Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 17:38, контрольная работа
При характеристике динамических процессов в малых группах, естественно,
возникает вопрос о том, как группа организуется, кто берет на себя функции
ее организации, каков психологический рисунок деятельности по управлению
группой? Проблема лидерства и руководства является одной из кардинальных
проблем социальной психологии, ибо оба эти процесса не просто относятся к
проблеме интеграции групповой деятельности, а психологически описывают
субъекта этой интеграции. Когда проблема обозначается как «проблема
лидерства», то этим лишь отдается дань социально-психологической традиции,
связанной с исследованием данного феномена. В современных условиях проблема
должна быть поставлена значительно шире, как проблема руководства группой.
Поэтому крайне важно сделать прежде всего терминологические уточнения и
развести понятия «лидер» и «руководитель».
I Введение
II Лидерство и руководство, как социально-психологическое явление
1. Что такое лидер и лидерство
2. Качества, присущие лидеру
3. Окружение лидера
4. Функции лидера
5. Лидерство и современность
6. Лидер или руководитель
7. Стили управления руководителя
8. Типы руководителей
9. Критерии эффективности руководства
III Литература
Министерство образование РФ
Тольяттинский филиал самарского государственного педагогического университета
Факультет психологии
«Руководство и лидерство, как социально-психологическое явление»
Студент: Топорова О.В.
Группа: ПСХД 101 (2,5 г)
Преподаватель: Криволапова Н.В.
I Введение
II Лидерство и руководство, как социально-психологическое явление
1. Что такое лидер и лидерство
2. Качества, присущие лидеру
3. Окружение лидера
4. Функции лидера
5. Лидерство и современность
6. Лидер или руководитель
7. Стили управления руководителя
8. Типы руководителей
9. Критерии эффективности руководства
III Литература
При характеристике динамических процессов в малых группах, естественно,
возникает вопрос о том, как группа организуется, кто берет на себя функции
ее организации, каков психологический рисунок деятельности по управлению
группой? Проблема лидерства и руководства является одной из кардинальных
проблем социальной психологии, ибо оба эти процесса не просто относятся к
проблеме интеграции групповой деятельности, а психологически описывают
субъекта этой интеграции. Когда проблема обозначается как «проблема
лидерства», то этим лишь отдается дань социально-психологической традиции,
связанной с исследованием данного феномена. В современных условиях проблема
должна быть поставлена значительно шире, как проблема руководства группой.
Поэтому крайне важно сделать прежде всего терминологические уточнения и
развести понятия «лидер» и «руководитель».
II Руководство и лидерство, как социально-психологическое явление.
1. Что такое лидер и лидерство.
Лидер — это личность, за которой все остальные члены группы признают право
брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и
определяющие направление и характер деятельности всей группы.
Он может быть назначен официально, а может и не занимать никакого
официального положения, но фактически руководить коллективом в силу своих
организаторских способностей. Руководитель назначен официально, извне, а
лидер выдвигается “снизу”. Лидер не только направляет и ведет своих
последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут
за лидером, но и хотят идти за ним. Исследования показывают, что знания и
способности лидера оцениваются людьми всегда значительно выше, чем
соответствующие качества остальных членов группы. Лидеру присущи следующие
психологические качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум,
компетентность как доскональное знание своего дела, сильная воля, умение
понять особенности психологии людей, организаторские способности. Однако
анализ реальных групп показал, что порой лидером становится человек, и не
обладающий перечисленными качествами, и, с другой стороны, человек может
иметь данные качества, но не являться лидером. Возникла ситуативная теория
лидерства, согласно которой лидером становится тот человек, который при
возникновении в группе какой-либо ситуации имеет качества, свойства,
способности, опыт, необходимые для оптимального разрешения этой ситуация для
данной группы. В разных ситуациях группа выдвигает разных людей в качестве
лидера. В исследованиях Б. Д. Парыгина выделены типы лидеров в зависимости от
характера деятельности (универсальный лидер, ситуативный лидер), ее
содержания (лидер-вдохновитель, лидер-исполнитель, деловой лидер,
эмоциональный лидер) и стиля руководства (авторитарный лидер, демократический
лидер).
Таким образом, лидером группы может стать только тот человек, кто способен
привести группу к разрешению тех или иных групповых ситуаций, проблем, задач,
кто несет в себе наиболее важные для этой группы личностные черты, кто несет
в себе и разделяет те ценности, которые присущи группе. Лидер — это как бы
зеркало группы, лидер появляется в данной конкретной группе, какова группа —
таков и лидер. Человек, который является лидером в одной группе, совсем не
обязательно станет вновь лидером в другой группе (группа другая, другие
ценности, другие ожидания и требования к лидеру).
С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют:
1) бытовой тип лидерства (в школьных, студенческих группах, досуговых
объединениях, в семье);
2) социальный тип лидерства (на производстве, в профсоюзном движении, в
различных обществах: спортивных, творческих и т. д.);
3) политический тип лидерства (государственные, общественные деятели).
Существует несомненная связь между судьбой лидера бытового, лидера
социального и лидера политического. Первый всегда имеет возможность
выдвинуться в лидеры другого типа.
Лидер с организаторскими способностями в состоянии быстро и правильно
оценивать ситуацию, выделять задачи, нуждающиеся в первоочередной
реализации, отличать осуществимое от бесплодного прожектерства, достаточно
точно рассчитать сроки решения задач. Мысль о том, что главная отличительная
черта способного организатора состоит в умении быстро находить эффективные
пути и средства решения задач, подтверждается на каждом шагу. Интересно
высказывание на этот счет Наполеона Бонапарта: “Мой гений состоит в том, что
одним быстрым взглядом я охватывал все трудности дела, но в то же время и
все ресурсы для преодоления этих трудностей; этому обязано мое превосходство
над другими”.
Талант руководства людьми основывается на целом комплексе социально-
психологических качеств и свойств. Большую роль играет доверие и любовь масс
к своему лидеру.
Доверие к лидеру — это признание его высоких достоинств, заслуг и
полномочий, признание необходимости, правильности и результативности его
действий. Это внутреннее согласие с носителем авторитета, готовность
действовать в соответствии с его установками. Ведь заставить идти за собой
при отсутствии средств принуждения можно лишь на основе доверия. И доверие
это означает, что люди находятся во внутреннем согласии и единении с лидером.
Структура механизмов воздействия лидеров на массу зависит от свойств
последователей. Лидер находится в сильнейшей зависимости от коллектива.
Группа, имея образ лидера, — модель, требует от реального лидера, с одной
стороны, соответствия ей, а с другой — от лидера требуется способность
выражать интересы группы. Только при соблюдении этого условия последователи
не просто идут за своим лидером, но и желают идти за ним.
В соответствии со свойствами последователей лидером выстраиваются структуры
воздействия на них. Эти структуры призваны обеспечить, во-первых,
инициирование активности, координацию действий группы и обеспечение ее
внешних связей и престижа. Во-вторых, для этого надо отрегулировать
межличностные отношения в группе, обеспечить личностную поддержку членам
группы.
Лидерство — это процесс социальной организации и управления общением и
деятельностью членов группы, осуществляемый субъектом (лидером), который
наделен определенной властью.
Лидерство - это не новый стиль руководства, а способ организации власти
в, гражданском обществе с развитым политическим сознанием всех или
большинства его социальных слоев. Такое общество возникло
сравнительно недавно либо еще только складывается, и то пока не везде.
Но это перспектива и необходимость истории и политики. Члены гражданского
общества - мыслящие участники политической жизни, поэтому они имеют
возможность сознательно выбирать себе лидера. Поведение же лидера
должно убеждать их в том, что его действия правильны и выгодны, а
не продиктованы своекорыстием или властолюбием. Общество со своей
стороны не может манипулировать лидером. Социальное и политическое
партнерство, взаимопонимание лидера и его приверженцев - основа новой
современной политики.
Итак, лидерство - одно из проявлений власти, отличительное свойство
политической деятельности, право выдвигать руководителя, который ее
осуществляет. Это явление присуще и другим видам деятельности -
производству вещей и идей, науке, спорту и т. д.
Обязательное условие лидерства - обладание властью в конкретных
формальных или неформальных организациях самых разных уровней и
масштаба - от государства и даже группы государств до
правительственных учреждений, местного самоуправления или народных и