Лидерство и рукеоводство

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 17:38, контрольная работа

Описание работы

При характеристике динамических процессов в малых группах, естественно,

возникает вопрос о том, как группа организуется, кто берет на себя функции

ее организации, каков психологический рисунок деятельности по управлению

группой? Проблема лидерства и руководства является одной из кардинальных

проблем социальной психологии, ибо оба эти процесса не просто относятся к

проблеме интеграции групповой деятельности, а психологически описывают

субъекта этой интеграции. Когда проблема обозначается как «проблема

лидерства», то этим лишь отдается дань социально-психологической традиции,

связанной с исследованием данного феномена. В современных условиях проблема

должна быть поставлена значительно шире, как проблема руководства группой.

Поэтому крайне важно сделать прежде всего терминологические уточнения и

развести понятия «лидер» и «руководитель».

Содержание

I Введение
II Лидерство и руководство, как социально-психологическое явление
1. Что такое лидер и лидерство
2. Качества, присущие лидеру
3. Окружение лидера
4. Функции лидера
5. Лидерство и современность
6. Лидер или руководитель
7. Стили управления руководителя
8. Типы руководителей
9. Критерии эффективности руководства
III Литература

Работа содержит 1 файл

Лидерство и руководство. Психология.doc

— 137.50 Кб (Скачать)

        Реферат: Лидерство и руководство 

                            Министерство образование РФ                          

  Тольяттинский филиал  самарского государственного  педагогического                    университета 

                                    Факультет психологии                             

                                               Реферат:                                   

        «Руководство и  лидерство, как  социально-психологическое  явление»       

Студент: Топорова О.В.

Группа: ПСХД 101 (2,5 г)

Преподаватель: Криволапова Н.В.

                                  Тольятти 2000                                 

    

     

Содержание

 

I Введение

II Лидерство и руководство,  как социально-психологическое  явление

1.     Что такое лидер и лидерство

2.     Качества, присущие  лидеру

3.     Окружение лидера

4.     Функции лидера

5.     Лидерство и современность

6.     Лидер или руководитель

7.     Стили управления  руководителя

8.     Типы руководителей

9.     Критерии эффективности  руководства

III Литература

    

    

                                I Введение                               

При характеристике динамических процессов в малых  группах, естественно,

возникает вопрос о том, как  группа организуется, кто берет на себя функции

ее  организации, каков  психологический  рисунок деятельности по управлению

группой? Проблема лидерства  и руководства  является одной из кардинальных

проблем социальной психологии, ибо оба эти  процесса не просто относятся к

проблеме  интеграции групповой деятельности, а психологически описывают

субъекта  этой интеграции. Когда проблема обозначается как «проблема

лидерства», то этим лишь отдается дань социально-психологической  традиции,

связанной с исследованием  данного феномена. В современных условиях проблема

должна  быть поставлена значительно  шире, как проблема руководства группой.

Поэтому крайне важно сделать прежде всего терминологические уточнения и

развести  понятия «лидер» и «руководитель».

II Руководство и  лидерство, как  социально-психологическое  явление.

                     1. Что такое лидер и лидерство.                    

Лидер — это личность, за которой все  остальные члены  группы признают право

брать на себя наиболее ответственные  решения, затрагивающие  их интересы и

определяющие  направление и характер деятельности всей группы.

Он  может быть назначен официально, а может  и не занимать никакого

официального  положения, но фактически руководить коллективом в силу своих

организаторских способностей. Руководитель назначен официально, извне, а

лидер выдвигается “снизу”. Лидер не только направляет и ведет своих

последователей, но и хочет вести  их за собой, а последователи  не просто идут

за  лидером, но и хотят  идти за ним. Исследования показывают, что знания и

способности лидера оцениваются  людьми всегда значительно выше, чем

соответствующие качества остальных  членов группы. Лидеру присущи следующие

психологические качества: уверенность  в себе, острый и  гибкий ум,

компетентность как доскональное знание своего дела, сильная воля, умение

понять  особенности психологии людей, организаторские способности. Однако

анализ  реальных групп показал, что порой лидером  становится человек, и не

обладающий  перечисленными качествами, и, с другой стороны, человек может

иметь данные качества, но не являться лидером. Возникла ситуативная теория

лидерства, согласно которой  лидером становится тот человек, который при

возникновении в группе какой-либо ситуации имеет качества, свойства,

способности, опыт, необходимые для оптимального разрешения этой ситуация для

данной  группы. В разных ситуациях группа выдвигает разных людей в качестве

лидера. В исследованиях  Б. Д. Парыгина выделены типы лидеров в  зависимости от

характера деятельности (универсальный лидер, ситуативный лидер), ее

содержания (лидер-вдохновитель, лидер-исполнитель, деловой лидер,

эмоциональный лидер) и стиля  руководства (авторитарный лидер, демократический

лидер).

Таким образом, лидером  группы может стать  только тот человек, кто способен

привести  группу к разрешению тех или иных групповых  ситуаций, проблем, задач,

кто несет в себе наиболее важные для этой группы личностные черты, кто несет

в себе и разделяет  те ценности, которые  присущи группе. Лидер  — это как бы

зеркало группы, лидер появляется в данной конкретной группе, какова группа —

таков и лидер. Человек, который является лидером в одной группе, совсем не

обязательно станет вновь лидером в другой группе (группа другая, другие

ценности, другие ожидания и  требования к лидеру).

С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют:

1) бытовой тип лидерства (в школьных, студенческих группах, досуговых

объединениях, в семье);

2) социальный тип  лидерства (на  производстве, в профсоюзном движении, в

различных обществах: спортивных, творческих и т. д.);

3) политический тип  лидерства (государственные,  общественные деятели).

Существует  несомненная связь  между судьбой  лидера бытового, лидера

социального и лидера политического. Первый всегда имеет  возможность

выдвинуться в лидеры другого  типа.

Лидер с организаторскими способностями в  состоянии быстро и правильно

оценивать ситуацию, выделять задачи, нуждающиеся в первоочередной

реализации, отличать осуществимое от бесплодного прожектерства, достаточно

точно рассчитать сроки  решения задач. Мысль  о том, что главная  отличительная

черта способного организатора состоит в умении быстро находить эффективные

пути  и средства решения  задач, подтверждается на каждом шагу. Интересно

высказывание  на этот счет Наполеона  Бонапарта: “Мой гений состоит в том, что

одним быстрым взглядом я охватывал все трудности дела, но в то же время и

все ресурсы для преодоления  этих трудностей; этому  обязано мое превосходство

над другими”.

Талант  руководства людьми основывается на целом  комплексе социально-

психологических качеств и свойств. Большую роль играет доверие и любовь масс

к своему лидеру.

Доверие к лидеру — это  признание его  высоких достоинств, заслуг и

полномочий, признание необходимости, правильности и результативности его

действий. Это внутреннее согласие с носителем авторитета, готовность

действовать в соответствии с его установками. Ведь заставить идти за собой

при отсутствии средств  принуждения можно  лишь на основе доверия. И доверие

это означает, что люди находятся во внутреннем согласии и единении с лидером.

Структура механизмов воздействия  лидеров на массу  зависит от свойств

последователей. Лидер находится  в сильнейшей зависимости  от коллектива.

Группа, имея образ лидера, — модель, требует  от реального лидера, с одной

стороны, соответствия ей, а  с другой — от лидера требуется способность

выражать  интересы группы. Только при соблюдении этого условия последователи

не  просто идут за своим  лидером, но и желают идти за ним.

В соответствии со свойствами последователей лидером  выстраиваются структуры

воздействия на них. Эти структуры призваны обеспечить, во-первых,

инициирование активности, координацию действий группы и обеспечение ее

внешних связей и престижа. Во-вторых, для этого  надо отрегулировать

межличностные отношения в группе, обеспечить личностную поддержку членам

группы.

Лидерство — это процесс  социальной организации  и управления общением и

деятельностью членов группы, осуществляемый субъектом (лидером), который

наделен определенной властью.

Лидерство - это не новый  стиль  руководства,  а  способ  организации  власти

в, гражданском обществе с развитым политическим сознанием всех  или

большинства  его  социальных  слоев.  Такое  общество   возникло

сравнительно  недавно  либо  еще  только  складывается,  и то пока не  везде.

Но  это перспектива  и необходимость  истории и политики.  Члены  гражданского

общества  -  мыслящие  участники  политической  жизни,  поэтому они  имеют

возможность  сознательно  выбирать  себе  лидера.  Поведение  же  лидера

должно  убеждать  их  в  том,  что его  действия  правильны  и   выгодны,   а

не   продиктованы   своекорыстием   или  властолюбием.  Общество  со  своей

стороны  не  может манипулировать  лидером.  Социальное  и  политическое

партнерство,   взаимопонимание  лидера и его приверженцев - основа новой

современной политики.

Итак, лидерство  -  одно   из   проявлений власти,   отличительное  свойство

политической  деятельности,  право  выдвигать руководителя,  который  ее

осуществляет.  Это  явление  присуще  и   другим   видам  деятельности -

производству  вещей и идей, науке, спорту и т. д.

Обязательное  условие лидерства - обладание  властью  в  конкретных

формальных  или  неформальных  организациях  самых  разных  уровней  и

масштаба   -   от    государства    и    даже    группы    государств  до

правительственных учреждений,  местного самоуправления или  народных  и

Информация о работе Лидерство и рукеоводство