Личность в группе

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 12:00, курсовая работа

Описание работы

Введение
В отечественной психологии существуют свои традиции исследования малой группы. Так, основная масса прикладных исследований, выполненных в 60-70-е годы в нашей стране, концентрировалась вокруг двух главных проблем: коллектив - личность и малая группа - личность.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 143.50 Кб (Скачать)

Личность в  группе

1 

Введение 

В отечественной  психологии существуют свои традиции исследования малой группы. Так, основная масса прикладных исследований, выполненных  в 60-70-е годы в нашей стране, концентрировалась  вокруг двух главных проблем: коллектив - личность и малая группа - личность. 

Чем объясняется  постоянный интерес к малой группе? Во-первых, малая группа выступает  важнейшим фактором изучения в психологии личности, во-вторых, исследования малой  группы дают возможности в постановке строго контролируемого эксперимента, в-третьих, изучение малой группы позволяет понять процессы, протекающие в больших социальных общностях, в-четвертых, запросы практики связаны с коллективным характером человеческой деятельности. Психология малых групп в настоящий момент представляет собой разработанную область научного знания, включающую в себя различные феноменологические, динамические и структурные аспекты. Социальные группы не существуют вне времени и пространства. 

 Эта тема  хорошо разработана, и очень  актуальна, так как очень важно знать структуру межличностных отношений в группе (социометрия) и восприятия членов этой группы друг друга (биполяризация), что бы решать проблемы сплоченности группы, для достижения высоких результатов. Целью этой работы является изучение и диагностика межличностных и межгрупповых отношений, выявления структуры межличностных отношений и особенностей восприятия и понимания людей друг другом в группе.  

ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ОБЩНОСТИ НА ИНДИВИДА 

Давно замечено, и это наблюдение отчетливым образом от-разилось в теориях личности, что группа оказывает существен-ное влияние на психологию и поведение индивида. Часть изме-нений, порождаемых психологическим влиянием группы, исче-зает, как только человек выходит из сферы воздействия группы, другие продолжают существовать, оставляя заметный след в лич-ности и при определенных условиях, превращаясь в личностные черты. 

Можно с некоторыми оговорками принять тот факт, что  че-ловек как личность есть продукт, результат многочисленных ос-таточных групповых влияний, что почти все (за исключением генетически и физиологически обусловленных особенностей) в его психологии и поведении складывается и закрепляется под влиянием участия в деятельности различных социальных боль-ших и малых групп. Каждая из значимых (референтных) социальных групп вносит свой вклад в психологию и поведение лич-ности, и этот вклад отнюдь не является однозначно положи-тельным или отрицательным. Он различен, и об этом в первую очередь свидетельствует наличие у людей множества достоинств и недостатков, большую часть которых они приобрели, находясь в группах. 

Рассмотрим в  обобщенном виде основные факты, свидетельствующие  о положительном и отрицательном  влиянии группы на индивида. 

Положительное влияние группы на формирование и  развитие личности состоит в следующем (далее эти положения раскрываются подробнее): 

В группе индивид  встречается с людьми, которые  для него основным источником духовной культуры. 

Отношения между  людьми, складывающиеся в группа несут  в себе позитивные социальные нормы и ценностные ориентации, которые усваиваются личностью, включенной в эту тему групповых взаимоотношений. 

Группа является таким местом, где индивид отрабатывая  свои коммуникативные умения и навыки. 

От участников группы индивид получает информацию, по-зволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себя сохранять и укреплять все положительное в своей личности избавляться от отрицательного и недостатков. 

Группа снабжает индивида системой положительных эмо-циональных подкреплений, необходимых для его  развития. 

Лишь постоянное общение индивида с более развитыми, чем он сам, личностями, обладающими  ценными знаниями, умени-ями и  навыками, обеспечивает ему возможность  приобщения к соответствующим духовным ценностям. Почти у каждого чело-века есть чему научиться у других людей, и практически в каж-дой группе он встречает таких людей. 

Если бы человеческий ребенок родился и вырос не в обще-стве, среди других людей, а в изоляции от них, он никогда  пси-хологически и поведенчески не превратился бы в человека. Об этом свидетельствуют многие описанные в научной и популяр-ной литературе факты, когда в силу трагически сложившихся жизненных обстоятельств человеческие дети оказывались с ма-лолетнего возраста лишенными возможности общаться с раз-витыми, культурными людьми, жили в физической или психо-логической изоляции от них, в сообществах животных. Почти во всех этих случаях были отмечены серьезные задержки как в психологическом, так и в поведенческом развитии детей. 

Только через  прямое общение и личные контакты в группах одни люди передают другим свой жизненный опыт. Этот опыт включает практически все человеческое, что есть в современ-ном человеке, от элементарных гигиенических навыков и поль-зования речью до нравственных ценностей и способностей различным видам деятельности. Чем больше разнообразя групп, активным участником которых становится индивид в процессе его жизни, тем больше у него возможностей для Развития, приобретения разнообразных ценных человеческих качеств. В особенности это касается высшей духовной культуры, которая передается от человека к человеку только в результате обучения и воспитания, через прямое межличностное групповое общение.  

Нa психологию индивида группа влияет через систему складывающихся в ней отношений, в частности -- через отношения иного индивида с остальными участниками группы. Мы уже знаем о том, что при разных отношениях индивиды проявляют себя с различной, положительной или отрицательной, стороны, поэтому для обеспечения преимущественно положительного вли-яния группы на личность важно добиться того, чтобы межлич-ностные отношения в ней были благоприятными. 

Нигде, кроме  группы, человек не в состоянии  усвоить речь и научиться пользоваться ею. Ребенок научается разговаривать  только благодаря тому, что все  в семье, где он родился, говорят на родном языке. И не просто говорят, а постоянно, чуть ли не с первых дней рождения обращаются к нему на языке, требуют ответной реакции и всячески ее поощряют. Стимулирование языкового развития индивида со стороны группы происходит и дальше. Установлено, что между уровнем владения языком и участием индивида в деятельности различных групп существует прямая зависимость. 

Важным фактором индивидуального психологического раз-вития человека являются его  знания о самом себе. Иначе, как  от других людей, в процессе непосредственного общения с ни-ми, он эти знания получить не может. Группа и составляющие ее люди являются для индивида своеобразным зеркалом (вер-нее -- разными зеркалами, каждое из которых по-своему отра-жает его), в котором выражается человеческое «Я». 

Точность и  глубина отражения личности в  группе прямо за-висят от открытости, интенсивности и разносторонности общения данной личности с остальными членами группы. 

Для развития у  себя тех или иных достоинств индивиду не-обходимы соответствующие стимулы, положительные подкрепления. Их основным источником также являются люди, окру-жающие его в группах. 

Таким образом, для развития индивида как личности группа представляется незаменимой. То же самое, и даже в еще большей  степени, касается высокоразвитого коллектива. В жизни и деятельности каждого отдельно взятого человека он играет незаменимую положительную роль, о чем много писали и говорили такие известные педагоги, как А.С.Макаренко, ВА.Сухомлинский и др. Однако свою положительную роль в развитии личности коллектив реализует лишь тогда, когда не происходит его и ее (этой роли) идеологического искажения, когда психологическая и педагогическая теория коллектива не оказывается пред метом политических манипуляций. К этому вопросу мы еще специально вернемся во втором томе учебника при рассмотрении психологических проблем воспитания личности. 

ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ ГРУППЫ НА ЛИЧНОСТЬ 
 

Если о положительном  воздействии группы на индивида (коллектива на личность) много и хорошо написано и педагогической, социологической и психологической литературе, то о фак-тах отрицательного воздействия известно немного. Во всяком случае, до недавнего времени из-за определенной идеологиза-ции психологи и педагоги об этих фактах предпочитали умал-чивать. В этой связи мы уделим рассмотрению и анализу этих фактов несколько больше внимания, чем отведено на представ-ление влияния группы на индивида в положительном свете. Особенно много данных о возможном отрицательном влиянии группы на индивида накоплено в социальной психологии малых групп, начало которой было положено исследованиями отечественных и зарубежных ученых, проведенными еще в на-чале XX в. 

Поначалу психологи, заинтересованные в решении данного  вопроса, в качестве объекта исследования использовали боль-шие социальные общности типа толпы и неорганизованной мас-сы людей, и только затем внимание переместилось на изучение влияния малой группы на индивида. 

Французский исследователь  Г.Лебон в книге под кратким  названием «Толпа», опубликованной в 1895 г., попытался выве-сти общие  законы поведения человека в неорганизованной общности людей. Он утверждал, что средний человек в массе людей, в толпе обнаруживает более низкий уровень интеллекта чем вне ее. В толпе он более доверчив, агрессивен, ожесточен, нетерпелив, аморален и даже способен вести себя на уровне животного. Очевидно, Г.Лебон преувеличивал отрицательное влияние толпы на индивида, но тем не менее в его суждениях и выводах содержалась определенная доля истины. Ее подтвердили последующие экспериментальные исследования. Те специфические изменения в психологии и поведении человека под влиянием толпы, на которые одним из первых обратил внимание Лебон, внимательно исследованы в социальной психологии под названиями «обезличивание» и «деиндивидуализация». Было показано, что, когда человек испытывает на себе влияние некоторой достаточно большой социальной общности, внутренне не организованной, в его психологии и поведении в большей степени проявляется то общее, что свойственно дан- 

ной группе, и  в гораздо меньшей степени  то, что составляет его собственную индивидуальность. Человек в толпе нередко пере-стает быть личностью, поэтому данный феномен получил на-звание «обезличивание». На рис. 80 приведены возможные при-чины обезличивания (деиндивидуализации), ее психологические я поведенческие следствия. 

Один из наиболее впечатляющих экспериментов, показыва-ющих, насколько далеко может зайти  обычный человек в своих действиях, бездумно и слепо подчиняясь давлению со стороны авторитетных лиц или  групп, которые они представляют, был проведен в начале 60-х годов американским психологом С.Милгрэмом. Этот эксперимент заключался в следующем. 

Через объявление в газете за плату 4 доллара в час  добро-вольцы были приглашены принять  участие в «научном психо-логическом эксперименте, предназначенном для изучения па-мяти». Каждому из людей, посетивших лабораторию, говорили, что в ходе эксперимента он будет выполнять роль «учителя», задача которого заключается в том, чтобы читать «ученику» па-ры слов и затем, напоминая по одному слову из каждой пары, просить «ученика» вспомнить второе слово соответствующей пары. Если «ученик» ошибался, то «учитель» должен был нака-зывать его ударами электрического тока, последовательно по-вышая его  

напряжение от 15 В до 450 В шагами по 15 В (за каждую следующую ошибку напряжение в сети должно было увеличиваться на 15 В). 

Рис. 81. Схема  обстановки в лаборатории во время  проведения эксперимента С.Милгрэма: 1 -- место экспериментатора, 2 -- место  «учителя», 3 -- место ¦ученика», 4 -- пульт  с кнопками, включающими нужное напряжение в сети, 5 -- электрический звонок, 6 -- электрическая лампочка 

Общая схема  данного эксперимента представлена на рис. 81. "Учителя» и «ученика»  разделяла тонкая фанерная перегородка  так что «учитель» не мог видеть «ученика», но хорошо слышал все, что происходило за перегородкой. Во время экспери-мента «ученик» сидел в кресле 3, привязанный к нему ремнями, а на его руках находились контакты от электрических проводов, идущих от пульта. Само кресло 3, кроме того, было крепко привинчено к полу. При возникновении тока в электрической цепи зажигалась лампочка 6 и звучал электрический звонок 5. Перед началом эксперимента сам «учитель» садился в кресло «ученика» и для пробы получал удары электрическим током 15 В и 30 В. После того как он убеждался в том, что ток по цепи действительно идет и что удары электрическим током даже ми-нимального напряжения достаточно чувствительны, начинался основной эксперимент. 

Непосредственно перед «учителем» находилась панель с электрическими кнопками, градуированными  от 15 В до 450 В. Цифра ¦МО В была выделена красным цветом, и рядом с ней было написано слово «шок», что свидетельствовало о том, что такое напряжение смертельно опасно для человека и вызывает у него состояние шока. На самом деле «ученик» в ходе эксперимента никаких ударов электрическим током не получал. С помощью скрытого маневра экспериментатор переключал ток на иную, замаскированную сеть, в которой также были включены лампочка и электрический звонок. В качестве же «ученика» в эксперименте ис-пользовался специально подготовленный человек -- актер, который умело имитировал поведение и переживания лица, подвергаемого ударам электрического тока разной силы (напряжения). По мере того как «росло» напряжение в сети, «ученик» должен был вести себя все более беспокойно, а при напряже-нии более 300 В прекращать подавать какие бы то ни было признаки жизни: не отвечать на вопросы; не производить ни-каких звуков. До этого момента он должен был выражать свой протест движениями, ворчанием, криками, ударами ногами в перегородку и другими естественными способами. 

Информация о работе Личность в группе