Личностное развитие детей инвалидов по зрению

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2011 в 00:47, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - изучить особенности самооценки и уровня притязаний у подростков-инвалидов по зрению.

Для успешной реализации цели выделены следующие задачи:

1. Анализ литературы посвященной личностному развитию детей–инвалидов по зрению.

2. Исследование особенностей самооценки и уровня притязаний детей-инвалидов по зрению.

3. Изучение особенностей развития детей-инвалидов при нарушениях зрения.

Работа содержит 1 файл

Личностное развитие детей инвалидов по зрению.doc

— 270.00 Кб (Скачать)
 

     Находим средние значения самооценки и уровня притязаний. Данные сведены в таблицу 2.4. 

     Таблица 2.4 - Средние значения самооценки и  уровня притязаний по категориям в  экспериментальной и контрольной  группах

Исследуемый фактор Здоровье Ум, способности Характер Авторитарность Терпеливость Внешность Уверенность в себе
Экспериментальная группа Контрольная группа Экспериментальная группа Контрольная группа Экспериментальная группа Контрольная группа Экспериментальная группа Контрольная группа Экспериментальная группа Контрольная группа Экспериментальная группа Контрольная группа Экспериментальная группа Контрольная группа
Уровень притязаний 61,3 72,5 64,4 63 65,6 63,8 67 63,2 59,9 59,4 67,4 72,4 64,2 69,2
Самооценка (СО) 89 90,4 83,2 90,6 82,3 85,5 82,5 88,7 85 86,5 87,5 85,7 88,4 96,9
Расхождение между УПР и СО 27,7 17,9 18,8 27,6 16,6 21,7 15,5 25,5 25,1 28,1 20,1 20 24,2 27,7
 

     Находим средние значения самооценки и уровня притязаний в экспериментальной  и контрольной группах. Данные представлены в Таблице 2.5. 

     Таблица 2.5 - Средние значения самооценки и уровня притязаний в экспериментальной и контрольной группах

Исследуемый фактор Среднее значение
В экспериментальной группе В контрольной  группе
Уровень притязаний 85,4 90,1
Самооценка (СО) 64,3 66,2
Расхождение между УПР и СО 21,1 23,9
 

     2.2 Анализ, сравнение полученных результатов 

     По  результатам исследования с помощью  методики Дембо-Рубинштейна были выявлены (среднее значение и стандартное  отклонение) самооценка, уровень притязаний и расхождение между этими  параметрами у подростков – инвалидов  по зрению и у здоровых сверстников.

     Анализ  результатов средних значений по 7 показателям показал, что у здоровых подростков уровень притязаний выше, чем у подростков с ограниченными  возможностями, значение этого показателя в контрольной группе - 90,1, а в  экспериментальной - 85,4 (р«0,4).

     Расхождение между средними значениями уровня притязаний и самооценки для обеих групп  умеренное (р«0,4), соответственно - 21,1 в  экспериментальной группе и 23,9 в  контрольной.

     Рассмотрим  исследуемые факторы по параметрам.

     По  фактору здоровья у подростков - инвалидов наблюдалось сильное расхождение между уровнем притязания и самооценкой (27,7), а у здоровых подростков умеренное расхождение (17,9) (р~0,4).

     Это указывает на то, что подростки - инвалиды по зрению хотят обрести  полноценное здоровье. В качестве личностных ценностей этот фактор детерминирует высокую значимость и является результатом общего благополучия. 

     

     Рисунок 2.1 - Расхождение между уровнем притязания и самооценкой подростков-инвалидов по фактору здоровья

 

     

     Рисунок 2.2 - Расхождение между уровнем притязания и самооценкой здоровых подростков по фактору здоровья 

     

     Рисунок 2.3 - Средние значения самооценки и уровня притязаний в экспериментальной и контрольной группах по фактору здоровья 

     По  фактору уверенности в себе, наблюдается сильное расхождение между средними значениями в экспериментальной (24,2) и в контрольной группах (27,7). 

 

     

     Рисунок 2.4 - Расхождение между уровнем притязания и самооценкой подростков – инвалидов по фактору уверенности в себе 

     

     Рисунок 2.5 - Расхождение между уровнем притязания и самооценкой здоровых подростков по фактору уверенности в себе

 

     

     Рисунок 2.6 - Средние значения самооценки и уровня притязаний в экспериментальной и контрольной группах по фактору уверенности в себе 

     По  показателям внешности так же имеются существенные расхождения  в группе здоровых (20) и подростков с ограниченными возможностями (20,1). Это говорит о наличии сильных  негативных переживаний по поводу своей  внешности и с неуверенностью в своих силах (р~0,38). 

     

     Рисунок 2.7 - Расхождение между уровнем притязания и самооценкой подростков – инвалидов по фактору внешности

 

     

     Рисунок 2.8 - Расхождение между уровнем притязания и самооценкой здоровых подростков по фактору внешности 

     При оценке по шкалам «ум, способности» у подростков из обеих групп неадекватность резко возрастает в сторону завышенных оценок. 

     

     Рисунок 2.9 - Средние значения самооценки и уровня притязаний в экспериментальной и контрольной группах по фактору ум, способности 

     Так, фактор авторитарности показал, что у контрольной группы расхождения выше, чем у экспериментальной группы (15,5 и 25,5). Это свидетельствует о том, что подростки хотели бы видеть себя самостоятельными, относительно независимыми от мнения окружающих. 

     

     Рисунок 2.10 - Средние значения самооценки и уровня притязаний в экспериментальной и контрольной группах по фактору авторитарности 

     

     Рисунок 2.11 - Распределение уровня притязаний по группам значений для экспериментальной и контрольной групп 

     Из  рисунка 2.11 видно, что у 60 % здоровых и 80 % подростков с ограниченными возможностями выявлен очень высокий уровень притязаний.

     А рисунок распределения уровня самооценки по группам значений для экспериментальной  и контрольной выборок показывает, что низкая самооценка была выявлена у 37 % подростков с ограниченными возможностями и у 33% их здоровых сверстников. Завышенная самооценка была выявлена одинаково как в экспериментальной группе, так и в контрольной - 22%. 

     

     Рисунок 2.12 - Распределение уровня самооценки по группам значений для экспериментальной и контрольной групп 

     Так в контрольной и экспериментальной  группах уровень самооценки низкий, а уровень притязаний очень высокий.

     Следовательно, у детей-инвалидов и их здоровых сверстников неадекватная самооценка и высокий уровень притязаний могут привести к выбору слишком трудных или слишком легких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, тенденции избегать ситуации соревнования, не критичности в оценке достигнутого, ошибочности прогноза и т.п.

     Полученные экспериментальные данные частично подтверждают точку зрения о том, что дети-инвалиды, в отличие от своих здоровых сверстников имеют неадекватную самооценку и высокий уровень притязаний. Также результаты демонстрируют, что, как и подростки - инвалиды, так и их здоровые сверстники имеют неадекватно заниженную самооценку и очень высокий уровень притязаний. То есть оценка в экспериментальной и контрольной группах давалась не действительная, а желаемая. Таким образом, можно сделать вывод, что гипотеза частично подтвердилась.

     Среди проблем, выявленных в ходе исследования, наиболее значимой для подростков с  ограниченными возможностями являются трудности в общении. Это объясняется  тем, что в подростковом возрасте общение является ведущей формой деятельности, а у подростков с ограниченными возможностями микросреда значительно уже, чем у здоровых сверстников. В связи с этим, рекомендуется интегрировать подростков с ограниченными возможностями в среду здоровых подростков.

     2.3 Организация работы  по развитию самооценки  школьников с

     нарушениями зрения

 

     Для формирования творческой, всесторонне  развитой личности, способной наиболее полно реализовать свои возможности, необходимо развитие у человека умения анализировать и адекватно оценивать  свои поступки, поведение, отношения с окружающими, а также свои личностные качества. В этом контексте, самооценка, как результат познания собственного «Я», представляет собой восприятие личностью многочисленных «образов» самого себя в различных видах деятельности и поведения, во всех формах взаимодействия с другими людьми и интегрирует эти образы в единое целостное образование.

     Применительно к лицам с нарушениями зрения становление самооценки приобретает  особое значение, поскольку оно во многом определяет успешность межличностного взаимодействия, их реабилитации и социальной интеграции.

     В тоже время в условиях суженной сенсорной  сферы трудности познания себя и  других, прямо или косвенно связанные  с нарушениями зрения, отрицательно влияют и на процесс становления  самооценки. В свою очередь, формирование завышенной или заниженной самооценки, негативно отражаясь как на поведении и собственной деятельности человека, так и на его взаимоотношениях с окружающими людьми, значительно осложняет процесс социальной интеграции лиц с нарушениями зрения.

     В виду важности проблематики развития самооценки лиц с нарушениями зрения было проведено исследование, направленное на выявление особенностей развития общей самооценки, уровня развития ее компонентов, а также степени реалистичности самооценки полдростков разного возраста, находящихся в условиях зрительной депривации.

     Результаты  проведенного исследования свидетельствуют  о том, что при глубоких нарушениях зрения независимо от возраста, самооценка, испытывая в своем развитии опосредованное негативное влияние условий зрительной депривации, обнаруживает определенное своеобразие, проявляющееся в низком уровне знаний субъекта о себе, в негативном отношении к себе как субъекту жизнедеятельности, в завышенной (игнорирование отрицательных последствий нарушений зрения) или заниженной (глобализация этих последствий) самооценке, что проявляется в своеобразии развития когнитивного и эмоционального компонента, а также степени ее реалистичности.

Информация о работе Личностное развитие детей инвалидов по зрению