Личностно - ориентированная экспертиза профессиональной пригодности летчиков

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 18:08, автореферат

Описание работы

На протяжении всей истории развития авиации внимание специалистов было обращено на изучение роли психологического фактора в обеспечении профессиональной эффективности и надежности летчиков, влияния индивидуально-психологических особенностей на успешность летной подготовки, сохранение профессионального здоровья и летного долголетия, на развитие и проявление нарушений психического статуса при функциональных расстройствах и заболеваниях (Платонов, 1960; Покровский, 1974; Иоселиани, 1975, 1980; Бодров, Лукьянова, 1981; Бодров, 1992; Пономаренко с соавт., 1993 и др.).

Работа содержит 1 файл

проф выгорание летчиков.doc

— 197.00 Кб (Скачать)

     Полученные  в работе выводы целесообразно использовать в практике проведения клинико-психологической экспертизы летного состава специалистами-психологами в качестве дополнительной информации для заключения о годности к продолжению летной деятельности.

     По  результатам исследования разработано  «Методическое пособие по использованию личностных методов в практике клинико-психологической экспертизы летного состава», которое внедрено в практику психологического обследования летчиков 7-го Центрального клинического авиационного госпиталя МО РФ.

     Апробация и реализация результатов.

      Теоретические и эмпирические результаты исследования докладывались и обсуждались  на заседаниях кафедры инженерной психологии и эргономики Государственного университета гуманитарных наук, на заседаниях лаборатории  инженерной психологии и эргономики ИП РАН (2006-2008 гг.), итоговой научной сессии Института психологии РАН (2006).

      Результаты  исследования,  методы и критерии оценки личностных свойств и психических  состояний летного состава изложены в «Методическом пособии по использованию  личностных методов в практике клинико-психологической экспертизы летного состава» и используются  психологами 7 Центрального клинического авиационного госпиталя МО РФ в целях получения дополнительной информации  для заключения врачебно-летной экспертизы.

      Эмпирическая  база исследования – летчики истребительной, вертолетной, военно-транспортной авиации в возрасте от 24 до 56 лет различной классности и стажа деятельности, направленные в 7-й Центральный клинический авиационный госпиталь МО РФ на плановое обследование, проводимое ежегодно, или лечение по поводу ухудшения в состоянии здоровья. Выборка составляет 100 человек.

     Объем и структура диссертации

     Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, списка литературы и приложений. Объем основного текста (без списка литературы и приложений) составляет 152 страницы машинописного текста. В тексте содержится более 20 таблиц. Библиографический список включает 201 источник, из них 29  на иностранном языке. 

     Основное  содержание работы

     Во  введении обосновывается актуальность выбранной темы, определены цель, объект и предмет исследования, основные задачи. Раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, представлены положения, выносимые на защиту, эмпирическая база исследования.

     В первой главе «Профессиональная пригодность к летной деятельности» проведен теоретический анализ состояния проблемы профессиональной пригодности специалистов экстремального профиля деятельности, в том числе в авиации.

     Представлены  результаты исследований психологических  аспектов этой проблемы, а именно вопросы психической регуляции профессиональной деятельности и состояний летчиков, особенности психического отражения содержания и условий деятельности, роли индивидуально-психологических характеристик человека в обеспечении профессиональной пригодности, закономерности психических процессов преобразования полетной информации, значение «человеческого фактора» в авиационной аварийности и многие другие (С.Г. Геллерштейн, К.К. Платонов, Н.Д. Завалова, В.А. Пономаренко, П.К. Исаков, В.А. Бодров, Г.М. Зараковский, Г.Т. Береговой, Б.Л. Покровский, Н.И. Фролов и др.)

     Проведен  анализ литературных данных по вопросам, раскрывающим  психологические особенности  летной деятельности, которые могут  привести к нарушениям профессиональной пригодности в связи с развитием некоторых заболеваний; профессиональной эффективности, надежности, безопасности труда и заболеваемости с целью выявления последствий различных нарушений здоровья; основных теоретических и методических подходах к определению (оценке) уровня профессиональной пригодности; развитию и своевременному состоянию теории и практики клинико-психологической экспертизы летного состава. Формулируются понятия, важные в раскрытии проблемы – профессиональная пригодность, статус субъекта труда, психологический статус, экспертиза, клинико-психологическая экспертиза летного состава.

     Летная  деятельность осуществляется в условиях высокого нервно-психического напряжения, дефицита информации и времени, развития нештатных ситуаций, воздействия  экстремальных факторов полета, что требует от летчика высокого уровня профессиональной подготовленности, крепкого физического и психического здоровья, функциональной надежности и эмоциональной устойчивости, высокого интеллекта и положительных личностных качеств, хорошего развития летных способностей (Горбов, 1963; Покровский, 1974; Береговой с соавт., 1978; Пономаренко, Завалова, 1992; Пономаренко, 2001; Бодров с соавт., 2004 и др.).

     Показано, что влияние этих факторов приводит не только к нарушению ряда функциональных систем организма, но и отражается на состоянии психических функций и работоспособности летчиков (Марищук, Платонов, Плетницкий, 1969; Гримак, Пономаренко, 1971; Завалова, Пономаренко, 1983; Бодров, 1988, 2001; Пономаренко, Васильев, 1994; Деркач, Зазыкин, 1998 и др.).

     Материалы работ Л.П. Гримака, В.А. Пономаренко (1971), Г.Т. Берегового, Н.Д. Заваловой, Б.Ф. Ломова, В.А. Пономаренко (1975), Н.Д. Заваловой, В.А. Пономаренко (1983, 1992); В.А. Бодрова (2001) и  других, свидетельствуют о  непосредственной связи между характером функционального состояния, полнотой психического отражения ситуации полета и надежностью действий летчика.

     Раскрываются  причинно-следственные связи между  уровнем профессиональной пригодности  летного состава и показателями эффективности и надежности деятельности, безопасности труда, функционального состояния и здоровья (Иоселиани, 1975; Ломов, Мясников, 1988; Бугров, Лапаев, Пономаренко, Ступаков, 1993; Пономаренко, Белинский, 1995; Бодров, Орлов, 1998; Бодров, 2001, 2003; Шалимов, Каракозов, Перелыгин, 2003 и др.).

     Анализ  представленных материалов свидетельствует  о том, что сложный характер летной деятельности, воздействие экстремальных  факторов полета сопровождаются снижением  у летчиков функциональной надежности, что проявляется в ухудшении  работоспособности, возникновении предпосылок к летным происшествиям, снижении эффективности деятельности и функциональными расстройствами, нарушениями состояния здоровья.

     В обеспечении эффективности и  безопасности труда, устойчивости к  воздействию стрессогенных факторов и влияния на уровень профессиональной пригодности специалистов рассмотрена роль личностных особенностей (Бодров, Лукьянова, 1981; Решетников, 1987; Котик, Емельянов, 1993 и др.), психических состояний (Медведев, 1979, 1982; Леонова, 1984; Дикая, 1985, 1996, 2003; Пономаренко, 1986; Фетискин, 1993 и др.), особенностей мотивации (Завалова, Лапа, Пономаренко, 1980; Марищук, 1982; Лебедев, 1989; Бодров, 1995, 2001;  
Стрелков, 2001, Бессонова, 2003 и др.).

     Проведен  анализ исследований структуры и  функций категории «удовлетворенность работой». Субъективная оценка реальных и перспективных факторов трудовой деятельности, суждения о потребных, ожидаемых результатах труда и их реальных достижениях отражает особенности психического статуса субъекта труда (Платонов, 1966; Бодров, 2001). Поэтому изучение самооценки различных сторон жизни и деятельности конкретного субъекта приобретают большое значение в суждениях о причинно-следственных отношениях между успешностью профессиональной деятельности и пригодностью к ней.

     Отмеченная  взаимосвязь между, с одной стороны, профессиональной эффективностью и  надежностью летчиков, с другой –  значительной ролью в обеспечении  летной деятельности и безопасности полетов состояния психологического статуса летчиков и, с третьей  стороны - особенностью заболеваний и функциональных нарушений у летчиков, приводящих к снижению у них работоспособности и уровня профессиональной пригодности, свидетельствует о необходимости научного обоснования системы клинико-психологической экспертизы летного состава и, прежде всего, показаний и методов изучения личностных особенностей в целях определения их профессиональной пригодности.

     Обоснованы  теоретико-методологические положения, концепции, которые имеют основополагающее значение для понимания сущности профессиональной пригодности, закономерностей развития, формирования  и особенностей ее проявления. Перечислены этапы разработки системы оценки пригодности для создания научно-методических и организационных основ клинико-психологической экспертизы летного состава (Бодров, 1985, 2001; Климов, 1995).

     Рассмотрено развитие системы клинико-психологического обследования в авиации (работы К.К. Платонова, Ф.Д. Горбова, Е.С. Завьялова, В.М. Мишурина, Б.Л. Покровского, В.А. Сергеева, В.А. Бодрова, К.К. Иоселиани и др.).

     Изучение  методического аппарата исследований показало, что используемые методики в практике клинико-психологической  экспертизы направлены на оценку лишь профессиональных способностей, то есть когнитивных процессов и психомоторики, и не включают учет личностных особенностей  и психических состояний.

     Данный  подход позволит наиболее полно и всесторонне охарактеризовать индивидуальное своеобразие летчика и судить об его возможностях не только с позиций операторской деятельности, но и в более широком понимании – как субъекта профессиональной деятельности. Выявленные взаимосвязи между личностными особенностями и психическими состояниями, субъективным отношением к профессиональной деятельности и жизни являются значимыми для понимания динамики сложных системных взаимодействий выделенных факторов в задаче обеспечения успешности профессиональной деятельности.

     Во  второй главе «Методики и организация исследования» представлены основные методологические принципы и методические приемы исследования.

     В основу работы положены  методологические принципы изучения, диагностики и прогнозирования профессиональной пригодности субъекта труда, а именно: системного, личностного, деятельностного, динамического подходов. Раскрытие причинно-следственных связей между индивидуально-психологическими характеристиками летного состава, состояния его здоровья и особенностями профессиональной  деятельности, адекватность психических и физиологических ресурсов требованиям деятельности, возможность мобилизации функциональных резервов в экстремальных условиях определяют особенности пригодности человека в связи с характером летной деятельности.

      Приводятся  характеристики обследованного контингента (объем выборки, распределение по возрасту, стажу, классности), организации  исследования, обосновывается выбор методик исследования.

      Для психологического изучения жизни и  деятельности летного состава использовались методы экспертного опроса, анализа  документации и анкетирования. Для  оценки профессиональной деятельности и жизни летчиков разработан опросник «Индивидуальные особенности профессиональной деятельности, здоровья и социально-экономического статуса летного состава», отражающий субъективную картину различных сторон жизни и деятельности летчиков, которые в определенной степени могут влиять на их психический статус и здоровье, и, следовательно, на надежность и безопасность деятельности, отражающий субъективную картину различных сторон жизни и деятельности летчиков, которые в определенной степени могут влиять на их психический статус и здоровье, и, следовательно, на надежность и безопасность деятельности. Представлен расчет уровня удовлетворенности работой летчика по результатам опросника.

      Психоэмоциональная  сфера летчиков исследовалась методикой  В.В. Бойко «Диагностика уровня эмоционального выгорания» (в модификации Е.П. Ильина, 1996), были использованы показатели «Неудовлетворенность собой», «Чувство безысходности», «Редукция профессиональных обязанностей»; «Эмоциональная и личностная отстраненность»; эмоциональная устойчивость  (нейротизм), экстра- интроверсия – методикой Айзенка «ЕРI» (1985).

      Ценностно-мотивационная  сфера летчиков изучалась с помощью  опросника «Уровень соотношения  “ценности” и “доступности” в  различных жизненных сферах»  Е.Б. Фанталовой (1997) – учитывался показатель дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере, свидетельствующий о степени неудовлетворенности текущей жизненной ситуацией, блокады основных потребностей, внутреннего дискомфорта, внутренней конфликтности, а также об уровне самореализации, внутренней идентичности, интегрированности, гармонии.

      Для диагностики акцентуированных черт личности – демонстративности, застревания, педантичности, возбудимости, гипертимности, дистимности, тревожности, экзальтированности, эмотивности, циклотимности – применялся опросник Леонгарда–Шмишека (1981); для определения личностной тревожности – методика Тейлора в модификации Норкадзе, адаптации Т.А. Немчина (1975); для изучения ведущего типа поведения личности в конфликтной ситуации (соперничества, сотрудничества, компромисса, избегания, приспособления) – методика К. Томаса (1990).

      Статистическая  обработка полученных данных проводилась  с помощью программ Statistica 6.0 и Microsoft Excel, включала показатели вариационной статистики (среднее значение и стандартное  отклонение), корреляционный анализ Спирмена, факторный анализ для уточнения структуры связей профессиональных характеристик, личностных особенностей летчика и его субъективных оценок (метод главных компонент), метод достоверных различий U-Манна–Уитни для сравнения групп в целях решения исследовательских задач.

Информация о работе Личностно - ориентированная экспертиза профессиональной пригодности летчиков