Личностно - ориентированная экспертиза профессиональной пригодности летчиков

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 18:08, автореферат

Описание работы

На протяжении всей истории развития авиации внимание специалистов было обращено на изучение роли психологического фактора в обеспечении профессиональной эффективности и надежности летчиков, влияния индивидуально-психологических особенностей на успешность летной подготовки, сохранение профессионального здоровья и летного долголетия, на развитие и проявление нарушений психического статуса при функциональных расстройствах и заболеваниях (Платонов, 1960; Покровский, 1974; Иоселиани, 1975, 1980; Бодров, Лукьянова, 1981; Бодров, 1992; Пономаренко с соавт., 1993 и др.).

Работа содержит 1 файл

проф выгорание летчиков.doc

— 197.00 Кб (Скачать)

Примечание: * р < 0.05; ** p < 0.01

     Летчики с высокой профессиональной квалификацией  эмоционально неустойчивы, в разрешении конфликтных ситуаций с коллегами проявляются такие личностные особенности как склонность к сотрудничеству и отсутствие стремления к кооперации, к достижению собственных целей (тип поведения «Сотрудничество» и «Избегание» по методике Томаса). С накоплением жизненного и профессионального опыта у них становятся более выраженными такие черты, как раздражимость, импульсивность, вспыльчивость. Таким образом, летчики с наибольшим летным стажем и налетом, высокой классностью и, соответственно, более старшего возраста, в процессе своего профессионального становления и влияния экстремальных факторов летной деятельности приобретают акцентуированные черты личности, которые проявляются в повышении личностной тревожности и нейротизма.

     Более успешные летчики подвержены эмоциональному выгоранию в виде личностной отстраненности, которая выражает степень недовольства своим вкладом в работу, деформации образа «Я-профессионал» (неудовлетворенность собой) и характеризует степень нереализованности основных своих потребностей.

     Было высказано предположение о том, что субъективная оценка летчиками своей деятельности и других факторов является одной из характеристик степени летной пригодности; она зависит от профессиональных и демографических характеристик летного состава, а ряд показателей этой оценки определяют показатель удовлетворенности работой, который взаимосвязан со степенью профессиональной пригодности, являясь ее субъективным критерием.

     Показатель  удовлетворенности работой является ситуационно-специфическим и внутренним субъективным критерием профессиональной пригодности и отражает уровень профессиональной подготовленности летчика, стремление к повышению квалификации, изменение его профессиональной мотивации, наличие летных происшествий и трудностей в межличностных отношениях.

     Исследования  личностных особенностей летчиков с  разным уровнем удовлетворенности  работой свидетельствует о некоторых  закономерностях и тенденциях в  различиях по показателям личностной и мотивационно-ценностной сфер (табл. 3).

Таблица 3.

Сравнительный анализ личностных особенностей летчиков с низким и высоким уровнем удовлетворенности работой (U-Манна–Уитни).

 
Показатели  (в баллах)
Уровень удовлетворенности  работой U
Низкий 

(n = 31)

Высокий

(n = 40)

Личностная  тревожность (по Немчину) 11.1±5.4 14.0±6.2 186.0*
Нейротизм 7.0±4.4 10.6±4.4 164.5*
Тревожность (по Леонгарду-Шмишеку) 7.5±5.2 13.8±5.8 176.0**
Демонстративность 13.9±3.5 12.6±4.4 170.0*
Чувство безысходности («загнанность в клетку») 3.9±5.7 8.1±7.2 173.5*
Эмоциональная отстраненность 7.3±5.2 10.4±5.8 189.0*
Личностная  отстраненность 5.1±7.2 7.8±6.4 192.0*
Общий уровень эмоционального выгорания 31.6±20.5 48.3±26.6 174.0**
Внутренний  конфликт «Здоровье» 0.3±0.5 0.6±0.5 155.0*
Ценность  «Красота» 2.5±2.1 1.0±0.9 141.5*
Рассогласование ценности и доступности «Семья» 2.2±2.3 3.8±2.8 146.0*

Примечание: * р < 0.05; ** p < 0.01

     Сравнение летчиков по уровню удовлетворенности  работой показало, что для дифференциации летного состава наиболее информативными являются акцентуация личности по типу «тревожность», а также общий уровень эмоционального выгорания. Менее информативными показатели – особенности мотивационно-ценностной сферы (по основным жизненным ценностям «здоровье», «семья») и симптомы эмоционального выгорания в виде «чувства безысходности», «эмоциональной и личностной отстраненности», а также показатели «личностной тревожности» и «нейротизма».

     Летчики с низким уровнем удовлетворенности  обладают внутренней уверенностью, высокой  приспособляемостью, стремлением быть в центре внимания, то есть акцентуированными чертами по типу «демонстративность».

     У удовлетворенных работой летчиков по сравнению с менее удовлетворенными выявлена высокая эмоциональная  неустойчивость – показатель нейротизма (10.6 и 7.0 балов по методике Айзенка) и  высокий уровень тревожности (соответственно 14.0 и 11.0 балла – по методике Немчина, а также 8.6 и 7.7 баллов – по методике Леонгарда–Шмишека). Это может быть связано, во-первых, с тем, что летчики, удовлетворенные своей работой, более ответственно относятся к ней, и, как следствие, возрастает их напряженность и тревожность за исход выполнения полетов. Во-вторых, в ситуации клинико-психологической экспертизы срабатывают защитные механизмы личности – желание представить себя в более выгодном свете, из-за чего летчики могут завышать оценку качества деятельности, уровня своей подготовленности и мотивации к деятельности.

     Летчиков  с высокой удовлетворенностью работой  характеризует более выраженное, по сравнению с летчиками, менее  удовлетворенными работой, эмоциональное  выгорание (соответственно 48.3 и 31.6 баллов), и такие его признаки, как «эмоциональная и личностная отстраненность», чувство безысходности («загнанность в клетку»), ненужности своей работы, бессилия что-либо изменить. Эмоциональное выгорание – один из защитных механизмов, связанный с психической усталостью человека от работы, которая приводит к снижению силы мотива и меньшей эмоциональной реакции на различные рабочие ситуации (т.е. к равнодушию).

     Результаты  исследования говорят о некотором  расхождении: с одной стороны, летчики дают высокую субъективную оценку удовлетворенности работой, а с другой – отмечают усталость от работы, потерю интереса к ней, ненужность своей работы, чувство безразличия к собственным профессиональным успехам. У них наблюдается повышение напряженности, эмоциональной неустойчивости и тревожности. Это можно объяснить тем, что военные летчики положительно относятся к летной деятельности и в ситуации психологической экспертизы дают социально-ожидаемые ответы. В исследовании Н.Е. Водопьяновой (2003) обнаружено, что чем выше степень выгорания, тем меньше удовлетворенность работой и своим здоровьем. Возможно, результаты исследований не согласуются друг с другом, так как получены с помощью разного инструментария измерения синдрома выгорания, а также применительно к разным видам профессий.

     У специалистов с высоким уровнем  удовлетворенности работой рассогласование  в личностной сфере по ценности «Семья»  и внутренний конфликт по такой основной жизненной ценности, как «Здоровье» свидетельствуют о дискомфорте, о степени несоответствия текущей жизненной ситуацией с желаемой и стремлении к поиску внутренней гармонии.

     Таким образом, уровень удовлетворенности  летчиков своей работой обусловливается  отношением к летной деятельности и  службе, а именно – стремлением повышения своей квалификации, наличием профессиональных целей и их реализацией, перспектив профессионального роста, и зависит от таких личностных особенностей, как тревожность, нейротизм и степень эмоциональных переживаний.

     Показатели  профессиональной успешности и удовлетворенности работой, по мнению некоторых авторов (Свенцицкий, 1999, Лаулер и Портер, 1967 и др.) имеют больше прямую взаимосвязь, чем противоположную. Можно предположить, что профессиональная пригодность человека к конкретной деятельности и формирование удовлетворенности работой находятся в причинно-следственных отношениях: высокий уровень профпригодности субъекта способствует достижению им успехов в трудовой деятельности, что приносит ему чувство удовлетворенности работой, которое, в свою очередь, влияет на усиление мотивации к данной деятельности, стремление к самосовершенствованию, профессиональному развитию, то есть формирует необходимый для эффективной деятельности уровень профессиональной пригодности.

     Среди 100 специалистов летной профессии лишь 17 летчиков имеют позитивный профессиональный статус – высокий уровень профессиональной квалификации и удовлетворенности работой; и только 10 летчиков – с низкими показателями удовлетворенности и профессиональной квалификации.

     При сравнении личностных особенностей летчиков с высоким и низким профессиональным статусом, с помощью критерия U-Манна–Уитни, выявлены следующие закономерности: летчики с высоким профессиональным статусом по сравнению со специалистами с низким статусом испытывают неудовлетворенность, нереализованность основных потребностей, недовольство своим вкладом в работу (неудовлетворенность собой, 10.5 и 5.8 баллов соответственно). У летчиков с низким статусом имеется тенденция к демонстративности – стремление быть в центре внимания, способность к вытеснению из сознания негативных эмоций и событий, высокая приспособляемость и выраженный эгоцентризм (16.0 и 13.6 баллов соответственно, при p=0.07), отмечено поведение по типу соперничества (5.9 баллов у летчиков с низким статусом и 2.3 балла – с высоким).

     Таким образом, учет субъективных и объективных  профессиональных  и личностных характеристик летчика позволит получить дополнительную информацию о  состоянии профессиональной пригодности  в каждом индивидуальном случае  в целях клинико-психологической экспертизы.

     В пятой главе «Исследование психологического статуса летчиков с различными нарушениями состояния здоровья» излагаются результаты изучения личностных особенностей летчиков с некоторыми нозологическими  заболеваниями.

     Начальным этапом в решении данной задачи было изучение личностных свойств летчиков и возможность их дифференцирования по состоянию здоровья. По заключению врачебно-летной комиссии из 100 летчиков признаны здоровыми – 12 чел., а с нарушением здоровья – 88 чел. Установлено, что такими характеристиками являются степень тревожности, акцентуация «циклотимность», проявляющаяся в виде колебаний и частой смены настроения, общий уровень эмоционального выгорания и его симптома в виде «редукции профессиональных обязанностей», а также особенности мотивационно-ценностной сферы (основные жизненные ценности «уверенность в себе» и «свобода»(табл. 4).

Таблица 4.

Сравнительный анализ личностных особенностей летчиков с разным уровнем состояния здоровья (U-Манна–Уитни)

Показатели (в баллах)

Заключение  ВЛК
здоровые

(= 12)

лица  с нарушениями  здоровья (= 88) U
Личностная  тревожность (по Немчину) 8.9±3.2 13.3±6.2 48.0*
Тревожность (по Леонгарду-Шмишеку) 5.1±2.9 8.3±4.6 121.5**
Циклотимность 7.9±1.6 12.4±3.0 137.5 *
Редукция профессиональных обязанностей 4.6±5.9 11.4±8.8 145.0*
Общий уровень эмоционального выгорания 31.6±18.9 41.3±25.3 64.0*
Доступность «Уверенность в себе» 5.0±1.7 6.8±2.4 90.0*
Ценность  «Свобода» 4.5±2.5 5.2±2.8 70.5**

Примечание: * р < 0.05; ** p < 0.01 

      Выявлено, что у летчиков с нарушением здоровья по сравнению со здоровыми выявлен  повышенный уровень личностной тревожности (по методике Немчина) и шкале «Тревожность»  методики Леонгарда–Шмишека, они характеризуются  более высоким эмоциональным  выгоранием (41.3 и 31.6 баллов), в виде симптома «Редукция профессиональных обязанностей» (11.4 и 4.6 балла соответственно) и более высокой степенью доступности ценностной ориентации «Уверенность в себе» (6.8 и 5.0 балла) по методике Фанталовой.

      Полученные  данные отражают тот факт, что в основе личностных различий здоровых летчиков и лиц с нарушениями здоровья лежат характеристики их эмоциональной реактивности и устойчивости, значительные изменения которых можно рассматривать и как одну из предрасполагающих причин развития ряда заболеваний, и как существенный признак, симптом нарушения здоровья. Важно и то, что отмеченные изменения ряда личностных свойств отражают состояние таких психических качеств, которые являются профессионально важными для летной деятельности и должны учитываться в процессе врачебно-летной экспертизы при определении профессиональной пригодности летчиков. Существенным признаком феномена выгорания является снижение чувства компетентности, показателей качества деятельности при потере интереса к работе, риск появления небрежности, халатности.

      Из 88 летчиков с нарушением здоровья 6 человек по заключению ВЛК признаны «негодными к продолжению летной деятельности». Дисквалифицированные по здоровью летчики  по сравнению  с летчиками, признанными «годными к летной деятельности», дифференцируются по таким личностным характеристикам, как циклотимность (p = 0.04), симптому эмоционального выгорания «Редукция профессиональных обязанностей» (p = 0.01), а также по таким личностным особенностям как склонность к приспособлению, конкуренции и отсутствию стремления к достижению собственных и коллективных целей (тип поведения «Приспособление» (p = 0.003), «Соперничество» (p = 0.03) и «Избегание» (p = 0.03) по методике Томаса).

      При изучении личностных особенностей летчиков с различными нозологическими формами заболеваний установлено, что изменения некоторых психологических признаков характерны, как правило, для ряда конкретных нозологических форм определенной группы заболеваний. Например, отмечалось увеличение уровня личностной тревожности, «Редукции профессиональной ответственности» при диагностике эмоционального выгорания, акцентуаций личности типа «Эмотивность», «Возбудимость», «Циклотимность» и других у летчиков с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, то есть заболевания психогенной природы. При других заболеваниях (остеохондроз, тугоухость, ожирение) выявлены наиболее выраженные и менее характерные для остальных заболеваний изменения, например, в особенностях личности, склонных к тому или другому стилю поведения в конфликтной ситуации, в проявлении конкретных признаков эмоционального выгорания.

Информация о работе Личностно - ориентированная экспертиза профессиональной пригодности летчиков