – образы.

3.4 Заключение

Итак, невозможно не согласиться с тем, что всякое воображение порождает что-то новое, изменяет, преобразует то, что дано восприятием.

Значение воображения трудно переоценить. Оно необходимо не только писателям  для создания образов героев или  художникам в поисках сюжета будущей  картины. Без фантазии учёные не могли  бы воздвигать гипотезы, делать предположения  о причинах явлений, предвидеть события; учителя не смогли бы готовиться к  уроку, так как невозможно представить  его ход, предугадать реакции  учеников и т. д. Да и процесс учения вообще стал бы очень ограниченным, так как, не опираясь на воображение, невозможно изучать история, географию, астрономию и другие предметы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Бадмаев Б.У. Методика преподавания психологии. – М.: Владос, 2004. -304 с.
  2. Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2007. – 250 с.
  3. Ляудис В.Я.методика преподавания психологии: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2007. – 192 с.
  4. Самаль Е. В. Методика преподавания психологии: курс лекций. – Мн.: МГЭИ, 2005. – 212 с.
  5. Якубовская Л.П. Методика преподавания психологии. Владивосток, 2003. – 72 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Методическая разработка лекции и семинарского занятия по теме «Виды воображения»