Методическая разработка лекции и семинарского занятия по теме «Виды воображения»

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 00:10, курсовая работа

Описание работы

Целью обучения психологии является познание человека и способов эффективного с ним взаимодействия. Поэтому основой методики преподавания психологии являются психологические теории учения, учебной деятельности и развивающего обучения, которые раскрывают механизмы формирования творческого мышления обучаемых, эффективности усвоения знаний, а также активные методы обучения, реализующие положения этих теорий в педагогической практике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………… 3
Глава 1. Методическая разработка лекции………………6
Организационно-методическая часть…………………………6
Содержание лекции и демонстрационные
материалы……………………………………………………….8
Глава 2. Методическая разработка семинарского занятия………………………………………………………28
Организационно-методическая часть………………………...28
Содержание занятия и демонстрационные
материалы………………………………………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………

Работа содержит 1 файл

Петрова Ольга З-54 Виды воображения.docx

— 102.34 Кб (Скачать)

 

Рассмотрим подробнее  каждый из данных видов.

Воссоздающее воображение или репродуктивное воображение - это воображение на основе прочитанного или услышанного. Оно имеет место в тех случаях, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда им раньше не воспринимался. Например, он никогда не видел моря, но, прочтя описание его в книге, может себе представить море в более или менее ярких и полных образах.

Воссоздающее, или  репродуктивное, воображение - это построение образа предмета, явления в соответствии с его словесным описанием или по чертежу, схеме, картине. В процессе воссоздающего воображения возникают новые образы, но новые субъективно, для данного человека, а объек-

тивно они уже существуют. Они уже воплощены в определенных предметах культуры. При чтении художественной и учебной литературы, при изучении географических, исторических и других описаний постоянно оказывается необходимым воссоздавать при помощи фантазии то, о чем говорится в этих источниках. Любой зритель, читатель или слушатель должен обладать достаточно развитым воссоздающим воображением, чтобы увидеть и почувствовать то, что хотел передать и выразить художник, писатель, рас-

сказчик. Отличной школой развития воссоздающего воображения служит изучение географических карт. К. Паустовский  писал: Еще в детстве у меня появилось пристрастие к географическим картам. Я мог сидеть над ними по нескольку часов, как над увлекательной книгой. Я изучал течение неведомых рек, прихотливые морские побережья, проникал в глубину тайги... Постепенно все эти места оживали в моем воображении с такой ясностью, что, кажется, я мог бы написать вымышленные путевые дневники по разным

материкам и странам.

Суть воссоздающего воображения  в том, что мы воспроизводим то, что сами непосредственно не воспринимали, но что нам сообщают другие люди (речью, чертежами, схемами, знаками и пр.). Мы как бы расшифровываем сигналы, символы, знаки. Например, инженер, рассматривая чертеж

(систему линий на листе), восстанавливает образ машины, которая зашифрован условными обозначениями.

Воссоздающее воображение  играет важную роль в жизни человека, оно позволяет людям обмениваться опытом, без чего немыслима жизнь в обществе. Оно помогает каждому из нас овладеть опытом, знаниями и достижениями других людей.

От воссоздающего воображения  надо отличать творческое воображение.  
Творческое воображение - это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Образы создаются без опоры на готовое описание или условное изображение.

Роль творческого воображения  огромна. Создаются новые оригинальные произведения, которых никогда не было. Однако их персонажи (у художников, скульпторов, писателей) настолько жизненны, реальны, что начинаешь относиться к ним, как к живым (вспомним Дон Кихота,

Андрея Болконского, Наташу Ростову, Анну Каренину, Татьяну Ларину, Григория Мелехова, Василия Теркина, братьев Турбиных...).

Творческое(продуктивное) воображение, как и воссоздающее, тесно связано  с памятью, поскольку во всех случаях  его проявления человек использует свой предшествующий опыт. Поэтому  между воссоздающим и творческим воображением нет жесткой границы. При воссоздающем воображении зритель, читатель, или слушатель должен в  большей или меньшей степени  восполнять заданный образ деятельностью  своего творческого воображения. Творческое воображение — это такой вид  воображения, в ходе которого человек  самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для  других людей или общества в целом  и которые воплощаются («кристаллизуются») в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение  является необходимым компонентом  и основой всех видов творческой деятельности человека.

Образы творческого воображения  создаются посредством различных  приемов интеллектуальных операций. В структуре творческого воображения  различают два типа таких интеллектуальных операций. Первый - операции, посредством  которых формируются идеальные  образы, и второй — операции, на основе которых перерабатывается готовая  продукция.

Один из первых психологов, изучавших эти процессы, Т. Рибо выделил  две основные операции: диссоциацию  и ассоциацию. Диссоциация — отрицательная  и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой  предварительной обработки опыта  элементы его способны входить в  новое сочетание.

Без предварительной диссоциации  творческое воображение немыслимо. Диссоциация — первый этап творческого  воображения, этап подготовки материала. Невозможность диссоциации - существенное препятствие для творческого  воображения. Ассоциация — создание целостного образа из элементов вычлененных  единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам. Кроме того, существуют и другие интеллектуальные операции, например, способность мыслить по аналогии с частным и чисто случайным  сходством. Продуктивное воображение  отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается, хотя при этом в образе она все же творчески  преобразуется. Например, основой творчества ряда мастеров искусства, чей полет  творческой фантазии уже не удовлетворяют  реалистические средства, становится тоже реальность. Но эта реальность пропускается через продуктивное воображение  творцов, они по-новому ее конструируют, пользуясь светом, цветом, вибрацией  воздуха (импрессионизм), прибегая к  точечному изображению предметов (пуантилизм), разлагая мир на геометрические фигуры (кубизм) и так далее. Даже произведения такого направления искусства, как абстракционизм, создавались  при помощи продуктивного воображения. С продуктивным воображением в искусстве  мы встречаемся в тех случаях, когда мир художника – фантасмагория, иррационализм.

Чаще всего творческий процесс в искусстве связан с  активным воображением: прежде чем  запечатлеть какой-либо образ на бумаге, холсте или нотном листе, художник создает его в своем воображении, прилагая к этому сознательные волевые  усилия. Нередко активное воображение  настолько захватывает творца, что  он утрачивает связь со своим временем, своим "я", вживаясь в создаваемый  им образ. Немало свидетельств этому  дано в литературе.

Воображение, как нам известно, тесно связано с творчеством. И как ни странно, эта зависимость  обратная, т.е. именно воображение формируется  в процессе творческой деятельности, а не наоборот. Специализация различных  видов воображения является результатом  развития различных видов творческой деятельности. Поэтому существует столько  специфических видов воображения, сколько имеется видов человеческой деятельности – конструктивное, техническое, научное, художественное, музыкальное  и так далее. Но, конечно, все эти  виды составляют разновидность высшего  уровня – творческого воображения.

Особый вид воображения - мечта. Мечта всегда направлена на будущее, на перспективы жизни и деятельности конкретного человека, конкретной личности. Мечта позволяет намечать будущее и организовывать свое пове-

дение для его осуществления. Представить себе будущее(т.е. то, чего еще нет) человек не мог бы без  воображения, без умения строить новый образ. Причем мечта - это такой процесс воображения, который всегда направлен не просто в будущее, а в желаемое будущее. В этом смысле Плюшкин - образ творческого воображения Н.В. Гоголя, но не его мечта. А вот герои Алых парусов А. Грина – мечта писателя о людях, какими бы он хотел их видеть.

Мечта не дает немедленного объективного продукта деятельности, но всегда является толчком к деятельности. К.Г. Паустовский говорил, что сутью человека является та мечта, которая живет у каждого в сердце. Ничто

человек так глубоко не прячет, как свою мечту. Может быть, потому, что она не выносит самого малого осмеяния и уж, конечно, не выносит прикосновения равнодушных рук. Только единомышленнику можно поверить свою мечту.

К образам такого рода, как  мечта, относятся идеалы человека - образы, служащие ему образцами жизни, поведения, отношений, деятельности. Идеал - это образ, в котором представлены наиболее ценные, значимые для

данного человека черты и  свойства личности. В образе-идеале выражается тенденция развития личности.

Еще в древности люди мечтали  о полетах - эти мечты получили свое выражение в мифе о Дедале и Икаре. Наши предки создали сказку о ковре-самолете. Эти мечты содействовали  тому, что человек, действительно, научился летать. 
В наше время люди идут в мечтах еще дальше. К. Э. Циолковский теоретически обосновал осуществимость и возможность того, о чем только мечтал человек — о полетах на планеты. Эту мечту начали успешно осуществлять советские люди. Ю. Гагарин и Г. Титов первыми в мире начали покорение космоса, А. Николаев, П. Попович, В. Быковский и В. Николаева-Терешкова успешно продолжили полеты в космосе и его дальнейшее исследование. То, о чем сегодня только мечтает человек, завтра может проявиться в его творческом замысле, а затем и воплотиться в действительность. 
В. И. Ленин указывал на правильность мыслей Д. И. Писарева о мечте полезной, как о «толчке к работе», ссылаясь на следующие его слова: «Моя мечта может обгонять естественный ход событий или же она может хватать совершенно в сторону, туда, куда никакой естественный ход событий никогда не может прийти. В первом случае мечта не приносит никакого вреда; она может даже поддерживать и усиливать энергию трудящегося человека... В подобных мечтах нет ничего такого, что извращало или парализовало бы рабочую силу. Даже совсем напротив. Если бы человек был совершенно лишен способности мечтать таким образом, если бы он не мог изредка забегать вперед и созерцать воображением своим в цельной и законченной картине то самое творение, которое только что начинает складываться под его руками, — тогда я решительно не могу представить, какая побудительная причина заставляла бы человека предпринимать и доводить до конца обширные и утомительные работы в области искусства, науки и практической жизни... Разлад между мечтой и действительностью не приносит никакого вреда, если только мечтающая личность серьезно верит в свою мечту, внимательно вглядываясь в жизнь, сравнивает свои наблюдения с своими воздушными замками и вообще добросовестно работает над осуществлением своей фантазии. Когда есть какое-нибудь соприкосновение между мечтой и жизнью, тогда все обстоит благополучно» 
Действенную, общественно направленную мечту, которая поднимает человека на борьбу, вдохновляет на труд, нельзя смешивать с пустой, бесплодной, необоснованной мечтательностью, не побуждающей к деятельности, а уводящей от действительности, расслабляющей человека, заменяющей ему жизнь в реальном мире жизнью в воображении, фантазии, в мире грез, которые никогда не найдут своего воплощения в действительности. 

Еще один вид творческого  воображения - ф а н т а з и я или мечтательность. Здесь желаемое будущее не связывается непосредственно с настоящим. К образам фантазии относят сказочно-фантастические и научно-фантастические образы. В фантазии представлены объекты и явления, ко-

торых в природе нет. И  сказки, и научная фантастика -результат  творческого воображения. Но их авторы не видят путей достижения того, что рисует им их воображение.

Каждый предмет, каким  бы будничным и далеким от фантазии он ни казался, в той или иной мере результат работы воображения. В этом смысле можно сказать, что любой предмет, сделанный руками человека, - это осуще-

ствленная мечта. Новое поколение  использует вещь, о которой мечтали  и которую создали их отцы. Осуществленная мечта вызывает новую потребность, а новая потребность порождает новую мечту. Сначала каждое новое достижение кажется прекрасным, но по мере его освоения люди начи-

нают мечтать о лучшем, большем. Так, 4 октября 1957 г. У Земли появился искусственный спутник. Исполнилась мечта К.Э. Циолковского, великого мечтателя нашего времени, который писал, что сначала неизбежно идут мысль, фантазия, сказка, за ними шествует научный расчет и, наконец, - исполнение. Прежде чем появился спутник, возникла реактивная авиация, ракеты взлетали в стратосферу, изучая ее строение и состав, создавались новые жароустойчивые сплавы, новые виды ракетного топлива и т.д. Потом

в космос полетел человек - это было удивительно и прекрасно, но сейчас уже все к этому привыкли, и люди мечтают о полете на другие планеты.

3.4 Подробный конспект второго  учебного вопроса.

Пассивное воображение характеризуется созданием :

- образов, которые не воплощаются  в жизнь,      

- программ, которые не осуществляются  или вообще не могут быть  осуществлены.          

 Воображение выступает при  этом как замена деятельности, как ее суррогат, с помощью  которого человек отказывается  от необходимости действовать.

Если активное воображение преднамеренно, т.е. связано с волевыми проявлениями человека, то пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным.      

 Непреднамеренное  пассивное воображение  включается помимо воли человека. Наблюдается при ослабленной деятельности сознания, при его расстройствах, в полудремном состоянии или во сне.

Грезы - это пассивное, но преднамеренное воображение. Это мечты, не связанные с волей, направленной на их выполнение. Люди грезят о чем-то приятном, радостном, заманчивом, причем в грезах отчетливо видна связь фантазии с потребностями и желаниями.

Вспомним Манилова - героя повести Н.В. Гоголя «Мертвые души». Манилов пользуется грезами и бесплодной мечтательностью как завесой от необходимости что-то делать: вот он вошел в комнату, сел на стул и предался размышлению. Незаметно мысли занесли его бог знает куда. «Он думал о благополучии дружеской жизни, о том, как бы хорошо было жить с другом на берегу какой-нибудь реки, потом через реку начал строиться у него мост, потом огромнейший дом с таким высоким бельведером, что можно оттуда видеть даже Москву, и там пить вечером чай на открытом воздухе и рассуждать о каких-нибудь приятных предметах...».

Как правило, если человек пассивен, если у него нет желаний, а настоящая жизнь его трудна и безрадостна, он часто создает иллюзорную, выдуманную жизнь, в которой «сполна удовлетворяются» его потребности, где нет изнурительного труда, лишений, отчаяния, горя. Но как бы ни были ярки эти грезы, они не могут заслонить реальной жизни.

Туманные мечтания безвольного  человека, являясь продуктами пассивного воображения, в сущности остаются достоянием лишь того человека, который их переживает. Такие грезы рождаются и умирают  в его голове, а другой человек  лишь по сбивчивым рассказам может  судить о их содержании; для постороннего никакой ценности и значения они  не могут иметь.

Галлюцинация - это тоже пассивное, непреднамеренное воображение. У людей, психически ненормальных или не совсем здоровых, образы фантазии приобретают черты реальности. У душевнобольного они конкурируют с тем, что он действительно воспринимает. Если ему представляется давно умерший родственник, он разговаривает с ним, как с живым, ни на минуту не сомневается в реальности последнего. Такие «сны наяву» и называются галлюцинациями.

А.С. Пушкин очень тонко  описывает помешательство старого  мельника в результате сильнейшего  эмоционального потрясения из-за самоубийства дочери («Русалка»):

Я продал мельницу бесам  запечным, А денежки отдал на сохраненье Русалке, вещей дочери моей. Они в  песке Днепра-реки зарыты, Их рыбка-одноглазка стережет.

Галлюцинации появляются при различных психических заболеваниях, под влиянием сильных переживаний - чувства тоски, страха, навязчивых мыслей.

Выделяют следующие их виды:

1. Гипнагогические галлюцинации: ложные сенсорные восприятия, связанные  со спросоночным состоянием (переходом от бодрствования ко сну).

2. Гипнопомпические галлюцинации: ложные восприятия, проявляющиеся  в переходный период от сна  к бодрствованию. 

3. Слуховые галлюцинации: ложное восприятие звуков, обычных  голосов и шумов, музыки и  тому подобное.

4. Зрительные галлюцинации: ложное восприятие в виде как  вполне определенных образов,  например людей, так и бесформенных  объектов, например вспышек света. 

Информация о работе Методическая разработка лекции и семинарского занятия по теме «Виды воображения»