Ложь как социально-психологический феномен

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 08:58, дипломная работа

Описание работы

Ложь по серьезному поводу представляет собой проблему не только потому, что затрудняет родителям решение и выполнение их родительских задач. Ложь разрушает близость в человеческих отношениях. Она питает недоверчивость и предает взаимное доверие. Ложь подразумевает неуважение к тому, кого обманывают. Становится просто невозможно жить рядом с тем, кто постоянно лжет.

Содержание

Введение
Глава 1. Ложь как социально - психологический феномен
1.1 Содержание понятия ложь
1.2 Виды лжи
1.3 Причины лжи детей старшего дошкольного возраста
Глава 2. Психолого-педагогические исследования причин лжи детей старшего дошкольного возраста
2.1 Анализ отношения взрослых ко лжи детей старшего дошкольного возраста
2.2 Анализ проявления лжи детей старшего дошкольного возраста
2.3 Методические рекомендации для родителей и педагогов
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 49.77 Кб (Скачать)

Совет 7-й. Необходимо знать и учитывать  невербальные сигналы лжи.

Умение определять, когда ребенок  лжет, а когда нет, это возможно, и не самый главный способ применения секретного языка невербальной коммуникации, однако все мы знаем, что бывают ситуации, когда для родителей принципиально  важно понять, не обманывает ли ребенок. Родителям, конечно, необходимо точно  знать, повинуется ли ребенок основным правилам и не нарушает ли запреты, не предпринимает ли чего рискованного. Понятно, что им нужно уметь выяснять, не нарушил ли ребенок запрет, чтобы  принять своевременные меры.

Конечно, живых детекторов лжи среди  нас нет, и не бывает. Однако, можно  научиться предельно точно определять смысл чужих невербальных знаков и намеков. Это необходимо что  бы направлять моральное развитие ребенка  и, что еще важнее, вовремя отслеживать, не подвергает ли он себя опасности  Классический признак лжи - если человек  избегает зрительного контакта, то есть или не смотрит в глаза  вообще, или старается отвести  взгляд.

В типичной ситуации беседы люди, как  правило, поддерживают зрительный контакт 60-80% времени. Однако если человек, наоборот, слишком старательно поддерживает зрительный контакт и смотрит  вам в глаза не отрываясь, это  тоже означает: что-то не так. Мы знаем, что отводить глаза - значит что-то скрывать, и потому бывает так, что человек, перестаравшись, смотрит на вас в  упор, и это уже выглядит невежливо. Лучший способ определить, правильно  ли осуществляется зрительный контакт - это положиться на ваши ощущения: при  каком количестве зрительного контакта вам комфортно, а при каком  нет. Мозг читает невербальные знаки  быстрее, чем сознание успевает проанализировать поведение собеседника. Поэтому, если вам померещилось, будто что-то не так, то, скорее всего, так оно и  есть.

Человек, который лжет, как правило, совершает меньше движений и меньше жестикулирует, чем обычно. Если ребенку  есть что скрывать, он постарается  привлекать к себе как можно меньше внимания и, соответственно, наверняка  будет меньше жестикулировать, станет вести себя более сдержанно и  говорить ровным голосом, без интонаций.

Важно помнить, что оценить поведение  человека можно, лишь сопоставив то, что  вы видите, с его обычными манерами. Встречаются дети и, разумеется, взрослые, которые в принципе не склонны  к бурному проявлению эмоций при  разговоре, поэтому применительно  к таким людям нельзя предположить, что бедность жестикуляции и сдержанные манеры - признак лжи. У каждого  человека свой индивидуальный стиль  невербальной коммуникации. Поэтому, если вы заподозрили, что ребенок вам  лжет, нужно обращать внимание на необычные  изменения его поведения.

Совет 8-й. Убедитесь в том, что  ребенок понимает разницу между  ложью и правдой.

У детей младше 5 лет грань между  правдой и вымыслом, реальностью  и фантазией нередко расплывчата. Бывает, что ребенок, в общем, знает: врать нехорошо, однако недостаточно осознает себя, чтобы понять, что  в конкретной ситуации поступает  неправильно. Точно так же в этом возрасте дети не понимают, что разные люди по-разному смотрят на мир  и мнения их чаще всего отличаются. Например, как-то ранним утром папа вышел на кухню сварить кофе и  увидел свою старшую дочку, четырехлетнюю  Дашу, перемазанную в шоколаде.

- Ты ела шоколад? - спросил отец, стараясь напустить на себя  строгий вид, хотя в шоколадных  кляксах малышка выглядела умилительно.

- Нет, - несколько смущенно ответила  Даша, потому что прекрасно знала,  что нарушила правила.

- А в чем ты тогда перемазалась? - спросил отец.

Даша оглядела свои руки, которые  тоже были в шоколаде, потом подняла  на отца глаза и сказала:

- Ой, а как это он сюда попал?

Совет 9-й. Не спешите наказывать ребенка.

Понимание того, что детская ложь проходит несколько стадий развития и отличается моральной сложностью, очень важно, чтобы решать, как  реагировать, если вам кажется, что  ребенок лжет. Скажем, вы на сто процентов  уверены, что он говорит неправду, но это не означает, что нужно  наказать ребенка или поссориться  с ним. Вместо этого гораздо лучше  и полезнее поговорить с ним о  том, как важно быть честным, - точно  так же, как вы обсуждаете другие моральные критерии.

Методические рекомендации были представлены родителям во время индивидуальных бесед и помещены в уголок для  родителей. Рекомендации вызвали у  родителей определенный интерес, что  проявлялось в вопросах, которые  родителя задавали. (Где можно более  подробно узнать информацию по данному  вопросу; насколько действенные  данные рекомендации). Родителям была рекомендована психологическая  литература: (Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия; Пол Экман "Почему дети лгут"). Методические рекомендации были разработаны с  опорой на книги Овчаровой Р.В. "Справочная книга школьного психолога"; Ковалевой  Л.Е. "Микроклимат в семье"; Волковой Е.М. "Трудные дети или трудные  родители?", Ада Делла Торре. "Ошибки родителей"). Но информация была систематизирована. При составлении методических рекомендаций учитывалось, что родители не имеют специальной психологической полготовки и по этому язык изложения не является строго научным.

 

Заключение

Ложь - это состояние определенной эмоциональной напряженности. Рассмотрев мнение отечественных и американских психологов на ложь и виды лжи, можно  сказать, что ложь, как психологический  феномен это - целенаправленное скрытие  фактов или их искажение; может проявляться  в разных видах, а именно: активная ложь, пассивная, заранее подготовленная, спонтанная, прямая, не прямая, так же ложь как лесть и хвастовство. В целом, можно констатировать, что  ложь, обман и неправда являются социально-психологическими компонентами жизнедеятельности человека в обществе.

При выполнении выпускной квалификационной работы нами были изучены тридцать один литературный источник, в том  числе и зарубежные авторы. На практике были проведены беседы с воспитателями  и метод игрового моделирования  с детьми. С родителями проведено  анкетирование. Гипотеза о том, что  профилактика предупреждения лжи будет  эффективнее, если выявить причины  детской лжи и путем педагогического  воздействия сформировать у детей  потребность не обманывать была доказана на основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы.

Большинство родителей заинтересованы в том, чтобы формировать у  ребенка потребность не обманывать, но не владеют достаточными знаниями о приемах и способах предотвращения лжи у детей старшего дошкольного  возраста.

Психолого-педагогическое исследование проблем детской лжи показало, что данная тематика вызывает определенный интерес со стороны воспитателей и родителей, на основании чего были составлены методические рекомендации для родителей. Поставленная нами цель была выполнена .

 

Список литературы

1. Ада Делла Торре. Ошибки  родителей. - М.: Прогресс 1984

2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М., 1982

3. Бреслав Г.М. Эмоциональные  особенности формирования личности  в детстве. Норма и отклонения. -М.: Педагогика; 1990.

4. Божович Л.И. Личность и ее  формирование в детском возрасте.- М.: Просвещение;1968.

5. Бютнер К. Жить с агрессивными  детьми. М., 1991.

6. И. Вагина "Психология выживания  в современной России"

7. А.Я.Варга, В.В.Столин. Работа психолога  с родителями// Детский психолог; выпуск 5. 1998.

8. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться  с ребенком... Как? М., 1995.

9. Винникот Д.В. Разговор с  родителями. М., 1995.

10. Возрастная и педагогическая  психология: Хрестоматия// сост.

11. Воспитание дошкольника в  семье. Вопросы теории и методики. -М., 1979.

12. Волкова Е.М. Трудные дети  или трудные родители? М.: Профиздат,1992

13. И.В.Дубровина, А.М. Прихожан, В.В.  Зацепин. М. 2001.

14. Джайнотт Х.Дж. Родители и дети. М., 1986.

15. Дружинин В.Н. Психология семьи. -М.: Просвещение; 1996.

16. Долъто Ф. На стороне ребенка.  М.; СПб., 1997.

17. Захаров Л.Н. Понимать друг  друга. -М.: Московский рабочий;1987.

19. Ковалева Л.Е. Микроклимат  в семье. М., 1979

20. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения  до 17 лет): Учебное пособие. 5-е изд.  М.: Изд-во УРАО, 1999

21. Лисина М.И., Силвестру А.И.  Психология самопознания у дошкольников. Кишинев,1983.

22. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство,  отрочество: Учебник для студ.вузов. 4-е изд., стереотип. М.: Издательский  центр Академия, 1999.

23. Мелитан К. Психология лжи.  М.: Изд. А. Сомов, 1903

24. Маленкова Л.И. Педагоги, родители  и дети. М., 1994

25. Немов Р.С. Психология: Учебник  для студентов высшей пед. учеб. заведений: 3 кн. Психология образования.-3-е  изд.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС;1997.-608.632с.

25. Э. Носенко ("Особенности  речи в состоянии эмоциональной  напряженности").

26. Нельсен Д., Лотт Л., Гленн X. С. 1001 совет родителям по воспитанию  детей от А до Я. - М., 1994.

27. Овчарова Р.В. Справочная книга  школьного психолога. М.,1993.

28. Олейник ЮН, Душина Е.А.,. Проблема  отношения ко лжи в современной  психологии. М., Институт Молодежи, 2000 (в печати).

29. Пол Экман "Психология лжи"

30. Пол Экман "Почему дети  лгут?" М.: Просвещение, 1993.

31. Ю.И. Холодный "Психология обмана"


Информация о работе Ложь как социально-психологический феномен