Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2011 в 00:47, курсовая работа
Цель исследования - изучить особенности самооценки и уровня притязаний у подростков-инвалидов по зрению.
Для успешной реализации цели выделены следующие задачи:
1. Анализ литературы посвященной личностному развитию детей–инвалидов по зрению.
2. Исследование особенностей самооценки и уровня притязаний детей-инвалидов по зрению.
3. Изучение особенностей развития детей-инвалидов при нарушениях зрения.
Содержательный компонент работы по нормализации самооценки школьников, находящихся в условиях зрительной депривации, прежде всего, должен включать диагностику уровня развития общей самооценки, ее компонентов (когнитивного и эмоционального) и степени ее реалистичности. Полученные данные должны быть положены в основу развивающей и психокоррекционой работы, направленной на нормализацию самооценки слепых и слабовидящих школьников. В качестве основных направлений данной работы можно выделить:
- обучение слепых и слабовидящих школьников приемам, способствующим развитию когнитивного, эмоционального компонентов и повышению степени реалистичности самооценки;
-
обучение школьников с
-
вооружение слепых и
Содержание технологического компонента должно определяется своеобразием работы со школьниками с нарушениями зрения разного возраста. Так, для учащихся младшего школьного возраста с нарушениями зрения наиболее эффективным выступает использование игровых ситуаций, для школьников подросткового и юношеского возраста - тренингов. Одним из важнейших условий эффективности реализации данной модели выступает сочетание фронтальной, учитывающей типологические особенности самооценки лиц с нарушениями зрения, и индивидуальной работы, опирающейся на реальный уровень развития общей самооценки, ее компонентов (когнитивного и эмоционального) и степени ее реалистичности каждого конкретного школьника с нарушениями зрения.
Результативный компонент данной модели должен отражать развитие (наличие положительной динамики) когнитивного и эмоционального компонентов самооценки лиц с нарушениями зрения и повышение степени ее реалистичности как у группы школьников в целом, так и у каждого отдельно взятого ученика.
Реализация
данной модели позволит добиться нормализации
самооценки лиц с нарушениями
зрения и будет позитивно влиять
на межличностное общение и на
успешность их социальной интеграции.
Заключение
Внутренний мир личности, ее самосознание и самооценка является предметом исследования различных областей знаний на протяжении всей истории научной мысли. Сознание и самосознание - одна из центральных проблем философии, психологии и социологии. Ее значение обусловлено тем, что данное учение составляет методологическую основу решения не только многих важнейших теоретических вопросов, но и практических задач в связи с формированием жизненной позиции.
Самооценка играет очень важную роль в организации результативного управления своим поведением, без нее трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни. Самооценка является критерием осознания личностью своей собственной индивидуальности и социальной ценности. Она определяет жизненную позицию человека и его взаимоотношения с окружающей действительностью. Верная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение и поддерживает его человеческое достоинство независимо от его социального статуса, религиозных убеждений или состояния здоровья.
Особое значение изучение формирования адекватного самовосприятия и самооценки приобретает в условиях ненормативного развития. Наличие определенного вида дизонтогенеза, в частности нарушения зрения, не изменяет сущности генезиса самооценки, но создает условия для появления определенной специфики ее формирования в сравнении с нормативным или с различными типами отклоняющегося развития.
В
данной работе рассмотрены труды
зарубежных и отечественных авторов,
посвященные личностному
В
результате проведенного исследования
можно сделать следующие
Личностное развитие незрячего подростка происходит по тем же объективным законам, что и развитие незрячего. Слепота, следовательно, не образует специальный психологический тип.
Индивидуальные психологические особенности, выявленные при исследовании личности подростка со зрительным дефектом, можно объяснить условиями обучения и воспитания, которые отличаются от тех же условий зрячих.
Дефекты зрения могут приводить к развитию негативных черт характера, таких как негативизм, внушаемость, ленивость, конформность и другие. Однако при правильной организации воспитания и обучения слабовидящего ребенка формирование позитивных свойств личности, мотивации общения и обучения оказывается практически независимым от состояния зрительного анализатора.
Таким образом, очевидно, что в формировании основных свойств личности на первый план выступают социальные факторы, действие которых оказывается относительно или полностью независимым от времени возникновения и глубины патологии зрения.
Гипотеза исследования, которая заключалась в предположении, что в экспериментальной группе испытуемые имеют неадекватную самооценку (или очень высокую или очень низкую), а в контрольной группе - адекватную самооценку, частично подтвердилась.
Анализ полученных данных показывает, что как здоровые подростки, так и подростки с ограниченными возможностями имеют неадекватную низкую самооценку и очень высокий уровень притязаний. У здоровых подростков уровень притязаний выше, чем у подростков с ограниченными возможностями. Статистически достоверные данные получены по факторам здоровья, уверенности в себе и по показателям внешности. Это говорит о наличии сильных негативных переживаний по поводу своей внешности и с неуверенностью в своих силах.
Чтобы предотвратить формирование у подростка с ограниченными возможностями негативной Я-концепции, психологу, ведущему психокоррекционную работу с детьми с ограниченными возможностями необходимо учитывать следующие практические рекомендации:
- развивать у подростков с ограниченными возможностями активный познавательный интерес;
- добиться удовлетворения у подростков с ограниченными возможностями от преодоления трудностей;
- соизмерять нагрузки с умственными и физическими возможностями подростка;
- расширять социальные контакты подростка с ограниченными возможностями;
- способствовать развитию самостоятельности, меньшей зависимости от окружающих;
-
укреплять веру в свои силы,
обеспечив возможность,
Результаты
данного исследования могут быть
использованы в курсах лекций по психологии
развития нормального и аномального ребенка,
в спецкурсах о развитии личности детей
с сенсорными нарушениями и др., а также
в консультативной работе с педагогами,
родителями и учащимися специальных школ-интернатов.
Данные исследования имеют значение для
разработки программ реабилитации незрячих
и их интеграции в общественную жизнь.
Глоссарий
№ п/п | Новые понятия |
Содержание |
1 | 2 | 3 |
1 | Авторитарность (автократичность) | Социально-психологическая характеристика личности, отражающая ее стремление к самостоятельности. |
2 | Депривация сенсорная | продолжительное, более или менее полное лишение человека сенсорных впечатлений, реализуемое с экспериментальными целями (-> психология экстремальная). |
3 | Динамическое Я | то, каким субъект намерен стать |
4 | Идеальное Я | то, каким субъект, по его мнению, должен бы стать, ориентируясь на нормы моральные. |
5 | Критерий Стьюдента | критерий, позволяющий проверять гипотезу о том, что две выборки х1…хn и у1…имеют одинаковую дисперсию, он основывается на рассмотрении отношения дисперсии двух эмпирических распределений. Если F=|D1/D2| принадлежит доверительному интервалу распределения Фишера, то гипотеза о равенстве дисперсии для двух выборок считается состоятельной. |
6 | Реальное Я | представление о себе в настоящем времени. |
7 | Самооценка | оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, — ценность, приписываемая ею себе или отдельным своим качествам. |
8 | Самосознание | осознанное человека своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей. |
9 | Социальное Я | соотносимое со сферами социальной интеграции: половой, этнической, гражданской, ролевой и пр. |
10 | Способность | определяются
как такие индивидуально- |
11 | Тифлопсихология (психология слепых) | раздел психологии специальной, изучающий закономерности развития деятельности психической индивида с полностью или частично нарушенным зрением. |
12 | Ум | обобщенная характеристика познавательных возможностей человека (в отличие от чувств и воли). |
13 | Уровень притязаний | понятие, введенное
К. Левином для обозначения |
14 | Физическое Я | схема собственного тела. |
15 | Фрустрация | психическое состояние переживания неудачи, обусловленное невозможностью удовлетворения некоих потребностей, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к некоей цели. |
16 | Характер | в узком смысле
— определяется как индивидуальная,
достаточно устойчивая система привычных
способов поведения человека в определенных
условиях, — как совокупность устойчивых
свойств индивида, в коих выражаются
способы его поведения и |
17 | Я-концепция | относительно устойчивая, более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе коей он строит взаимодействие с другими людьми и относится к себе. |
Список использованных
источников
Информация о работе Личностное развитие детей инвалидов по зрению