Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 12:00, курсовая работа
Введение
В отечественной психологии существуют свои традиции исследования малой группы. Так, основная масса прикладных исследований, выполненных в 60-70-е годы в нашей стране, концентрировалась вокруг двух главных проблем: коллектив - личность и малая группа - личность.
Следующим фактом,
который определенно влияет на пра-вильность
восприятия и понимания людьми друг друга,
являет-ся эффект первичности. Суть его
состоит в том, что первое впе-чатление
о человеке, первая по порядку личностная
информация, полученная о нем воспринимающим
лицом, способна оказать более сильное
и достаточно устойчивое влияние на формирова-ние
его образа. Иногда соответствующее явление,
обнаружива-ющееся в сфере восприятия
и оценки людьми друг друга, назы-вают
эффектом ореола.
Если, например,
первое впечатление о другом человеке
в си-лу сложившихся обстоятельств
оказалось положительным, то на его основе
в дальнейшем формируется положительный
об-раз данного человека, который становится
своеобразным филь-тром (ореолом), пропускающим
в сознание воспринимающего только ту
информацию о воспринимаемом, которая
согласуется с первым впечатлением (срабатывают
законы когнитивного дис-сонанса). Если,
напротив, первое впечатление почему-то
ока-залось отрицательным, то в сознание
воспринимающего попа-дает лишь та информация
о воспринимаемом, которая по пре-имуществу
отрицательна. Такое происходит, по крайней
мере, На первых порах межличностного
общения данных людей. По-скольку обстоятельства
встречи этих людей могут оказаться самы-ми
разными, случайно зависящими от обстановки,
настроения, состояния этих людей и многого
другого, их первое впечатление друг о
друге может оказаться (и чаще всего оказывается)
неправильным.
Но нередко
эффект ореола проявляется тогда, когда
первое впечатление или первая личностная
информация о человеке оказалась
правильной. Тогда он начинает играть
в межличностных отношениях положительную
роль, способствует быстрой и эф-фективной
преднастройке людей в общении друг с
другом.
С эффектом первичности
логически связан противополож-ный
ему эффект новизны. Он касается не
первого, а последнего из полученных впечатлений
о человеке. Та информация, кото-рая в памяти
отложилась последней по порядку, также
способ-на сильнее влиять на последующие
восприятие и оценку дан-ного человека,
чем предыдущая (за исключением самого
перво-го впечатления). Над последними
по порядку сведениями о дру-гом человеке
индивид может поразмышлять, спокойно
обду-мать и взвесить их. Они как бы заменяют,
вытесняют на время из памяти то, что раньше
было известно о данном человеке и в текущий
момент времени выходит на первый план.
Оба рассмотренных
нами феномена -- эффект первичности (ореола)
и аффект новизны -- своим возникновением
обязаны, в частности, уже известному
нам закону долговременной памя-ти,
согласно которому лучше всего запоминается
то, что было в начале и в конце.
Много внимания
в исследованиях восприятия людьми
друг друга было уделено выяснению
того, каков сам по себе процесс
межличностного познания, на что в
первую очередь обращает внимание воспринимающий,
давая оценку воспринимаемому, в
какой последовательности он «считывает»
информацию о нем. Оказалось, что при восприятии
нового для себя человека индивид главное
внимание обращает на такие особенности
его внешно-сти, которые являются наиболее
информативными с точки зре-ния психологических
особенностей воспринимаемого. Это выражение
лица, движения рук. В лице человека внимание
вос-принимающего в первую очередь привлекают
глаза и губы, а в руках -- пальцы. Они, по-видимому,
и несут в себе наиболь-шую информацию
о психологии и состоянии человека в данный
момент времени. Вначале обычно оценивается
общее отношение воспринимаемого человека
к воспринимающему, затем строится и проверяется
гипотеза о личности человека и, если о
подтверждается, из долговременной памяти
извлекается необходимая информация о
том, как целесообразно вести себя отношению
к данному человеку. Психологи, кроме того,
пытались выяснить, какие из состояний
воспринимаемого человека оцениваются
воспринимающим лучше и в какой последовательности.
Вот результаты одного из подобных экспериментов.
В нем для определения ха-рактера воспринимаемых
эмоциональных состояний использо-вались
отрывки из литературных произведений.
Они выражали три группы состояний говорящего:
эмоционально положитель-ное, безразличное
и эмоционально отрицательное. Оказалось,
что довольно часто, от 30 до 50% случаев,
люди совершают ошиб-ки в точном определении
эмоционального состояния говоря-щего.
Правильнее других оцениваются положительные
эмоции, а хуже всех -- отрицательные (более
50% ошибок).
Из числа положительных
эмоциональных состояний пра-вильнее
других воспринимается и оценивается
радость, не-сколько хуже -- восхищение.
В группе индифферентных эмо-циональных
состояний точнее других идентифицировалось
состояние удивления, несколько хуже --
безразличия. Из чис-ла отрицательных
эмоций одинаково плохо воспринимались
обида, тоска и гнев.
Были обнаружены
существенные межиндивидуальные раз-личия
в правильности определения отдельных
видов эмоци-ональных состояний
человека. Оказалось, что эти различия
связаны с культурой, национальностью,
профессией, неко-торыми другими факторами.
Они также касаются возраста и пола человека,
его психологического состояния в момент
вос-приятия.
Кроме индивидуальных
различий, определяемых названными причинами,
существуют типичные формы восприятия
и пони-мания человека человеком. Среди
них выделяются следующие:
1. Аналитический.
В данном случае каждый
2.Эмоциональный.
Здесь человеку приписываются те или
иные качества личности на основе эмоционального
отношения к нему, причем личностная оценка
воспринимаемого определяете рассмотренными
ранее механизмами эффекта первичности
эффекта новизны. Такой тип межличностного
восприятия неред-ко встречается у детей,
особенно у подростков, а также у лиц женского
пола, эмоционально возбудимых лиц и у
части людей с образным типом памяти и
мышления.
Перцептивно-ассоциативный.
Он характеризуется исполь-
раз воспринимаемого
и ему приписываются те черты, которые
характерны для имплицитной теории личности
воспринимаю-щего. Этот тип межличностного
восприятия нередко можно встретить у
людей пожилого возраста, у тех, кто располагает
достаточно большим и богатым профессиональным
и жизнен-ным опытом общения с разными
людьми, например у актеров, которым часто
приходится воспроизводить психологию
и пове-дение различных людей. Аналогичным
образом, воспринимая и оценивая других
людей, действуют те, кому нередко приходит-ся
оценивать другого человека как личность
в условиях дефи-цита информации и времени:
педагоги, врачи, руководители.
Социально-ассоциативный.
В этом случае восприятие и оцен-ка
осуществляются на основе сложившихся
социальных стерео-типов, т.е. на базе отнесения
воспринимаемого лица к определенному
социальному типу. В итоге воспринимаемому
человеку приписываются качества того
типа, к которому он был отнесен. Как базовые
социальные типы могут выступить люди
разных профессий, социального положения,
мировоззрения и т.п. Этот тип восприятия
свойствен, например, руководителям и
поли-тикам, философам и социологам.
Для того чтобы
правильно воспринять и оценить
человека, необходимо внимательно наблюдать
за его поведением в тех ситуациях,
где он более всего и разностороннее
всего раскры-вает себя как личность. Эти
ситуации должны отвечать следую-щим основным
требованиям:
А. Быть такими,
в которых поведение человека
направлено на достижение целей, соответствующих
его наиболее важным жизненным мотивам
и потребностям.
Б. Эти ситуации
должны быть связаны с преодолением
серь-езных препятствий на пути достижения
желаемой цели. Среди этих препятствий
должны помимо прочего находиться люди,
чьи интересы не полностью совпадают
с интересами данного человека.
В. Соответствующие
ситуации должны включать в себя три основные
сферы человеческой деятельности: учение,
общение и труд, поскольку в каждой из
них проявляются существенные и разные
стороны личности.
Наблюдения за
человеком с целью его оценки
как личности должны проводиться по
определенному плану. Для того чтобы получить
необходимые для обобщения сведения о
личности че-ловека, желательно в общении
с ним и в процессе наблюдения за ним обратить
особое внимание на то, что он говорит,
как говорит, каким образом реагирует
на действия и поступки дру-гих людей.
Если это возможно,
то нужно воспользоваться
Есть некоторые
факторы, которые мешают правильно
восп-ринимать и оценивать людей. Основные
из них такие:
1. Неумение различать
ситуации общения по таким
призна-кам, как:
а) цели и задачи
общения людей в данной ситуации,
б) их намерения
и мотивы,
в) формы поведения,
подходящие для достижения поставленных
целей,
г) состояние
дел и самочувствие людей в
момент наблюде-ния за ними.
Наличие заранее
заданных установок, оценок, убеждений
которые имеются у наблюдателя
задолго до того, как реально начался
процесс восприятия и оценивания
им другого человека. Такие установки
обычно проявляются в суждениях типа «Что
тут смотреть и оценивать? Я и так знаю...».
Наличие уже сформированных стереотипов, в соответст-вии с которыми наблюдаемые люди заранее относятся к опре-деленной категории и формируется установка, направляющая
внимание на
поиск связанных с ней черт.
Например: «Все маль-чишки грубы», «Все
девчонки неискренни».
Стремление делать преждевременные заключения о личности оцениваемого человека до того, как о нем получена ис-черпывающая и достоверная информация. Некоторые люди, к
примеру, имеют
«готовое» суждение о человеке сразу
же после того, как в первый раз
повстречали или увидели его.
Отсутствие желания
и привычки прислушиваться к мне-нию
других людей в оценках личности,
стремление полагаться только на собственное
впечатление о человеке, отстаивать его.
Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, про-исходящих по естественным причинам со временем. Имеется в виду тот случай, когда однажды высказанные суждение и мне-
ние о человеке
не меняются, несмотря на то, что накапливается
новая информация о нем.
Важное значение
для более глубокого понимания
того, как люди воспринимают и оценивают
друг друга, имеет широко ис-следованное
в социальной психологии явление
каузальной атрибуции. Процессы каузальной
атрибуции подчиняются сле-дующим закономерностям,
которые оказывают влияние на по-нимание
людьми друг друга:
Те события, которые
часто повторяются и
Если тот поступок,
который мы хотим объяснить, необычен
и ему предшествовало какое-либо
уникальное событие, мы склонны именно
его считать основной причиной совершенного
поступка.
Неверное объяснение
поступков людей имеет место
тогда, когда есть много различных,
равновероятных возможностей для их интерпретации
и человек, предлагающий свое объяснение
волен выбирать устраивающий лично его
вариант. На практике такой выбор нередко
определяется отношением оценивают человека
к тому, чей поступок подлежит объяснению.