Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 08:58, дипломная работа
Ложь по серьезному поводу представляет собой проблему не только потому, что затрудняет родителям решение и выполнение их родительских задач. Ложь разрушает близость в человеческих отношениях. Она питает недоверчивость и предает взаимное доверие. Ложь подразумевает неуважение к тому, кого обманывают. Становится просто невозможно жить рядом с тем, кто постоянно лжет.
Введение
Глава 1. Ложь как социально - психологический феномен
1.1 Содержание понятия ложь
1.2 Виды лжи
1.3 Причины лжи детей старшего дошкольного возраста
Глава 2. Психолого-педагогические исследования причин лжи детей старшего дошкольного возраста
2.1 Анализ отношения взрослых ко лжи детей старшего дошкольного возраста
2.2 Анализ проявления лжи детей старшего дошкольного возраста
2.3 Методические рекомендации для родителей и педагогов
Заключение
Список используемой литературы
Совет 7-й. Необходимо знать и учитывать невербальные сигналы лжи.
Умение определять, когда ребенок
лжет, а когда нет, это возможно,
и не самый главный способ применения
секретного языка невербальной коммуникации,
однако все мы знаем, что бывают ситуации,
когда для родителей
Конечно, живых детекторов лжи среди
нас нет, и не бывает. Однако, можно
научиться предельно точно
В типичной ситуации беседы люди, как
правило, поддерживают зрительный контакт
60-80% времени. Однако если человек, наоборот,
слишком старательно
Человек, который лжет, как правило, совершает меньше движений и меньше жестикулирует, чем обычно. Если ребенку есть что скрывать, он постарается привлекать к себе как можно меньше внимания и, соответственно, наверняка будет меньше жестикулировать, станет вести себя более сдержанно и говорить ровным голосом, без интонаций.
Важно помнить, что оценить поведение человека можно, лишь сопоставив то, что вы видите, с его обычными манерами. Встречаются дети и, разумеется, взрослые, которые в принципе не склонны к бурному проявлению эмоций при разговоре, поэтому применительно к таким людям нельзя предположить, что бедность жестикуляции и сдержанные манеры - признак лжи. У каждого человека свой индивидуальный стиль невербальной коммуникации. Поэтому, если вы заподозрили, что ребенок вам лжет, нужно обращать внимание на необычные изменения его поведения.
Совет 8-й. Убедитесь в том, что ребенок понимает разницу между ложью и правдой.
У детей младше 5 лет грань между
правдой и вымыслом, реальностью
и фантазией нередко
- Ты ела шоколад? - спросил отец,
стараясь напустить на себя
строгий вид, хотя в
- Нет, - несколько смущенно ответила Даша, потому что прекрасно знала, что нарушила правила.
- А в чем ты тогда перемазалась? - спросил отец.
Даша оглядела свои руки, которые тоже были в шоколаде, потом подняла на отца глаза и сказала:
- Ой, а как это он сюда попал?
Совет 9-й. Не спешите наказывать ребенка.
Понимание того, что детская ложь проходит несколько стадий развития и отличается моральной сложностью, очень важно, чтобы решать, как реагировать, если вам кажется, что ребенок лжет. Скажем, вы на сто процентов уверены, что он говорит неправду, но это не означает, что нужно наказать ребенка или поссориться с ним. Вместо этого гораздо лучше и полезнее поговорить с ним о том, как важно быть честным, - точно так же, как вы обсуждаете другие моральные критерии.
Методические рекомендации были представлены родителям во время индивидуальных бесед и помещены в уголок для родителей. Рекомендации вызвали у родителей определенный интерес, что проявлялось в вопросах, которые родителя задавали. (Где можно более подробно узнать информацию по данному вопросу; насколько действенные данные рекомендации). Родителям была рекомендована психологическая литература: (Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия; Пол Экман "Почему дети лгут"). Методические рекомендации были разработаны с опорой на книги Овчаровой Р.В. "Справочная книга школьного психолога"; Ковалевой Л.Е. "Микроклимат в семье"; Волковой Е.М. "Трудные дети или трудные родители?", Ада Делла Торре. "Ошибки родителей"). Но информация была систематизирована. При составлении методических рекомендаций учитывалось, что родители не имеют специальной психологической полготовки и по этому язык изложения не является строго научным.
Заключение
Ложь - это состояние определенной эмоциональной напряженности. Рассмотрев мнение отечественных и американских психологов на ложь и виды лжи, можно сказать, что ложь, как психологический феномен это - целенаправленное скрытие фактов или их искажение; может проявляться в разных видах, а именно: активная ложь, пассивная, заранее подготовленная, спонтанная, прямая, не прямая, так же ложь как лесть и хвастовство. В целом, можно констатировать, что ложь, обман и неправда являются социально-психологическими компонентами жизнедеятельности человека в обществе.
При выполнении выпускной квалификационной
работы нами были изучены тридцать
один литературный источник, в том
числе и зарубежные авторы. На практике
были проведены беседы с воспитателями
и метод игрового моделирования
с детьми. С родителями проведено
анкетирование. Гипотеза о том, что
профилактика предупреждения лжи будет
эффективнее, если выявить причины
детской лжи и путем
Большинство родителей заинтересованы в том, чтобы формировать у ребенка потребность не обманывать, но не владеют достаточными знаниями о приемах и способах предотвращения лжи у детей старшего дошкольного возраста.
Психолого-педагогическое исследование проблем детской лжи показало, что данная тематика вызывает определенный интерес со стороны воспитателей и родителей, на основании чего были составлены методические рекомендации для родителей. Поставленная нами цель была выполнена .
Список литературы
1. Ада Делла Торре. Ошибки родителей. - М.: Прогресс 1984
2. Азаров Ю.П. Семейная
3. Бреслав Г.М. Эмоциональные
особенности формирования
4. Божович Л.И. Личность и ее
формирование в детском
5. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М., 1991.
6. И. Вагина "Психология выживания в современной России"
7. А.Я.Варга, В.В.Столин. Работа психолога с родителями// Детский психолог; выпуск 5. 1998.
8. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком... Как? М., 1995.
9. Винникот Д.В. Разговор с родителями. М., 1995.
10. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия// сост.
11. Воспитание дошкольника в
семье. Вопросы теории и
12. Волкова Е.М. Трудные дети или трудные родители? М.: Профиздат,1992
13. И.В.Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. М. 2001.
14. Джайнотт Х.Дж. Родители и дети. М., 1986.
15. Дружинин В.Н. Психология
16. Долъто Ф. На стороне ребенка. М.; СПб., 1997.
17. Захаров Л.Н. Понимать друг друга. -М.: Московский рабочий;1987.
19. Ковалева Л.Е. Микроклимат в семье. М., 1979
20. Кулагина И.Ю. Возрастная
21. Лисина М.И., Силвестру А.И.
Психология самопознания у
22. Мухина В.С. Возрастная
23. Мелитан К. Психология лжи. М.: Изд. А. Сомов, 1903
24. Маленкова Л.И. Педагоги, родители и дети. М., 1994
25. Немов Р.С. Психология: Учебник
для студентов высшей пед.
25. Э. Носенко ("Особенности
речи в состоянии
26. Нельсен Д., Лотт Л., Гленн X. С. 1001 совет родителям по воспитанию детей от А до Я. - М., 1994.
27. Овчарова Р.В. Справочная
28. Олейник ЮН, Душина Е.А.,. Проблема
отношения ко лжи в
29. Пол Экман "Психология лжи"
30. Пол Экман "Почему дети лгут?" М.: Просвещение, 1993.
31. Ю.И. Холодный "Психология обмана"
Информация о работе Ложь как социально-психологический феномен