Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 16:02, курсовая работа
Актуальность темы исследования. При переходе к рынку происходит медленный отход от иерархического управления, жесткой системы административного воздействия, практически неограниченной исполнительной власти к рыночным взаимоотношениям, базирующимся на экономических методах. Исходя из этого, становится необходимым принципиально новый подход к приоритетам. Главное внутри организации - работники, а за ее пределами – потребители продукции. Необходимо повернуть сознание работающего к потребителю, а не к начальнику; к прибыли, а не к расточительству; к инициативе и не к бездумному исполнению. Следует прейти к социальным нормам, базирующимся на здравом экономическом смысле, не забывая о нравственности.
Современная концепция развития производства заключается в том, что максимальная производительность, качество и конкурентоспособность могут быть достигнуты только при участии каждого сотрудника в совершенствовании производственного процесса первоначально на своем рабочем месте, а в дальнейшем на предприятии в целом. Вовлечение персонала в процесс совершенствования производства создает творческую обстановку и является мощным мотиватором персонала к труду, что позволяет каждому сотруднику максимально реализовать свой опыт и творческие способности.
Цель и задачи исследования. Основная цель работы сводится к тому, чтобы изучить понятия и сущность лидерства, провести анализ взаимоотношений между руководителем и подчиненными и изучить методы выявления лидера. А так же попытаться понять каким лидер должен быть в будущем и какому стилю управления он должен следовать.
Достижение цели подразумевало решение следующих поставленных задач:
определить сущность и роль лидерства, а также выявить особенности лидерских отношений;
рассмотреть современные стили лидерства;
изучить социометрический метод выявления лидера.
Объект исследования. Рассмотрение управленческих взаимоотношений, их сущности и особенностей.
Теоретическая и методологическая основа исследования. Достижения отечественной и зарубежной науки в исследовании особенностей лидерства. В ходе работы проработана и изучена общая и специальная литература, статьи, а также международная практика.
Введение 3
I Основы лидерства: 5
Содержание понятия лидерства в управлении организацией 5
Различные теории и подходы к изучению лидерства 8
Стили лидерства 15
II Лидерство и эффективность управления организацией 20
Характеристика производственной ситуации 20
Лидер нового времени 23
Заключение 26
Список используемых источников 27
Приложение 28
Лидер-«партнер» обязательно выражает признание и благодарность сотрудникам за их трудовые свершения. Положительный отклик начальника приобретает особую мотивационную ценность. Наконец, лидеры-«партнеры», как правило, умеют создать у подчиненных чувство сопричастности. Они приглашают непосредственных подчиненных в бар или ресторан поговорить по душам, приносят на работу торт, чтобы отпраздновать чей-нибудь успех. Словом, это настоящие созидатели личных связей.
Партнерский стиль руководства хорош во всех случаях, но особенно — когда важно поддержать мир и согласие, поднять моральный дух в коллективе, наладить общение или восстановить подорванное доверие.
Слабое место — упор на поощрение. Может случиться так, что никто не станет переделывать плохую работу, а у кого-то даже сложится впечатление, что в компании вполне терпимо относятся к посредственности.
Отличительные признаки образцового стиля: лидер задает высочайшие стандарты работы и на собственном примере доказывает, что их можно соблюдать. Почти с маниакальным упорством он стремится делать все быстрее и лучше и требует того же от подчиненных, всегда находит отстающих и, если они не исправляются, заменяет их другими сотрудниками. Казалось бы, все это должно привести к впечатляющим результатам.
Но на деле такой руководитель лишь разрушает моральный климат в компании. Часто из-за его высоких требований у работников опускаются руки. Он считает, что дает четкие указания (хотя часто это совсем не так), и уверен, что все сами знают, что и как делать, а если кому-то нужно что-то объяснять, значит, этот сотрудник профнепригоден. В результате вместо того, чтобы двигаться в заданном направлении и как можно лучше делать свое дело, подчиненным приходится отгадывать желания начальника. Кроме того, им часто кажется, что начальство просто не доверяет им и не хочет, чтобы они проявляли инициативу. В итоге работа становится рутинной и смертельно скучной.
Образцовый стиль не всегда ведет в тупик. Напротив, этот подход вполне уместен в ситуациях, когда все сотрудники хорошо мотивированы, обладают высокой квалификацией и не очень нуждаются в руководстве.
Исследование показало, что наставнический стиль — самый редкий. Многие руководители признаются, что работа просто не оставляет им времени на обучение подчиненных, хотя иногда достаточно и нескольких «наставнических» бесед. Руководители, игнорирующие этот стиль, отказываются от мощного инструмента положительного воздействия и на климат в компании, и на производительность.
Лидеры- «наставники» помогают подчиненным увидеть свои слабые и сильные стороны и адекватно оценить свои перспективы — личные и карьерные. Они поощряют подчиненных ставить себе долгосрочные цели и помогают им достигать их. Лидеры-«наставники» обладают замечательной способностью делегировать полномочия, давать своим подчиненным интересные, способствующие их росту задания, даже когда знают, что в результате работа будет выполнена медленнее, чем обычно. Иными словами, они готовы пойти на неуспех в краткосрочной перспективе ради положительного опыта, который будет приобретен в перспективе долгосрочной.
Лучше всего управлять людьми, которые хотят, чтобы им помогали.
И
наоборот, таким стилем руководства
вряд ли удастся многого добиться,
если сотрудники — неважно почему
— сопротивляются переменам и
не хотят учиться. Не годится он и
тогда, когда у руководителя недостаточно
опыта «наставника».
Самые успешные руководители умеют почти незаметно переходить от одного стиля к другому в зависимости от ситуации. Конечно, никто из них не выбирает стиль управления из некоего списка, механически. Напротив, они очень тонко чувствуют свое воздействие на окружающих и добиваются лучших результатов, переходя от стиля к стилю плавно. Эти руководители за несколько первых минут беседы понимают, с кем имеют дело. Например, если это талантливый сотрудник, который не справляется с работой потому, что деморализован менеджером с диктаторскими замашками, то его можно вдохновить на трудовые свершения, просто напомнив о важности его вклада в общее дело. А иногда руководитель с первой же минуты понимает, что должен поставить сотруднику ультиматум: либо работай лучше, либо увольняйся.
II
Лидерство и эффективность
управления организацией
Характеристика производственной ситуации
Когда мы ведем речь о новой экономике, то подразумеваем появление на свет нового поколения, живущего в окружении цифровой информации с ее глобализацией, открытостью и сверхбыстрой скоростью передачи; а также имеем в виду эпоху Интернета, коренным образом изменившую методы и характер нашей деятельности. Так каков стиль лидерства нового времени?
Проанализировав интервью с У.Беннисом (Warren Bennis), профессором делового администрирования и директором-учредителем Института лидерства при Южнокалифорнийском университете, ведущим международным экспертом по вопросам культуры бизнеса и лидерства, советником четырех президентов США, пришла к выводу, что в последние годы наблюдается переход от харизматического индивидуального лидерства к "группам", при этом акцент делается на творческом сотрудничестве, совместном руководстве и отношениях. Это значит, что группа индивидов, выполняющих в любой организации, самые разные функции и собравшихся вместе для решения конкретных задач организуются в команду для работы над проектом. После того, как проект завершен, группа распускается, чтобы затем перегруппироваться и вновь собраться вместе.
Групповая работа никоим
Последние
несколько лет прибыль
Управление группой компаний, несомненно, сложнейшая задача, решать которую берутся далеко не все, однако требования роста бизнеса зачастую диктуют свои правила. Количественный и качественный рост компании обуславливает необходимость выделения отдельных направлений, департаментов, решающих все более узкие задачи, в них и происходит выявление потенциальных лидеров, которые стремятся привести компанию к эффективному управлению и развитию на рынке.
Поле
наделения лидеров
Задачи, рассматриваемые на уровне топ-менеджмента компании, принимают форму конкретных целей, поставленных перед каждым сотрудником. Именно таким образом общая стратегия переходит в персональные цели и задачи. Где в свою очередь вновь выделяются лидеры, которые стремятся найти наилучший вариант для достижения целей и задач, а также «склонить» коллег к своим разработкам.
Но также в компании можно выделить несколько типов лидера: 1) опытные менеджеры, которые делают свой акцент лидерства на знаниях и опыте и 2) амбициозные молодые лидеры, которые стремятся к лидерству, но именно это качественное взаимодействие позволяет достигать успеха.
Таким
образом, перед компанией IMS Group поставлены
индивидуальные задачи, у каждой свои
проблемы, свои менеджеры и лидеры. Все
большее значение будет приобретать умение
создавать стимулы для мотивации людей,
принадлежащих к разным культурам. Стратегии
в сфере мотивации, эффективные в одной
культурной среде, могут быть просто оскорбительными
в другой. Лидеры, способные понимать,
ценить и эффективно мотивировать коллег,
принадлежащих к разным культурам, станут
наиболее ценным ресурсом в будущем, как
в IMS Group, так и на любом другом предприятии.
Лидер нового времени
В интервью была также затронута тема доверия, ведь когда говорится об установлении более тесных связей с людьми, подразумевается создание доверия, мотивации и укрепление чувства причастности. Говоря языком лидерства, есть четыре главные вещи, которые делают лидеры. Во-первых, они руководят и ставят цели. Во-вторых, создают доверительные отношения. В-третьих, формируют общее настроение надежды и оптимизма и чувство инвестирования в будущее. В-четвертых, действуют и получают результаты, то есть осуществляют исполнительские функции в полном смысле этого слова; они не только принимают решение, но и осуществляют его.
Все эти лидерские качества можно встретить в Майке Р. Джее – известном в США и в мире бизнесмене, консультанте, профессиональном бизнес-коуче, который более 35 лет лидирует в различных областях человеческой жизни, творчества, изучения бизнеса, отношений людей и поиска смысла.
Его незаурядный опыт в разных областях удачно сочетается с глубоким пониманием реальности жизни, бизнеса, политики и удивительным талантом в установлении продуктивных доверительных контактов с людьми.
В прошлом бравый герой - морской пехотинец, - затем бизнесмен-новатор, вдохновленный идеей развития агропромышленных комплексов для своей страны, параллельно – блестящий студент Техасского университета, который выступает как истинный лидер и талантливый спортсмен, неоднократно приводя свою футбольную команду к выигрышу кубка чемпионата Юго-запада США.
Идет только первая половина жизни – а Майк уже постигает алхимию жизни, подобно суфийским мастерам древности, через искусство приготовления пищи – и делает еще одну блестящую карьеру шеф-повара. Интересно, что и сегодня, обучая коучингу и управлению, Майкл часто говорит своим ученикам и клиентам: «Обычный повар готовит по рецепту. Мастер или шеф-повар готовит, зная свойства продуктов и приправ и зная, что он должен получить в результате. Он творец, ему не нужны рецепты, и он достигает результата с максимальной точностью. На первой стадии обучения мы все пользуемся рецептами. Но моя цель – чтобы каждый из вас стал «шеф-поваром», настоящим мастером в лидерстве, управлении, коучинге для Ваших людей».
Разносторонние способности и богатый опыт в управлении привели бизнесмена Майка Р. Джея к успеху в таких областях, как медицина, гостиничный и консалтинговый бизнес, после чего, в возрасте 40 лет, он начинает глубоко изучать поведение людей в организациях.
После 15 лет работы executive-бизнес-коучем с руководителями и топ-менджерами таких компаний, как Coca-Cola, Exxon, EDS, Ford, Boeing, General Dynamics, Майк создает на базе своей компании «B-Coach Systems» одну из лучших в мире систем обучения коучингу, открывающую нам настоящие ключи к лидерству и достижению успеха в своей жизни, бизнесе и обществе.
Эти ключи - наше осознанное желание развиваться.
2003
год стал началом проекта, над
созданием которого Майк
Компания Майка Р. Джея «B-Coach Systems» и Университет Лидерства являются лучшими школами для лидеров, руководителей и профессиональных коучей. Здесь проходят обучение бизнесмены из США, Канады, стран Европы и Азии.
С 2003 года представительство компании «B-Coach Systems» в России успешно готовит руководителей, коучей и обучает лидерству в нашей стране. В 2005 году открыто также Российское отделение Международного Университета Лидерства.
Солдат своей страны, новатор-аграрий, спортсмен, шеф-повар, бизнесмен, бизнес-консультант, мастер коучинга – всё это Майк Р. Джей - признанный в мире магистр и энтузиаст в области лидерства, широко известный своей вовлеченностью и оригинальным подходом к развитию людей и компаний, а также удивительной способностью вдохновлять людей раскрываться, мыслить, действовать и чувствовать себя лидерами.
Вот, что, по мнению Уоррена Бенниса, ожидает наших лидеров в будущем:
«Мы живем в то время, когда корпорации внезапно могут обнаружить, что не поспевают за нововведениями, новыми изобретениями, что прогресс обошел их стороной. Поэтому, мы по-прежнему живем в обстановке чрезвычайной уязвимости. Что это значит для будущих лидеров? — Что от них потребуется умение мыслить перспективно, способность понимать разнообразие так, как они никогда не рассматривали его раньше; умение сотрудничать с людьми, которые проработали уже большую часть своей жизни.