Личностно - ориентированная экспертиза профессиональной пригодности летчиков

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 18:08, автореферат

Описание работы

На протяжении всей истории развития авиации внимание специалистов было обращено на изучение роли психологического фактора в обеспечении профессиональной эффективности и надежности летчиков, влияния индивидуально-психологических особенностей на успешность летной подготовки, сохранение профессионального здоровья и летного долголетия, на развитие и проявление нарушений психического статуса при функциональных расстройствах и заболеваниях (Платонов, 1960; Покровский, 1974; Иоселиани, 1975, 1980; Бодров, Лукьянова, 1981; Бодров, 1992; Пономаренко с соавт., 1993 и др.).

Работа содержит 1 файл

проф выгорание летчиков.doc

— 197.00 Кб (Скачать)

      В главе 3 «Исследование взаимосвязи профессионального, психического, физического и социального статуса летного состава» излагаются результаты использования опросника «Индивидуальные особенности профессиональной деятельности, здоровья и социально-экономического статуса летного состава» по содержательным блокам: профессиональная квалификация и подготовленность, безопасность полетов, профессиональная мотивация, профессиональная жизнь и деятельность в настоящее время и в перспективе, психическое состояние и здоровье, межличностные отношения с коллегами.

      Установлено, что большинство опрошенных относительно невысоко оценивают уровень своей  профессиональной квалификации и отмечают необходимость ее повышения путем  увеличения количества полетов. По мнению летчиков, в результате качественной профессиональной подготовки улучшается не только формирование и закрепление летных навыков и умений, возрастает уверенность в своих возможностях, но и повышается психологическая устойчивость к условиям полета, самоутверждение себя как профессионала, мотивация к дальнейшему самосовершенствованию.

      Наблюдается достаточно позитивное отношение к  летной профессии, что определяется как интересом к ней, так и  прагматическими мотивами: ранний уход на пенсию, отсутствие другого профессионального выбора. За время воинской службы отмечается некоторое снижение мотивации, прежде всего к самой службе, а также (в меньшей степени) к летной деятельности, рассматриваются причины ее изменения. Можно предположить, что выявленное отношение к летной профессии, снижение интереса к продолжению службы, обусловленные негативными проявлениями профессиональных, психологических, социально-экономических факторов существенно отражаются на психическом состоянии летчиков, снижении устойчивости к условиям летной деятельности, ухудшении профессиональных и психологических качеств и в конечном итоге – уменьшению пригодности к профессии.

      Психическое состояние летчиков определяется не только воздействием текущих условий  профессиональной деятельности и жизни, но и характером перспектив военной службы и последующего обустройства в жизни. Нарушению психического статуса летчиков способствуют факторы, связанные со снижением уровня безопасности полетов. По мнению летчиков, наибольшее влияние на надежность деятельности оказывают разнообразные отказы техники в полете, нарушение взаимодействия с наземными службами управления полетами  и членами экипажа. Эти и другие обстоятельства в ряде случаев приводили к возникновению предпосылок к летным происшествиям, которые, по мнению большинства летчиков длительно сопровождались выраженными переживаниями, вплоть до состояния ступора или паники, но в основном, эти переживания завершались мобилизацией своих возможностей и продуктивными действиями.

      Таким образом, представления опрошенных летчиков о значении жизненных ситуаций и событий профессиональной деятельности свидетельствуют о наличии объективных  и субъективных обстоятельств и  признаков изменения психического и психологического статуса летчиков, а также реальных предпосылок нарушений функционального состояния и развития психосоматических заболеваний.

      Следует отметить, что представленные данные носят обобщенный характер, отражающий особенности жизни и деятельности летного состава.

      Был проведен анализ результатов опросника  в зависимости от возраста летчиков, их классности, специализации и стажа  летной работы и показано, что субъективные оценки психического, физического, социального  и профессионального статуса летчиков имеют индивидуальную меру выраженности и зависят от профессионально-демографических характеристик.

     Для уточнения структуры связей профессиональных характеристик и личностных особенностей летчика, субъективного отношения  его к профессиональной деятельности и жизни, проведен факторный анализ. В результате использования метода главных компонент (способ вращения Varimax normalized) получена 5-факторная структура (сумма накопленной объясненной дисперсии составляет 69.48 %). Выделено 5 факторов, среди которых уровень удовлетворенности работой вошел в первый фактор (объясненная дисперсия – 22.7%) с факторным весом 0.82, а профессиональная квалификация (0.89) – во второй фактор (15.05%). Таким образом, данные показатели имеют значимый вес в структуре, характеризующей профессиональную пригодность летчика, в которой субъективный фактор занимает важное положение в задаче обеспечения успешности профессиональной деятельности.

      Можно предположить, что профессиональная пригодность определяется не только объективными показателями подготовленности специалиста, его функциональными возможностями, уровнем здоровья и способностью выполнять конкретные трудовые задачи, но и субъективной оценкой отношения, интереса и удовлетворенности работой, перспективами профессионального совершенствования и роста, социально-экономического обеспечения жизни и деятельности. Показатель уровня удовлетворенности работой является ситуационно-специфическим и субъективным критерием профессиональной пригодности, что и определяет целесообразность его использования в практике психологической экспертизы летного состава. 

     В главе 4 «Исследование психологического статуса летчиков в условиях госпитального обследования» представлена характеристика психологического статуса обследованных летчиков, который существенно  не отличается от нормативных данных для аналогичной возрастной группы. Установлено, что оценка личностной тревожности соответствует среднему уровню с тенденцией к снижению, по шкале «нейротизм» отмечается потенциальная эмоциональная устойчивость, склонность к сотрудничеству и компромиссному типу поведения в конфликтных ситуациях. Акцентуированными чертами личности являются демонстративность – вытеснение из сознания неприятных фактов, и застревание – стойкость аффекта.

     Анализ  психоэмоционального состояния обследованных летчиков свидетельствует о том, что уровень эмоционального выгорания находится на верхних границах нормы (хотя показатель редукции профессиональных обязанностей определен в стадии сформированного признака). Наблюдается снижение таких его признаков, как ответственность, пренебрежение обязанностями, несобранность, небрежность в работе, а также падение интереса к ней.

     Определение уровня соотношения ценности и доступности  в различных жизненных сферах выявило, что для данного контингента летного состава характерен низкий уровень дезинтеграции мотивационной сферы личности – частота встречаемости внутреннего конфликта (невозможность реализовать значимую ценность) и внутреннего вакуума (легкая достижимость, реализация ценности) составляет 25% при норме дезинтеграции 33%. Чаще всего невозможность достижения ценностей при их высокой значимости отмечается для таких из них, как активная, деятельная жизнь; любовь; материально обеспеченная жизнь; здоровье; счастливая семейная жизнь.

     Таким образом, результаты исследования психологического статуса летчиков могут быть объяснены неудовлетворительным состоянием организации и условий летной подготовки и деятельности, наличием неблагоприятных социально-экономических факторов, а также внешними обстоятельствами, которые в определенной степени формируют критическое, негативное отношение к воинской службе, снижение значимости ее ценностно-смыслового содержания и приводят к психической дезадаптации.

     Получены  результаты, свидетельствующие, что  личностные свойства летчиков находятся во взаимосвязи, во-первых, с показателями летного стажа, профессиональной квалификации летчиков; во-вторых, с их субъективными оценками своего личного статуса (удовлетворенность работой), в-третьих, с нарушением состояния здоровья, с некоторыми нозологическими формами заболеваний. Субъективные и объективные показатели взаимосвязаны между собой, но что является причиной, а что следствием, то есть установление взаимозависимости переменных друг от друга не рассматривалось из-за малой статистической выборки.

С помощью корреляционного  анализа была рассмотрена взаимосвязь  личностных особенностей, психических  состояний и профессионально- возрастных характеристик летчиков. Выявление  этих связей важно для целостного представления взаимосвязей между исследуемыми переменными (табл. 1).

Результаты корреляционного  анализа свидетельствуют о том, что профессионально-возрастные характеристики имеют разные взаимосвязи с личностными  свойствами и психическими состояниями  летного состава.

     Таблица 1.

     Взаимосвязь личностных особенностей и профессионально-возрастных характеристик летчиков (r-Спирмена)

Показатели Характеристики
Возраст Стаж Классность Общий налет 
Личностная  тревожность 0.24*      
Экстраверсия  –0.46** –0.47** –0.30* –0.40**
Нейротизм 0.32**   0.27* 0.31**
Приспособление         
Соперничество –0.45** –0.40** 0.31** 0.44**
Компромисс    0.22*    
Избегание 0.39** 0.39** 0.31** 0.29**
Возбудимость  0.32** 0.31**   0.34**
Эмотивность        
Неудовлетворенность собой 0.27**   0.24*  
Личностная отстраненность 0.38** 0.26* 0.31**  

Примечание. * р < 0.05; ** p < 0.01

Из таблицы следует, что чем выше уровень профессионально-возрастных показателей, тем ярче выраженность таких личностных особенностей как  «Нейротизм», «Возбудимость», уровень  эмоционального выгорания в виде неудовлетворенности собой и личностной отстраненности, тем ниже «Экстраверсия»; социально-психологическими проявлениями поведения являются отсутствие стремления к кооперации и к достижению собственных целей, то есть стиль «Избегание», и стремление добиться своих интересов в ущерб другому, то есть стиль «Соперничество», который снижается с возрастом, стажем и возрастает при повышении классности и налета.

Как видно из таблицы, профессиональные показатели летного  состава – стаж, классность, общий налет – имеют многочисленные и различные по знаку взаимосвязи с рядом профессионально значимых психических состояний, личностных особенностей, кроме того, каждый из них по отдельности не может быть рассмотрен как показатель профессиональной успешности летчика, поэтому был разработан показатель профессиональной квалификации.

     Профессиональная  квалификация определялась на основании  обобщения таких профессиональных характеристик, как общий налет (в  часах), стаж работы, классность летчика. Этот показатель является формально-объективным критерием успешности профессиональной деятельности летчика и отражает уровень его профессиональной пригодности.

     Сравнение летчиков по профессиональной квалификации показало, что для дифференциации летного состава по данному показателю наиболее информативными являются такие личностные характеристики, как «Личностная тревожность», «Экстраверсия», «Нейротизм», склонность к конкурентному типу поведения в конфликтной ситуации («Соперничество»), и симптомы эмоционального выгорания – «Неудовлетворенность собой» и «Личностная отстраненность». Менее информативными – особенности мотивационно-ценностной сферы.

     В частности, установлено, что летчики  с низкой профессиональной квалификацией  имеют высокую экстраверсию и  эмоциональную устойчивость, у них наблюдается снижение личностной тревожности (табл. 2). В ситуациях конфликта летчики, прежде всего, преследуют свои интересы, стремятся добиваться своего в ущерб другому, – у них отмечается склонность к конкуренции, соперничеству.

     Таблица 2.

Сравнительный анализ личностных особенностей летчиков с низким и высоким уровнем  профессиональной квалификации (U-Манна–Уитни)

 
Показатели (в баллах)
Профессиональная  квалификация
U
низкая

(n = 29)

высокая

(n = 48)

Личностная  тревожность 11.3±5.4 14.6±5.7 167.5**
Экстраверсия 13.5±3.0 11.0±3.4 140.5**
Нейротизм 6.8±4.3 10.8±4.4 139.5**
Соперничество 5.9±3.1 3.5±2.2 193.5**
Избегание 5.4±1.7 6.7±2.2 178.0*
Возбудимость 8.7±4.8 11.8±4.1 183.5**
Неудовлетворенность собой 6.7±7.5 9.3±5.7 169.0**
Личностная  отстраненность 4.4±5.8 8.5±6.2 176.0**
Доступность ценности «Активная, деятельная жизнь» 3.1±1.5 4.2±2.0 40.3*

Информация о работе Личностно - ориентированная экспертиза профессиональной пригодности летчиков