Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2011 в 00:47, курсовая работа
Цель исследования - изучить особенности самооценки и уровня притязаний у подростков-инвалидов по зрению.
Для успешной реализации цели выделены следующие задачи:
1. Анализ литературы посвященной личностному развитию детей–инвалидов по зрению.
2. Исследование особенностей самооценки и уровня притязаний детей-инвалидов по зрению.
3. Изучение особенностей развития детей-инвалидов при нарушениях зрения.
Находим
средние значения самооценки и уровня
притязаний. Данные сведены в таблицу
2.4.
Таблица
2.4 - Средние значения самооценки и
уровня притязаний по категориям в
экспериментальной и
Исследуемый фактор | Здоровье | Ум, способности | Характер | Авторитарность | Терпеливость | Внешность | Уверенность в себе | |||||||
Экспериментальная группа | Контрольная группа | Экспериментальная группа | Контрольная группа | Экспериментальная группа | Контрольная группа | Экспериментальная группа | Контрольная группа | Экспериментальная группа | Контрольная группа | Экспериментальная группа | Контрольная группа | Экспериментальная группа | Контрольная группа | |
Уровень притязаний | 61,3 | 72,5 | 64,4 | 63 | 65,6 | 63,8 | 67 | 63,2 | 59,9 | 59,4 | 67,4 | 72,4 | 64,2 | 69,2 |
Самооценка (СО) | 89 | 90,4 | 83,2 | 90,6 | 82,3 | 85,5 | 82,5 | 88,7 | 85 | 86,5 | 87,5 | 85,7 | 88,4 | 96,9 |
Расхождение между УПР и СО | 27,7 | 17,9 | 18,8 | 27,6 | 16,6 | 21,7 | 15,5 | 25,5 | 25,1 | 28,1 | 20,1 | 20 | 24,2 | 27,7 |
Находим
средние значения самооценки и уровня
притязаний в экспериментальной
и контрольной группах. Данные представлены
в Таблице 2.5.
Таблица 2.5 - Средние значения самооценки и уровня притязаний в экспериментальной и контрольной группах
Исследуемый фактор | Среднее значение | |
В экспериментальной группе | В контрольной группе | |
Уровень притязаний | 85,4 | 90,1 |
Самооценка (СО) | 64,3 | 66,2 |
Расхождение между УПР и СО | 21,1 | 23,9 |
2.2
Анализ, сравнение полученных
результатов
По результатам исследования с помощью методики Дембо-Рубинштейна были выявлены (среднее значение и стандартное отклонение) самооценка, уровень притязаний и расхождение между этими параметрами у подростков – инвалидов по зрению и у здоровых сверстников.
Анализ результатов средних значений по 7 показателям показал, что у здоровых подростков уровень притязаний выше, чем у подростков с ограниченными возможностями, значение этого показателя в контрольной группе - 90,1, а в экспериментальной - 85,4 (р«0,4).
Расхождение между средними значениями уровня притязаний и самооценки для обеих групп умеренное (р«0,4), соответственно - 21,1 в экспериментальной группе и 23,9 в контрольной.
Рассмотрим исследуемые факторы по параметрам.
По фактору здоровья у подростков - инвалидов наблюдалось сильное расхождение между уровнем притязания и самооценкой (27,7), а у здоровых подростков умеренное расхождение (17,9) (р~0,4).
Это
указывает на то, что подростки -
инвалиды по зрению хотят обрести
полноценное здоровье. В качестве личностных
ценностей этот фактор детерминирует
высокую значимость и является результатом
общего благополучия.
Рисунок 2.1 - Расхождение между уровнем притязания и самооценкой подростков-инвалидов по фактору здоровья
Рисунок
2.2 - Расхождение между уровнем притязания
и самооценкой здоровых подростков по
фактору здоровья
Рисунок
2.3 - Средние значения самооценки и уровня
притязаний в экспериментальной и контрольной
группах по фактору здоровья
По
фактору уверенности в себе, наблюдается
сильное расхождение между средними значениями
в экспериментальной (24,2) и в контрольной
группах (27,7).
Рисунок
2.4 - Расхождение между уровнем притязания
и самооценкой подростков – инвалидов
по фактору уверенности в себе
Рисунок 2.5 - Расхождение между уровнем притязания и самооценкой здоровых подростков по фактору уверенности в себе
Рисунок
2.6 - Средние значения самооценки и уровня
притязаний в экспериментальной и контрольной
группах по фактору уверенности в себе
По
показателям внешности так же
имеются существенные расхождения
в группе здоровых (20) и подростков
с ограниченными возможностями (20,1).
Это говорит о наличии сильных
негативных переживаний по поводу своей
внешности и с неуверенностью
в своих силах (р~0,38).
Рисунок 2.7 - Расхождение между уровнем притязания и самооценкой подростков – инвалидов по фактору внешности
Рисунок
2.8 - Расхождение между уровнем притязания
и самооценкой здоровых подростков по
фактору внешности
При
оценке по шкалам «ум, способности» у подростков
из обеих групп неадекватность резко возрастает
в сторону завышенных оценок.
Рисунок
2.9 - Средние значения самооценки и уровня
притязаний в экспериментальной и контрольной
группах по фактору ум, способности
Так,
фактор авторитарности показал, что у
контрольной группы расхождения выше,
чем у экспериментальной группы (15,5 и 25,5).
Это свидетельствует о том, что подростки
хотели бы видеть себя самостоятельными,
относительно независимыми от мнения
окружающих.
Рисунок
2.10 - Средние значения самооценки и уровня
притязаний в экспериментальной и контрольной
группах по фактору авторитарности
Рисунок
2.11 - Распределение уровня притязаний
по группам значений для экспериментальной
и контрольной групп
Из рисунка 2.11 видно, что у 60 % здоровых и 80 % подростков с ограниченными возможностями выявлен очень высокий уровень притязаний.
А
рисунок распределения уровня самооценки
по группам значений для экспериментальной
и контрольной выборок
Рисунок
2.12 - Распределение уровня самооценки
по группам значений для экспериментальной
и контрольной групп
Так
в контрольной и
Следовательно, у детей-инвалидов и их здоровых сверстников неадекватная самооценка и высокий уровень притязаний могут привести к выбору слишком трудных или слишком легких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, тенденции избегать ситуации соревнования, не критичности в оценке достигнутого, ошибочности прогноза и т.п.
Полученные экспериментальные данные частично подтверждают точку зрения о том, что дети-инвалиды, в отличие от своих здоровых сверстников имеют неадекватную самооценку и высокий уровень притязаний. Также результаты демонстрируют, что, как и подростки - инвалиды, так и их здоровые сверстники имеют неадекватно заниженную самооценку и очень высокий уровень притязаний. То есть оценка в экспериментальной и контрольной группах давалась не действительная, а желаемая. Таким образом, можно сделать вывод, что гипотеза частично подтвердилась.
Среди
проблем, выявленных в ходе исследования,
наиболее значимой для подростков с
ограниченными возможностями
Для
формирования творческой, всесторонне
развитой личности, способной наиболее
полно реализовать свои возможности,
необходимо развитие у человека умения
анализировать и адекватно
Применительно к лицам с нарушениями зрения становление самооценки приобретает особое значение, поскольку оно во многом определяет успешность межличностного взаимодействия, их реабилитации и социальной интеграции.
В тоже время в условиях суженной сенсорной сферы трудности познания себя и других, прямо или косвенно связанные с нарушениями зрения, отрицательно влияют и на процесс становления самооценки. В свою очередь, формирование завышенной или заниженной самооценки, негативно отражаясь как на поведении и собственной деятельности человека, так и на его взаимоотношениях с окружающими людьми, значительно осложняет процесс социальной интеграции лиц с нарушениями зрения.
В виду важности проблематики развития самооценки лиц с нарушениями зрения было проведено исследование, направленное на выявление особенностей развития общей самооценки, уровня развития ее компонентов, а также степени реалистичности самооценки полдростков разного возраста, находящихся в условиях зрительной депривации.
Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что при глубоких нарушениях зрения независимо от возраста, самооценка, испытывая в своем развитии опосредованное негативное влияние условий зрительной депривации, обнаруживает определенное своеобразие, проявляющееся в низком уровне знаний субъекта о себе, в негативном отношении к себе как субъекту жизнедеятельности, в завышенной (игнорирование отрицательных последствий нарушений зрения) или заниженной (глобализация этих последствий) самооценке, что проявляется в своеобразии развития когнитивного и эмоционального компонента, а также степени ее реалистичности.
Информация о работе Личностное развитие детей инвалидов по зрению