Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 12:00, курсовая работа
Введение
В отечественной психологии существуют свои традиции исследования малой группы. Так, основная масса прикладных исследований, выполненных в 60-70-е годы в нашей стране, концентрировалась вокруг двух главных проблем: коллектив - личность и малая группа - личность.
САМОЧУВСТВИЕ
ЛИЧНОСТИ В ГРУППЕ
Под самочувствием
личности в группе понимается то общее
психологическое состояние, эмоциональный
и моральный на-строй, который
у нее доминирует в результате
длительного пре-бывания в
С помощью этого
понятия обозначаются моральная
и эмо-циональная стороны системы человеческих
отношений, сложив-шихся в группе. Психологический
климат включает в себя совокупность нравственных
норм и ценностей, которыми ру-ководствуются
члены группы в своих отношениях к объединя-ющему
их делу и друг к другу. Психологический
климат сущест-венно характеризует преобладающий
в группе эмоциональный настрой.
Кроме общих
явлений, связанных с психологическим
кли-матом, группу интегрально описывает
то влияние, которое она, как целое,
оказывает на индивида. С его стороны
это влияние прежде всего выступает в
форме эмоционального и морального настроя
(самочувствия, настроения и т.п.).
Анализируя динамику
взаимоотношений в различных
мик-рогруппах -- диадах и триадах --
в выше сказанном, мы отмечали, что
малые группы разного уровня развития
по-раз-ному влияют на отношения людей,
как бы разворачивая их по отношению к
делу и друг к другу то положительной,
то отрица-тельной стороной или оставляя
безразличными. Это значит, что сложившийся
в группе психологический климат может
актуа-лизировать то лучшие, то худшие
качества личности человека.
Рассмотрим, какое
влияние группа может оказать
на эмоци-ональное самочувствие ее членов,
в частности, на снятие меж-личностной
предубежденности и тревожности.
Практически всегда
мы воспринимаем и оцениваем людей под
влиянием определенной установки. Эта
установка может быть постоянной и изменчивой,
зависящей от обстоятельств и особенностей
воспринимаемых людей. Будучи стабильной
и мало связанной с личностями оцениваемых
людей, такая установка может принимать
форму предубеждения и порождать необъек-тивное
отношение к человеку. Тот, в свою очередь,
справедли-во считая, что к нему относятся
предвзято, отвечает тем же. Так складываются
трудные, конфликтные отношения, из которых
сложно бывает найти выход, поскольку
вовлеченные в него сто-роны не усматривают
в самих себе первоисточник конфликт-ной
ситуации.
Причиной конфликта
людей, чаще всего встречающейся
на практике, является непорядочное, несправедливое,
недоброе, нечестное отношение одного
человека к другому. Способ сня-тия предубежденности
заключается, в свою очередь, в том, чтобы,
преодолев межличностное недоверие, вызвать
доверие людей друг к другу.
Имеется несколько
путей снятия предубежденности в
груп-повых отношениях:
Создание ситуаций,
в которых люди будут воспринимать
друг друга как равные по своему статусу.
Это можно сделать, например, с помощью
ролевых игр типа социально-психологи-ческого
тренинга.
Развитие у
каждого члена группы способности
правильно воспринимать и оценивать
людей, умения и навыки межлично-стного
общения.
Стимулирование
и поощрение прямых межличностных
кон-тактов людей, которые в отношении
друг друга испытывают недоверие.
Обогащение индивидуального
опыта предубежденного че-
Много внимания
в связи с эмоционально-
Рассмотрим более
внимательно внутригрупповые
Рис. 83. Типы
межличностных внутригрупповых
конфликтов
Второй тип
межличностных конфликтов
Третий тип
межличностных конфликтов характеризуется
тем, что один и тот же человек
вызывает к себе одновременно и положительное,
и отрицательное отношение. Всякое
движение, направленное на сближение
с ним, довольно скоро останавли-вается,
так как сближение вызывает усиливающееся
стремле-ние разорвать с данным человеком
взаимоотношения. Здесь один индивид,
испытывающий амбивалентное (противоречивое,
двой-ственное) чувство к другому, одновременно
и стремится к не-му, и боится его. В результате
он останавливается где-то на полпути
к партнеру, сохраняя вместе с тем определенную
пси-хологическую дистанцию, уравновешивающую
противополож-но направленные силы стремления
и избегания.
Последнее из аномальных
отношений, которое, являясь по преимуществу
личностным, также может выступить в сфере
меж-личностных групповых отношений, --
это фрустрация. В пси-хологии фрустрация
понимается как состояние эмоционально-психологического
расстройства, связанное с переживанием
не-удачи в достижении поставленной цели,
с тщетностью прилага-емых усилий. Фрустрация
сопровождается разочарованием, раз-дражением,
тревогой, иногда -- отчаянием; она отрицательно
влияет на взаимоотношения людей, если
хотя бы один из них находится в состоянии
фрустрации. В групповых отношениях фрустрация
нередко способствует возникновению межлично-стных
конфликтов.
У разных людей
реакция на фрустрацию может быть
различ-ной. Эта реакция может
выступать в форме апатии, агрессив-ности,
регрессии (временного снижения уровня
разумности интеллектуальной организованности
поведения). Агрессивные действия как
реакция на фрустрацию нередко возникают
тогда когда внутренняя напряженность
человека, порожденная сильным неудовлетворенным
желанием, ищет внешней разряд находит
точку ее приложения в другом человеке,
который Фистрируемым воспринимается
как причина его неудачи. Вот один из примеров
действия фрустрации на поведение детей
в группе, взятый из исследования, проведенного
в начале 40-х годов из-вестным социальным
психологом К. Левином совместно с Р.Баркер
и Т.Дембо.
Эксперимент, о
котором идет речь, проводился с
детьми дошкольного возраста в течение
нескольких дней. В первый День детям
была предоставлена возможность
играть в комнате с разными
игрушками, причем все они были некомплектными.
Например, стол был без стульев, телефонная
трубка -- без телефонного аппарата, кораблик
-- без воды и т.д. Несмотря на неполноту
игрушек, все дети играли увлеченно легко
заменяя недостающие предметы другими
или вообра-жаемыми.
На второй день
проведения эксперимента ситуация измени-лась.
Когда дети вошли в помещение, где они
вчера с увлечени-ем играли, их взору открылась
соседняя комната, которая рань-ше, в первый
день проведения эксперимента, была закрыта.
В этой комнате теперь находились те же
игрушки, с которыми дети играли вчера,
но полнокомплектные, а также другие, еще
более привлекательные. Однако достать
их было нельзя, так как новая комната
от прежней была отделена непреодолимой
пре-градой -- проволочной сеткой.
Поведение детей в этих условиях резко изменилось. Если раньше они с увлечением играли, общались друг с другом, то теперь их группа распалась и они как бы замкнулись в себе, перестали общаться и дружить. Одновременно они потеряли желание и способность играть. Их перестали привлекать не-комплектные игрушки. Многие из участвовавших в экспери-менте детей стали вести себя по отношению к этим игрушкам агрессивно: бросать, ломать их. В присутствии взрослых дети капризничали. Один ребенок, не обращая внимания на других и на взрослых, лег на пол и, ничего не делая, демонстративно смотрел в потолок; другой, подойдя к сетке, стал дергать ее ручонками; третий бессмысленно, без интереса перебирал, пе-ребрасывая с места на место, старые игрушки.
Часто объектом
вымещения агрессивности
Агрессивные реакции,
порожденные фрустрацией, могут
оказаться направленными не только
на внутригрупповые, но и на межгрупповые
отношения. Они могут проявляться
в меж-национальных, межгосударственных
отношениях, во взаимо-отношениях между
различными социальными группами. Та-кого
рода акты нередко наблюдаются в периоды
социаль-ных, политических и экономических
депрессий, массового недовольства людей
условиями жизни. В таких условиях объектами
смещенной агрессии могут стать люди,
принадлежащие другим социальным группам,
другой национальности и вероисповедания.
Если в силу сложившихся обстоятельств
агрессия оказалась вымещенной на каком-либо
объекте или по истечении значи-тельного
периода времени вызванная ею внутренняя
психоло-гическая напряженность сама
собою спала, то следующей ти-пичной психологической
реакцией, наступающей за агрессией, является
апатия. Быстрота ее возникновения вслед
за агрессией и глубина могут быть индивидуально
различными, по-разному проявляться в
различных социальных группах.
Заключение
Цель, которая
была поставлена в начале этой работы,
заключавшаяся в изучение и диагностика
межличностных и межгрупповых отношений,
выявления структуры