Ложь как социально-психологический феномен

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 08:58, дипломная работа

Описание работы

Ложь по серьезному поводу представляет собой проблему не только потому, что затрудняет родителям решение и выполнение их родительских задач. Ложь разрушает близость в человеческих отношениях. Она питает недоверчивость и предает взаимное доверие. Ложь подразумевает неуважение к тому, кого обманывают. Становится просто невозможно жить рядом с тем, кто постоянно лжет.

Содержание

Введение
Глава 1. Ложь как социально - психологический феномен
1.1 Содержание понятия ложь
1.2 Виды лжи
1.3 Причины лжи детей старшего дошкольного возраста
Глава 2. Психолого-педагогические исследования причин лжи детей старшего дошкольного возраста
2.1 Анализ отношения взрослых ко лжи детей старшего дошкольного возраста
2.2 Анализ проявления лжи детей старшего дошкольного возраста
2.3 Методические рекомендации для родителей и педагогов
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 49.77 Кб (Скачать)

6. Если ребенок обманывает родителей  в детстве, означает ли это,  что он вырастет "обманщиком"?

7. Стоит ли беседовать с детьми  о вреде/пользе лжи? Почему?

8. Как вы добиваетесь честности  (правды) от своего ребенка?

Анализ результатов: анкетирование  показало, что 80% родителей уверены, что дети их обманывают. При этом родители отмечают тот факт, что  бывают ситуации, когда ложь оправдана (ложь может избавить от наказания; помогает не обидеть человека; помогает благому делу; ложь во спасение). К  неблагоприятным последствиям лжи  родители отнесли такие ситуации, как то, что ложь приучает к обману; делает больно; на душе остается неприятный осадок; приносит моральный (стыд) и  физический вред. Причины детской  лжи родители определили следующим  образом: страх наказания; недостаток воспитания; нарушение социальных контактов; ложь во спасение (чтобы не расстраивать родителей); показать себя с лучшей стороны. При этом большинство родителей (60%) основной причиной детской лжи  считают боязнь наказания. Все родители (100%) думают, что беседовать с детьми о пользе или вреде лжи стоит. К приемам, способствующим предотвращению детской лжи родители относят: беседу (80%); собственный пример (60%).

Как показывают результаты анкетирования, большинство родителей считают  необходимым проводить работу по предотвращению детской лжи, но не владеют  в полной мере знаниями о необходимых  приемах и способах. (анкеты родителей  находятся в приложении №1).

Для того чтобы выявить проявления детской лжи, была проведена беседа с воспитателем детей старшей  группы дошкольного учреждения № 85 "Улыбка".

Цель беседы: выявить проявление и причины лжи детей старшего дошкольного возраста (10 человек).

1.Женя Т:

Девочка очень подвижная, общительная, капризная. К сверстникам относится  не всегда добродушно. Требует к  себе повышенного внимания. Добивается своего всеми доступными ей способами. Может соврать для достижения своих целей. В основном врет для  привлечения к себе внимания.

2.Андрей Б:

Мальчик гиперподвижный. Нервно неуравновешенный. В группе Андрей значительно младше остальных детей, за счет этого общения  с детьми складывается тяжело. Дети периодически дразнят его, играют с  ним без желания. Обманывает Андрей постоянно. Детям рассказывает истории  о "своих" путешествиях и победах. Дети не верят. Воспитателям врет о  своих действиях, ни когда не признается в своих негативных поступках, даже если это происходит на глазах у  воспитателя.

3.Настя Ш:

Подвижная, общительная девочка. Не воспринимает критику. Постоянно обманывает воспитателя. Ни когда не признается в своих негативных поступках, валит  вину на других детей, даже когда очевидно, что виновата она. Постоянно ябедничает на других детей.

4.Ваня К:

Подвижный общительный ребенок. Фантазер. Постоянно что то "взрывает", "разбивает". Все игры связаны  с разрушениями. Часто обманывает детей, тем самым вовлекая в игру.

5.Рома С:

Спокойный, апатичный ребенок. С  детьми контактирует мало. Друзей в  группе почти нет. Играет с вымышленными персонажами, в основном с динозаврами. Верит в их существование и  придумывает истории о них.

6.Дарина Е:

Очень капризный ребенок. Избалованна  вниманием со стороны родителей. Со взрослыми постоянно огрызается, грубит. Взрослых обманывает постоянно, с детьми ведет себя более честно.

7.Данил Ф:

Мальчик подвижный, самостоятельный. Непослушный, за что периодически наказан. Обманывает не часто, с низко опущенной  головой. Когда сознается что  врет, просит прощения и говорит, что  больше так не будет.

8.Олег С:

Подвижный, умный, общительный мальчик. Лидер в коллективе. Обманывает для  самоутверждения, очень редко.

9. Лиза И:

Спокойная девочка. Обманывает очень  редко, обычно чтоб не доставлять неудобства взрослым (Лиза, ты спишь? - Да.; Лиза, укол больно ставить? - Нет.)

10.Света К:

Девочка умная, ответственная, общительная, не капризная. Положительный ребенок  со всех сторон. Хочет быть лучше  всегда и во всем, поэтому иногда обманывает.

Т.о из беседы с воспитателем мы выявили: что все дети обманывают либо взрослых, либо сверстников, но делают это по разным причинам и с разной интенсивностью. 30% детей обманывают для самоутверждения либо для  достижения своих целей в детском  коллективе; 10% детей, чтобы не доставлять неудобства взрослым; 40% - детское фантазирование, что не является ложью в семантическом  значении этого понятия. Это не ложь и не обман, просто дети нечетко отличают реальность от вымысла, к тому же такие  небылицы не приносят никакого вреда  и свидетельствуют только о развитом воображении ребенка. Только один ребенок  обманывает постоянно и без видимых  причин. В этом случае лучше выяснить причины такого обмана и постараться  предотвратить его. Если же ребенок  старше 7 лет продолжает хронически лгать, это может свидетельствовать  о наличии у него каких-то внутренних проблем. Не исключено, что в подобной ситуации малышу даже понадобится помощь детского психолога.

У всех остальных детей (90%) ложь - причинно обусловлена.

 

2.2 Анализ проявления лжи детей  старшего дошкольного возраста

Для реализации поставленных задач  была проведена работа с детьми старшей  группы дошкольного учреждения №85 "Улыбка". Количество детей 10 человек. Методы исследования: беседа и метод  игрового моделирования.

Цель беседы: Выявить отношение  детей ко лжи.

Вопросы беседы:

1. Что такое ложь?

2. Как ты думаешь обманывать  взрослых - это хорошо или плохо?  Почему?

3. Часто ты фантазируешь, выдумываешь  вещи которые не существует? Ты  считаешь это обманом?

4. А ты обманываешь своих родителей?  Почему?

5. Родители разговаривали с тобой  о лжи? Что они говорили? Ты  их послушал?

Анализ результатов: ответы детей  по поводу того, что такое ложь предельно  конкретны и описывают жизненную  ситуацию: ложь - это когда один человек  говорит неправду другому человеку. Дети считают, что обманывать это  плохо: из-за боязни наказания (80%); нравственные причины (обман - это плохо) - 30%. 60% детей  утверждают, что никогда не обманывали родителей. 40% - сознаются в обмане взрослых. Большинство детей отмечают, что взрослые разговаривают с  ними на тему лжи. Но при этом родители не объясняют детям, почему нельзя обманывать, т.е на проявление лжи со стороны  родителей следует директивное  указание: врать нельзя. К 5-6 годам  дети уже осознают, как важно быть честным. В этом возрасте они мыслят предельно конкретно, и большинство  детей говорят: "Лгать нельзя никогда  и ни при каких условиях". И  хотя дети в этом возрасте, случается, скрывают правду, им прекрасно известно, что лгать дурно.

(Протоколы беседы с детьми  находятся в приложении №1).

Для получения дополнительной информации по проявлению лжи у детей старшего дошкольного возраста был использован  метод игрового моделирования.

Цель: выявить проявления лжи у  детей старшего дошкольного возраста.

Оборудование: Лопатка с выпуклым дном, небольшой мячик, два ведерка: красное и синее.

Ход игрового моделирования:

В группе были поставлены 2 ведерка  на расстоянии друг от друга 1,5 метра. В  красном лежал мячик. Детям по очереди было предложено зайти в  группу и переложить с помощью  лопатки мячик из красного ведерка  в синее. При этом руками придерживать мячик нельзя. В группе за ребенком велось скрытое наблюдение, все результаты фиксировались. Когда ребенок выходил  из групповой комнаты, воспитатель  смотрел, в каком ведерке лежит  шарик. У ребенка спрашивали, не помогал  ли он при переносе руками. При отрицательном  ответе ребенок получал вознаграждение.

Результаты моделирования:

 

Имя ребенка

Цвет ведерка, в котором  по окончанию лежал мячик.

Ответ ребенка

Настоящие результаты

 

Женя Т.

синий

Нет, не помогал.

Да, помогал.

 

Настя Ш.

синий

Нет, не помогал.

Да, помогал.

 

Андрей Б.

синий

Нет, не помогал.

Да, помогал.

 

Ваня К.

синий

Нет, не помогал.

Да, помогал.

 

Рома С.

синий

Нет, не помогал.

Да, помогал.

 

Дарина Е.

синий

Нет, не помогал.

Да, помогал.

 

Света К.

синий

Нет, не помогал.

Да, помогал.

 

Олег С.

синий

Нет, не помогал.

Да, помогал.

 

Данил Ч.

синий

Нет, не помогал.

Да, помогал.

 

Лиза И.

синий

Да, помогал.

Да, помогал.

 
         

Вывод по результатам игрового моделирования: все дети справились с заданием, т.е по окончанию исследования у  всех детей мячик находился в  синем ведерке. При этом все дети помогали себе руками, потому что форма  дна лопатки не позволяла детям  выполнить в полной мере поставленную задачу. 90% детей обманывают взрослых. Только один ребенок сказал взрослому  правду. Полученное вознаграждение не сильно повлияло на результаты исследования (один мальчик спустя час признался  в своем обмане).

Общий вывод: 80% детей, поставленных в  рамки реальной ситуации, говорят  взрослым неправду, что подтверждается так же результатами беседы с воспитателями, анкетированием родителей. Причины  детской лжи были исследованы  в теоретической части выпускной  квалификационной работы и при проведении беседы с воспитателями. Большинство  родителей заинтересованы в том, чтобы формировать у ребенка  потребность не обманывать, но не владеют  достаточными знаниями о приемах  и способах предотвращения лжи у  детей старшего дошкольного возраста. В связи с этим возникла необходимость  в разработке методических рекомендаций для родителей по предотвращению лжи детей старшего дошкольного  возраста. Представленные в выпускной  квалификационной работе методические рекомендации могут быть использованы и в работе воспитателей дошкольных учреждений.

2.3 Методические рекомендации для  родителей и педагогов

На основании проделанной работы были составлены рекомендации по предотвращению лжи детей старшего дошкольного  возраста для родителей и педагогов.

Совет 1-й. Верьте ребенку.

Как правило, дети на доверие отвечают тем же и если в каких-то случаях  обманывают, то, скорее всего, не понимают этого. Пусть ребенок знает и  чувствует, что вы ему верите.

Например, если вы замечаете за ребенком агрессивность или драчливость  и перед его выходом на улицу  повторяете: "Только попробуй, подерись сегодня!", "Пусть только на тебя сегодня пожалуются!" - это формирует  стереотип поведения, и вы как  бы неосознанно провоцируете эти  поступки. В этих случаях лучше  сказать: "Веди себя поспокойней  и посдержанней". Важно, чтобы  и ребенок мог довериться вам: держите слово, которое дали. Но если вдруг не получается выполнить обещание, тогда объясните причину и  извинитесь.

Совет 2-й. Объясните, что на правде "держится мир", на детском языке: она - полезна. Люди живут в согласии, если доверяют друг другу.

Попробуйте вместе представить  такое общество, где все друг друга  обманывают. Опишите ситуации обмана и нечестных людей: фальшивомонетчиков, мошенников и т. д. Объясните, что  нечестные люди по большому счету  проигрывают: им не доверяют, их не уважают.

Совет 3-й. Не создавайте ситуаций для  обмана. Избегайте двусмысленных  вопросов, когда легче сказать  неправду, чем правду.

Если ребенок разбил чашку, и  вы об этом знаете или догадываетесь, не спрашивайте его: "Это ты разбил чашку?" - а лучше скажите: "Я  знаю, что ты разбил чашку, расскажи, как это случилось". Такая определенность исключает вариант обмана со стороны  ребенка. К тому же, если в этот момент вы доброжелательны, ему незачем  говорить неправду.

Слишком строгое наказание дома, завышенные требования и сильное  давление со стороны родителей и  педагогов свидетельствуют о  непонимании характера ребенка, его возрастных особенностей и кризисных  состояний. Это может привести к  тому, что ребенок начнет обманывать из страха неприятностей. Иногда ребенок  обманывает, чувствуя бессилие выполнить  все то, что требуют от него родители.

Совет 4-й. Не учиняйте унизительных допросов.

Если ребенок сразу не признался, то настаивать и допрашивать его - бесполезно. Как правило, в таком  случае возникает перепалка. "Нет, это не я!" - "Нет, ты признайся!" - "Нет, не я" и т. д. Лучше объяснить, что такие поступки неприемлемы  и каким образом можно было достойно выйти из ситуации. В зависимости  от ваших принципов воспитания вы можете наказать его. Но если вы не уверены  в том, что это совершил именно этот/ваш ребенок, в этом случае лучше  сказать: "Я надеюсь, твои слова - правда. Если нет, я очень огорчусь".

Совет 5-й. Вознаграждайте честность.

Если ребенок признался вам, то покажите ему свою радость: "Я  рад тому, что ты - честный человек, ведь ты сказал правду".

Но здесь возникает самая  трудная ситуация: когда малыш  признался, как быть с наказанием за проступок? Если вы накажете его, то в следующий раз он может не признаться. Если вы не накажете, то он может не понять, что он совершил запрещенное. Ясно, что в этом случае наказание должно быть условным. Дайте  ему возможность исправиться. Главное, покажите отрицательные последствия  его поступка и объясните, как  его избежать. Пусть ребенок поймет, что вас это очень огорчает и вы надеетесь, что больше он вас  не расстроит.

Совет 6-й. Показывайте пример честности.

Если вы просите отвечать по телефону, что вас нет дома; если в поезде или автобусе, покупая детский  билет, ссылаетесь на пятилетний возраст  ребенка, хотя ему уже семь, - вы оправдываете случаи, в которых можно лгать. Дети все усваивают, и честность  их будет иметь такой же относительный  характер.

Маленькие дети не понимают двойной  морали. Если такая щекотливая ситуация случилась с вами и дети стали  свидетелями, то обязательно объясните  им подоплеку события. Признайте, что  совершили ошибку, сказав неправду, что это очень неприятно, но иногда случается в жизни.

Информация о работе Ложь как социально-психологический феномен