Личностное развитие детей инвалидов по зрению

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2011 в 00:47, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - изучить особенности самооценки и уровня притязаний у подростков-инвалидов по зрению.

Для успешной реализации цели выделены следующие задачи:

1. Анализ литературы посвященной личностному развитию детей–инвалидов по зрению.

2. Исследование особенностей самооценки и уровня притязаний детей-инвалидов по зрению.

3. Изучение особенностей развития детей-инвалидов при нарушениях зрения.

Работа содержит 1 файл

Личностное развитие детей инвалидов по зрению.doc

— 270.00 Кб (Скачать)

     2 Специфика в формировании образа «Я» и определения своего места в жизни, так как вследствие неустойчивого социального положения возникает психотравмирующая ситуация, нестабильность во внутреннем мире личности.

     3 Двойственность внутриличностной  позиции, которая состоит в  том, что отношение к себе  как к зрячему и нежелание  быть признанным инвалидом сочетается  с ощущением ограниченности своих сенсорных возможностей. Эта двойственность приводит к внутреннему дискомфорту, противоречивости, что отражается на самооценке личности.

     В определении той или иной личностной позиции отечественные тифлопсихологи выявили три приоритета.

     1)Позиция  крайней зависимости. Полная ориентация на лиц ближайшего окружения.

     2)Активность  под нажимом.

     3)Позиция  изоляции, затруднения в общении.  Эти люди замкнутые, ориентированные  на свой внутренний мир. [29, С. 137]

     Обобщая эти сведения, Буткина Г.А. делает вывод о том, что общее для 3-х позиций проявляется в особом отношении личности к препятствиям, вне зависимости от конкретного содержания этих трудностей и ситуации, вне конкретной формы того поведения, в котором они реализуются. Следовательно, в их основе лежит одна, но большая общая и значимая позиция, заключающаяся в отказе личности от борьбы с трудностями – «“капитуляция» перед трудностями относится к случаям недостаточной приспособленности к самостоятельности.

     Особенности самооценки школьников с нарушениями зрения связаны с неопределенностью жизненных ориентиров и планов, что ограничивает процесс личностного самоопределения. Кроме того, у них складывается несформированное смысловое будущее по причине недостатка позитивных образов и перспектив в условиях дефицита информации о возможностях и способах успешной самореализации инвалидов по зрению.

     Ограниченное  пространство самореализации, обусловленное  не столько имеющимся зрительным дефектом и его последствиями, сколько  сложившимися современными социально-экономическими условиями. Особенно это сказывается при выборе слепым и слабовидящим молодым человеком профессии.

     Таким образом, на своеобразие формирование самооценки детей с нарушениями  зрения оказывают влияние огромное количество факторов. Среди них следует  выделить влияние зрительной недостаточности, как сильного психотравмирующего фактора, неадекватные установки общества по отношению к людям с глубокими зрительными нарушениями, особенности школьного и семейного воспитания и т.д. При этом необходимо подчеркнуть, что при правильной целенаправленно организованной коррекционно-развивающей работе и своевременной психолого-педагогической помощи данной категории детей вероятность появления негативного самоотношения и самооценивания значительно снижается. В этом случаи перед ребенком раскрываются огромные перспективы оценить свои реальные творческие и профессиональные способности, простроить линию взаимодействия с окружающими, определить значимые для себя жизненные позиции и приоритеты и т.д. По этому разработка и организация комплексной диагностики и коррекции самооценки детей с нарушениями зрения является для современной тифлопсихологии актуальной и значимой научно-практической задачей. 

 

      2 Особенности самооценки  и уровня притязаний  здоровых 

     подростков  и подростков-инвалидов по зрению 

     2.1 Исследование особенностей  самооценки и уровня  притязаний 

     здоровых  подростков и подростков-инвалидов  по зрению 

     Экспериментальное Исследование особенностей самооценки и уровня притязаний здоровых подростков и подростков-инвалидов по зрению проводилось на базе школы-интерната для слабовидящих детей № 1 г. Орши. Исследуемую группу составили 5 подростков с ограниченными возможностями в возрасте от 12 до 18 лет. Контрольную группу составили 5 здоровых школьников, учащихся седьмых и девятых классов общеобразовательной школы № 1.

     Исследование  проводилось в несколько этапов:

     - организационный этап эксперимента - выбор диагностических методик,  формирование выборки испытуемых;

     - исследовательский этап - исследование  особенностей самооценки и уровня притязаний здоровых подростков и подростков-инвалидов по зрению;

     - аналитический этап эксперимента  – анализ, сравнение полученных  данных, формирование выводов, подтверждение  либо опровержение гипотезы.

     Гипотеза  исследования: у подростков с ограниченными физическими возможностями неадекватная (либо очень высокая, либо очень низкая) самооценка, в то время как у большинства их здоровых сверстников самооценка адекватная.

     Во  время организационного этапа были сформированы экспериментальная и  контрольная группы. Экспериментальную группу составили 5 подростков – инвалидов по зрению 12 -18 лет, из них 3 девочки 2 мальчика. Все подростки – инвалиды по зрению не имеют отклонений в интеллектуальном развитии и обучаются по программе общеобразовательной школы. Контрольную группу составили здоровые подростки, учащиеся седьмых и девятых классов средней школы № 1. Данную выборку составили 5 человек, из них 2 мальчика и 3 девочки.

     Для проверки гипотез и решения поставленных задач выбрана диагностическая  методика Дембо-Рубинштейна. Она используется для выявления самооценки и уровня притязаний обследуемого, а так же расхождения между самооценкой и уровнем притязаний, которое определяется как арифметическая разность между этими показателями. В норме уровень притязаний должен быть выше уровня самооценки, так как это стимулирует развитие, совершенствование личности. [16, С. 191]

     Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др.

     Уровень развития каждого качества, стороны  человеческой личности можно условно  изобразить вертикальной линией, нижняя точка, которой символизирует самое низкое развитие, а верхняя - наивысшее.

     Предлагается  семь таких линий, они обозначают:

     1 Здоровье;

     2 Ум, способности;

     3 Характер;

     4 Авторитарность;

     5 Терпеливость;

     6 Внешность;

     7 Уверенность в себе.

     Процедура обследования: обследуемому предлагается бланк, содержащий 7 вертикальных шкал (по 10 делений в каждой) и инструкцию следующего содержания: «на каждой линии чертой (-) отметьте, как Вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны Вашей личности в данный момент времени.

     После этого крестиком (х) отметьте, при  каком уровне развития этих качеств, сторон Вы были бы удовлетворены собой  или почувствовали бы гордость за себя».

     При обработке одно деление шкалы  принимается за 10 баллов.

     Уровень самооценки вычисляется как среднее  арифметическое расстояний от нижней точки до черты (-). Аналогично, уровень  притязаний вычисляется как среднее  арифметическое расстояний от нижней точки до крестика (х). Значение самооценки притязаний определяется по следующей таблице: 

     Таблица 2.1 - Характеристика самооценки и уровня притязаний

Параметр Количественная  характеристика в баллах
  Низкий Средний Высокий Очень высокий
Уровень притязаний Менее 60 60-74 75-89 90-100
Самооценка Менее 45 45-59 60-74 75-100
 

     Расхождение между самооценкой и уровнем  притязаний определяется как арифметическая разность между этими показателями. Выделяются следующие значения расхождения  между самооценкой и уровнем  притязаний:

  • слабое расхождение - от 0 до 7 баллов;
  • умеренное расхождение - от 8 до 22 баллов;
  • сильное расхождение - более 22 баллов.

     Самооценка - оценка человеком самого себя, своих  способностей, нравственных качеств, поступков  и места среди других людей. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, т.е. степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Уровень притязаний должен быть выше самооценки, так как это стимулирует развитие личности.

     Для всех исследуемых параметров в контрольной  и экспериментальной группах  проводилось процедура статистической оценки достоверности отличий в результатах. Оценка проводилась для выборочных средних величин по t критерию Стьюдента при помощи пакета математической обработки данных Statistika 6.0.

     При проведении тестирования были получены следующие данные, которые сведены в таблицы: 

     Таблица 2.2 - Методика Дембо-Рубинштейн (здоровые подростки)

№/№ Здоровье Ум, способ. Характер Авторитарность Терпеливость Внешность Уверен, в себе
Самооценка Уровень притязания Самооценка Уровень притязания Самооценка Уровень притязания Самооценка Уровень притязания Самооценка Уровень притязания Самооценка Уровень притязания Самооценка Уровень притязания
1. 75 90 60 65 80 80 80 80 70 70 85 100 70 80
2. 30 100 50 70 70 70 50 65 64 64 80 96 84 90
3. 70 80 30 100 28 90 50 50 48 54 40 100 40 90
4. 100 100 60 90 40 100 30 100 90 30 90 90 60 100
5. 60 100 70 80 70 74 30 100 30 100 60 99 30 100
 

 

      Таблица 2.3 - Методика Дембо-Рубинштейн (подростки-инвалиды по зрению)

№/№ Здоровье Ум, способ. Характер Авторитарность Терпеливость Внешность Уверен, в себе
Самооценка Уровень притязания Самооценка Уровень притязания Самооценка Уровень притязания Самооценка Уровень притязания Самооценка Уровень притязания Самооценка Уровень притязания Самооценка Уровень притязания
1. 60 80 70 75 50 60 70 70 40 60 50 80 40 70
2. 40 100 30 80 50 60 30 100 40 45 30 90 30 70
3. 60 100 40 90 60 90 60 100 30 90 40 100 30 100
4. 50 90 50 60 60 70 40 50 45 50 60 100 60 90
5. 80 86 47 55 60 60 30 70 70 90 80 100 90 100

Информация о работе Личностное развитие детей инвалидов по зрению