Личностное развитие детей инвалидов по зрению

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2011 в 00:47, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - изучить особенности самооценки и уровня притязаний у подростков-инвалидов по зрению.

Для успешной реализации цели выделены следующие задачи:

1. Анализ литературы посвященной личностному развитию детей–инвалидов по зрению.

2. Исследование особенностей самооценки и уровня притязаний детей-инвалидов по зрению.

3. Изучение особенностей развития детей-инвалидов при нарушениях зрения.

Работа содержит 1 файл

Личностное развитие детей инвалидов по зрению.doc

— 270.00 Кб (Скачать)
stify">     В тоже время анализ результатов исследования позволяет разработать модель психологического сопровождения, направленную на нормализацию самооценки школьников, находящихся в условиях зрительной депривации разного возраста. Модель по нормализации самооценки слепых и слабовидящих должна представлять собой целостную систему, что достигается включением в нее целевого, технологического, содержательного и результативного компонентов, которые в своей совокупности будут направлены на решение диагностических, развивающих и психокоррекционных задач. Как целостная система данная модель должна опираться на общие (ответственность субъекта развития за принятие решения, соблюдение приоритетов интересов сопровождаемого, непрерывный характер сопровождения, комплексный подход к сопровождению развития самооценки), специальные (единство коррекции и развития, единство диагностики и коррекции нарушений развития, взаимосвязь коррекции и компенсации, учет возрастных, типологических и индивидуальных особенностей развития лиц со зрительной недостаточностью, использование комплекса методов психолого-педагогического воздействия, личностно-ориентированный подход, компенсаторно-развивающая направленность) и специфические (создание ситуации успеха, активное привлечение ближайшего социального окружения к работе по развитию самооценки, ориентация на ведущий вид деятельности) принципы.

     Содержательный  компонент работы по нормализации самооценки школьников, находящихся в условиях зрительной депривации, прежде всего, должен включать диагностику уровня развития общей самооценки, ее компонентов (когнитивного и эмоционального) и  степени ее реалистичности. Полученные данные должны быть положены в основу развивающей и психокоррекционой работы, направленной на нормализацию самооценки слепых и слабовидящих школьников. В качестве основных направлений данной работы можно выделить:

     - обучение слепых и слабовидящих школьников приемам, способствующим развитию когнитивного, эмоционального компонентов и повышению степени реалистичности самооценки;

     - обучение школьников с нарушениями  зрения приемам, способствующим  развитию эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности;

     - вооружение слепых и слабовидящих  учащихся приемами продуктивного  межличностного взаимодействия.

     Содержание  технологического компонента должно определяется своеобразием работы со школьниками  с нарушениями зрения разного возраста. Так, для учащихся младшего школьного возраста с нарушениями зрения наиболее эффективным выступает использование игровых ситуаций, для школьников подросткового и юношеского возраста - тренингов. Одним из важнейших условий эффективности реализации данной модели выступает сочетание фронтальной, учитывающей типологические особенности самооценки лиц с нарушениями зрения, и индивидуальной работы, опирающейся на реальный уровень развития общей самооценки, ее компонентов (когнитивного и эмоционального) и степени ее реалистичности каждого конкретного школьника с нарушениями зрения.

     Результативный  компонент данной модели должен отражать развитие (наличие положительной  динамики) когнитивного и эмоционального компонентов самооценки лиц с  нарушениями зрения и повышение степени ее реалистичности как у группы школьников в целом, так и у каждого отдельно взятого ученика.

     Реализация  данной модели позволит добиться нормализации самооценки лиц с нарушениями  зрения и будет позитивно влиять на межличностное общение и на успешность их социальной интеграции. 

 

      Заключение 

     Внутренний  мир личности, ее самосознание и  самооценка является предметом исследования различных областей знаний на протяжении всей истории научной мысли. Сознание и самосознание - одна из центральных проблем философии, психологии и социологии. Ее значение обусловлено тем, что данное учение составляет методологическую основу решения не только многих важнейших теоретических вопросов, но и практических задач в связи с формированием жизненной позиции.

     Самооценка играет очень важную роль в организации результативного управления своим поведением, без нее трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни. Самооценка является критерием осознания личностью своей собственной индивидуальности и социальной ценности. Она определяет жизненную позицию человека и его взаимоотношения с окружающей действительностью. Верная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение и поддерживает его человеческое достоинство независимо от его социального статуса, религиозных убеждений или состояния здоровья.

     Особое  значение изучение формирования адекватного  самовосприятия и самооценки приобретает  в условиях ненормативного развития. Наличие определенного вида дизонтогенеза, в частности нарушения зрения, не изменяет сущности генезиса самооценки, но создает условия для появления определенной специфики ее формирования в сравнении с нормативным или с различными типами отклоняющегося развития.

     В данной работе рассмотрены труды  зарубежных и отечественных авторов, посвященные личностному развитию детей – инвалидов по зрению, выделены основные подходы к изучению данного феномена, а так же проанализировано содержание понятий «самооценка» и «уровня притязаний».

     В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

     Личностное  развитие незрячего подростка происходит по тем же объективным законам, что и развитие незрячего. Слепота, следовательно, не образует специальный психологический тип.

     Индивидуальные  психологические особенности, выявленные при исследовании личности подростка со зрительным дефектом, можно объяснить условиями обучения и воспитания, которые отличаются от тех же условий зрячих.

     Дефекты зрения могут приводить к развитию негативных черт характера, таких как  негативизм, внушаемость, ленивость, конформность и другие. Однако при правильной организации воспитания и обучения слабовидящего ребенка формирование позитивных свойств личности, мотивации общения и обучения оказывается практически независимым от состояния зрительного анализатора.

     Таким образом, очевидно, что в формировании основных свойств личности на первый план выступают социальные факторы, действие которых оказывается относительно или полностью независимым от времени возникновения и глубины патологии зрения.

     Гипотеза  исследования, которая заключалась  в предположении, что в экспериментальной группе испытуемые имеют неадекватную самооценку (или очень высокую или очень низкую), а в контрольной группе - адекватную самооценку, частично подтвердилась.

     Анализ  полученных данных показывает, что  как здоровые подростки, так и подростки с ограниченными возможностями имеют неадекватную низкую самооценку и очень высокий уровень притязаний. У здоровых подростков уровень притязаний выше, чем у подростков с ограниченными возможностями. Статистически достоверные данные получены по факторам здоровья, уверенности в себе и по показателям внешности. Это говорит о наличии сильных негативных переживаний по поводу своей внешности и с неуверенностью в своих силах.

     Чтобы предотвратить формирование у подростка  с ограниченными возможностями  негативной Я-концепции, психологу, ведущему психокоррекционную работу с детьми с ограниченными возможностями необходимо учитывать следующие практические рекомендации:

     - развивать у подростков с ограниченными возможностями активный познавательный интерес;

     - добиться удовлетворения у подростков с ограниченными возможностями от преодоления трудностей;

     - соизмерять нагрузки с умственными и физическими возможностями подростка;

     - расширять социальные контакты подростка с ограниченными возможностями;

     - способствовать развитию самостоятельности, меньшей зависимости от окружающих;

     - укреплять веру в свои силы, обеспечив возможность, проявлять  себя в практической деятельности.

     Результаты  данного исследования могут быть использованы в курсах лекций по психологии развития нормального и аномального ребенка, в спецкурсах о развитии личности детей с сенсорными нарушениями и др., а также в консультативной работе с педагогами, родителями и учащимися специальных школ-интернатов. Данные исследования имеют значение для разработки программ реабилитации незрячих и их интеграции в общественную жизнь. 

 

      Глоссарий 

№ п/п

Новые понятия

Содержание

1 2 3
1 Авторитарность (автократичность) Социально-психологическая  характеристика личности, отражающая ее стремление к самостоятельности.
2 Депривация  сенсорная продолжительное, более или менее полное лишение  человека сенсорных впечатлений, реализуемое  с экспериментальными целями (-> психология экстремальная).
3 Динамическое  Я то, каким субъект  намерен стать
4 Идеальное Я то, каким субъект, по его мнению, должен бы стать, ориентируясь на нормы моральные.
5 Критерий Стьюдента критерий, позволяющий проверять гипотезу о том, что две выборки х1…хn и у1…имеют одинаковую дисперсию, он основывается на рассмотрении отношения дисперсии двух эмпирических распределений. Если F=|D1/D2| принадлежит доверительному интервалу распределения Фишера, то гипотеза о равенстве дисперсии для двух выборок считается состоятельной.
6 Реальное Я представление о себе в настоящем времени.
7 Самооценка оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, — ценность, приписываемая ею себе или отдельным своим качествам.
8 Самосознание осознанное  человека своего общественного статуса  и своих жизненно важных потребностей.
9 Социальное  Я соотносимое со сферами социальной интеграции: половой, этнической, гражданской, ролевой и пр.
10 Способность определяются  как такие индивидуально-психологические  особенности субъекта, кои выражают его готовность к овладению некоими  видами деятельности и их успешному выполнению, являются условием их успешного выполнения.
11 Тифлопсихология (психология слепых) раздел психологии специальной, изучающий закономерности развития деятельности психической  индивида с полностью или частично нарушенным зрением.
12 Ум обобщенная  характеристика познавательных возможностей человека (в отличие от чувств и  воли).
13 Уровень притязаний понятие, введенное  К. Левином для обозначения стремления индивида к цели такой сложности, которая, по его мнению, соответствует  его способностям.
14 Физическое  Я схема собственного тела.
15 Фрустрация психическое состояние  переживания неудачи, обусловленное  невозможностью удовлетворения некоих потребностей, возникающее при наличии  реальных или мнимых непреодолимых  препятствий на пути к некоей цели.
16 Характер в узком смысле — определяется как индивидуальная, достаточно устойчивая система привычных  способов поведения человека в определенных условиях, — как совокупность устойчивых свойств индивида, в коих выражаются способы его поведения и эмоционального реагирования.
17 Я-концепция относительно  устойчивая, более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система  представлений индивида о самом  себе, на основе коей он строит взаимодействие с другими людьми и относится  к себе.
 

 

      Список использованных источников 

  1. Акопов, Г.В. Проблема сознания в психологии [Текст] : учебное пособие / Г.В. Акопов. – СПб.: Питер, 2005. – 218 с. – ISBN 5–7971–0548–7.
  2. Белобыркина, О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших школьников [Текст]: учебное пособие /О.А. Белобыркина. - СПб.: прайм–ЕВРОЗНАК, 2004. – 512 с. – ISBN 5–8412–0256–3.
  3. Бороздина, Л.В. Что такое самооценка [Текст] : учебное пособие / Л.В. Бороздина. - СПб.: Питер, 2004. – 264 с. – ISBN 5–8432–0289–3.
  4. Гордеева, О.В. Представления о самосознании [Текст] : учебное пособие / О.В. Гордеева. – М.: Педагогика, 2003. – 241 с. – ISBN 5–8577–0596–0.
  5. Гримак, Л.П. Общение с собой: начало психологии активности [Текст] : учебно-методическое пособие / Л.П. Гримак. Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: Педагогика, 2005. – 241 с. – ISBN 5–85476–039–7.
  6. Ермолова, Т.В. Временной аспект образа себя у старших школьников [Текст]: учебное пособие / Т.В. Ермолова. - СПб.: прайм–ЕВРОЗНАК, 2003. – 280 с. – ISBN 5–8474–0571–0.
  7. Если ваш ребенок не такой как другие [Текст] : учебное пособие / О.И. Волжина. - Харьков, 2004. – 204 с. – 213 с. – ISBN 5–8707–0582–3.
  8. Каган, ВЕ. Стереотипы мужественности - женственности и «образ Я» у подростков [Текст]: учебное пособие /В.Е. Каган. – СПб.: Питер, 2003. – 344 с. – ISBN 5–8425–05719–4.
  9. Карцева, К.Л. Социальная работа с семьей: психолого-педагогический анализ [Текст]: учебное пособие /К.Л. Карцева. – М.: Просвещение, 2005. – 138 с. – ISBN 5–8666–0581–0.
  10. Кон, И.С. В поисках себя, личность и ее самосознание [Текст]: учебное пособие / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 2003. – 305 с. – ISBN 5–8415–0538–0.
  11. Кон, И.С. Открытие Я. [Текст] : учебное пособие /И.С. Кон. - М.: Просвещение, 2004. – 362 с. – ISBN 5–8433–0549–0.
  12. Лакосина, Н.Д. Медицинская психология [Текст]: учебник / Н.Д. Лакосина. – СПб.: Питер, 2006. – 534 с. – ISBN 5–503–15984–0.
  13. Латова, И.П. Психологические условия эффективности профессиональной деятельности работников социальных служб [Текст] : учебное пособие / И.П. Латова. – СПб.: Питер, 2003.– 285 с. – ISBN 5–433–15023–0.
  14. Лучшие психологические тесты [Текст] : учебное пособие / – СПБ.: Алетейя, 2004. – 408 с. – ISBN 5–403–15689–0.
  15. Мамайчук, И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитию [Текст] : учебное пособие / И.И. Мамайчук. - СПб.: прайм–ЕВРОЗНАК, 2007. – 302 с. – ISBN 5–568–16024–0.
  16. Менделевич, В.Д. Клиническая психология [Текст] : учебник / В.Д. Менделевич. – СПб.: Алетейя, 2005. – 417 с. – ISBN 5–476–15809–0.
  17. Немов, Р.С. Общие основы психологии [Текст] : учебник / Р.С. Немов. – СПб.: Питер, 2007. – 992 с. – ISBN 5–567–16023–0.
  18. Орлов, А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее «Я» человека [Текст] : учебное пособие / А.Б. Орлов. – СПб.: Мирт, 2006. – 197 с. – ISBN 5–501–15982–0.
  19. Первин, Л. Психология личности: теория и исследования [Текст] : учебное пособие / под ред. B.C. Магуна. – М.: Педагогика, 2003. – 165 с. – ISBN 5–436–15030–0.
  20. Психология [Текст] : учебник / Под. общ. ред . В.Н. Дружинина. - СПб.: Речь, 2003. – 190 с. – ISBN 5–422–15016–0.
  21. Роджерс, К. Клиент-центрированная психотерапия [Текст] : учебное пособие / Пер. с англ. Т. Рожковой. – М.: МЕДпресс, 2004. – 432 с. – ISBN 5–413–15689–0.
  22. Романова, И.А. Основные направления исследования самопонимания в зарубежной психологии. [Текст] : учебное пособие / И.А. Романова. – М.: МЕДпресс, 2006. – 128 с. – ISBN 5–499–15979–0.
  23. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности [Текст] : учебное пособие / Е.Т. Соколова. – М.: Форум, 2007. – 152 с.– ISBN 5–571–16027–0.
  24. Цукерман, Г.А. Психология саморазвития [Текст] : учебное пособие / Г.А. Цукерман. - СПб.: Речь, 2004. – 449 с. – ISBN 5–421–15697–0.
  25. Шильштейн, Е.С. Особенности презентации «Я» в подростковом возрасте [Текст] : учебное пособие / Е.С. Шильштейн. – М.: Педагогика, 2003. – 245 с. – ISBN 5–438–15032–0.

Информация о работе Личностное развитие детей инвалидов по зрению