Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 12:00, курсовая работа
Введение
В отечественной психологии существуют свои традиции исследования малой группы. Так, основная масса прикладных исследований, выполненных в 60-70-е годы в нашей стране, концентрировалась вокруг двух главных проблем: коллектив - личность и малая группа - личность.
Личность в группе
1
Введение
В отечественной
психологии существуют свои традиции
исследования малой группы. Так, основная
масса прикладных исследований, выполненных
в 60-70-е годы в нашей стране, концентрировалась
вокруг двух главных проблем: коллектив
- личность и малая группа - личность.
Чем объясняется
постоянный интерес к малой группе?
Во-первых, малая группа выступает
важнейшим фактором изучения в психологии
личности, во-вторых, исследования малой
группы дают возможности в постановке
строго контролируемого эксперимента,
в-третьих, изучение малой группы позволяет
понять процессы, протекающие в больших
социальных общностях, в-четвертых, запросы
практики связаны с коллективным характером
человеческой деятельности. Психология
малых групп в настоящий момент представляет
собой разработанную область научного
знания, включающую в себя различные феноменологические,
динамические и структурные аспекты. Социальные
группы не существуют вне времени и пространства.
Эта тема
хорошо разработана, и очень
актуальна, так как очень важно знать
структуру межличностных отношений в
группе (социометрия) и восприятия членов
этой группы друг друга (биполяризация),
что бы решать проблемы сплоченности группы,
для достижения высоких результатов. Целью
этой работы является изучение и диагностика
межличностных и межгрупповых отношений,
выявления структуры межличностных отношений
и особенностей восприятия и понимания
людей друг другом в группе.
ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ
ВОЗДЕЙСТВИЕ ОБЩНОСТИ НА ИНДИВИДА
Давно замечено,
и это наблюдение отчетливым образом
от-разилось в теориях личности, что группа
оказывает существен-ное влияние на психологию
и поведение индивида. Часть изме-нений,
порождаемых психологическим влиянием
группы, исче-зает, как только человек
выходит из сферы воздействия группы,
другие продолжают существовать, оставляя
заметный след в лич-ности и при определенных
условиях, превращаясь в личностные черты.
Можно с некоторыми
оговорками принять тот факт, что
че-ловек как личность есть продукт,
результат многочисленных ос-таточных
групповых влияний, что почти все (за исключением
генетически и физиологически обусловленных
особенностей) в его психологии и поведении
складывается и закрепляется под влиянием
участия в деятельности различных социальных
боль-ших и малых групп. Каждая из значимых
(референтных) социальных групп вносит
свой вклад в психологию и поведение лич-ности,
и этот вклад отнюдь не является однозначно
положи-тельным или отрицательным. Он
различен, и об этом в первую очередь свидетельствует
наличие у людей множества достоинств
и недостатков, большую часть которых
они приобрели, находясь в группах.
Рассмотрим в
обобщенном виде основные факты, свидетельствующие
о положительном и
Положительное
влияние группы на формирование и
развитие личности состоит в следующем
(далее эти положения раскрываются подробнее):
В группе индивид
встречается с людьми, которые
для него основным источником духовной
культуры.
Отношения между
людьми, складывающиеся в группа несут
в себе позитивные социальные нормы
и ценностные ориентации, которые усваиваются
личностью, включенной в эту тему групповых
взаимоотношений.
Группа является
таким местом, где индивид отрабатывая
свои коммуникативные умения и навыки.
От участников
группы индивид получает информацию,
по-зволяющую ему правильно воспринимать
и оценивать себя сохранять и укреплять
все положительное в своей личности избавляться
от отрицательного и недостатков.
Группа снабжает
индивида системой положительных эмо-циональных
подкреплений, необходимых для его
развития.
Лишь постоянное
общение индивида с более развитыми,
чем он сам, личностями, обладающими
ценными знаниями, умени-ями и
навыками, обеспечивает ему возможность
приобщения к соответствующим духовным
ценностям. Почти у каждого чело-века
есть чему научиться у других людей, и
практически в каж-дой группе он встречает
таких людей.
Если бы человеческий
ребенок родился и вырос не
в обще-стве, среди других людей,
а в изоляции от них, он никогда
пси-хологически и поведенчески
не превратился бы в человека. Об
этом свидетельствуют многие описанные
в научной и популяр-ной литературе факты,
когда в силу трагически сложившихся жизненных
обстоятельств человеческие дети оказывались
с ма-лолетнего возраста лишенными возможности
общаться с раз-витыми, культурными людьми,
жили в физической или психо-логической
изоляции от них, в сообществах животных.
Почти во всех этих случаях были отмечены
серьезные задержки как в психологическом,
так и в поведенческом развитии детей.
Только через
прямое общение и личные контакты
в группах одни люди передают другим
свой жизненный опыт. Этот опыт включает
практически все человеческое, что есть
в современ-ном человеке, от элементарных
гигиенических навыков и поль-зования
речью до нравственных ценностей и способностей
различным видам деятельности. Чем больше
разнообразя групп, активным участником
которых становится индивид в процессе
его жизни, тем больше у него возможностей
для Развития, приобретения разнообразных
ценных человеческих качеств. В особенности
это касается высшей духовной культуры,
которая передается от человека к человеку
только в результате обучения и воспитания,
через прямое межличностное групповое
общение.
Нa психологию индивида
группа влияет через систему складывающихся
в ней отношений, в частности --
через отношения иного индивида
с остальными участниками группы. Мы уже
знаем о том, что при разных отношениях
индивиды проявляют себя с различной,
положительной или отрицательной, стороны,
поэтому для обеспечения преимущественно
положительного вли-яния группы на личность
важно добиться того, чтобы межлич-ностные
отношения в ней были благоприятными.
Нигде, кроме
группы, человек не в состоянии
усвоить речь и научиться пользоваться
ею. Ребенок научается
Важным фактором
индивидуального
Точность и
глубина отражения личности в
группе прямо за-висят от открытости,
интенсивности и
Для развития у
себя тех или иных достоинств индивиду
не-обходимы соответствующие стимулы,
положительные подкрепления. Их основным
источником также являются люди, окру-жающие
его в группах.
Таким образом,
для развития индивида как личности
группа представляется незаменимой. То
же самое, и даже в еще большей
степени, касается высокоразвитого коллектива.
В жизни и деятельности каждого отдельно
взятого человека он играет незаменимую
положительную роль, о чем много писали
и говорили такие известные педагоги,
как А.С.Макаренко, ВА.Сухомлинский и др.
Однако свою положительную роль в развитии
личности коллектив реализует лишь тогда,
когда не происходит его и ее (этой роли)
идеологического искажения, когда психологическая
и педагогическая теория коллектива не
оказывается пред метом политических
манипуляций. К этому вопросу мы еще специально
вернемся во втором томе учебника при
рассмотрении психологических проблем
воспитания личности.
ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ
ВЛИЯНИЕ ГРУППЫ НА ЛИЧНОСТЬ
Если о положительном
воздействии группы на индивида (коллектива
на личность) много и хорошо написано
и педагогической, социологической
и психологической литературе, то о фак-тах
отрицательного воздействия известно
немного. Во всяком случае, до недавнего
времени из-за определенной идеологиза-ции
психологи и педагоги об этих фактах предпочитали
умал-чивать. В этой связи мы уделим рассмотрению
и анализу этих фактов несколько больше
внимания, чем отведено на представ-ление
влияния группы на индивида в положительном
свете. Особенно много данных о возможном
отрицательном влиянии группы на индивида
накоплено в социальной психологии малых
групп, начало которой было положено исследованиями
отечественных и зарубежных ученых, проведенными
еще в на-чале XX в.
Поначалу психологи,
заинтересованные в решении данного
вопроса, в качестве объекта исследования
использовали боль-шие социальные общности
типа толпы и неорганизованной мас-сы
людей, и только затем внимание переместилось
на изучение влияния малой группы на индивида.
Французский исследователь
Г.Лебон в книге под кратким
названием «Толпа», опубликованной
в 1895 г., попытался выве-сти общие
законы поведения человека в неорганизованной
общности людей. Он утверждал, что средний
человек в массе людей, в толпе обнаруживает
более низкий уровень интеллекта чем вне
ее. В толпе он более доверчив, агрессивен,
ожесточен, нетерпелив, аморален и даже
способен вести себя на уровне животного.
Очевидно, Г.Лебон преувеличивал отрицательное
влияние толпы на индивида, но тем не менее
в его суждениях и выводах содержалась
определенная доля истины. Ее подтвердили
последующие экспериментальные исследования.
Те специфические изменения в психологии
и поведении человека под влиянием толпы,
на которые одним из первых обратил внимание
Лебон, внимательно исследованы в социальной
психологии под названиями «обезличивание»
и «деиндивидуализация». Было показано,
что, когда человек испытывает на себе
влияние некоторой достаточно большой
социальной общности, внутренне не организованной,
в его психологии и поведении в большей
степени проявляется то общее, что свойственно
дан-
ной группе, и
в гораздо меньшей степени
то, что составляет его собственную
индивидуальность. Человек в толпе нередко
пере-стает быть личностью, поэтому данный
феномен получил на-звание «обезличивание».
На рис. 80 приведены возможные при-чины
обезличивания (деиндивидуализации), ее
психологические я поведенческие следствия.
Один из наиболее
впечатляющих экспериментов, показыва-ющих,
насколько далеко может зайти
обычный человек в своих
Через объявление
в газете за плату 4 доллара в час
добро-вольцы были приглашены принять
участие в «научном психо-логическом
эксперименте, предназначенном для
изучения па-мяти». Каждому из людей, посетивших
лабораторию, говорили, что в ходе эксперимента
он будет выполнять роль «учителя», задача
которого заключается в том, чтобы читать
«ученику» па-ры слов и затем, напоминая
по одному слову из каждой пары, просить
«ученика» вспомнить второе слово соответствующей
пары. Если «ученик» ошибался, то «учитель»
должен был нака-зывать его ударами электрического
тока, последовательно по-вышая его
напряжение от
15 В до 450 В шагами по 15 В (за каждую
следующую ошибку напряжение в сети
должно было увеличиваться на 15 В).
Рис. 81. Схема
обстановки в лаборатории во время
проведения эксперимента С.Милгрэма: 1
-- место экспериментатора, 2 -- место
«учителя», 3 -- место ¦ученика», 4 -- пульт
с кнопками, включающими нужное напряжение
в сети, 5 -- электрический звонок, 6 -- электрическая
лампочка
Общая схема
данного эксперимента представлена
на рис. 81. "Учителя» и «ученика»
разделяла тонкая фанерная перегородка
так что «учитель» не мог видеть
«ученика», но хорошо слышал все, что происходило
за перегородкой. Во время экспери-мента
«ученик» сидел в кресле 3, привязанный
к нему ремнями, а на его руках находились
контакты от электрических проводов, идущих
от пульта. Само кресло 3, кроме того, было
крепко привинчено к полу. При возникновении
тока в электрической цепи зажигалась
лампочка 6 и звучал электрический звонок
5. Перед началом эксперимента сам «учитель»
садился в кресло «ученика» и для пробы
получал удары электрическим током 15 В
и 30 В. После того как он убеждался в том,
что ток по цепи действительно идет и что
удары электрическим током даже ми-нимального
напряжения достаточно чувствительны,
начинался основной эксперимент.
Непосредственно
перед «учителем» находилась панель
с электрическими кнопками, градуированными
от 15 В до 450 В. Цифра ¦МО В была выделена
красным цветом, и рядом с ней было написано
слово «шок», что свидетельствовало о
том, что такое напряжение смертельно
опасно для человека и вызывает у него
состояние шока. На самом деле «ученик»
в ходе эксперимента никаких ударов электрическим
током не получал. С помощью скрытого маневра
экспериментатор переключал ток на иную,
замаскированную сеть, в которой также
были включены лампочка и электрический
звонок. В качестве же «ученика» в эксперименте
ис-пользовался специально подготовленный
человек -- актер, который умело имитировал
поведение и переживания лица, подвергаемого
ударам электрического тока разной силы
(напряжения). По мере того как «росло»
напряжение в сети, «ученик» должен был
вести себя все более беспокойно, а при
напряже-нии более 300 В прекращать подавать
какие бы то ни было признаки жизни: не
отвечать на вопросы; не производить ни-каких
звуков. До этого момента он должен был
выражать свой протест движениями, ворчанием,
криками, ударами ногами в перегородку
и другими естественными способами.