Методическая разработка лекции и семинарского занятия по теме «Виды воображения»

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 00:10, курсовая работа

Описание работы

Целью обучения психологии является познание человека и способов эффективного с ним взаимодействия. Поэтому основой методики преподавания психологии являются психологические теории учения, учебной деятельности и развивающего обучения, которые раскрывают механизмы формирования творческого мышления обучаемых, эффективности усвоения знаний, а также активные методы обучения, реализующие положения этих теорий в педагогической практике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………… 3
Глава 1. Методическая разработка лекции………………6
Организационно-методическая часть…………………………6
Содержание лекции и демонстрационные
материалы……………………………………………………….8
Глава 2. Методическая разработка семинарского занятия………………………………………………………28
Организационно-методическая часть………………………...28
Содержание занятия и демонстрационные
материалы………………………………………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………

Работа содержит 1 файл

Петрова Ольга З-54 Виды воображения.docx

— 102.34 Кб (Скачать)

5. Обонятельные галлюцинации: ложное ощущение запаха.

6. Вкусовые галлюцинации: ложное вкусовое ощущение, обусловленное поражением крючка парагиппокампальной извилины.

7. Тактильные (гаптические)  галлюцинации; ложное ощущение прикосновения  или поверхности ампутированной  конечности (фантомный синдром), ощущение  ползания мурашек на коже или  под ней (формикация).

8. Соматические галлюцинации: ложное ощущение каких-то событий,  происходящих внутри своего тела  или с ним, чаще всего связанное  с внутренними органами (нарушение известно также как сенестезические галлюцинации).

9. Лилипутовые галлюцинации: ложное восприятие, при котором  все объекты кажутся меньше, чем  в действительности.

10. Галлюцинации, связанные  с настроением: галлюцинации, содержание  которых отражает либо депрессивное, либо маниакальное настроение (например, депрессивный больной слышит  голоса, бранящие его; маниакальный  больной слышит восхваляющие  его голоса о том, что он  достойный, знающий, сильный человек  и т.д.).

11. Галлюцинации, не соответствующие  настроению: галлюцинации, содержание  которых не соответствует депрессивному  состоянию или не соответствует  маниакальному состоянию (например, у больного с депрессивным  настроением галлюцинации не  определяются чувством вины, наказания  или собственной неполноценности,  а у больного с маниакальным  настроением не связаны с его  важностью, значимостью или силой).

12. Галлюциноз: галлюцинации, наиболее часто слуховые, которые  связаны с хроническим злоупотреблением  алкоголя и появляются без  каких-либо признаков нарушения  со стороны сенсорной системы  (в противоположность белой горячке).

13. Синестезия: ощущения или  галлюцинации, обусловленные другими  ощущениями (например, слуховое ощущение cопровождается или возникает  в результате воздействия на  зрительный анализатор; звук воспринимается  как зрительный образ, а зрительный  образ воспринимается как звук).

14. Феномен слежения (trailing phenomenon); нарушение восприятия, связанное  с галлюциногенными веществами, при котором движущиеся объекты  видятся как ряд дискретных  образов.

СНЫ И  СНОВИДЕНИЯ

     Зигмунд Фрейд говорил, что сны - царский путь к бессознательному. Фриц Перлз считал их царским путем к интеграции, имея в виду метод возвращения человеку отчужденных частей его личности. Килтон Стьюарт называл не получивший объяснения сон "нераспечатанным письмом от Бога". С древнейших времен люди интересовались снами и считали их значимыми. Достаточно вспомнить историю библейского Иосифа, который был освобожден из тюрьмы и стал управляющим землями фараона благодаря тому, что успешно раскрыл смысл снов - сначала виночерпия и хлебодара, а потом и самого фараона.

Сновидения необходимы организму. В лабораторном эксперименте испытуемых будили в начале каждого периода  быстрого сна, давая им потом снова  заснуть, так что в течение  ночи они спали достаточное время, однако были лишены сновидений. К пятой  ночи их приходилось будить 20 или 30 раз за ночь. Они становились раздражительными, тревожными, напряженными, не могли  сосредоточиться. У испытуемых контрольной  группы, которых будили так же часто, но не во время ПБС, подобные симптомы не развивались. Как только испытуемым давали нормально спать, эти симптомы пропадали, причем в первые несколько  ночей после эксперимента у них  было в четыре раза больше ПБС за ночь.

Таким образом, экспериментальные  данные показывают, что сновидения являются необходимой для организма  функцией, и, значит, сны снятся всем.

Образы во сне рождаются непреднамеренно. К открытию тайны сна люди пришли лишь в конце XIX -начале XX в. Обрывки воспоминаний прошлого причудливо сочетаются в сновидениях, они рождаются непреднамеренно, вступают в неожиданные, иногда совершенно бессмысленные сочетания. В полусонном, дремотном состоянии может происходить то же самое.

Сеченов говорил, что сновидения - это «небывалые комбинации бывалых впечатлений». Когда человек спит, его сознание как бы отступает на задний план, так как прекращают работать те участки головного мозга, которые ведают сознанием, контролируют наши впечатления и представления. Сон - это разлитое торможение больших полушарий. Когда происходит полное и глубокое торможение, сон бывает глубоким, без сновидений. Но торможение происходит неравномерно, особенно в начальной стадии сна и в последней перед пробуждением. Сновидения вызываются работой группы клеток, оставшихся незаторможенными. Характерными для сновидений являются:

- чувственная достоверность.  Когда я вижу сон, я ни  на минуту не сомневаюсь, что  все это происходит со мной  наяву. Лишь проснувшись, «стряхнув»  с себя сон, я смогу критически  отнестись к приснившимся фантазиям;

-   невероятная причудливость,  необычность связей и сочетаний  образов;

-  явная связь с насущными  потребностями человека. Например, Татьяна пишет Онегину: «Ты  в сновиденьях мне являлся». Влюбленная  в Евгения, она постоянно думает о нем, и вот его образ - во сне.

Несмотря на всю фантастичность сновидений, в них может содержаться  лишь то, что было воспринято человеком. Сегодня известны некоторые механизмы сновидений.

Например, поводом для  сновидений могут послужить раздражения, которые получает организм спящего  человека: сдвинулось одеяло - замерзли ноги, может присниться, что ты замерзаешь, что под тобой проломился лед, или что ты по колено в воде и бреднем ловишь рыбу. Вариаций может быть множество.

На этом основана методика изучения содержания сновидений: испытуемого подвергают (конечно, с его согласия) во время сна тем или иным раздражениям, а потом расспрашивают о том, что ему снилось. Так, освещение лица спящего красным светом может вызвать во сне образы грозы, вспышки молнии, отблески лесного пожара. Если поднести к носу спящего флакон с духами, возможен образ цветущего сада или праздника, когда люди дарят друг другу букеты цветов. Или: лицо спящего закрыли одеялом, стало труднее дышать, а ему снится, что на него набросился бандит и душит его.

Иногда причиной сна являются бурные события, происшедшие за день - сон снится на ту же тему, в продолжение этих событий. Приснившийся сон может сигнализировать о какой-либо болезни. Так, одну женщину долго преследовал сон: она ела сырую или испорченную рыбу. При медицинском обследовании у нее оказалась острая форма гастрита. Есть еще много разных причин сновидений, о которых вы можете, если заинтересуетесь, узнать из специальной литературы.

Сон - продукт здоровой психики. Сны видят все люди. Исследования последних лет приводят ученых к  мысли о том, что сновидения даже необходимы для нормальной работы нашего мозга. Если лишить человека сновидений, это может привести к расстройству психики.

3.4. Заключение

3.4.1. Основные выводы.

Таким образом воображение является высшей и важнейшей психологической функцией.

Вопросы к аудитории:

  1. Охарактеризуйте роль воображения в жизни человека.
  2. Какие виды воображения вы знаете?
  3. Приведите классификацию видов.
  4. Расскажите о роли мечтаний в жизни человека.
  5. Дайте характеристику активному воображению
  6. Когда мы используем воссоздающее воображение?
  7. Чем отличается мечта от воссоздающего воображения?
  8. Дайте характеристику пассивному воображению
  9. Чем грезы отличаются от галлюцинаций?
  10. Дайте характеристику сновидениям

3.4.2. Следующее занятие у нас пройдет в виде семинара, вам необходимо будет подготовить несколько докладов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И АКМЕОЛОГИИ

КАФЕДРА ОБЩЕЙ  ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

Семинарского занятия

По дисциплине «Общая психология»

По теме «Виды воображения»

 

 

 

 

 

 

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2011

Глава 2. Методическая разработка семинарского занятия.

    1. Организационно-методическая часть.
  1. Тема занятия.

Данная лекция является частью темы «Воображение», которая идет в  рамках первого курса дисциплины «Общая психология» в разделе «Психические процессы».

  1. Цели занятия.

Расширить психологические  знания по изучаемой теме  «Виды воображения».

      Прослушать  подготовленные студентами доклады.

  1. Задачи.

- развить умение самостоятельной  работы, поиска, отбора и переработки информации;

- повысить мотивацию изучения  психологии;

- привить навыки устного  выступления и выслушивания докладчиков;

- расширить знания по  заданной теме.

4. Литература.

1)  Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М.,

1967.

2) Вольперт И.Е. Сновидения  в обычном сне и гипнозе. - Л.: Медицина, 1966.

3) Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании.-М.,1979.

 

4)      Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения.- М.: 1989.

5)  Ниренберг Д.И. Искусство творческого мышления.: Пер. С англ.-

Минск.: Попурри, 1996.- 240с.

6)  Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. 2-Е изд. Стереотип.

–М.: Академия, 2000.-512с.

7)Фрейд З. Толкование сновидений" Санкт-Петербург изд. "Алетейя" 1998г.

    5. Организация семинарского занятия.

5.1  Итоговый семинар, так как проводится после прослушивания определенной темы.

5.2 Форма , в которой проводится семинар – доклады с обсуждениями. Это активная форма занятия, так как возможность выступить как с докладами, так и с замечаниями и с вопросами есть у всех студентов.

5.3 Форма педагогического контроля  групповая (студенческая аудитория)  и индивидуальная (докладчик). В ходе  семинара проверяется усвоение  материала по теме курса.

5.4  В начале семинара  вступительное  слово преподавателя.

  На семинаре рассматривается  4 учебных вопроса.

Затем следует коллективное обсуждение.

    1. 5.5 Требования к оформлению докладов

Размер бумаги – А 4

Поля: верхнее, нижнее - 2,5см; левое, - 3,5 см; правое- 1,5см.

Шрифт - Times New Roman 14

Межстрочное расстояние – 1,5

Выравнивание - по ширине.

 

2.2. Содержание семинарского занятия  и демонстрационные материалы.

1. Расчет времени. Занятие 90 минут.

Введение  – 5 минут 

Учебный вопрос 1 + обсуждение – 20 минут

Учебный вопрос 2 + обсуждения – 20 минут

Учебный вопрос 3 + обсуждения – 20 минут

Учебный вопрос 4 + обсуждения – 20 минут

Заключение  – 5 минут

2.Библиография  по теме семинара для студентов.

1)  Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М.,

1967.

2) Вольперт И.Е. Сновидения  в обычном сне и гипнозе. - Л.: Медицина, 1966.

3)  Ниренберг Д.И. Искусство творческого мышления.: Пер. С англ.-

Минск.: Попурри, 1996.- 240с.

4) Фрейд З. Толкование сновидений" Санкт-Петербург изд. "Алетейя" 1998г.

3. Содержание семинарского занятия.

     3.1 Введение, цель занятия.

На  предыдущем занятии мы продолжили изучение темы «Воображение», а именно рассмотрели «Виды воображения». Сейчас мы более подробно рассмотрим некоторые вопросы, послушав докладчиков.

    1. План семинарского занятия
  1. Теория сновидений Зигмунда Фрейда
  2. Роль воображения в литературном творчестве
  3. Роль мечты в жизни человека
  4. Воображение и научное творчество

3.3 Краткий конспект каждого  учебного вопроса.

1) К изучению сновидений Фрейд приступил в начале 90-х годов прошлого века. В 1895 г. он внезапно "открыл" для себя основное положение теории сновидений (сновидение - осуществленное желание). Произошло это в небольшом венском ресторанчике. Фрейд шутил, что над столиком, за которым он сидел в тот вечер (точная дата - 24 июля 1895 г.), стоит повесить небольшую мемориальную доску. В каждой шутке - доля шутки, остальное - правда. Фрейд действительно ценил свое открытие чрезвычайно высоко.

Он  считал, что книга "Толкование сновидений" была рубежом в его творчестве. В истории психоанализа теория сновидений "занимает особое место, знаменуя собою  поворотный пункт; благодаря ей психоанализ  сделал шаг от психотерапевтического  метода к глубинной психологии. С  тех пор теория сновидений является самым характерным и самым  своеобразным в этой молодой науке, не имеющим аналогов в наших прочих учениях участком целины, отвоеванным  у суеверий и мистики" (Фрепд 3. Введение в психоанализ, - М.: Наука, 1989). Так Фрейд оценивал место  теории сновидений в общем комплексе  психоаналитических теорий.

Впервые "Толкование сновидений" было опубликовано в 1900 г. Предисловия 3. Фрейда к первым шести изданиям книги позволяют  проследить путь развития и распространения  психоанализа. Для нас важно, что  к моменту первого издания  разработка теории сновидений была практически  завершена. В последующем Фрейд  внес ряд поправок и уточнений. Начиная  с четвертого издания, Фрейду в работе помогает один из его ближайших учеников - Отто Ранк, который дополняет список литературы, составляет примечания, а также прилагает к шестой главе книги Фрейда две собственные статьи. Однако все эти уточнения и дополнения не принципиальны. К проблеме сновидений Фрейд возвращается неоднократно, но в большинстве случаев это упрощенное, популярное изложение его взглядов: третья лекция в "Пяти лекциях об истории психоанализа" (в 1989 г. они опубликованы под названием "О психоанализе", ранее включались в "Хрестоматию по истории зарубежной психологии"), небольшая работа "О сновидении" ("Психология сна") и, наконец, пятая - пятнадцатая лекции во "Введении в психоанализ".

Информация о работе Методическая разработка лекции и семинарского занятия по теме «Виды воображения»