Личность в группе

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 12:00, курсовая работа

Описание работы

Введение
В отечественной психологии существуют свои традиции исследования малой группы. Так, основная масса прикладных исследований, выполненных в 60-70-е годы в нашей стране, концентрировалась вокруг двух главных проблем: коллектив - личность и малая группа - личность.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 143.50 Кб (Скачать)

Следующим фактом, который определенно влияет на пра-вильность восприятия и понимания людьми друг друга, являет-ся эффект первичности. Суть его состоит в том, что первое впе-чатление о человеке, первая по порядку личностная информация, полученная о нем воспринимающим лицом, способна оказать более сильное и достаточно устойчивое влияние на формирова-ние его образа. Иногда соответствующее явление, обнаружива-ющееся в сфере восприятия и оценки людьми друг друга, назы-вают эффектом ореола. 

Если, например, первое впечатление о другом человеке в си-лу сложившихся обстоятельств оказалось положительным, то на его основе в дальнейшем формируется положительный об-раз данного человека, который становится своеобразным филь-тром (ореолом), пропускающим в сознание воспринимающего только ту информацию о воспринимаемом, которая согласуется с первым впечатлением (срабатывают законы когнитивного дис-сонанса). Если, напротив, первое впечатление почему-то ока-залось отрицательным, то в сознание воспринимающего попа-дает лишь та информация о воспринимаемом, которая по пре-имуществу отрицательна. Такое происходит, по крайней мере, На первых порах межличностного общения данных людей. По-скольку обстоятельства встречи этих людей могут оказаться самы-ми разными, случайно зависящими от обстановки, настроения, состояния этих людей и многого другого, их первое впечатление друг о друге может оказаться (и чаще всего оказывается) неправильным. 

Но нередко  эффект ореола проявляется тогда, когда  первое впечатление или первая личностная информация о человеке оказалась  правильной. Тогда он начинает играть в межличностных отношениях положительную роль, способствует быстрой и эф-фективной преднастройке людей в общении друг с другом. 

С эффектом первичности  логически связан противополож-ный  ему эффект новизны. Он касается не первого, а последнего из полученных впечатлений о человеке. Та информация, кото-рая в памяти отложилась последней по порядку, также способ-на сильнее влиять на последующие восприятие и оценку дан-ного человека, чем предыдущая (за исключением самого перво-го впечатления). Над последними по порядку сведениями о дру-гом человеке индивид может поразмышлять, спокойно обду-мать и взвесить их. Они как бы заменяют, вытесняют на время из памяти то, что раньше было известно о данном человеке и в текущий момент времени выходит на первый план. 

Оба рассмотренных  нами феномена -- эффект первичности (ореола) и аффект новизны -- своим возникновением обязаны, в частности, уже известному нам закону долговременной памя-ти, согласно которому лучше всего запоминается то, что было в начале и в конце. 

Много внимания в исследованиях восприятия людьми друг друга было уделено выяснению  того, каков сам по себе процесс  межличностного познания, на что в  первую очередь обращает внимание воспринимающий, давая оценку воспринимаемому, в  какой последовательности он «считывает» информацию о нем. Оказалось, что при восприятии нового для себя человека индивид главное внимание обращает на такие особенности его внешно-сти, которые являются наиболее информативными с точки зре-ния психологических особенностей воспринимаемого. Это выражение лица, движения рук. В лице человека внимание вос-принимающего в первую очередь привлекают глаза и губы, а в руках -- пальцы. Они, по-видимому, и несут в себе наиболь-шую информацию о психологии и состоянии человека в данный момент времени. Вначале обычно оценивается общее отношение воспринимаемого человека к воспринимающему, затем строится и проверяется гипотеза о личности человека и, если о подтверждается, из долговременной памяти извлекается необходимая информация о том, как целесообразно вести себя отношению к данному человеку. Психологи, кроме того, пытались выяснить, какие из состояний воспринимаемого человека оцениваются воспринимающим лучше и в какой последовательности. Вот результаты одного из подобных экспериментов. В нем для определения ха-рактера воспринимаемых эмоциональных состояний использо-вались отрывки из литературных произведений. Они выражали три группы состояний говорящего: эмоционально положитель-ное, безразличное и эмоционально отрицательное. Оказалось, что довольно часто, от 30 до 50% случаев, люди совершают ошиб-ки в точном определении эмоционального состояния говоря-щего. Правильнее других оцениваются положительные эмоции, а хуже всех -- отрицательные (более 50% ошибок). 

Из числа положительных  эмоциональных состояний пра-вильнее других воспринимается и оценивается радость, не-сколько хуже -- восхищение. В группе индифферентных эмо-циональных состояний точнее других идентифицировалось состояние удивления, несколько хуже -- безразличия. Из чис-ла отрицательных эмоций одинаково плохо воспринимались обида, тоска и гнев. 

Были обнаружены существенные межиндивидуальные раз-личия  в правильности определения отдельных  видов эмоци-ональных состояний  человека. Оказалось, что эти различия связаны с культурой, национальностью, профессией, неко-торыми другими факторами. Они также касаются возраста и пола человека, его психологического состояния в момент вос-приятия. 

Кроме индивидуальных различий, определяемых названными причинами, существуют типичные формы восприятия и пони-мания человека человеком. Среди них выделяются следующие: 

1. Аналитический.  В данном случае каждый информативный  элемент внешности человека, например  его руки, глаза, форма губ,  подбородка, цвет и форма волос  и т.п., связывается с нали-чием  определенной личностной черты. О психологических осо-бенностях человека судят на основе предварительного разложе-ния его внешности на элементы (анализа внешнего облика), а Далее по ним судят об отдельных присущих ему качествах лич-ности. Данный тип восприятия свойствен художникам и врачам, которым по роду своей профессии нередко приходится зани-маться изучением внешнего облика человека (художникам -- Для его воссоздания на полотне, врачам -- с целью более точной медицинской диагностики).  

2.Эмоциональный.  Здесь человеку приписываются те или иные качества личности на основе эмоционального отношения к нему, причем личностная оценка воспринимаемого определяете рассмотренными ранее механизмами эффекта первичности эффекта новизны. Такой тип межличностного восприятия неред-ко встречается у детей, особенно у подростков, а также у лиц женского пола, эмоционально возбудимых лиц и у части людей с образным типом памяти и мышления. 

Перцептивно-ассоциативный. Он характеризуется исполь-зованием суждений по аналогии при восприятии человека. При- знаки его внешнего облика и поведенческие реакции вызывают в памяти воспринимающего образ другого человека, внешне чем-то похожего на воспринимаемого. Благодаря имплицитной тео-рии личности гипотетически достраивается и формируется об-

раз воспринимаемого и ему приписываются те черты, которые характерны для имплицитной теории личности воспринимаю-щего. Этот тип межличностного восприятия нередко можно встретить у людей пожилого возраста, у тех, кто располагает достаточно большим и богатым профессиональным и жизнен-ным опытом общения с разными людьми, например у актеров, которым часто приходится воспроизводить психологию и пове-дение различных людей. Аналогичным образом, воспринимая и оценивая других людей, действуют те, кому нередко приходит-ся оценивать другого человека как личность в условиях дефи-цита информации и времени: педагоги, врачи, руководители.  

Социально-ассоциативный. В этом случае восприятие и оцен-ка осуществляются на основе сложившихся  социальных стерео-типов, т.е. на базе отнесения воспринимаемого лица к определенному социальному типу. В итоге воспринимаемому человеку приписываются качества того типа, к которому он был отнесен. Как базовые социальные типы могут выступить люди разных профессий, социального положения, мировоззрения и т.п. Этот тип восприятия свойствен, например, руководителям и поли-тикам, философам и социологам. 

Для того чтобы  правильно воспринять и оценить  человека, необходимо внимательно наблюдать  за его поведением в тех ситуациях, где он более всего и разностороннее всего раскры-вает себя как личность. Эти ситуации должны отвечать следую-щим основным требованиям: 

А. Быть такими, в которых поведение человека направлено на достижение целей, соответствующих  его наиболее важным жизненным мотивам  и потребностям.  

Б. Эти ситуации должны быть связаны с преодолением серь-езных препятствий на пути достижения желаемой цели. Среди этих препятствий  должны помимо прочего находиться люди, чьи интересы не полностью совпадают  с интересами данного человека. 

В. Соответствующие ситуации должны включать в себя три основные сферы человеческой деятельности: учение, общение и труд, поскольку в каждой из них проявляются существенные и разные стороны личности. 

Наблюдения за человеком с целью его оценки как личности должны проводиться по определенному плану. Для того чтобы получить необходимые для обобщения сведения о личности че-ловека, желательно в общении с ним и в процессе наблюдения за ним обратить особое внимание на то, что он говорит, как говорит, каким образом реагирует на действия и поступки дру-гих людей. 

Если это возможно, то нужно воспользоваться суждениями и мнениями других людей о воспринимаемом человеке, так как любое отдельно взятое мнение всегда в той или  иной степени субъективно, односторонне. Мы не в состоянии постоянно на-ходиться рядом с другим человеком, непрерывно наблюдать за его поведением. Чаще всего мы встречаемся с человеком эпи-зодически, наблюдаем его в ограниченном круге социальных ситуаций, например в школе, в семье, в кругу друзей, на отдыхе и т.д. Следовательно, мы в состоянии правильно воспринять и оценить в человеке только те черты, которые в этих условиях раскрываются достаточно полно. Остальное мы можем не знать просто по той причине, что не имели благоприятной возмож-ности вести наблюдение за данным человеком в иных социаль-ных ситуациях. Такую возможность могли получить окружаю-щие люди, поэтому их мнение в данном случае может служить хорошим дополнением к нашему собственному восприятию. 

Есть некоторые  факторы, которые мешают правильно  восп-ринимать и оценивать людей. Основные из них такие: 

1. Неумение различать  ситуации общения по таким  призна-кам, как: 

а) цели и задачи общения людей в данной ситуации, 

б) их намерения  и мотивы, 

в) формы поведения, подходящие для достижения поставленных целей, 

г) состояние  дел и самочувствие людей в  момент наблюде-ния за ними. 

Наличие заранее  заданных установок, оценок, убеждений  которые имеются у наблюдателя  задолго до того, как реально начался  процесс восприятия и оценивания им другого человека. Такие установки обычно проявляются в суждениях типа «Что тут смотреть и оценивать? Я и так знаю...». 

Наличие уже  сформированных стереотипов, в соответст-вии  с которыми наблюдаемые люди заранее  относятся к опре-деленной категории  и формируется установка, направляющая

внимание на поиск связанных с ней черт. Например: «Все маль-чишки грубы», «Все девчонки неискренни». 

Стремление делать преждевременные заключения о личности оцениваемого человека до того, как  о нем получена ис-черпывающая  и достоверная информация. Некоторые люди, к

примеру, имеют  «готовое» суждение о человеке сразу  же после того, как в первый раз  повстречали или увидели его. 

Отсутствие желания  и привычки прислушиваться к мне-нию  других людей в оценках личности, стремление полагаться только на собственное впечатление о человеке, отстаивать его. 

Отсутствие изменений  в восприятии и оценках людей, про-исходящих по естественным причинам со временем. Имеется в виду тот  случай, когда однажды высказанные  суждение и мне-

ние о человеке не меняются, несмотря на то, что накапливается новая информация о нем. 

Важное значение для более глубокого понимания  того, как люди воспринимают и оценивают  друг друга, имеет широко ис-следованное  в социальной психологии явление  каузальной атрибуции. Процессы каузальной атрибуции подчиняются сле-дующим закономерностям, которые оказывают влияние на по-нимание людьми друг друга: 

Те события, которые  часто повторяются и сопровождают наблюдаемое явление, предшествуя  ему или появляясь одно-временно, обычно рассматриваются как его  возможные причины. 

Если тот поступок, который мы хотим объяснить, необычен и ему предшествовало какое-либо уникальное событие, мы склонны именно его считать основной причиной совершенного поступка. 

Неверное объяснение поступков людей имеет место  тогда, когда есть много различных, равновероятных возможностей для их интерпретации и человек, предлагающий свое объяснение волен выбирать устраивающий лично его вариант. На практике такой выбор нередко определяется отношением оценивают человека к тому, чей поступок подлежит объяснению. 

Информация о работе Личность в группе